Личностно-ориентированное обучение на уроках химии
методическая разработка

Для учителей химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл llo_na_urokakh_khimii.docx95.65 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ

     Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнения её функций как ведущего института образования. Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались скажем , 10 лет назад. У значительной части нынешних учащихся снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции - память логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Такой ребёнок часто просто не понимает, что говорит ему учитель, не может уловить смысл прочитанного, не может осилить кучу предметов, которые пытаются впихнуть в его голову.

     Очевидно, что неблагоприятным фактором социальной среды образовательное учреждение должно что-то противопоставить. Технология личностно - ориентированного обучения на уроках химии - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.

     Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Основные особенности личностно-ориентированного урока.

Основная цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Достижение учителем этой цели достигается следующими средствами:

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
  • Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (« правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;
  • Поощрение стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков по химии.

Цели традиционного урока

Цели личностно-ориентированного урока

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков        

 

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2.Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2.Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3.Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4.Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Разрешает разрешающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

7. Побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Сравнение логики и структуры деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно ориентированном обучении

Традиционное обучение

Личностно-ориентированное обучение

1. Ученик не является субъектом деятельности, разрушена её целостность, слаба мотивация, личностный смысл учения, они определяются чаще всего не самой деятельностью, а внешними воздействиями.

1. Ученик становится субъектом деятельности, осуществлеяет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им.

2. Учитель выступает как информатор, транслятор культуры, основной способ управления - авторитарный, основанный на принуждении и стимулировании деятельности ученика с помощью оценки и отметки.

2. Учитель становится координатором, организатором деятельности учеников в процессе которой учит его осуществлять целепологание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.

3. Основная задача обучения - усвоение и воспроизведение учащимися переданной им информации, способов деятельности.

3. Основная задача обучения - обеспечения самоопределения личности в культуре, открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития.

     Безусловно, всё это не сводится к данной характеристике сущность личностно-ориентированных технологий обучения, но она позволяет определить то основное, что обеспечивает субъективную позицию ученика, создаёт

     В своей работе активно использую три основные технологии ЛОО (личностно-ориентированного обучения):

  • уровневой дифференциации
  • проектной деятельности
  • игровые
  • информационно-коммуникационные технологии

Технология уровневой дифференциации

          Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по химии. Эффективному управлению учебной деятельностью учащихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в организации их учебной работы. Общеизвестно, что в классе учащиеся отличаются как своими способностями, так и отношением к работе. Поэтому изучаемый материал воспринимается ими неравномерно.

     Ученики с высшими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи. У этих учащихся проявляется высокая самостоятельность. Владея навыками самостоятельной работы лучше своих одноклассников, они могут свободно работать без постоянного надзора учителя. Эти учащиеся нуждаются в заданиях повышенной степени трудности.

     Ученики с высокими учебными возможностями имеют прочные знания. Они обладают несколько меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но усваивают материал почти на том же уровне. Эти учащиеся хорошо учатся, работают в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их деятельности, периодическом контроле за их учебными действиями.

      В третью группу входят учащиеся со средними учебными возможностями. Отдельные из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью. У них нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной деятельности. Эти ученики нуждаются в том, чтобы их деятельность тщательно направлялась, осуществлялся оперативный контроль за их работой. В этой же группе ученики с типичными средними показателями в обучаемости. Эти учащиеся медленнее, чем их одноклассники из первой группы, усваивают понятия и всю систему знаний. В процессе учебной деятельности они не всегда могут напряженно работать, тщательно выполняют задание учителя только некоторые из них. При организации учебной деятельности учащихся этой группы необходимо строго соблюдать постепенность перехода от простых к сложным. Причем им необходимо выполнить большее число стандартных упражнений, т.е. приобрести определеннее навыки.

     Четвертая группа - ученики с низкими учебными возможностями. Они отличаются тем, что имеют низкий уровень обучаемости. Эти ученики без помощи учителя работать не могут, они не проявляют умственной самостоятельности, отличаются низким темпом усвоения знаний. Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока дифференцированное обучение.

     Цель технологии уровневой дифференциации:

  • обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам;
  • создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.

     Теоретические позиции:

  • дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся
  • устранить перегрузку программ и учащихся
  • развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей
  • создавать психологический комфорт в учебе

     Методическая основа:  

  • индивидуализация обучения;
  • дифференцированный уровень требований;
  • материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях;
  • от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить.

     Учебная деятельность предполагает четкое планирование учебного процесса:

  • уроки объяснения
  • уроки тренировочные
  • уроки помощи и взаимопомощи
  • уроки проверки ОРО (обязательные результаты обучения)
  • уроки проверки усвоения темы (тематические зачеты)

    Результаты:

  • Позволяет учащимся реально оценивать свои возможности
  • Повышается интерес к предмету
  • Между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения
  • Снижается психологическое напряжение учащихся на уроках
  • Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся
  • Исчезает страх перед проверкой знаний

     Дифференцированное обучение должно просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах.

     Если это урок — урок предъявления нового материала, то необходимо выделить три этапа:

Основное главное содержание знаний, теоретическая сущность предмета, опорные сведения. Традиционное значение этого этапа состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию (объяснительно-иллюстративный этап). Например, на уроке по теме “Кислоты как электролиты” это будет выглядеть так.

     Новый материал предлагаем учащимся изучить, работая с карточками – путеводителями, которые лежат на столах. Работая с карточками, учащиеся делают себе пометки в тетрадях. (Работу можно проводить в группах.)

Карточка – путеводитель    

СОДЕРЖАНИЕ

ФОРМА РАБОТЫ

1.Свойства, определяемые наличием                                

ионов водорода.                                                                  

  1. Взаимодействие с металлами.

  1. Взаимодействие с оксидами металлов.

  1. Взаимодействие с основаниями.

В пробирку поместите кусочек цинка и прилейте раствор кислоты. Сделайте выводы об увиденном и запишите уравнения реакций в полном ионном и сокращенном виде.

Проанализируйте демонстрационный опыт, сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции.

Проанализируйте демонстрационный опыт, сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции.

2. Свойства, определяемые наличием кислотных остатков.

  1. Качественные реакции.

I ряд: к раствору серной кислоты прилейте раствор сульфата бария;

II ряд: к раствору соляной кислоты прилейте раствор нитрата серебра;

III ряд: к раствору ортофосфорной кислоты прилейте раствор хлорида алюминия;

Сделайте выводы об увиденном и запишите уравнения реакций в полном ионном и сокращенном виде.

3. Свойства, обусловленные свойствами молекул кислот, такими как сила кислоты, прочность молекулы, летучесть.

  1. Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой.

Проанализируйте демонстрационный опыт, сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции.

      Перед учащимися на первом этапе поставлена задача – овладеть определенными знаниями. Учитель осуществляет на этом этапе общий контроль за работой учащихся, оказывает им оперативную помощь и корректирует их действия.

     Работая с карточками-путеводителями, учащиеся составляют отчет (коллективный рассказ) по каждой части карточки. Одновременно вместе со всем классом ведем обсуждение предложенных отчетов.

     Обсуждение химических свойств кислот дополняем лабораторными и демонстрационными опытами, с объяснением и анализом каждого опыта.

     Сведения, полученные на данном этапе, делают общую картину более целостной. Цель второго этапа (II уровня) — формирование у учащихся умений применять знания не только полученные на конкретном уроке при объяснении учителем, но и обращаться к дополнительной литературе; умений интегрировать свои знания.

     На третьем этапе предлагаются развивающие сведения, при этом существенно углубляется материал. Предлагаемые задания должны носить исследовательский характер.

     Применение дифференцированного обучения при изучении нового материала дает учителю большие возможности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

     Если же это урок — систематизация знаний, то широко применима методика свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Применяю разнообразные формы диагностики знаний учащихся: учебные карточки, устный и письменный опрос, контрольные и практические работы, домашние задания (каждый учащийся выполняет домашние задания в отдельных тетрадях). 

     На своих уроках использую индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех учащихся класса, но в них учитываю разный уровень. Предлагаю задания разной степени трудности. Все эти задания предусматривают знание одного и того же учебного материала, но отличаются тем, что требуют для выполнения различных умственных действий. Задания в таких работах расположены от простого к сложному и соответствуют трем уровням познавательной активности учащихся. По выполнению тех или иных заданий можно судить об уровне учебных возможностей ученика.

     1-е задание репродуктивного уровня активности учащегося, направлено проверку первоначально приобретенных учебных  знаний. В упражнениях такого уровня предлагаю выполнить какое-либо действие по образцу. 

     2-е упражнение носит частично-поисковый характер деятельности ученика. В таких заданиях предлагаю перенести ранее полученные знания на другой пример, который не разбирали в классе.

     3-е задание продуктивного самостоятельного уровня деятельности учащегося. С помощью таких заданий выделяю учащихся, которые могут перенести знания на нестандартный пример.

     Опыт работы показал, что большая часть учащихся находится на втором уровне развития познавательной активности.

     Приведу примеры таких заданий, разработанных по разным темам школьной программы.

     а) При изучении темы «Валентные возможности атомов химических элементов» в 11 классе:

 Задание 1. Составьте графическую схему внешнего электронного слоя фосфора в основном и возбужденном состояниях. Определите значение высшей валентности атомов этого элемента.

Характер деятельности репродуктивный.

Задание 2.Одинаковы ли валентные возможности фтора и хлора? Ответ поясните. Напишите формулы соединений этих элементов, в которых они проявляют указанную вами валентность.

Задание направленно на развитие умений применять аналитико-синтетическую деятельность. Характер деятельности учащихся – частично-поисковый.

Задание 3. Атом элемента имеет на 6 электронов больше, чем ион алюминия. Назовите элемент. Укажите, какими валентными возможностями располагают атомы этого химического элемента.

Характер деятельности – продуктивный самостоятельный, преимущественно эвристический.

     б) При изучении химических свойств оснований можно использовать следующие задания:

Уровень 1.  Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, укажите типы реакций, назовите продукты:

а) NаОН + НNО3 =

б) КОН + SО3 =

в) Сu(ОН)2 + НСl =

Уровень 2. Закончите уравнения практически осуществимых реакций. Составьте ионные уравнения реакций. Напишите названия продуктов реакций. Определите тип каждой химической реакции.

а) гидроксид натрия + оксид азота (V) =

б) гидроксид бария + сульфат калия =

в) гидроксид железа (III) + серная кислота =

Уровень 3. Выберите, с какими веществами взаимодействуют основания.  Nа, S, NаОН, SО3, Н24, 24. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

     в) На обобщающем занятии по теме «Строение атома» в 10 классе:

     Задание 1. Выпишите схемы, отражающие правильное распределение электронов в атомах химических элементов:

1) 2ē; 9ē; 1ē;                     2) 2ē; 8ē; 18ē;                      3) 2ē; 8ē; 3ē;

4) 3ē; 8ē; 2ē;                     5) 3ē; 8ē; 4ē;                        6) 2ē; 8ē; 18ē; 2ē.

При выполнении данного задания учащиеся должны проанализировать предложенные схемы, используя для обоснования правильности выбора знания о способе расчета максимального числа электронов на внутренних слоях и максимальном числе электронов на внешнем слое. Характер деятельности преимущественно репродуктивный.

Задание 2. Какие схемы распределения электронов в атомах соответствуют элементам, оксиды которых реагируют с гидроксидом химического элемента V группы 3-го периода:

1) 2ē; 8ē; 2ē;            2) 2ē; 8ē; 7ē;            3) 2ē; 8ē; 18ē; 2ē;          4) 2ē; 4ē.

 Задание направленно на развитие умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность. При его выполнении познавательная деятельность учащихся приобретает частично-поисковый характер.

     Задание 3. Выпишите схемы распределения электронов в атомах элементов, которым соответствуют основные оксиды и гидроксиды:

1) 2ē; 8ē; 2ē;                     2) 2ē; 7ē;                   3) 2ē; 8ē; 8ē; 1ē;    

4) 2ē; 8ē; 18ē; 18ē; 8ē; 2ē;                                  5) 2ē; 6ē.

Подтвердите характер свойств этих оксидов и  гидроксидов,  составив соответствующие уравнения реакций.

Выполняя данное задание, учащиеся должны не только уметь  

анализировать и сравнивать, но и находить причинно-следственные связи между строением атома химического элемента и свойствами его соединений. Характер деятельности преимущественно эвристический.

     Задание4. Три элемента принадлежат к одной группе элементов периодической системы. Сумма атомных номеров двух крайних из них равна 76. Нитрат, образованный средним из этих элементов, используется для окрашивания огней фейерверка в красный цвет. Назовите эти элементы, определите положение в периодической таблице. Охарактеризуйте строение атомов этих элементов и предскажите изменение свойств с увеличением их атомной массы.

Задание составлено так, что интеллектуальные умения, используемые при выполнении предыдущих заданий, и исходные знания переносятся в новую ситуацию, а деятельность включает элементы исследования.

     Задание 5. Составьте связанный рассказ на тему «Строение атома», используя следующую схему:

Число 1р = Общее число ē → Атом нейтрален

↓   1                                             Внешний слой       1-3ē - металлы

Заряд ядра                           N≤8ē                   4-7ē – неметаллы;  8ē – инертные элементы (Не - 2ē)

      ↓                                           ↓                    

        

   Ядро             ē  1/1840 а.е.м.

    1р  1n        

    1      0

     ↑

Масса

атома                ↑

                Внутренние слои  

                       N= 2n2

Акцент при выполнении данного задания делается на развитие монологической речи учащихся, при этом они применяют ранее использованные умения аналитико-синтетической деятельности. Характер деятельности преимущественно репродуктивный.

«Оксиды: состав и номенклатура» 8 класс

 

     1. Из перечня химических формул выпишите формулы оксидов:

Н2SO4; О2; SO3; КОН; NаНСО3; FеО; Li2О; НСl; NН3; ВаСl2; ZnO.

     2. Определите лишнюю формулу:

а) Fе2О3; Аl2О3; ВаS; N2О5;

б) МgSO4; Ва(NO3)2; ВаО; ВаSO4.

     3. Установите закономерность и продолжите ряд:

К; К2О; С; СО2; Са; …; …; МgO.

«Скорость химической реакции» 9 класс

     1. Приведенные пары веществ расположите в порядке увеличения скорости реакции между ними:

а) р-р СН3СООН и Zn;         б) р-р НСl и Zn;

в) р-р НСl и АgNO3;             г) Аl и S.

     2. В двух одинаковых сосудах за 10 с получили: в первом 22,4 л О2, во втором 4 г Н2. Где скорость реакции больше? Во сколько раз?

     3. Как ускорить протекание реакций:

а) 2НСl(ж) + Zn(тв) = ZnCl2(р-р) + Н2(г);

б) Мg(тв) + S(тв) = МgS(тв).

     Предложите способы увеличения скорости этих реакций. Ответ поясните.

«Электролитическая диссоциация веществ» 9 класс

     1. Составьте уравнения диссоциации веществ:

а) гидросульфата натрия;    

б) ортофосфорной кислоты;

в) сульфата алюминия;

г) гидроксида лития.   

     2. Напишите формулы веществ, при растворении которых в воде были обнаружены ионы:

а) Ва 2+; Nа +; ОН -; Сl -;

б) Fе 3+; Nа +; NO3 -; SO4 2-; Нg 2+.

     3. Почему невозможно одновременно обнаружить в растворе ионы +; Fе 2+; К +; Сl -; 

РО4 3-; ОН -? Какой ион лишний? Исключите его из перечня. Составьте формулы веществ, при растворении которых можно обнаружить заданную комбинацию ионов.  

     При изучении органической химии. Предлагаются задания трех уровней (трех вариантов). Выполнять учащиеся начинают с первого уровня. Задания 1уровня составляются таким образом, чтобы учащиеся могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на предыдущем уроке.

Пример:

  1. Какие из углеводородов, формулы которых приведены ниже, являются предельными: C7H14, C2H2, C8H18, C6H6, C10H22?
  2. Составьте молекулярную формулу углеводорода гомологического ряда этена, содержащего а) 15 атомов углерода; б) 20 атомов углерода.
  3. Ниже нарисованы формулы изомеров пентана:

            Какие из них отличаются между собой только на бумаге? Сколько изомеров имеет  

            пентан?

Правильность выполнения задания учащиеся проверяют по записи на доске.

Такие задания включают базовый стандарт, и поэтому при выполнении данных заданий у учащиеся получают оценку “3” или “зачет”. Но так как большинство учащихся такая оценка не устраивает, они стремятся повысить свои результаты и с этой целью переходят ко второму уровню.

     Задания второго уровня, как правило, носят причинно-следственный характер, т.е. перед учащимися стоит вопрос “почему?”.

  1. Составьте формулу гомолога для вещества:

  1. Укажите, какие из веществ являются изомерами:

  1. Составьте структурные формулы изомеров, соответствующих формуле C6H12.

Учащиеся выполняют задания у доски по очереди.

     Для выполнения таких заданий учащиеся опираются на знания, которые получили на уроке, а также пользуются дополнительными источниками. При выполнении заданий II уровня учащиеся получают оценку “4”.

 

     Задания третьего уровня носят исследовательский характер:

 

  1. Ниже приведен ряд формул. Укажите, сколько соединений обозначено этими формулами:

  1. Напишите структурные формулы галогенопроизводных предельного углеводорода, имеющего состав С4Н5Сl.
  2. Решите задачу: какой объем воздуха расходуется при полном сгорании 1л. метана?

Учащимся предлагается время на обдумывание, а затем разбираем эти задания все вместе у доски.

Для выполнения таких заданий учащиеся, как правило, занимаются дополнительно.

     Если это урок — урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тесты. На данном уроке действует свобода выбора, т.е. ученик сам выбирает задания любого уровня по своим способностям, знаниям и умениям, интересам и т.д. Главное - развивается понимание, что к контролю надо готовиться самостоятельно и серьезно; надо, прежде всего, надеяться на свои силы, знания, относиться к работе ответственно.

 

     Проверить усвоение материала и установить уровни развития учащихся можно при помощи заданий тестового типа. В последнее время определение уровня химической подготовки школьников с помощью тестовых заданий получает все более широкое распространение. Это дает возможность познакомить учащихся с тестовой технологией и сформировать у них специфические навыки тестирования, готовя к Единому государственному экзамену.

     В последнее время я также все чаще стала использовать тестовые задания на различных этапах изучения материала, но, в основном, на этапе обобщения и закрепления знаний. Чтобы сэкономить время на проверке работ, прибегаю к помощи перфорированных карточек-ключей, для этого учащиеся заносят ответы в специальные таблицы-шаблоны. Тесты – это наиболее емкий инструмент контроля: показатели тестов ориентированы на определение уровня сформированности ключевых понятий, умений, навыков и прочее. Во время тестирования каждый учащийся выполняет задания по многим темам. На устном экзамене школьник обычно демонстрирует знания по 2-4 темам, вариант письменного экзамена  может содержать задания, проверяющие знания  большого числа тем, а в итоговый тест можно включить вопросы, например, по 25 и более темам. В тоже время тесты считаются более мягким инструментом оценивания – они ставят всех учащихся  в равные условия, что снижает нервное напряжение по сравнению с другими видами опроса. Кроме того, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.

     По целям использования тесты подразделяются на предварительные, текущего контроля, итоговые. Тестовые задания используют для индивидуального или фронтального контроля, они могут быть стандартизированными или нет. Бывают тесты, которые проявляют не только контролирующие, но и обучающие функции. По характеру умственных действий учащихся можно выделить тесты, требующие простого воспроизведения определенных действий. Тестовые задания разделяют по уровню усвоения знаний. Задания первого уровня – на опознание, узнавание и различение понятий.

     Пример:

К физическим явлениям относится:

1) ржавление железа;                  3) горение бензина;

2) движение велосипеда;            4) дыхание.

Задания второго уровня предполагают воспроизведение информации.

Пример:

Только восстановительные свойства за счет атома серы проявляет соединение:

  1. сульфит натрия;                3) сероводород;
  2. сера;                                   4) серная кислота.

Задания третьего уровня  проверяют умение решать типовые задачи.

Пример:

Из 20 л азота получили 20 л аммиака. Выход продукта реакции в процентах от теоретически возможного  равен:

1) 100               2) 67                  3) 50                 4) 33

Задания четвертого уровня – на творческое применение полученных знаний.

Пример:

Предложите различные способы получения цинка из его соединений. К одному из уравнений окислительно-восстановительных реакций составьте схему электронного баланса.

     На мой взгляд, наиболее удачны смешанные тесты, в которых представлены задания различной сложности. При их использовании оценивается как правильность, так и скорость выполнения заданий. Реализуя индивидуальный подход к учащимся, во время опроса учитель может по своему усмотрению исключить ряд наиболее сложных заданий или, наоборот, усложнить тест, например, попросив написать некоторые уравнения реакций. Можно предлагать учащимся тесты, содержащие несколько верных ответов на вопросы, а также содержащие задания на установление соответствия.

     Пример:

Установите соответствие:

Исходные вещества:

         1. Nа2О + Н2 О =                           4. NаОН + СuСl2 =

I        2. NаОН + НСl =               II         5. Nа + Н2 =

         3. СО2 + NаОН =                           6. СО2 + Nа2О =

Продукты реакции:

а) NаОН                                 г) NаСl + Сu(ОН)2

б) NаОН + Н2↑                      д) Nа2СО3 + Н2О

в) NаСl + Н2О                       е) Nа2СО3

     Однако использование одного лишь тестового контроля может привести  к одностороннему развитию школьников. Для того чтобы развивать их устную речь, умения составлять план  ответа, давать развернутый ответ на вопрос, приводить доказательства, необходимо разумно сочетать различные формы контроля знаний учащихся.

     При оценивании тестовых работ я использую систему подсчета баллов. При составлении таких работ за каждое выполненное правильно действие учащимся присваивается определенное количество баллов, в последствии они суммируются, и за сумму выставляется соответствующая отметка.

     Пример:

«Строение атома. Периодическая система химических элементов» 11 класс

     1. Выпишите схемы, отражающие распределение электронов в атоме серы:

а) 1s2 2s2 2р6 3s2 1;                   б) 1s2 2s2 2р6 3s2 4;      

в) 1s2 2s2 2р4;                               г) 1s2 2s2 2р6 3s2 6;          

     2. Какие схемы распределения электронов в атомах соответствуют элементам, оксиды которых реагируют с гидроксидом химического элемента V группы 3-го периода:

а) 1s2 2s2 2р6 3s2 ;                        б) 1s2 2s2 2р6 3s2 5;

в) 1s2 2s2 2р2;                               г) 1s2 2s2 2р6 3s2 6 4s2 3d10.

     3. Выпишите схемы распределения электронов в атомах элементов, которым соответствуют основные оксиды и гидроксиды:

а) 1s2 2s2 2р6 3s2;                          б) 1s2 2s2 2р5;

в) 1s2 2s2 2р6 3s2 4;                    г) 1s2 2s2 2р6 3s1;    

     Подтвердите характер соответствующих оксидов и гидроксидов, составив соответствующие уравнения реакций.    

     4. Три элемента принадлежат к одной группе элементов периодической системы. Сумма атомных номеров двух крайних из них равна 76. Нитрат, образованный средним из этих элементов, используется для окрашивания огней фейерверка в красный цвет. Назовите эти элементы, определите положение в периодической таблице. Охарактеризуйте строение атомов этих элементов и предскажите изменение свойств с увеличением их атомной массы.  

Диагностическая работа 11 класс тема: «Химическая связь. Кристаллические решетки».

Задание1. Определите вид химической связи и степени окисления химических элементов в соединениях,  имеющих формулы:

СS2;         СаF2;        Р4

Задание 2. По формулам веществ: NаВr; СО2; О2 определите тип кристаллической решетки. Почему для бромида натрия характерны высокие температуры кипения и плавления, а также хорошая растворимость в воде?

Задание 3. пользуясь рядом электроотрицательности химических элементов, составьте молекулярную и электронную формулы соединения натрия с азотом. Назовите вид химической связи в этом соединении и определите степени окисления элементов.

Оценивание:  В первом задании за правильное определение степеней окисления атомов – 1 балл, за верное определение вида химической связи – 1 балл. Во втором задании за верное определение типа кристаллической решетки – 1 балл, за верное объяснение физических свойств также 1 балл. В третьем задании по 1 баллу за верные молекулярную, электронную формулы, а также за тип химической связи.

Отметка «5» выставляется за 6,5 – 7 баллов; отметка «4» - 5 – 6 баллов; отметка «3» - 3,5 – 4,5 балла.

 

Выводы

     Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на уроках химии можно сделать выводы о том, что данная технология имеет свои положительные и отрицательные аспекты.

     Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование дифференцированного обучения:

  • использование разноуровневых заданий при даче домашнего задания, включение проверочных заданий различных по форме и содержанию информации в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;
  • использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, с преобладанием заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;
  • усиление внимания к выявлению ошибочных представлений учащихся, установлению причин их возникновения и разработке корректирующих методик;
  • расширение интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, и разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах;
  • изменение акцентов в учебной деятельности учащихся: более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.  

Технология проектного метода

     Метод проектов совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов.

     Метод проектов - педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Цели проектного обучения:

  • Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  • Развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;
  • Развивать у учащихся исследовательские умения.

Теоретические позиции проектного обучения:

  • Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
  • Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
  • Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
  • Развитие творческого потенциала учащихся.

Формы представления конечного результата проектной работы:

  • Письменный отчет;
  • Доклад;
  • Статья;
  • Фильм;
  • Презентация;
  • Выставка и т. д.

Перспективы использования:

  • обучение учащихся работе над проектами, подготовка методических рекомендаций;
  • проведение диагностики сформированности проектных умений учащихся;
  • оформление результатов;
  • обобщение опыта учителей-предметников на общешкольном уровне, участие в конкурсе инновационных проектов;
  • проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педколлектива, обмен опытом работы;

Данный опыт может быть успешно использован не только учителями химии, но и учителями других предметов.

Применение    технологии    проектной    деятельности позволяет:

     учителю - расширить сферу своих профессиональных знаний и умений, не замыкаться в узкопредметном   поле, а выходить на   меж-  и      надпредметное      содержание педагогической деятельности, выстраивать индивидуальные траектории образования      учащихся      и      собственного профессионального роста;

     ученикам    -    почувствовать    себя    включенными    в сообщество взрослых профессионалов.

     Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом к обучению. Внедрение метода проектов происходит без разрушения предметной классно-урочной системы. Используя обычные уроки, на которых учащимся обычно отводится роль слушателя и повторителя услышанного, я стараюсь перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора.

    В своей работе метод проектов использую в форме мини-проектов в рамках урока и внеурочной проектной деятельности.  В рамках  урока могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного (химического) содержания, или межпредметные проекты.

     Предлагаю ребятам примерные темы проектов:   история развития химии, жизнь и деятельность великих химиков (8 класс), химическое производство (9 класс), «Силикатная промышленность» (9 класс),  классы органических веществ, нефтяная промышленность (10 класс), химия и экология химия в быту, химия и здоровье (8-11 класс) и т.д.

     На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Это урок по теме «Кислород», внеклассное мероприятие «Глобальные проблемы экологии» и другие.

     Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Я приучаю учащихся к тому, к постановке целей, распределению задач, если выполнил работу, то расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь аудитории, публике) свою работу.

     Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной степени удовлетворить интерес учащихся к каким-то значимым и полезным для них вопросам. На помощь приходит внеурочная деятельность по предмету. Во внеурочной деятельности – метод реализую через защиту проектов на школьном и муниципальном конкурсе научно-практических проектов «Шаг в будущее» и использование результатов в работе гимназии. Учащиеся активно принимают участие в научной конференции «Шаг в будущее». Опыт работы над исследовательскими проектами показывает, что больше всего ребят интересует все то, что связано с их жизнью, здоровьем, бытом. Так появились на свет следующие исследовательские проектные работы:

  • «Оценка качества кисломолочных продуктов», в которой учащиеся 10 класса провели комплексное исследование 12 видов кисломолочных продуктов известных и популярных марок производителей; (3-е призовое место);
  • «Влияние выхлопов автомобильного транспорта на состояние атмосферных осадков», работа посвящена исследованию уровня загрязненности снежного покрова на основных автомагистралях города, выполнялась учениками 9 класса;
  • в течении трех лет учащиеся проводили исследование по изучению экологической обстановки в различных микрорайонах города, а также выявлению антропогенной нагрузки автомобильным транспортом на отдельные компоненты городской черты, кроме того, дали практические рекомендации по улучшению экологической обстановки в города. И как результат, работа «Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду города Ногинска. Роль растений в улучшении экологии города» заняла 1 место на муниципальном конкурсе и второе призовое место на Всероссийском экологическом конкурсе «Зеленый город»;
  • работа «Роль сбора листвы на плодородие почвы» заняла второе призовое место на муниципальном конкурсе и первое на конференции, проводимой  РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева;
  • проект «жидкие средства для мытья посуды» была посвящена исследованию потребительских свойств различных популярных марок жидких средств для мытья посуды;
  • готовятся в защите еще три проектные работы учащихся 8-х классов.

     Хочу отметить, что на мой взгляд главная задача учителя при организации проектной деятельности учащихся заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала и даже не в результатах этой работы, сколько в создании у учащихся положительной мотивации, побуждению их к поиску.

Практическое применение

    Практическое применение полученных результатов проектирования может заключаться в

  • проведении уроков–конференций;
  • выступление с докладом на школьной научно-практической конференции;
  • использовании результатов проектирования на уроке;
  • организации школьных мероприятий и участие в предметной недели;
  • участие в конкурсах научно-исследовательских работ различного уровня;
  • использование полученных знаний на практике.

     Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.

         Именно такой успех - успех в развитии своих учеников! - и придаёт учителю силы, веру в возможность реализации любых педагогических проектов!

Игровые технологии

     Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

 Примеры игр тренажеров:

«Убери лишнее» В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:

а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3;

б) H2S, CaSO4, HI, (NH4)2, S

«Третий лишний»  В каждой строчке по три формулы. Например:

а) BaO  CO2   CaO

б) HNO3  HCl  H2O Na2SO4  H2SO4   BaCl2  P2O5  SO2   MgO

в)  2S; Nа2О; NаNO3; Nа24

г) Ва(ОН)2; Рb(ОН)2; КОН; Сu(NO3)2.

д) КNO3; NаНSO4; NаСl; СаСО3.

Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Задание выполняет один человек, но можно предложить его группе из пяти учащихся. Они работают по принципу эстафеты.

 «Логические цепочки».  Учитель задает начало фразы: «Алюминий - металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры.

«Продолжи ряд»  Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:

а) Li, Al, As,….

б) F, …, , Ar, ….

в) Ва; ВаО; Ва(ОН)2; Ва(NO3)2; Аl; …; …; …; …; …; …; NаNO3.

 «Лото наоборот» Играющим выдается карточка, на которой написаны формулы веществ:

CaO   HNO3   MgOHCl    P2O5   SO3    CO2   NaOH  

Задача играющих состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства. Например, на формулу кислоты - формулу основания, на формулу основного оксида - формулу кислотного оксида и т.п.

     Таким образом, использование технологий ЛОО на уроках химии и во внеурочной работе  высокие и стабильные результаты: позволяет учащимся реально оценивать свои возможности, повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся; исчезает страх перед проверкой знаний.

Используемая  литература:

1. С.В.Дендебер. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. - 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2008.- 112с.- (методическая литература)

2. В.В. Лаврентьев Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев // Завуч. - 2005. - № 1.

3. И.С. Якиманская. Личностно - ориентированное обучение в современной школе.- М.: «Сентябрь», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии

Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники сущест...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.

Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....

Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ

Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...

Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »

Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...