Первый Президент РФ: официальные хроники
план-конспект по истории на тему
Конспект внеклассного мероприятия гражданско-патриотической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_preziden_rf..doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мухаметдинова Альбина Мансуровна
МБВСОУ ЦО «Творчество»
Первый Президент РФ: официальные хроники.
Первый Президент РФ: официальные хроники
Класс: 10-11
Форма урока: круглый стол.
Цель: уяснить особенности становления российской государственности в последнее десятилетие ХХ века путем изучения исторических характеристик и политической деятельности первого президента России.
Задачи:
– формирование отстаивать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса;
– отработка элементов сравнительного анализа и обобщения исторических фактов, умение давать оценку событиям и деятельности роли личности в истории;
– формирование ключевых компетентностей обучающихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность.
Оборудование урока: портреты Б.Н.Ельцина; выставка книг по тематике урока; образцы государственной символики страны.
Время проведения урока: 2 часа.
Основные понятия темы: институт президента, историческая личность и ее роль в истории, курс либеральных реформ, демократизация общества, конституционное оформление существующего строя.
План проведения круглого стола:
1. Подготовительный этап:
1. Определение темы для обсуждения. («Первый Президент РФ: официальные хроники»).
2. Распределение обучающихся по минигруппам. Каждая минигруппа представляет свои самостоятельные исследования о жизни и судьбе первого президента России.
3. Групповое консультирование обучающихся, связанное с отбором материала по проблеме.
4. Подготовка класса для проведения занятия.
2. Обсуждение проблемы:
1) Вступительное слово учителя.
2) Представление участников круглого стола.
3) Выступление представителей микрогрупп (по 5-7 минут).
3. Подведение итогов работы.
Ход урока
- Вступительное слово учителя:
Понятие “историческая личность” обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности личности. Опираясь на мнение известного историка В. О. Ключевского о том, что “историческим личностям свойственны: стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий; отрешенность от национальной замкнутости и исключительности; совестливость во всех делах; стремление сообщать преобразовательным порывам вид таких простых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить”, в ходе урока - дискуссии ответьте на вопрос: можно ли назвать первого Президента России исторической личностью?
1991–1999-й— годы первого Президента России Бориса Николаевича Ельцина. Короткая, но— эпоха. Историческая эпоха, о которой написано уже около сотни книг — и самим Ельциным, и о нем. Целая полка книг!
- Представление участников «Круглого стола».
Учитель по очереди предоставляет право выступления каждой группе, при необходимости задает вопросы, обобщает выступления учащихся.
3) Выступление представителей микрогрупп.
1. Купель и «купели»
1931 год, идет «сплошная коллективизация», а в Бутке у Ельциных — изба, огород да корова. Дед Игнат в печники подался. Церковка одна была на пять деревень, поп крестил новорожденных раз в месяц… Клавдия и Николай ждали своей очереди полдня, когда священник уже так «наугощался», что младенца их чуть в купели не утопил. Мать спасла, вытащила. Батюшка не шибко смутился: «О! Живой? Крепок, стало быть. И быть ему, значит, Борисом!» [3]
Были после и другие «купели», но парень был и вправду крепок.
Отец в 1935 году вырвался из колхоза - отпустили на «стройку социализма», возводить в Березниках калийный комбинат. Там - жилье в дощатом бараке. Там и учился Борис с первого до последнего класса. И - упорный! - учился отлично.
Характер Бориса ковался в тяжелейшие годы. Может быть, поэтому в каждой очередной «купели» он не тонул, а плавал и выплывал. Так было в школе, так же было и в Уральском политехническом, окончив который, он (назначенный мастером участка), отказавшись от должности, освоил ремёсла каменщика, бетонщика, шофера, штукатура, плотника – 12 строительных специальностей. То есть, сам в «купель» окунулся – по своей воле, сознательно.
А воли ему хватало с детства. «Я - мужик уральский», - не раз и не два повторял Борис Николаевич, подразумевая, можно не сомневаться, что это мужик волевой, сильный, решительный, умеющий за себя и за своих постоять.
Эти свойства проявлял он в качестве мастера и прораба, начальника стройуправления, главного инженера крупнейших строительных организаций Свердловска - умел отстоять свою правоту, интересы своего коллектива.
Вот он вспоминает 1961 год, когда работал в стройуправлении: «…Подсчитал, что одновременно меня могут вызвать в 22 организации, начиная от семи райкомов партии и райисполкомов, где мы строим объекты, и заканчивая обкомом партии».
Когда же работать? - спросил он себя. И очень редко ходил в «партийные конторы».
Но судьба (иного слова не найдешь!) привела его в такую именно «контору».
2. Шаг в неведомое
«14 лет проработал на производстве, - пишет Ельцин в своей «Исповеди…», - и вдруг предложение возглавить отдел строительства обкома партии…».
- Я подумаю, - ответил он. Через сутки услышал: «Есть партийная дисциплина. Не надо думать…».
Продолжу цитату: «…Захотелось попробовать сделать новый шаг. Кажется, я так до сих пор и не могу понять, куда он меня привел…» [3].
Есть в этих словах лукавинка: «Исповедь на заданную тему» он опубликовал в 1990 году (за год до президентства) — видел же, куда идет председатель Верховного Совета РСФСР Ельцин.
В 1985-м первый секретарь Свердловского обкома КПСС стал секретарем ЦК КПСС и первым секретарем МГК (Московского горкома). Не шутка!
После Свердловска, уже «первым» в Москве, Борис Николаевич понял, что КПСС - это две партии: миллионов пятнадцать рядовых коммунистов - одна. И минимум полмиллиона по стране - другая, т.е. номенклатура, штатные партработники, уже при коммунизме живущие, в комфорте и сытости [1].
Понял, что М.С.Горбачев, многоречивый и обаятельный, лишь говорит о «перестройке», «ускорении», «демократическом социализме» и т.п.
Вот тогда, когда Ельцин стал говорить об этом, его начали «полоскать», а уж в 1987 году, после знаменитой его речи на пленуме ЦК, а потом на XIX партконференции - его «ушли из политики» на хозяйственную работу.
Но времена изменились коренным образом - Горбачев много раз успел сказать о гласности, об «открытости» партийной работы. И XIX партконференцию показывали в прямом эфире ТВ.
Ельцин, слухи о «неверности линии» которого известны были в стране, с большим трудом стал делегатом конференции, с еще большими усилиями вышел все-таки на ее трибуну. И сказал о том, что выстрадал.
3. С мандатом в руке. Перелом
Слово самому Ельцину, которого в оглашенном списке выступающих не оказалось даже на пятый день конференции:
«…Надо штурмом брать трибуну… Я вытащил свой красный мандат, поднял его над головой… Дошел до президиума, поднялся на три ступеньки к Горбачеву.., сказал: «Я требую дать слово. Или ставьте вопрос на голосование всей конференции». Какое-то минутное замешательство. Наконец он проговорил: «Сядьте в первый ряд». Ну что ж, я сел…».
Его, посовещавшись в президиуме, стали выманивать из зала. Но он знал - выйдет, обратно не впустят.
И все же на трибуну вышел - «взял штурмом». Речь его известна – и стенографический отчет был опубликован, и в своих книгах он приводит ее полностью. Если в двух словах, то опальный Ельцин положил ЦК КПСС на лопатки.
«…В Госстрой, где я работал, пошли телеграммы, письма. И не десять, не сто, а мешками, тысячами… Наш натерпевшийся народ не мог спокойно и без сострадания смотреть, как над человеком издевались…»[3].
Признание исключительно верное: народ всегда за обиженных властью (наш российский менталитет?). И ЦК КПСС открыл Ельцину дорогу в Верховный Совет и, наконец, в Президенты. Миллионы избирателей голосовали против КПСС, то есть за Б.Н.Ельцина.
4. Девять лет у руля
Президента Российской Федерации избирали 12 июня 1991 года. Безоговорочную победу одержал Борис Ельцин - 57,3 процента голосов. Семерым другим претендентам достались остальные проценты - кому 18, а кому и 0,8% [1].
«Уральский мужик», родившийся в глухом уральском селе, в 60 лет стал главным должностным лицом в громадной стране. Навалились такие заботы, такие проблемы, что и вообразить трудно. И рассказать в газете невозможно. Возьмите книжки его и о нем - там о президентских делах, победах и ошибках весьма подробно сказано.
Девять лет у руля. А вернее (вспомним начало) - постоянно «у сетки». Устал Борис Николаевич смертельно.
5. Урал - его опора
С родиной, со Свердловской областью Борис Николаевич никогда не терял связи. Здесь - однокурсники, которые с 1960 года каждые пять лет встречаются, славят УПИ (УГТУ), собирая компанию то на Таватуе, то на Хрустальной, то на теплоходе плавали из Перми по Каме и Волге.
А главное - здесь масса людей, знающих и помнящих Ельцина строителем и секретарем обкома; они всегда готовы были поддержать его в трудную и решительную минуту.
Вспомним историю с ГКЧП – в области в тот же день, когда Ельцин обратился к народу, прошли сотни митингов. В поддержку позиции президента, избранного два месяца назад!
С Уралом связывал его и…Россель. Оба они - строители, знакомы с 60-х годов.
Когда Борис Николаевич стал Президентом РФ, было всякое. Но объединяло их неравнодушное отношение к будущему Урала и России. Оба стремились сделать главное - улучшить жизнь человека-труженика, создать такие условия, при которых развивались бы общество и экономика, что в конечном итоге приведет к повышению качества жизни россиян.
Они не раз, не два встречались, решая важнейшие вопросы развития хозяйства Свердловской области, обсуждая проблемы федерализма, социальной сферы и т.п.
Учитель: выслушав представителей групп, давайте попробуем проанализировать личность первого Президента России и дадим слово экспертам.
6. Анализ личности Б.Н.Ельцина
Этот анализ будет более чем краток. В силу этого он проведен на примере использования только одной книги - "Исповедь на заданную тему".
В личности Ельцина Б.Н. с раннего детства присутствуют все признаки предрасположенности к деятельности в экстремальных, стрессовых ситуациях. С первого до последнего класса он был старостой в школе. Учился хорошо, но с дисциплиной были проблемы. Был заводилой в классе, участвовал в групповых драках (по 60 - 100 человек) - "Я всегда участвовал в этих боях...". В жизни Б.Ельцин постоянно с кем-то конфликтовал. Так было с учительницей немецкого языка, с классной руководительницей, с отцом и т.д. При этом с детства Б.Ельцин был, как личность запрограммирован на успех в конфликтах с другими. Даже когда у него отобрали свидетельство о семилетнем образовании, Б.Ельцин добился создания комиссии по проверке работы классного руководителя, которая и отстранила ее от работы в школе. При этом в конфликтах Б.Ельцин был достаточно расчетлив: негативаная оценка учителя была сделана на торжественном собрании по поводу выпуска, но не до выписки свидетельства об окончании семи классов средней школы. Б.Ельцин испытывал удовлетворение от стрессов. В силу этого он избирал для походов самые опасные маршруты, в которых оказывались порой без питания и т.д.; мог перелезть через полосы колючей проволокой и стащить гранаты из склада военных, когда отчетливо понимал, что его могут просто подстрелить (часовой стрелял без предупреждения); мог залезть на башенный кран для его спасения, когда вокруг свирепствовала буря. Б.Ельцин смог спасти машину и спастись сам, когда на переезде машина с бетоном заглохла.
Стремление достичь какую-то значимую цель, что-то преодолеть, активность, напористость сочеталось у Бориса Николаевича с неосознаваемой потребностью иметь зрителей, наблюдателей. Не случайно речь против классной руководительницы была произнесена на торжественном собрании по поводу выпуска. Граната, которая была изъята со склада, разбиралась в присутствии зрителей (ребят - сверстников), которых, к счастью, Борис Ельцин заставил отойти подальше, а сам отделался только потерей пальцев рук. Игра в волейбол, тренировка женской сборной также связана с вниманием, особым отношением окружающих. Кстати, психодиагностика спртсменов, выбравших коллективные игры, показывает, что у многих из них повышенная истероидность.
В биографии Б.Ельцина присутствуют факты, которые подтверждают то, что обычно такие люди как Б.Н.Ельцин в силу своего психологического портрета на первичных должностях достаточно конфликтны и не относятся к наиболее дисциплинированным, исполнительным подчиненным: он мог в год получить 17 взысканий.
Сверхценная идея, цель деятельности Б.Ельцина мобилизовывала его на достижение казалось бы недостижимого. В спорте он занимался лыжами, гимнастикой, легкой атлетикой, десятиборьем, боксом, борьбой, волейболом. Смог вывести из тайги больных тифом друзей, экстерном сдать экзамены за 10 класс, имея времени только полгода для подготовки. Сумел получить 12 рабочих специальностей. Сумел "завалить" классную руководительницу, многих начальников, СССР и т.д.
Б.Ельцин тонко чувствовал психологию людей в период стрессовых реакций и учитывал ее в своей деятельности. Вот один из фрагментов воспоминаний: "...Работали с заключенными. Я сразу решил сломать традицию, когда им выводили такую заработную плату, какую они диктовали... И вот заходит ко мне в маленькую комнатушку мастера такой громила, с топором в руках, поднимает его, заносит надо мной и говорит: "Закроешь наряды так, как полагается? Как до тебя, щенок, всегда закрывали? Я говорю: "Нет". "Ну тогда, имей в виду, терять мне уже нечего, прибъю тебя и не пикнешь". Я чувствую по глазам, что он совершенно спокойно грохнет мне по башке, даже не моргнет. Я мог, конечно, увернуться или попытаться физически с ним как-то справится, хотя тесно, комната маленькая, а топор он уже над моей головой занес. И тогда я решил действовать неожиданно. Голос у меня очень громкий, сильный, да еще в этой комнатушке... Я во все горло, как рыкну, причем резко, глядя в глаза: "Пошел вон!". Вдруг он опустил топор, выронил его из рук, повернулся и, согнув спину, молча вышел"[3].
Эти биографические факты делают более понятными и просто мастерское поведение Б.Ельцина в критические политические ситуации в стране.
Итак, биография Б.Ельцина подсказывает, что его личностные особенности не просто налагаются на модель личности успешного руководителя, но выражены даже весьма рельефно. Для Б.Ельцина характерны черты лидера, наиболее полно проявляющегося в критические, стрессовые ситуации. В то же время "Потребность доминирования в жизни приводит к тому, что это заставляет манипулировать людьми, давить на них, психологически отторгать их от себя и тем самым обрекают данную личность на психологическое одиночество и т.д."
Такие фигуры как Б.Ельцин - то крупные фигуры периода бурь и революций, это фигуры революционных перемен. Однако после таких перемен должна наступить эпоха стабилизации, планомерной деятельности, созидания. Этим потребностям соответствуют несколько иные, черты характера личности.
- Поведение итогов
Учитель: Бориса Николаевича Ельцина не стало 23 апреля 2007 г. Он умер в Центральной клинической больнице Москвы от остановки сердца и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Несмотря на негативные оценки правления этого лидера, память Ельцина увековечена.
Главная улица в Екатеринбурге 8 апреля 2008 г. была переименована в улицу Бориса Ельцина.
23 апреля 2008 г.состоялась торжественная церемония открытия памятника Борису Николаевичу Ельцину на Новодевичьем кладбище в Москве, тогда же Уральскому государственному техническому университету было присвоено имя Б. Ельцина.
1 февраля 2011 года в честь 80-летия со дня рождения Первого Президента России в Екатеринбурге в присутствии настоящего Президентом РФ Д.А.Медведева был торжественно открыт памятник Б.Н.Ельцину.
Б.Н.Ельцин написал 3 книги:
990 г. - «Исповедь на заданную тему»;
1994 г.- «Записки Президента»;
2000 г.- «Президентский марафон», стал лауpеатом Междунаpодной литеpатуpной пpемии "Капpи-90".
В круге российских чиновников одно время было модно заниматься одним из любимых занятий Ельцина - игрой в теннис.
Ельцин был Почетным гражданином гг. Казани, Еревана (Армения), Самарской области, Туркменистана, награжден в 1981 г орденом Ленина, орденом “Знак Почета”, двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Б.Н.Ельцину 12 ноября 1991 г. Международной ассоциацией политических консультантов присуждена медаль демократии, учрежденная в 1982 г., имел высшую государственную награду Италии - Орден Кавалера Большого Креста, был Кавалером Мальтийского Ордена.
Список литературы
- Волкогонов Д.А. «Этюды о времени». - М.:Новости, АСТ,1998.-416с.
- Волобуев О.В. Политическая история современной России на уроках. // Преподавание истории в школе. - 2001. - №1.-С. 42-48
- Ельцин Б.Н. «Исповедь на заданную тему». - М.: Независимое изд-во ПИК, - ЦДЛ, 1990.
- Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе - Волгоград: Учитель, 2001.
- Островский В.П. История России. ХХ век. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, ч.II. - М., 1996;
- Селезнев Г.К. Новейшая история России и Запада - М., 1998. Эхо Планеты. – 2000. – №22.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Структура (примерный план описания жизни и деятельности исторических лиц)
- Годы жизни или правления.
- Краткая биография.
- Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
- Предшественники и последователи, положения, которые показывают сходства и различия взглядов.
- Историческое значение данной личности.
- Характеристика исторической эпохи, в которой действовала эта личность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности
- Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
- Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
- Интересы какого класса выражает исторический деятель?
- Значение его личных качеств.
- Оценка результатов деятельности исторической личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Памятка – алгоритм по требованиям к качеству речи
- Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
- Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами и формулирование выводов.
- Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств.
- Правильность и чистота речи.
- Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
- Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Критерии оценки сообщений учащихся
- Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы.
- Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения, выражено ли свое отношение.
- Риторика: лаконичность, образное выражение мыслей и чувств, путем использования различных языковых средств, владение исторической терминологией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Назарбаев - Первый Президент Казахстана"
Разработка устного журнала - беседы по теме "НАзарбаев - Первый Президент Республики Казахстана". Данная разработка будет интересна классным руководителям при планировании мероприятий, посвященн...
Россия наших дней: шаги первых президентов
На данном уроке рассматриваются особенности становления российской государственности на современном этапе путем изучения исторических характеристик и политической деятельности первых президентов Росси...
Горбачев М. С .- первый президент СССР
Презентация о деятельности М. С. Горбачева...
Внеклассное мероприятие по истории Казахстана для средних классов, посвященное Дню Первого Президента «1 декабря – праздник патриотов»
Расширение знаний учащихся о современном развитии Казахстана, о лидере казахстанского народа, Первом Президенте Республики Казахстан Нурсултане Абишевиче Назарбаеве.- дать возможность каждому учащемус...
Сочинения учащихся 5-х классов, посвящённых Дню Первого Президента.
Сочинения конкурсные, посвящённые Дню Первого Президента Республики Казахстан....
Сочинения учащихся 5-х классов, посвящённых Дню Первого Президента.
Сочинения конкурсные, посвящённые Дню Первого Президента Республики Казахстан....
Урок истории. Итоги правления первого президента России Ельцина Б.Н. 11 класс.
Итоги правления первого президента России Ельцина Б.Н...