Из опыта работы.
статья по химии
Из опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Практика показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока химии с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеклассные занятия справедливо рассматриваются здесь как важная составная часть работы учителя
Курс внеурочной деятельности «Чудеса в пробирке». В 2015-2016 учебном году на базе учащихся 5-х классов школы №7 проводился курс внеурочной деятельности «Чудеса в пробирке». Рабочая программа курса в 5-7 классах составлена на основе авторской программы «Введение в химию» Чернобельской Г.М., и Дементьева А.И М. «Владос», 2008. Составитель программы: Белоус Ирина Петровна, учитель химии и биологии первой квалификационной категории. Главная цель курса — развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.
Тема №1 “Химическая лаборатория” Практические работы № 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии. №2 Знакомство с химической лабораторией Практическая работа №3 Признаки и условия химических реакций.
Тема №2 “Химия и планета Земля” Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека. Вода. Свойства воды. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Практическая работа №4 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»
Практическая работа №5 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров». Практическая работа №6 «Обнаружение таннина в чае»
В результате данная тема так понравилась детям, что пришлось отойти от плана. Ими были приготовлены презентации о получении разных сортов чая, о китайской чайной церемонии. А накануне Нового года мы устроили чаепитие с элементами китайской чайной церемонии. А дети принесли разные сорта чая, в том числе и домашние травяные чаи
Растворы насыщенные и ненасыщенные. Кристаллы. Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Растения – индикаторы. Испытывая растворы разных веществ индикаторами, учащиеся попросили попробовать сливать вместе растворы, что получится. В результате неожиданно получился раствор триколор, что очень их обрадовало.
Состав земной коры. Минералы и горные породы. Природные ресурсы и их химическая переработка. Здесь мы изучали коллекции минералов. Учащиеся приготовили компьютерные презентации о драгоценных камнях.
Практическая работа №7 «Исследование качественного состава минеральных вод, которые продаются в торговой сети города».
Практическая работа №8 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты» Практическая работа №9 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья».
Тема №3 “История химии” Алхимический период в истории химии. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. Химическая революция. Основные направления развития современной химии.
Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету .
В результате: сформированы первичные представления о простейших химических понятиях: тело, вещество, молекула, атом; о физических явлениях и химических реакциях; сформированы практические умения и навыки, например, умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; расширены представления учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека; развивались познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы; расширялся кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации; развивалось умение анализировать информацию, выделять главное, интересное. формировалось понимание необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам; учились слушать товарищей, развивался интерес к познанию; воспитывалась экологическая культура.
«Я не перестаю удивляться, как мы химики могли прошляпить такой плодотворный возраст, 10-11 лет, когда интерес к науке, знаниям вообще, и способность к развитию являются физиологической потребностью детей. А в 14-15 лет возникают совсем другие физиологические потребности…» Войнова И.Ю. учитель биологии и химии , ГБОУ СОШ № 1934, ЮВАО Москвы
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Совершенствование школьного химического образования через внеурочную деятельность
Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии. Это перегрузка курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему и сокращение объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей школе.
Практика показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока химии с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеклассные занятия справедливо рассматриваются здесь как важная составная часть работы учителя.
В последние годы, с введением новых стандартов, появилась возможность проводить курсы внеурочной деятельности, начиная с 5 класса. Здесь весьма важно найти стимулы, которые могли бы заинтересовать учащихся еще до того, как они глубже познакомятся с предметом в порядке прохождения школьной программы. Таким стимулом могут быть элементы занимательности, внешней эффектности различных демонстраций, элементы игры и театрализации. Разумеется, скуке не место и на уроке, но внеклассная работа предоставляет исключительно большие возможности для пробуждения интереса учащихся к химической науке. При выборе организационных форм, методов подачи материала и содержания внеклассной работы необходимо тщательно учитывать возрастные особенности учащихся, вводить элементы занимательности во внеклассные мероприятия.
В 2015-2016 учебном году на базе учащихся 5-х классов школы №7 проводился курс внеурочной деятельности «Чудеса в пробирке».
Рабочая программа курса в 5-7 классах составлена на основе авторской программы «Введение в химию» Чернобельской Г.М., и Дементьева А.И М. «Владос», 2008. Составитель программы: Белоус Ирина Петровна, учитель химии и биологии первой квалификационной категории.
Главная цель курса — развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.
В соответствии с возрастом учащихся применялись разнообразные формы деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация.
Сегодня мне хотелось бы кратко познакомить вас с содержанием данного курса.
Тема №1 “Химическая лаборатория”
Правила техники безопасности. Химическая лаборатория. Химическая посуда. Лабораторный штатив. Спиртовка. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
Практические работы
№ 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.
№2 Знакомство с химической лабораторией
№3 Признаки и условия химических реакций.
Тема №2 “Химия и планета Земля” - 12 часов
Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека. Вода. Свойства воды. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Практическая работа №4 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров».
Практическая работа №5
«Обнаружение таннина в чае»
В результате данная тема так понравилась детям, что пришлось отойти от плана. Ими были приготовлены презентации о получении разных сортов чая, о китайской чайной церемонии. А накануне Нового года мы устроили чаепитие с элементами китайской чайной церемонии. А дети принесли разные сорта чая, в том числе и домашние травяные чаи
Практическая работа №6 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»
Растворы насыщенные и ненасыщенные. Кристаллы. Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Растения – индикаторы.
Испытывая растворы разных веществ индикаторами, учащиеся попросили попробовать сливать вместе растворы, что получится. В результате неожиданно получился раствор триколор, что очень их обрадовало.
Состав земной коры. Минералы и горные породы. Природные ресурсы и их химическая переработка. Здесь мы изучали коллекции минералов. Учащиеся приготовили компьютерные презентации о драгоценных камнях.
Практическая работа №7 «Исследование качественного состава минеральных вод, которые продаются в торговой сети города».
Практическая работа №8 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты»
Практическая работа №9 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья».
Завершает изучение курса
Тема №3 “История химии” - 6 часов
Алхимический период в истории химии. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. Химическая революция. Основные направления развития современной химии.
Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету.
Я не перестаю удивляться, как мы химики могли прошляпить такой плодотворный возраст, 10-11 лет, когда интерес к науке, знаниям вообще, и способность к развитию являются физиологической потребностью детей. А в 14-15 лет возникают совсем другие физиологические потребности… Войнова И. Ю.
учитель биологии и химии , ГБОУ СОШ № 1934, ЮВАО Москвы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Брайан Трейси - популярный американский инфобизнесмен и автор более 60-ти книг об успехе, саморазвитии, менеджменте, лидерстве и многом другом.
«Для успеха нужно обладать всеми ключевыми навыками в своей профессии. Их всего 5-7»
Базовые умения и навыки учителя химии: 1.Проектировочный - иметь чёткое представление о перспективных задачах, стратегиях и способах их выполнения -уметь грамотно планировать курс и методику проведения занятий. .
Базовые умения и навыки учителя химии: 2. Конструктивный - отбор самого важного материала - выстраивание уроков, не похожих друг на друга. .
Базовые умения и навыки учителя химии: 3. Организаторский - умение организовать и себя, и учащихся на необходимые виды деятельности .
Базовые умения и навыки учителя химии: 4. Коммуникативный Коммуникация по горизонтали: педагог – учащиеся, Коммуникация по вертикали: администрация – коллеги – педагог.
Базовые умения и навыки учителя химии: 5. Гностический - изучение нового по предмету и методике его преподавания - изучение и анализ своей деятельности.
Инвестируйте 3% своих денег в учёбу, это принесёт вам дополнительный доход; 1 час в день выделяйте на самообразование.
«Успех в профессии зависит от самого слабого у вас ключевого навыка»
- Что мешает мне в работе? - Что нужно исправить? Чему необходимо научиться?
«Любому навыку можно научиться»
Компетенция - некий аналог умения превращать (выбирать и комбинировать) знания, умения и навыки (ресурсы в широком смысле) в эффективное поведение при данных обстоятельствах.
Выделяют 9 основных компетенций учителя.
1.Социально-психологическая компетенция , связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития. 2.Профессионально-коммуникативная компетенция , определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса. 3.Общепедагогическая компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики. 4.Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания. 5.Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность. 6.Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности. 7.Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий. 8.Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора. 9.Креативная компетенция, т.е. умение учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Выводы: Для того, чтобы педагог владел необходимыми педагогическими компетенциями, требуется осознание им необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры, дальнейшего развития и обучения.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Мы знаем, что важным моментом в воспитании ученика является формирование у него чувства успешности и уверенности в своих силах. Это необходимо и взрослому человеку, а особенно учителю.
В настоящее время появилось много доступной, интересной информации из зарубежных стран: от педагогов, психологов.
Меня заинтересовали книги и лекции американца Брайана Трейси. Он является популярным инфобизнесменом и автором более 60-ти книг об успехе, саморазвитии, менеджменте, лидерстве и многом другом.
Мне захотелось переложить эти знания на свою профессию. Особенно заинтересовали такие его высказывания:
- «Для успеха нужно обладать всеми ключевыми навыками в своей профессии. Их всего 5-7»
Просмотрев множество информации, считаю, что лучше всего для педагога эти навыки изложены у Н.В. Кузьминой.
Базовые умения и навыки учителя химии
- Проектировочный.
Обладать таким навыком, это значит, иметь чёткое представление о перспективных задачах, стратегиях и способах их выполнения. Уметь грамотно планировать курс и методику проведения занятий.
Для учителя химии данный навык очень важен, так как число уроков в неделю небольшое, и, кроме основных тем, необходимо найти время для дополнительного материала, который нужен будет ученику при сдаче ЕГЭ.
Например, изучая в 8 классе строение атома, сразу учимся писать и электронные, и графические формулы, чтобы постепенно отработать данные умения.
В 9 классе я обязательно включаю темы, которых нет в учебнике О.С.Габриеляна. Например, «Скорость химической реакции», «Химическое равновесие» перед изучением темы «Производство серной кислоты». Также «Решение задач на избыток вещества».
В конце 9 класса по разделу «Органическая химия» стараемся отработать умения составлять названия алканов разветвленного строения и по названиям составлять структурные формулы, учим наизусть названия алканов, усваиваем понятия «гомология» и «изомерия» и знакомимся с основными классами органических веществ. То есть, в основной школе уже планируется материал на опережение.
Прорешивая варианты ЕГЭ, я выписываю для себя вопросы, которые не входят в базовую программу, стараюсь их давать ученикам на элективном предмете.
- Конструктивный компонент. Он предусматривает отбор самого важного материала и выстраивание уроков, не похожих друг на друга. Как правило, каждый учитель владеет элементами нескольких педагогических технологий. Стараюсь использовать элементы ИКТ, модульной, проектной технологии, здоровьесбережения, игровые и другие. Всегда соблюдаю принцип «показать всё, что можно»: опыты, демонстрации, презентации, видео.
Однако, учитывая современные требования к уроку по ФГОС, всё же считаю, что хорошие базовые знания, заучивание теории тоже необходимы ученику, как и всегда.
- Организаторский навык означает умение организовать и себя, и учащихся на необходимые виды деятельности.
В первом случае – это вопрос самодисциплины.
Во втором – дело обстоит сложнее, так как по новым стандартам учитель должен уметь организовать детей и на творческую работу, и на самоанализ и на многое другое, и этому приходится учиться.
- Коммуникативные навыки должны выстраиваться только в позитивном, положительном ключе.
Здесь тоже два основных направления:
Коммуникация по горизонтали: педагог – учащиеся и
Коммуникация по вертикали: администрация – коллеги – педагог.
- Гностический навык (с греч. гнозис – познание)
включает в себя как изучение нового по предмету и методике его преподавания, так и изучение и анализ своей деятельности.
Данный навык очень важен для нас. Брайан Трейси даёт такие советы:
а) инвестируйте 3% своих денег в учёбу, это принесёт вам потом дополнительный доход;
б) 1 час в день необходимо выделять на самообразование.
И, наконец, второе, очень интересное его высказывание:
- «Успех в профессии зависит от самого слабого у вас ключевого навыка»
В биологии мы это знаем как Закон ограничивающего (лимитирующего) фактора (т.н. «бочка Либиха»)
Здесь нужно задуматься и ответить на вопрос: что мешает мне в работе? Что нужно исправить? Чему необходимо научиться?
И далее Б.Трейси оптимистично утверждает:
- «Любому навыку можно научиться»
Успешность учителя, ребенка и любого человека измеряется по отношению к его личности, а не в сравнении с другими людьми. Если есть положительная динамика, значит человек на пути к успеху.
Современный учитель в своей работе должен реализовать государственные образовательные стандарты. Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода, на развитие личности учеников. В связи с этим меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей.
Сейчас вместо понятий ЗУН используют понятие «компетенция».
Компетенция - некий аналог умения превращать (выбирать и комбинировать) знания, умения и навыки (ресурсы в широком смысле) в эффективное поведение при данных обстоятельствах.
Хорошо это иллюстрирует данная схема:
Выделяют 9 основных компетенций учителя.
1.Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
2.Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
3.Общепедагогическая компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
4.Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
5.Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
6.Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
7.Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
8.Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
9.Креативная компетенция, т.е. умение учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
И это далеко не всё.
Здесь приведены лишь некоторые компетенции, которые должен освоить педагог. Для того чтобы педагог владел этими компетенциями, требуется осознание им необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры, дальнейшего развития и обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...