Урок по теме "Карбоновые кислоты: Общий обзор"
план-конспект по химии
Цели урока: Познакомить учащихся с классом предельных одноосновных карбоновых кислот; закрепить знания о гомологическом ряде, гомологах и изомерах, расширить знания о значении веществ на примере использования карбоновых кислот; развивать интеллектуальные умения: составлять таблицы
(«сворачивание» знаний), выделять главные понятия новой темы; расширять научную лексику путем введения в активный словарь новых терминов; воспитывать коммуникативные навыки, интерес к предмету; формировать научное мировоззрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_temekarbonovye_kisloty.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме « Карбоновые кислоты: Общий обзор»
Цели урока: Познакомить учащихся с классом предельных одноосновных карбоновых кислот; закрепить знания о гомологическом ряде, гомологах и изомерах, расширить знания о значении веществ на примере использования карбоновых кислот; развивать интеллектуальные умения: составлять таблицы
(«сворачивание» знаний), выделять главные понятия новой темы; расширять научную лексику путем введения в активный словарь новых терминов; воспитывать коммуникативные навыки, интерес к предмету; формировать научное мировоззрение.
Ход урока
Организационный момент:
Повторение с целями подготовки учащихся к усвоению нового материала и развития умения работать со схемой (выделять главное, «сворачивать» знания в опорный конспект).
Вопросы:
1.Вспомните два изученных класса кислородсодержащих органических соединений; дайте им названия, запишите общие формулы, выделите функциональные группы. ( Учащиеся записывают на доске общие формулы спиртов и альдегидов – R- OH; R- CHO).
2.Одно из свойств альдегидов – способность вступать в реакции окисления. Запишите уравнение данной реакции в общем виде. (R- CHO + Ag2O = R- COOH + 2Ag)
Новая тема:
Учитель: В результате реакции образовалось вещество, которое содержит функциональную группу СООН и относится к классу карбоновых кислот.
(Формулировка темы урока, конкретизация цели изучения нового материала, запись темы урока и запись на доске девиза урока: «От спирта к кислоте».
Учитель: В общей формуле карбоновых кислот R-COOH выделите функциональную группу. – СООН - карбоксильная группа.
Учащиеся дают определение карбоновым кислотам, записывают его в тетрадь, зачитывают вслух, сверяют свои записи с определением, данным в учебнике.
Учитель: В природе существует много различных кислот. Чтобы систематизировать сведения о данных веществах, классифицируем кислоты по двум признакам: строению углеводородного радикала и числу карбоксильных групп.(Это имеет большое значение для усвоения нового материала и систематизации уже пройденного).
Учащиеся, основываясь на знаниях материала по темам «Углеводороды», «Кислоты», заполняют схему. Два ученика работают у доски.
Карбоновые кислоты
по строению углеводородного радикала
предельные непредельные ароматические
по числу карбоксильных групп
одноосновные многоосновные
Этап контроля знаний – Цель: проверка первичного уровня усвоения знаний и специальной терминологии. На этом этапе урока контроль проводим в форме заполнения таблицы. Двое учащихся рассказывают о щавелевой и лимонной кислотах. Остальные по ходу их сообщений записывают в выданную таблицу опорные понятия, ключевые слова, а затем , привлекая уже имеющиеся знания, характеризуют по плану уксусную кислоту. Заполненную таблицу и характеристику кислоты учащиеся сдают учителю.
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ | КИСЛОТЫ | ||
ЛИМОННАЯ | ЩАВЕЛЕВАЯ | УКСУСНАЯ | |
ФОРМУЛА | |||
НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ | |||
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА | |||
ПРИМЕНЕНИЕ |
Этап – закрепление умений составлять формулы гомологов, называть вещества по систематической номенклатуре.
Все карбоновые кислоты – важные органические соединения, но сегодня будем говорить только о предельных одноосновных карбоновых кислотах.
Записываем на доске формулы двух первых веществ этого класса.
Задание учащимся: продолжите гомологический ряд до шестого представителя, назовите кислоты по номенклатуре ИЮПАК, учитывая, что их названия происходят от названий соответствующих углеводородов с добавлением окончания – овая и слова «кислота».
Двое учащихся работают у доски, остальные - в тетрадях. После выполнения задания они сверяют свои записи с записями на доске, материалом учебника, дополняют, исправляют имеющиеся ошибки. В течение урока за каждый вид работы учащиеся получают отметки. Обязательно нужно их комментировать.
Наряду с систематической номенклатурой существует тривиальная. С ней учащиеся познакомились, изучая альдегиды. Учащиеся самостоятельно дают кислотам тривиальные названия: муравьиная, уксусная и т.д. Потом делают вывод, дают определение понятию « гомологи».
Еще одна причина многообразия органических веществ – изомерия. Предлагаем дать определение этому понятию. В ходе объяснения сразу проводим закрепление материала: отрабатываем умение составлять структурные формулы гомологов, изомеров, давать названия веществам. Работа организуется в группах, состоящих из четырех человек. (Особое внимание обращаем на развитие коммуникативных навыков). У каждой группы учащихся свое задание.
Вариант 1
Составьте структурные формулы двух изомеров углеводородного радикала валериановой кислоты, дайте им названия.
Вариант 2
Формула вещества СН3-СН-СООН.
СН3
Составьте структурные формулы двух его гомологов и дайте им названия.
Вариант 3
Составьте формулы веществ по названиям:
а) 2-метил-4-этилгексановая кислота;
б) валериановая кислота;
в) 2-метилпрпионовая кислота.
Вариант 4
Дайте названия веществам по их формулам: а) СН3-СН-СН-СООН;
СН3 СН3
СН3
б) СН3-С-СООН; в) СН3-СН2-СООН.
СН3
Вариант 5
Формула вещества СН3-СН2-СН2-СООН. Составьте структурные формулы одного гомолога и одного изомера. Дайте названия веществам.
Выполнив задание, представители групп записывают ответы на доске. Корректируем их, если необходимо.
После этого проводим контроль знаний.
Задание: даны структурные формулы веществ:
а) СН3-СООН; б) СН3-СН- СООН; в) СН3-СН2-СН2-СООН;
СН3 СН3
г) СН3-СН-СН2-СООН; д) СН3-С-СООН; е) СН3-СН2-СН-СН2-СООН
СН3 СН3 СН3
СН3
ж) СН3-СН2-С-СООН.
СН3
Выберите три пары изомеров (вариант 1) и три пары гомологов (вариант 2).
После выполнения самостоятельной работы организуем взаимоконтроль по представленному ключу. Отметки выставляем сразу.
Подводим итоги урока, разъясняем домашнее задание: повторить химические свойства неорганических кислот; составить кроссворд по теме (по желанию).
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ | КИСЛОТЫ | ||
ЛИМОННАЯ | ЩАВЕЛЕВАЯ | УКСУСНАЯ | |
ФОРМУЛА | |||
НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ | |||
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА | |||
ПРИМЕНЕНИЕ |
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ | КИСЛОТЫ | ||
ЛИМОННАЯ | ЩАВЕЛЕВАЯ | УКСУСНАЯ | |
ФОРМУЛА | |||
НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ | |||
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА | |||
ПРИМЕНЕНИЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cамоанализ открытого урока на тему «Карбоновые кислоты».
В статье дается полный самоанализ проведенного открытого урока на тему "Карбоновые кислоты"....
Cамоанализ открытого урока на тему «Карбоновые кислоты».
В статье дается полный самоанализ проведенного открытого урока на тему "Карбоновые кислоты"....
Конспект урока по теме "Карбоновые кислоты"
Конспект урока с использованием метода проектов по теме "Карбоновые кислоты"....
Разработка урока по теме Карбоновые кислоты, 10 класс
Урок по органической химии в 10 классе на тему "Карбоновые кислоты" с применением технологии развития критического мышления....
Технологическая карта урока на тему "Карбоновые кислоты"
Урок проводится в 10 классе. На уроке рассматривается номенклатура, физические и химические свойства, биологическая роль карбоновых кислот....
урок по теме "Карбоновые кислоты"
презентация для проведения цикла уроков по химии в 10 профильном классе...
Презентация к уроку по теме:"Карбоновые кислоты"
Презентация к уроку Карбоновые кислоты...