«Николай Николаевич Зинин - первый президент Русского химического общества»
презентация к уроку по химии (10 класс)
Автор – Жигалова Наталья Геннадьевна,
учитель химии МАОУ «СОШ» с.Летка
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни….
Н.А.Некрасов
Патриотическое воспитание всегда было неотъемлемой частью воспитательной работы. Однако новое время требует новых форм и методов работы, соответствующих современным требованиям. В настоящее время есть необходимость в активной деятельности самих школьников. Патриотические ценности должны стать жизненно необходимыми для нового поколения. От патриотического и духовного воспитания молодёжи зависит настоящее и будущее России, в том числе ее безопасность, успешность и стабильность. Существенная роль в воспитании патриотизма всегда принадлежала школе. В процессе знакомства с литературой, народным творчеством, историей страны, традициями, именами людей, составляющих национальное достояние России, у учащихся формируется чувство гордости за свою страну и ее народ, возникает чувство сопричастности со всем, что происходит в стране. Понимает ли современная молодежь, что такое патриотизм? Думает ли она о своей роли в жизни общества, судьбе страны? «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины»- так написано в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова. Учитель химии тоже может внести свою лепту в воспитание у учащихся чувства патриотизма. Во всем курсе химии нет более благодарного материала для достижения этой цели, чем уроки, на которых школьники знакомятся с жизнью и деятельностью российских ученых-химиков. Правда, в условиях сокращения числа часов на изучение нашего предмета учитель может выкроить для этого лишь один урок, а за неимением времени часто отказывается даже от него. А напрасно! В этом материале скрыт огромный потенциал: можно не только ликвидировать «белые пятна» в знаниях учащихся, но и достичь различных воспитательных целей.
Для формирования активной жизненной позиции учащихся, развития самоуправления, навыков совместной деятельности для общей социально значимой цели желательно использовать современные формы работы, такие как проекты, клубы, исследовательская и поисковая деятельность. Только активное включение школьников в социальную деятельность и сознательное участие в ней даст возможность достигнуть поставленных задач.
Изучение жизненного и научного пути Зинина имеет большое воспитательное значение. Наш соотечественник – признанный ученый с мировым именем, истинный патриот и гражданин, стремившийся заставить науку служить людям. Помогать своими знаниями процветанию России почитал он своим долгом, почетнейшею обязанностью и священным правом.
Предлагаемый материал может быть полезен учителям химии как для подготовки к урокам, так и для внеурочных мероприятий ( проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров). Этот проект знакомит учащихся с жизнью и деятельностью Н.Н.Зинина как ученого, педагога, общественного деятеля, патриота. Николай Николаевич Зинин прожил долгую и достаточно интересную жизнь, наполненную истинной заботой о благе России. Химическая наука с тех времен ушла далеко вперед, но не стоит забывать, что многие камни в ее фундамент заложили российские ученые – химики, одним из которых был и Зинин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.zip | 1.16 МБ |
Подписи к слайдам:
Учебный проект, посвященный 205 - летию со дня рождения Николая Николаевича Зинина Автор - учитель химии Жигалова Наталья Геннадьевна Тип проекта: информационный ; монопроект (предмет – химия); в нутришкольный ; индивидуальный; долгосрочный
Объект – русский ученый -химик Николай Николаевич Зинин Предмет - жизнь и деятельность Николая Николаевича Зинина Гипотеза – Николай Николаевич Зинин - выдающийся химик России Методы исследования - поисково-исследовательские (сбор информации по предмету исследования- справочники, энциклопедии, газетные вырезки, журналы, научные статьи), анализ и систематизация материалов, оформление работы.
Цель проекта – формировать чувство патриотизма и гордости за ученого-химика Н.Н.Зинина Задачи проекта: - изучить жизнь и научную деятельность Николая Николаевича Зинина; -формировать интерес к изучению предмета «химия» -формировать навыки работы с литературой; -развивать интеллектуальный потенциал, логическое мышление; -совершенствовать навыки самообразования
Результаты проекта
Николай Николаевич Зинин (1812-1880 ) Российский химик-органик, основатель русской научной школы, Первый президент Русского химического общества
Николай Зинин родился 25 августа ( 13 августа по старому стилю) 1812 года в городе Шуша Елизаветпольской губернии, ныне Нагорный Карабах. В 1820 году он был отдан в гимназию, где на протяжении всех лет обучения поражал преподавателей отличной памятью и огромной работоспособностью. В 1830 году Николай Зинин приехал в Казань, чтобы поступить в университет.
Главное здание Казанского университета в 30-е годы XIX века
Н. И. Лобачевский – ректор Казанского университета 1839. 24 ноября 1830 года – первый учебный день в университете, который положил начало новой жизни – жизни , всецело отданной науке. Именно профессор математики Н.И.Лобачевский и профессор И.М.Симонов в первые же дни занятий обратили внимание на способного юношу. «У вас большие возможности,- убеждал его Лобачевский. – Если вы блестяще справляетесь с математикой, преуспеете и в химии. У нас большая потребность в химиках». Железная логика Лобачевского поколебала сомнения Зинина. Николай Николаевич восхищался великим математиком. Зинин согласился и поехал учиться за границу.
Все почти явления, наблюдаемые нами, совершаются под влиянием законов химии. Зинин «Мы не выбираем своих профессий, не назначаем себе жизненной цели - их приносит нам само течение жизни. Направляясь в столицу Пруссии, Николай Николаевич не собирался посвящать свои занятия одной только химии. Он записался на все курсы, читавшиеся в Берлинском университете в 1837/38 учебном году. У Митчерлиха и Розе он слушал теоретическую и прикладную химию; у Дове - метеорологию; у Магнуса и знаменитого Ома - физику; у Дирксена и Дирихле – математику». Новое признание Химия увлекала ученого все больше и больше.
30 января 1841 года в Петербурге защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора естественных наук. В сентябре 1840 года Николай Зинин вернулся в Россию. Петербург середины XIX века.
1841 год – экстраординарный профессор по кафедре химической технологии Казанского университета. Н.Н.Зинин основал школу русских химиков. Многие из учеников Николая Зинина стали известными химиками и внесли огромный вклад в развитие отечественной науки: А.М.Бутлеров, Н.Н.Бекетов, А.П.Бородин, А.Н.Энгельгардт и др.
1842 год - синтез анилина – это открытие новой эры в промышленном производстве синтетических красителей, новых фармацевтических препаратов, душистых веществ Анилин - препарат полученный Зининым Синтез анилина
Процесс получения анилина, описанный ученым 175 лет назад, в 1842 году, получил в дальнейшем название реакции Зинина C 6 H 5 -NO 2 +3H 2 S = C 6 H 5 -NH 2 +3S + 2H 2 O В дальнейшем Н.Н.Зинин усовершенствовал методику восстановления, проводя его в аммиачном спиртовом растворе, т.е. стал употреблять в качестве восстановителя сульфид аммония: C 6 H 5 -NO 2 +3(NH 4 ) 2 S = C 6 H 5 -NH 2 +6NH 3 + 3S + 2H 2 O
Петербургская Медико-хирургическая академия 1847 год – Н.Н.Зинину была предложена кафедра химии в Петербургской Медико-хирургической академии
В химической лаборатории …
Из личной жизни… 1848 год – женитьба на Елизавете Александровне 1851 год-Елизавета 1852 год-Варвара 1854 год -Николай 1850 год- Святослав
1853 год – начало технического применения нитроглицерина CH 2 - ONO 2 | CH-ONO 2 | CH 2 - ONO 2
1858 год -член-корреспондент Академии наук
Много времени ученый проводил в библиотеке, все свои силы и время отдавал науке
В своей домашней лаборатории изучал производные бензоина и горьких миндалей. Н.Н.Зинин получил новый класс соединений – стильбен , толан и уреиды . В научных журналах появляются статьи: «О нитробензиле », «Наблюдения за бензоином», «О бензоине и его производных».
1863 год – открытие Естественноисторического института
Страницы истории 1866 год – путешествие по Уралу. 1867 год – поездка во Францию на Всемирную выставку членом жюри, представил Парижской академии статью «О некоторых фактах, относящихся к веществам стильбеного ряда. Получение лепидена и его производных». 1871 год – участие русских химиков во Всемирной промышленной выставке в Лондоне, на которой были представлены приборы, коллекция препаратов, впервые полученных русскими химиками. Их представлял глава русской школы химиков Н.Н.Зинин.
1868 год – создание Русского химического общества и в течение десяти лет Н.Н.Зинин являлся его президентом
Дом Академии наук на Васильевском острове: на 2-м этаже жил в последние годы Н. Н. Зинин. В нижнем этаже располагалась его химическая лаборатория
1878 год - русский химик был избран почетным членом объединенного Русского физико-химического общества и вручен диплом: « Николаю Николаевичу Зинину. В ознаменование Ваших заслуг, оказанных Вами на поприще науки, и признавая в лице Вашего главного основателя русской химической школы, а также в благодарность за десятилетнее служение Русскому химическому обществу в качестве его Президента, Русское физико-химическое общество, на общем собрании 19 декабря 1878 года, по единогласному предложению отделения химии, избрало Вас почетным членом».
ВЫВОДЫ: Гипотеза исследования подтвердилась –Н.Н.Зинин – выдающийся русский ученый- химик, первый президент Русского химического общества. Биография ученого вызывает чувство гордости за страну, учит работать, быть активным в жизни, патриотом своей страны, показывает, что человеческие возможности безграничны, помогает в будущем стать успешным человеком, пробуждает интерес к предмету. Его открытия используются и сегодня, любил свою страну, стремился помочь своими открытиями людям и стране. "Если бы Зинин не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в истории химии".
«Имя Зинина будут всегда чтить те, которым дороги и близки к сердцу успехи и величие науки в России» (А.М.Бутлеров)
Источники Андрусев М.М.,Андрусева Е.М. Н.Н.Зинин,В.В.Марковников .-Москва: Просвещение, 1977. 2. Меншуткин Б.П. Зинин.-Издательство : Вузовская книга, 2016 3. Фигуровский Н.А., Соловьев Ю.И. Николай Николаевич Зинин. Москва, 1957. 4.http://vikent.ru/author/2957/ 5. http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Zinin.html 6. http://www.peoples.ru/science/chemistry/
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый Президент РФ: официальные хроники
Конспект внеклассного мероприятия гражданско-патриотической направленности....
Портфолио профессиональной деятельности Евдокимова Николая Николаевича учитель информатики и черчения
Евдокимов Николай НиколаевичОбразование:высшее, Якутский государственный университет 1999 г. по специальности инженер - педагог; Якутский государственный университет Институт математики и инфор...
Разработка мероприятия, посвящённого 185-летию Николая Николаевича Ге
Разработка мероприятия, посвящённого 185-летию русского художника Николая Николаевича Ге.Может быть использована на внеклассном мероприятии, посвящённом жизни и творчеству художника. В архиве есть так...
Художник-анималист Кондаков Николай Николаевич
Творчество российского художника-анималиста, зоолога и путешественника Кондакова Николая Николаевича ...
Презентация "100 лет - Николаю Николаевичу Носову"
Презентация "100 лет - Николаю Николаевичу Носову"...
Габов Николай Николаевич, Герой Советского Союза.
О Героях. Помним! Гордимся!...
Статья «Живой автограф», посвященная встрече с детским писателем Николаем Николаевичем Бутенко.
Пояснительная запискаВ рамках месячника школьных библиотек и обращению серьезного внимания к проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в школе проходит встреча с детским писателем Н...