Из опыта работы.
статья по химии

Гусарова Любовь Федоровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совершенствование школьного химического образования через внеурочную деятельность Гусарова Л.Ф. МБОУ СОШ №7

Слайд 2

Практика показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока химии с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеклассные занятия справедливо рассматриваются здесь как важная составная часть работы учителя

Слайд 3

Курс внеурочной деятельности «Чудеса в пробирке». В 2015-2016 учебном году на базе учащихся 5-х классов школы №7 проводился курс внеурочной деятельности «Чудеса в пробирке». Рабочая программа курса в 5-7 классах составлена на основе авторской программы «Введение в химию» Чернобельской Г.М., и Дементьева А.И М. «Владос», 2008. Составитель программы: Белоус Ирина Петровна, учитель химии и биологии первой квалификационной категории. Главная цель курса — развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.

Слайд 4

Тема №1 “Химическая лаборатория” Практические работы № 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии. №2 Знакомство с химической лабораторией Практическая работа №3 Признаки и условия химических реакций.

Слайд 5

Тема №2 “Химия и планета Земля” Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека. Вода. Свойства воды. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Слайд 6

Практическая работа №4 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»

Слайд 7

Практическая работа №5 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров». Практическая работа №6 «Обнаружение таннина в чае»

Слайд 8

В результате данная тема так понравилась детям, что пришлось отойти от плана. Ими были приготовлены презентации о получении разных сортов чая, о китайской чайной церемонии. А накануне Нового года мы устроили чаепитие с элементами китайской чайной церемонии. А дети принесли разные сорта чая, в том числе и домашние травяные чаи

Слайд 9

Растворы насыщенные и ненасыщенные. Кристаллы. Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Растения – индикаторы. Испытывая растворы разных веществ индикаторами, учащиеся попросили попробовать сливать вместе растворы, что получится. В результате неожиданно получился раствор триколор, что очень их обрадовало.

Слайд 10

Состав земной коры. Минералы и горные породы. Природные ресурсы и их химическая переработка. Здесь мы изучали коллекции минералов. Учащиеся приготовили компьютерные презентации о драгоценных камнях.

Слайд 11

Практическая работа №7 «Исследование качественного состава минеральных вод, которые продаются в торговой сети города».

Слайд 12

Практическая работа №8 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты» Практическая работа №9 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья».

Слайд 13

Тема №3 “История химии” Алхимический период в истории химии. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. Химическая революция. Основные направления развития современной химии.

Слайд 14

Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету .

Слайд 15

В результате: сформированы первичные представления о простейших химических понятиях: тело, вещество, молекула, атом; о физических явлениях и химических реакциях; сформированы практические умения и навыки, например, умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; расширены представления учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека; развивались познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы; расширялся кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации; развивалось умение анализировать информацию, выделять главное, интересное. формировалось понимание необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам; учились слушать товарищей, развивался интерес к познанию; воспитывалась экологическая культура.

Слайд 16

«Я не перестаю удивляться, как мы химики могли прошляпить такой плодотворный возраст, 10-11 лет, когда интерес к науке, знаниям вообще, и способность к развитию являются физиологической потребностью детей. А в 14-15 лет возникают совсем другие физиологические потребности…» Войнова И.Ю. учитель биологии и химии , ГБОУ СОШ № 1934, ЮВАО Москвы

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Совершенствование школьного химического образования через внеурочную деятельность

     Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии. Это перегрузка курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему и сокращение объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей школе.

      Практика показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока химии с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеклассные занятия справедливо рассматриваются здесь как важная составная часть работы учителя.

      В последние годы, с введением новых стандартов, появилась возможность проводить курсы внеурочной деятельности, начиная с 5 класса.  Здесь  весьма важно найти стимулы, которые могли бы заинтересовать учащихся еще до того, как они глубже познакомятся с предметом в порядке прохождения школьной программы. Таким стимулом могут быть элементы занимательности, внешней эффектности различных демонстраций, элементы игры и театрализации. Разумеется, скуке не место и на уроке, но внеклассная работа предоставляет исключительно большие возможности для пробуждения интереса учащихся к химической науке. При выборе организационных форм, методов подачи материала и содержания внеклассной работы необходимо  тщательно учитывать возрастные особенности учащихся, вводить элементы занимательности во внеклассные мероприятия.

       В 2015-2016 учебном году на базе учащихся 5-х классов школы №7 проводился курс внеурочной деятельности «Чудеса в пробирке».

Рабочая программа курса в 5-7 классах составлена на основе авторской программы «Введение в химию» Чернобельской Г.М., и  Дементьева  А.И М. «Владос», 2008.   Составитель программы: Белоус Ирина Петровна, учитель химии и биологии  первой квалификационной категории.

Главная цель курса — развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.

В соответствии с возрастом учащихся применялись разнообразные формы деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация.

Сегодня мне хотелось бы кратко познакомить вас с содержанием данного курса.

Тема №1 “Химическая лаборатория”

Правила техники безопасности. Химическая лаборатория. Химическая посуда. Лабораторный штатив. Спиртовка. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Практические работы

№ 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.

№2 Знакомство с химической лабораторией

№3 Признаки и условия химических реакций.

D:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\IMG_13112015_161643.jpg

Тема №2 “Химия и планета Земля” - 12 часов

Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека. Вода. Свойства воды. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

D:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\Camera\IMG_04122015_151612.jpgD:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\Camera\IMG_04122015_151604.jpg

Практическая работа №4 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров».  

D:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\IMG_20112015_150230.jpg

Практическая работа №5

 «Обнаружение таннина в чае»

D:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\IMG_20112015_150753.jpgD:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\Camera\IMG_11122015_151121.jpg

В результате данная тема так понравилась детям, что пришлось отойти от плана. Ими были приготовлены презентации о получении разных сортов чая, о китайской чайной церемонии. А накануне Нового года мы устроили чаепитие с элементами китайской чайной церемонии. А дети принесли разные сорта чая, в том числе и домашние травяные чаи

Практическая работа №6 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»

D:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\Camera\IMG_04122015_153415.jpg      D:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\Camera\IMG_04122015_151533.jpg

Растворы насыщенные и ненасыщенные. Кристаллы.  Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Растения – индикаторы.

 

Испытывая растворы разных веществ индикаторами, учащиеся попросили попробовать сливать вместе растворы, что получится. В результате неожиданно получился раствор триколор, что очень их обрадовало.

D:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\IMG_27112015_150459.jpgD:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\IMG_27112015_150508.jpg

Состав земной коры. Минералы и горные породы.  Природные ресурсы и их химическая переработка. Здесь мы изучали коллекции минералов. Учащиеся приготовили компьютерные презентации о драгоценных камнях.

D:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\IMG_18122015_144355.jpgD:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\IMG_18122015_144408.jpgD:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\IMG_18122015_144420.jpg

Практическая работа №7 «Исследование качественного состава минеральных вод, которые продаются в торговой сети города».

D:\Информация\Документы\Моя работа\Внеурочка\Чудеса в пробирке\Это мы!!!\IMG_23102015_161548.jpg

Практическая работа №8 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты»

Практическая работа №9 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья».

Картинки по запросу картинки ягоды и фрукты

Завершает изучение курса

Тема №3 “История химии” - 6 часов

Алхимический период в истории химии. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. Химическая революция. Основные направления развития современной химии.

Картинки по запросу картинка алхимик     Картинки по запросу картинка современный химик

Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету.

Я не перестаю удивляться, как мы химики могли прошляпить такой плодотворный возраст, 10-11 лет, когда интерес к науке, знаниям вообще, и способность к развитию являются физиологической потребностью детей. А в 14-15 лет возникают совсем другие физиологические потребности… Войнова И. Ю.

учитель биологии и химии , ГБОУ СОШ № 1934, ЮВАО Москвы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гусарова Л.Ф. МБОУ СОШ №7 Ключевые умения и навыки учителя химии, необходимые для успешной профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС

Слайд 2

Брайан Трейси - популярный американский инфобизнесмен и автор более 60-ти книг об успехе, саморазвитии, менеджменте, лидерстве и многом другом.

Слайд 3

«Для успеха нужно обладать всеми ключевыми навыками в своей профессии. Их всего 5-7»

Слайд 4

Базовые умения и навыки учителя химии: 1.Проектировочный - иметь чёткое представление о перспективных задачах, стратегиях и способах их выполнения -уметь грамотно планировать курс и методику проведения занятий. .

Слайд 5

Базовые умения и навыки учителя химии: 2. Конструктивный - отбор самого важного материала - выстраивание уроков, не похожих друг на друга. .

Слайд 6

Базовые умения и навыки учителя химии: 3. Организаторский - умение организовать и себя, и учащихся на необходимые виды деятельности .

Слайд 7

Базовые умения и навыки учителя химии: 4. Коммуникативный Коммуникация по горизонтали: педагог – учащиеся, Коммуникация по вертикали: администрация – коллеги – педагог.

Слайд 8

Базовые умения и навыки учителя химии: 5. Гностический - изучение нового по предмету и методике его преподавания - изучение и анализ своей деятельности.

Слайд 9

Инвестируйте 3% своих денег в учёбу, это принесёт вам дополнительный доход; 1 час в день выделяйте на самообразование.

Слайд 10

«Успех в профессии зависит от самого слабого у вас ключевого навыка»

Слайд 11

- Что мешает мне в работе? - Что нужно исправить? Чему необходимо научиться?

Слайд 12

«Любому навыку можно научиться»

Слайд 13

Компетенция - некий аналог умения превращать (выбирать и комбинировать) знания, умения и навыки (ресурсы в широком смысле) в эффективное поведение при данных обстоятельствах.

Слайд 14

Слайд 15

Выделяют 9 основных компетенций учителя.

Слайд 16

1.Социально-психологическая компетенция , связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития. 2.Профессионально-коммуникативная компетенция , определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса. 3.Общепедагогическая компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики. 4.Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания. 5.Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность. 6.Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности. 7.Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий. 8.Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора. 9.Креативная компетенция, т.е. умение учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Слайд 17

Выводы: Для того, чтобы педагог владел необходимыми педагогическими компетенциями, требуется осознание им необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры, дальнейшего развития и обучения.

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мы знаем, что важным моментом в воспитании ученика является формирование у него чувства  успешности и уверенности в своих силах. Это необходимо и  взрослому человеку, а особенно учителю.

В настоящее время появилось много доступной, интересной  информации из зарубежных стран: от педагогов, психологов.

Меня заинтересовали книги и лекции американца Брайана Трейси. Он является популярным инфобизнесменом и автором более 60-ти книг об успехе, саморазвитии, менеджменте, лидерстве и многом другом.

Мне захотелось переложить эти знания на свою профессию. Особенно заинтересовали такие его высказывания:

  1. «Для успеха нужно обладать всеми ключевыми навыками в своей профессии. Их всего 5-7»

Просмотрев множество информации, считаю, что лучше всего  для педагога эти навыки изложены у Н.В. Кузьминой.

Базовые умения и навыки учителя химии

  1. Проектировочный.

Обладать таким навыком, это значит, иметь чёткое представление о перспективных задачах, стратегиях и способах их выполнения. Уметь грамотно планировать курс и методику проведения занятий.

Для учителя химии данный навык очень важен, так как число уроков в неделю небольшое, и, кроме основных тем, необходимо найти время для дополнительного материала, который нужен будет ученику при сдаче ЕГЭ.

Например, изучая в 8 классе строение атома, сразу учимся писать и электронные, и графические формулы, чтобы постепенно отработать данные умения.

В 9 классе я обязательно включаю темы, которых нет в учебнике О.С.Габриеляна. Например, «Скорость химической реакции», «Химическое равновесие» перед изучением темы «Производство серной кислоты». Также «Решение задач на избыток вещества».

В конце 9 класса по разделу «Органическая химия» стараемся отработать умения составлять названия алканов разветвленного строения и по названиям составлять структурные формулы, учим наизусть названия алканов, усваиваем понятия «гомология» и «изомерия» и знакомимся с основными классами органических веществ. То есть, в основной школе уже планируется материал  на опережение.

Прорешивая варианты ЕГЭ, я выписываю для себя вопросы, которые не входят в базовую программу, стараюсь их давать ученикам на элективном предмете.

  1. Конструктивный компонент. Он предусматривает отбор самого важного материала и выстраивание уроков, не похожих друг на друга. Как правило, каждый учитель владеет элементами нескольких педагогических технологий. Стараюсь использовать элементы ИКТ, модульной, проектной технологии, здоровьесбережения, игровые и другие. Всегда соблюдаю принцип «показать всё, что можно»: опыты, демонстрации, презентации, видео.

Однако, учитывая современные требования к уроку по ФГОС, всё же считаю, что хорошие базовые знания, заучивание теории тоже необходимы ученику, как и всегда.

  1. Организаторский навык означает умение организовать и себя, и учащихся на необходимые виды деятельности.

В первом случае – это вопрос самодисциплины.

 Во втором – дело обстоит сложнее, так как по новым стандартам учитель должен уметь организовать детей и на творческую работу, и на самоанализ и на многое другое, и этому приходится учиться.

  1. Коммуникативные навыки должны выстраиваться только в позитивном, положительном ключе.

Здесь тоже два основных направления:

Коммуникация по горизонтали: педагог – учащиеся и

Коммуникация по вертикали: администрация – коллеги – педагог.

  1. Гностический навык (с греч. гнозис – познание)

включает в себя как изучение нового по предмету и методике его преподавания, так и изучение и анализ своей деятельности.

Данный навык очень важен для нас. Брайан Трейси даёт такие советы:

а) инвестируйте 3% своих денег в учёбу, это принесёт вам потом дополнительный доход;

б) 1 час в день необходимо выделять на самообразование.

И, наконец, второе, очень интересное его высказывание:

  1. «Успех в профессии зависит от самого слабого у вас ключевого навыка»

В биологии мы это знаем как Закон ограничивающего (лимитирующего) фактора (т.н. «бочка Либиха»)

Здесь нужно задуматься и ответить на вопрос: что мешает мне в работе? Что нужно исправить? Чему необходимо научиться?

И далее Б.Трейси оптимистично утверждает:

  1. «Любому навыку можно научиться»

Успешность учителя, ребенка и любого человека измеряется по отношению к его личности, а не в сравнении с другими людьми. Если есть положительная динамика, значит человек на пути к успеху.

        Современный учитель в своей работе должен реализовать государственные образовательные стандарты. Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода, на развитие личности учеников. В связи с этим меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей.

       Сейчас вместо понятий ЗУН используют понятие «компетенция».

Компетенция - некий аналог умения превращать (выбирать и комбинировать) знания, умения и навыки (ресурсы в широком смысле) в эффективное поведение при данных обстоятельствах.

Хорошо это иллюстрирует данная схема: 

https://miro.medium.com/max/600/1*qQtilI-L0mHbIpnoiIcLJw.jpeg

Выделяют 9 основных компетенций учителя.

1.Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.

2.Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

3.Общепедагогическая компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.

4.Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

5.Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

6.Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.

7.Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

8.Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

9.Креативная компетенция, т.е. умение учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

И это далеко не всё.

Здесь приведены лишь некоторые компетенции, которые должен освоить педагог. Для того чтобы педагог владел этими компетенциями, требуется осознание им необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры, дальнейшего развития и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...