Научные труды
статья по химии
Статьи и научно-ииседовательские работы в области химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Список трудов | 45.5 КБ |
statya._konferentsiya_2016.docx | 34.71 КБ |
История успеха | 193.07 КБ |
Статья "Умник - 2015" | 17.71 КБ |
Методическая разработка летней профильной смены по Химии. | 76.5 КБ |
Методическая разработка внеклассного мероприятия по Химии | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СПИСОК
опубликованных и приравненных к ним
научных работ
МОРОЗОВОЙ ТАМАРЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
№ п/п | Наименование работы и ее вид | Форма работы | Выходные данные | Объем в страницах | Соавторы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
НАУЧНЫЕ РАБОТЫ | |||||
1 | Анализ равновесий в модельных системах с применением алгоритма CLINP 2.1 с целью отработки и совершенстования методик исследования функциональных групп сложных природных систем | Печатная | XI Зыряновские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курган, 5-6 декабря 2013 г.). – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. – 280 с. | Шаров А.В. | |
2 | Анализ ионных равновесий этилендиаминтетрауксусной кислоты с применением алгоритма CLINP 2.1 | Печатная | Вестник курганского университета. – Серия «Естественные науки». – Вып. 6. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та. 2013. С. 87 – 88. | 2 | Шаров А.В. |
3 | Протолитические равновесия в системе силикагель-водный раствор ЭДТА | Печатная | Компьютерное моделирование физико-химических свойств стекол и расплавов: Труды XII Российского семинара. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – с. 67 - 69 | 3 | Шаров А.В. |
4 | Применение моделей комплексообразования для описания ионных равнвоесий в системе силикагель – раствор ЭДТА | Печатная | Зауральский научный вестник. 2014. № 2(6). С. 53 – 57. | 5 | Шаров А.В. |
5 | Применение алгоритма CLINP 2.1 для исследования ионных равновесий в растворах ЭДТА | Печатная | Сборник тезисов докладов научно-практической конференции студентов Курганского государственного университета. – Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2013. – Вып. 14. – 132 с. | 1 | |
6 | Применение численных алгоритмов для анализа сложных ионных равновесий | Печатная | Сборник тезисов докладов научно-практической конференции студентов Курганского государственного университета. – Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2014. – Вып. 15. – 136 с. | 1 | |
7 | Модифицирование кремнеземных материалов и моделирование их поверхностных свойств | Печатная | Сборник тезисов докладов Региональной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (Курган, 29 – 30 апреля 2015 г.). - Курган6 Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2015. – 57 с. | 1 | |
8 | Количественное описание влияния плотности силанольного покрова на кислотно-основные свойства 3-аминопропилсиликагелей | Печатная | Сорбционные и хроматографические процессы, 2016 г., Т. 16 №3. – С. 280-286 (из списка ВАК) | 6 | Шаров А.В., Ковяткин Я.В., Филистеев О.В. |
9 | Особенности протонирования аминогрупп в поверхностном слое кремнезёма | Печатная | Сборник тезисов докладов научно-практической конференции студентов Курганского государственного университета, выпуск 17, г. Курган, 2016 г. | 1 | |
10 | Особенности протолитических равновесий на поверхности аминированных кремнезёмов | Печатная | Сборник тезисов докладов Регионального конкурса на лучшую научную работу среди студентов и аспирантов (молодых учёных) высших учебных заведений и научных учреждений Курганской области, г. Шадринск, 2016 г. | 1 |
Предварительный просмотр:
Т.В. Морозова
ОСОБЕННОСТИ ПРОТОНИРОВАНИЯ АМИНОГРУПП В ПОВЕРХНОСТНОМ СЛОЕ КРЕМНЕЗЕМА.
Поиски новых сорбентов и изучение их свойств, довольно часто вызывают трудности в обработке результатов, определении тех или иных свойств материала. Упростить данную задачу возможно с помощью предварительного оценивания качественных свойств исследуемых сорбентов. Для этого необходимо найти зависимость между сорбционными и поверхностными характеристиками сорбента. Для исследований необходимо подобрать сорбент, являющийся достаточно простым и хорошо изученным.
В качестве объекта исследования был выбран силикагель, марки КСК с размером пор 0,08-0,1 мм, модифицированный аминопропилтриэтоксисиланом.
Константы протолитических равновесий определялись методом потенциометрического титрования растворами кислот и щелочей. Титрование осуществляли с использованием иономера «И 500» (Россия) с комбинированнным рН-электродом при ионных силах, равных 0,01; 0,05; 0,1 М. Навеска аминированного силикагеля составляла 0,3000 г. В качестве титрантов использовались соляная кислота и гидроксид калия, очищенный от карбонат ионов по методу Альберта [1].
По экспериментальным данным были построены кривые потенциометрического титрования аминированных силикагелей (Рис.1). На полученных кривых наблюдается уменьшение наклона буферной зоны, которое свидетельствует об увеличении основных свойств. Размытость пиков говорит об обратном факте, но это объясняется тем, что в связи с островковой топографией на поверхности аминированного силикагеля можно выделить два типа групп с разными константами, одна из которых значительно меньше. Данные пики описывают общий вклад констант, что способствует размытости пиков. Полученные кривые обрабатывались с применением численных алгоритмов.
Рис.1. Кривые потенциометрического титрования при разных ионных силах.
Для обработки кривых использовали различные варианты модели непрерывного распределения констант равновесия. При неоднородности поверхности константы определяли по уравнению:
где Кi – условная константа протонирования i-типа групп, а α – доля этих групп. Данный вариант модели позволяет учитывать побочные процессы, протекающие на поверхности силикагеля. С ростом концентрации привитых групп наблюдается уменьшение константы латеральных взаимодействий, а константа протонирования приближается к истинной [2].
Другим вариантом определения констант протонирования является модель распределения констант с применением численных методов рК-спектроскопии. Расчёт производится итерационным методом по известным уравнениям[3]. Результатом расчёта является рК-спектр, представляющий зависимость мольной доли привитых групп от исправленных коэффициентов равновесия диссоциации. Данные спектры позволяют определить мольные доли силанольных групп на поверхности, а также угловые коэффициенты, необходимые для построения теоретической зависимости углового коэффициента от показателя константы основности (Рис 2). Зависимость представляет экспоненциальную кривую. Точка 2 соответствует параметрам привитого пропиламина на поверхности силикагеля. С применение данной зависимости возможно прогнозирование свойств новых, неисследованных практически сорбентов, определение их пригодности в практических целях.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
-Наблюдается изменение кислотно-основных свойств аминированных силикагелей в соответствии с заполнением их поверхности аминогруппами по принципу островковой топографии;
-Модель позволяет учитывать побочные взаимодействия, протекающие на поверхности силикагеля, при определении констант;
-Апробированная модель позволяет определять зависимость сорбционных свойств от строения поверхности сорбента без проведения эксперимента.
Список литературы.
- Айлер Р.К. Химия кремнезема: Пер. с англ. Ч. 2. М.: Мир, 1982. Ч. 2. С. 912-915.
- Альберт А., Сержент Е. Константы ионизации кислот и оснований: Пер. с англ. – М.: Химия, 1964. 179 с.
- Гармаш А.В. // Журн. аналит. химии. 1998. Т. 53, № 4. С. 411-417.
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА МОДИФИЦИРОВАННЫХ КРЕМНЕЗЁМНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
Студентка Курганского государственного университета Морозова Тамара начала исследования в данной области исследований с 2012 года. На начальном этапе был изучен сорбент (силикагель), его поверхностные характеристики, взаимодействие поверхностных и привитых групп.
После участия в программе «Умник» исследовательская работа приобрела коммерческую значимость. Силикагель, модифицированный молекулой ЭДТУ, был предложен как наполнитель для фильтров по очистке воды. Данный наполнитель имеет ряд преимуществ в сравнении с ныне существующими аналогами. Отличается высокими техническими характеристиками, дешевизной и простотой получения.
Сырьем служит силикагель марки КСК и КСМ. Синтез проводят методом сборки на поверхности. Суть метода заключается в том, что на первой стадии поверхность модифицируют простым веществом, имеющим функциональную группу. Далее проводят синтез в нужном направлении.
Готовый продукт применим для научно-исследовательских лабораторий (концентрирования, хроматография), также для научных целей могут использоваться продукты промежуточных стадий.
Результаты исследования были представлены на различных научно-практических конференциях, имеются призовые места. По ним написан ряд публикаций, одна из которых из списка ВАК.
В перспективе провести исследования в области процессов сорбции широкого класса веществ. Необходимо провести оценку влияния сорбента на организм человека. В ближайших плана изучить рынок, возможных потребителей.
Предварительный просмотр:
МОДИФИЦИРОВАНИЕ КРЕМНЕЗЕМНЫХ МАТЕРИАЛОВ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ИХ ПОВЕРХНОСТНЫХ СВОЙСТВ.
Студентка: Морозова Тамара Васильевна,
Руководитель: доц., к.х.н. Шаров Артём Владимирович,
Курганский государственный университет,
г. Курган.
Одной из основных проблем современности является загрязнение вод различного рода веществами. Для решения данной проблемы предлагается ряд методик. Данный проект предполагает использование нового материала, как более эффективного сорбента.
Получены два вида модифицированного силикагеля: с привитыми молекулы N-(пропил)этилендиаминтриуксусной кислоты и привитым аминопропилом (промежуточный продукт синтеза). Образцы с привитыми группами синтезировали методом сборки на поверхности. Исследованы протолитические и комлексообразующие свойства полученных сорбентов с учётом латеральных взаимодействий.
Значимых различий между константами кислотности при увеличении концентрации привитых групп не зафиксировано[1]. Это объясняется отсутствием взаимодействия между кислыми карбоксильными и силанольными группами. Первая константа, очевидно, принадлежит одной из карбоксильных групп привитого комплексона, вторая – некая общая константа карбоксильных групп модификатора и силанольных групп силикагеля.
Образцы СГ-ЭДТУ с максимальной плотностью прививки (0,46 ммоль/г) применялись для концентрирования ионов металлов из модельных растворов с последующим определением концентрации фотометрическим методом[2].
Аминокарбоксилированный силикагель СГ-ЭДТУ обладает существенно большей сорбционной способностью по отношению к ионам изучаемых металлов по сравнению с исходным силикагелем.
По результатам данных исследований можно сделать следующие выводы:
- Синтезированные образцы содержат карбоксильные групп и связанные с ними в α-положении аминогруппы. Образцы гидролитически устойчивы и не разлагаются до температуры около 200 °C;
- Показатель концентрационных констант протонирования аминогрупп равен 10,8. Слабость основных свойств азота привитой N-(пропил)этилендиаминтриуксусной кислоты обуславливает отсутствие латеральных взаимодействий с силанольным покровом;
- Высокие константы устойчивости поверхностных комплексов с железом (III), медью (II) позволяют количественно извлекать указанные катионы из разбавленных растворов.
Полученный силикагель применим для очистки бытовых и промышленных вод, химического анализа, изучения поверхностных явлений.
Преимуществом данного материала является низкая избирательность, он одновременно позволяет извлекать из раствора большое количество различных веществ, причём степень извлечения составляет 80-100%.
Список литературы.
- Альберт А., Сержент Е. Константы ионизации кислот и оснований: Пер. с англ. – М.: Химия, 1964. 179 с.
- Кудрявцев, Г.В., Сорбция цветных металлов кремнеземами с привитыми органическими соединениями / Г.В. Кудрявцев, Г.В. Лисичкин, В.М. Иванов // Журн. аналит. химии. – 1983. – Т. 32, N 1. – С. 22-32.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУРТАМЫШСКОГО РАЙОНА «КУРТАМЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Методическая разработка
летней профильной смены
«Физико-химические методы анализа»
Морозова Тамара Васильевна
Учитель химии 1 квалификационной категории
Куртамыш, 2021 год
Пояснительная записка
Летняя профильная смена «Физико-химические методы анализа» объемом 10 часов ориентирована на учащихся 7-8-х классов, интересующихся химией.
Теоретические и лекционные занятия по учебному предмету Химия преобладают над практическими. Основываясь на этом факте, дети часто проявляют низкую заинтересованность в предмете, если не готовы связать свою жизнь с профессией по данному профилю. Тем не менее, мотивацию к этому предмету можно повысить, проводя летние профильные смены для учащихся 7-8-х классов, которые только начинают изучать данный предмет. Благодаря им мы узнаем, вещества применимые в быту и способы их изучения.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, средства бытовой химии, домашней аптечки т. п. Курс основан на знакомстве и изучении методов применяемых при выполнении химического анализа. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и обучает детей работе с лабораторным оборудованием и приборами.
Цели и задачи программы:
- расширение и углубление знаний учащихся по учебному предмету химия;
- изучение физико-химических методов анализа;
- знакомство с качественным и количественным анализом;
- изучить характеристику веществ, используемых человеком в быту, их свойства, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;
- научить безопасному обращению с веществами;
- обучить работе с приборами и лабораторным оборудованием;
- разработка мини-проектов по предмету;
- развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.
В программе профильной смены используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, работа с химической литературой, подготовка проектов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии. Смена организована на базе Куртамышской СОШ 1, с применением современного оборудования.
Содержание программы
1 занятие. Вводное занятие (1 ч.)
Введение в курс химии, знакомство с кабинетом химии, лабораторным оборудованием. Вводный инструктаж.
Выбор темы мини-проекта.
Занятие 2. Химия в быту (1 ч.)
Теоретическая часть: Химические вещества применяемые в быту. Определение органолептических свойств раствора соли, сахара, соды. Вода и её свойства. Правила пробоотбора воды из водопровода, скважины.
Практическая часть: Пробоотбор водопроводной воды, качественный анализ.
Понятия: химическое вещество, пробоотбор, ПДК.
Базовые умения: Качественный анализ воды.
- Практическая работа №1. «Экологическая оценка воды из природных источников».
Занятие 3. Физико-химические методы анализа (1 ч.)
Теоретическая часть: Анализ. Качественный и количественный анализ. Методы определения содержания вещества в пробе.
Практическая часть: Знакомство с оборудованием.
Понятия: Анализ, классификация физико-химических методов, устройство приборов.
Базовые умения: Работа с приборами.
Занятие 4-5. Растворы. Виды концентрации. Приготовление растворов (2 ч.)
Теоретическая часть: Растворы. Классификация растворов. Способы определения содержания вещества в растворе. Мерная посуда. Способы приготовления растворов.
Практическая часть: Приготовление растворов разной концентрации.
Понятия: Растворы. Концентрация. Мерная посуда.
Базовые умения: Способы приготовления растворов, правила безопасности при приготовлении.
- Практическая работа №2. «Приготовление растворов разных солей».
Занятие 6-7. Виды титриметрического анализа (2 ч.)
Теоретическая часть: Титриметрия. Виды титриметрии.
Практическая часть: Определение концентрации методом титрования.
Понятия: Титриметрия. Бюретка. Индикаторы.
Базовые умения: Работа с титриметрической бюреткой.
- Практическая работа №3. «Определение концентрации соли меди титриметрическим методом».
Занятие 8. рН-метрия (1 ч.)
Теоретическая часть: рН-метрия. рН-метр, устройство прибора.
Практическая часть: Работа с рН-метром.
Понятия: рН-метрия. Электрод. Потенциометрия. Индикаторная бумага.
Базовые умения: Работа с прибором.
- Практическая работа №4. «Определение среды раствора с применение индикаторной бумаги и рН-метра».
Занятие 9. Решение экспериментальных задач (1 ч.)
Теоретическая часть: Свойства веществ. Качественные реакции. Катионы и анионы.
Практическая часть: Определение катионов и анионов в растворе.
Понятия: Качественные реакции. Признаки реакции.
Базовые умения: Умение определять неизвестные вещества.
- Практическая работа №5. «Экспериментальные задачи».
Занятие 10. Защита мини-проектов (1 ч.)
Примерные темы проектов:
- Химия в быту;
- Способы определения содержания сульфатов в воде;
- Индикаторы;
- Новые методы изучения химического эксперимента в школе;
- Внеклассное мероприятие по химии;
- Анализ моющих средств.
Учебно-тематический план
№ п/п | наименование темы | количество часов |
1 | Вводное занятие. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил ТБ. Знакомство с лабораторным оборудованием. Выбор темы проекта. | 1 |
2 | Химия в быту. | 1 |
3 | Физико-химические методы анализа. | 1 |
4-5 | Растворы. Виды концентрации. Приготовление растворов. | 2 |
6-7 | Виды титриметрического анализа. | 2 |
8 | рН-метрия. | 1 |
9 | Решение экспериментальных задач. | 1 |
10 | Итоговое занятие. Защита мини-проектов. | 1 |
Итого: | 24 ч |
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны
знать/понимать:
- правила безопасной работы в кабинете химии;
- правила обращения с веществами;
- правила работы с лабораторным оборудованием;
- порядок организации рабочего места.
уметь:
- выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
- оказывать меры первой помощи;
- определять цель, выделять объект исследования;
- наблюдать и изучать явления и свойства;
- описывать результаты наблюдений;
- создавать необходимые приборы;
- представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
- составлять отчет;
- делать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
- осуществлять проектную деятельность.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
лабораторным оборудованием; - формирования высокой культуры отношения к природе;
- критической оценки достоверности химической информации,
поступающей из разных источников.
Список литературы
- Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.
- Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г.
- Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
- Валединская О.Р. Экологическая химия азота. – М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.
- Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г
- Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.
- Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
- Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУРТАМЫШСКОГО РАЙОНА «КУРТАМЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Внеклассное мероприятие по предмету Химия
Квиз-игра «Достижения в химии»
Морозова Тамара Васильевна
Учитель химии 1 категории
Куртамыш, 2021 год
Квиз-игра «Достижения в химии»
(сценарий проведения внеклассного мероприятия по химии)
Цель: расширение знаний и кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, интеллекта обучающихся.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, листы оценивания, ручки.
Квиз-игра проводится в виде соревнований 2-8 команд, в зависимости от количества учеников в классе или параллели. Команды рассаживаются за круглые (квадратные) столы. Каждая команда выбирает себе капитана, придумывает название, которое записывают на листки бумаги и устанавливают на центр стола.
Перед началом турнира каждая команда получает по три формы для заполнения ответов (на каждый раунд). Жюри объявляет начало игры.
I тур. «Разминка»
Команды должны дать как можно больше правильных ответов. На обсуждение вопроса команде дается 30 секунд. За правильный ответ дается 1 балл.
- В названии какого химического элемента можно встретить название грызуна? (Мышьяк).
- В названии какого химического элемента есть река? (Радон - Дон).
- В названии какого полуводного млекопитающего грызуна встречается элемент третьей группы. (Бобр - бор).
- Какой химический элемент скрывается в названии одного из крупнейших затонувших кораблей? (Титаник – титан).
- Какой из галогенов образует водородные связи. (Фтор).
- В состав названия какого металла входит название новогоднего дерева? (Никель).
- Какой элемент всегда рад? (Радон).
- В названии какого драгоценного металла встречается часть человека? (Серебро).
- Я – газ мельчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный, Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду. (Водород).
- Название какого химического элемента совпадает с названием планеты солнечной системы. (Уран)
II тур. «Интересные факты»
Учащимся предлагаются отрывки произведений или факты из истории, в которых скрыт какой либо химический элемент. На обсуждение команде дается 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Древние египтянки использовали ЕЁ в качестве косметики для лица. А в Средние века пилюли из токсичной ЕЁ глотали в качестве слабительного. Они считались такими драгоценными, что их иногда извлекали из собственных экскрементов, чтобы употребить заново. В некоторых семьях многократно использованные таблетки из ЕЁ передавались по наследству. В настоящее время из ЕЁ делают сильнейшие кислоты, способные прожечь стекло. Что загадано под словом ЕЁ? (сурьма)
- Если ртуть охладить в жидком ГАЗЕ до –268 градусов, то эта система становится идеальным проводником. Это значит, что если бы удалось поддерживать такую температуру ГАЗА в микросхемах гаджетов, то их батареи совершенно перестали бы разряжаться. А если понизить температуру еще на 2 градуса, ГАЗ приобретает свойство сверхтекучести и избавляется от силы тяготения — он может течь вверх и перетекать через стены. О каком газе идёт речь? (гелий)
- С МЕТАЛЛОМ связаны наименее известные сражения Первой мировой войны. Ствол знаменитой немецкой пушки «Большая Берта», стрелявшей на многие километры, укрепляли МЕТАЛЛОМ, для того чтобы он не искривлялся от перегрева после залпов. МЕТАЛЛ был дефицитным, и большую его часть добывали в отдаленной шахте в американском штате Колорадо. Узнав об этом, представители американского офиса немецкого концерна «Крупп» буквально с боем захватили шахту, на что мало кто обратил внимание: времена на Диком Западе были все еще суровые — и подобное поведение считалось нормой. Союзники спохватились лишь в конце войны, когда поняли, зачем немцам был так нужен колорадский МЕТАЛЛ. О каком металле идёт речь? (Молибден)
- ОН повинен в страшных болезнях людей, живших в районе японской шахты Камиока. В этом месте издревле добывали драгоценные металлы, а в конце XIX веке стали вырабатывать ЕГО. Элемент был плохо известен ученым, и отходы просто выбрасывали, после чего они проникали в грунтовые воды. Через некоторое время окрестные жители начали жаловаться на страшные боли. ОН, попавший в организм, буквально крошил в порошок их кости. В Японии начался такой сильный страх ЕГО, что даже спустя десятилетия после вспышки отравления в сценарии фильма «Годзилла» прописали, что монстра убили при помощи ракет с использованием ЕГО. О каком металле идёт речь? (Кадмий)
- Безопасная для человека ОНА токсична и губительна для бактерий. Если они сталкиваются с НЕЙ, то поглощают ее атомы, которые нарушают метаболизм этих организмов и в итоге убивают их. Именно поэтому водопроводные трубы, изготовленные из НЕЁ, стали простейшим способом дезинфекции и резко повысили общественное здоровье в тех городах, где были введены, а дверные ручки часто делают из латуни, которая остается чистой от бактерий, сколько бы немытых рук к ней ни прикасалось. Что загадано под словом ОНА? (медь)
III тур. «Конкурс капитанов. Блиц»
От каждой команды участвуют капитаны. Ведущий читает вопросы, на обдумывание капитану дается 10 сек. За правильный ответ команда получает 1 балл, за неверный ответ 1 балл отнимается.
- Какой элемент считается лесом? ( Бор)
- Говорят, что римляне выродились и «вымерли» потому что делали из него водопроводные трубы и ели из посуды, сделанную из этого элемента. О каком химическом элементе идѐт речь? (Римляне ели из посуды из свинца и пили воду из труб, сделанных из свинца)
- Какой химический элемент состоит из двух животных? ( Мышьяк)
- Какой элемент утверждает, что он-это не он ? ( Неон)
- Какую кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде? ( Угольную)
- Какой элемент является настоящим гигантом? ( Титан)
- Какой элемент несет в себе магию? (Магний)
- X → XO3 → CaXO4. Укажите элемент X. (Сера)
- Название какого химического элемента здесь зашифровано: ерсробе?
( Написать на доске) ( Серебро)
- Какой элемент может воду родить (водород)
- Жидкий, ядовитый металл, поражающий кроветворную, нервную систему и почки человека) (Ртуть)
- Какой металл и планета Солнечной системы имеют одно и то же название? ( Плутон, плутоний)
- В состав какого металла входит напиток морских пиратов? ( Хром-ром).
- Вторая нота октавы входит в название этого металла ( Серебро, резерфордий)
- Самый тугоплавкий металл, который используется в лампе накаливания?( Вольфрам)
- Металлический эквивалент молчания? ( Золото)
- Что тяжелее:1 кг ваты, или 1 кг железа? (они равны)
- Этот металл способствует свертыванию крови? ( кальций)
- Назовите часть речи слова «МЕТАЛЛ» (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
- Сколько звуков в слове: МЕДЬ? (три звука)
- Основной металл в костной ткани? ( КАЛЬЦИЙ)
- Этот металл входит в состав гемоглобина? ( ЖЕЛЕЗО)
- Какой элемент мучается? ( ТАНТАЛ)
- Какой элемент может кислоту родить? ( КИСЛОРОД)
- Какой элемент является « разрушителем»? ( ФТОР)
- “Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то его имя и тогда осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии”. О ком это сказано? (Николай Николаевич Зинин)
- Творец классической теории химического строения органических соединений. (Александр Михайлович Бутлеров)
- Кто сформулировал закон сохранения массы. (Михаил Васильевич Ломоносов)
- Кто автор этого закона: “В равных объемах различных газов при одинаковой температуре и давлении находится одинаковое число молекул”. (Амедео Авогадро)
- Кто создал главный закон в неорганической химии? (Дмитрий Иванович Менделеев)
- Какой английский ученый открыл газ водород? (Генри Кавендиш)
- Какой ученый предложил современную модель строения атома в 1911 г. (Э. Резерфорд)
- Какой французский ученый предложил название азота, заложил основы анализа органических соединений, первым сжег алмаз? (Ант. Лавуазье)
- Русский химик – автор оперы “Князь Игорь” и “Богатырской симфонии”. (Александр Парфириевич Бородин)
- Английский ученый, приготовивший на стол лишайника. Так был открыт кислотно-щелочной индикатор – лакмус. Имя ученого. (Роберт Бойль)
Жюри подводит итоги. Побеждает команда, набравшая за игру большее количество баллов. Жюри выбирают лучшего игрока (можно награждать по номинациям).
Список литературы
- Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
- Ким Е.П. Химия. 8-11 классы: внеклассные мероприятия. – Волгоград: «Учитель», 2009.
- Бочарова С.В. Нестандартные уроки химии. 8-9 классы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Таблица оценки для Жюри
Тур | Название раунда | Количество баллов команд | |
1 | Разминка | ||
2 | Интересные факты | ||
3 | Конкурс капитанов. Блиц | ||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
Итог игры |
Лист ответов
№ п/п | Ответ | № п/п | Ответ |
1 | 19 | ||
2 | 20 | ||
3 | 21 | ||
4 | 22 | ||
5 | 23 | ||
6 | 24 | ||
7 | 25 | ||
8 | 26 | ||
9 | 27 | ||
10 | 28 | ||
11 | 29 | ||
12 | 30 | ||
13 | 31 | ||
14 | 32 | ||
15 | 33 | ||
16 | 34 | ||
17 | 35 | ||
18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - коммуникационные технологии в образовании: сборник научных трудов/ под ред.А.С.Звягиной.- Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2008 Мастер- класс: Использование цифровых образовательных ресурсов при обучении учащихся теме: Функции и графики.
Статья в сборнике научных трудов: "Информационно-коммуникационные технологии в образовании» ...
Статья «Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью технике бисероплетения (изготовление предметов бижутерии) (из сборника научных трудов «Комплексное сопровождение детей школьного возраста с ОВЗ".Чебоксары, 2011)
Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью технике бисероплетения (изготовление предметов бижуте...
статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов
Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...
Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.
Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...
Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.
Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...
Статья " в сборнике научных трудов VII всероссийской научно-практической конференции
quot;Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья через профессионально-трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида"https://nsportal.ru/albom/...
Статья " в сборнике научных трудов VIII всероссийской научно-практической конференции
quot;Проектная деятельность в профессионально-трудовом обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОСов системы специального образования"https://nsportal.ru/...