Формирование личностных УУД на уроках химии
учебно-методический материал по химии
Формирование личностных УУД на уроках химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_lichnostnyh_uud_na_urokah_himii.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД МАМАЕВОЙ Л. С. учителя химии МБОУ "Платово - Ивановская ООШ"
Формирование личностных УУД на уроках химии
Химия и развитие личности. Как это сочетается? Как можно развивать личность на уроках химии? Мне этот вопрос показался актуальным, поскольку сегодня становится актуальным формирование в ребенке специфических качеств, уникального внутреннего мира, неповторимого образа его жизнедеятельности.
Введение в 2012 г. в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)определило рост интереса к проблемам личности учащихся, ее индивидуальности. Но, с другой стороны, – породило у педагогов множество вопросов относительно способов формирования личностных характеристик учащихся. В ФГОС включено понятие «Портрет выпускника школы»: «набор личностных характеристик, которыми должен обладать учащийся на момент окончания школы».
Личностные характеристики – это характеристики человека, описывающие его внутренние особенности. Это качества, которые раскрывают особенности поведения личности, общения и реагирования на те или иные ситуации. К личностным качествам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу. Например, добросовестность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, трудолюбие, активность, толерантность, адекватность самооценки и т.д.
ФГОС подразделяет «Портрет выпускника школы» на «Портрет выпускника основной школы» и «Портрет выпускника средней школы» [1].
«Портрет выпускника основной школы» включает в себя перечень следующих личностных характеристик:
1) обучающийся любит свой край и свое Отечество, знает русский и родной язык, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции;
2) осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
3) активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества;
4) умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике;
5) социально активен, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
6) уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
7) осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
8) ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
«Портрет выпускника средней школы», помимо личностных характеристик, перечисленных выше, включает в себя также:
1) креативность и умение критически мыслить, активное и целенаправленное познание мира, осознание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
2) владение основами научных методов познания окружающего мира;
3) мотивированность на творчество и инновационную деятельность;
4) готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
5) осознание себя личностью, социальная активность;
6) готовность к осознанному выбору профессии;
7) мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Таким образом, портрет выпускника школы – это некая модель выпускника, теоретический образ, который служит основанием для проектирования образовательной политики школы и формирования определенных требований к уровню профессионализма педагогов. Главным положением в данном образе, в соответствии с приоритетными направлениями школы, является сформированная мотивация обучения в постоянном получении знаний, необходимых для продолжения образования и успешной социализации в будущем. То есть, выпускник школы – это личность, готовая к жизненному, социальному, профессиональному и гражданскому самоопределению; устойчивая в сложных социально-экономических обстоятельствах и меняющейся политической реальности современногороссийского общества.
Исходя из положений ФГОС, можно выделить основные характерологические ориентиры личности выпускника: свободная личность, гуманная личность, духовная личность, творческая личность, практичная личность[1].
Таким образом, отличительной особенностью ФГОС является усиление ориентации на результаты образования. Стандарт устанавливает требования к трем группам образовательных результатов – личностным, метапредметным и предметным. С позиций системно-деятельностного подходаосновные результаты обучения и воспитания определяются в контексте формирования универсальных учебных действий (УУД).Стандарт определяет четыре основных вида УУД, которые необходимо формировать у учащихся: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные; 4) познавательные [2].
Специфические особенности преподавания химии в том, что при изучении этого предмета ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия.А в соответствии с требованиями ФГОС, основным результатом преподавания химии должна стать не только система фундаментальных знаний, практических умений и навыков, но и набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.Таким образом, изучение химии, как и других учебных дисциплин в основной школе, планирует достижение не только предметных и метапредметных, но и личностныхрезультатов. Остановимся на последних.
Личностные УУД, по мнению Асмолова А.Г., включают в себя жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.Личностные УУД в стандарте школы делят на 3 блока:1) самоопределение;2) смыслообразование;3) нравственно-этическое оценивание [3].
Первый блок - личностное самоопределение происходит на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентации и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.
Второй блок − смыслообразование т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. Для этого в процессе обучения необходимо развивать познавательную активность.
Третий блок личностных УУД – это нравственно-эстетическое оценивание, т.е. способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Проблема состоит в следующем: как на уроке создать условия для развития личностных УУД учащихся? Какие методы, средства и приемы обучениянеобходимо применять учителю, чтобы реализовать поставленные задачи?
Личностные результаты свидетельствуют о превращении знаний и способов деятельности, приобретенных учащимися в образовательном процессе, в сущностные черты характера, мировоззрение, убеждения, нравственные принципы.
Все это служит базисом для формирования системы ценностных ориентаций и отношения личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.Вот грани личности учащегося, которые развиваются в процессе его учебной деятельности: «Я-ученик», «Я-выпускник», «Я-профессионал», «Я-гражданин», «Я-семьянин», «Я-индивидуальность», «Я-свободная личность», «Я-житель Земли», «Я-человек здоровый, ведущий здоровый образ жизни» и т.д..
При изучении химии формирование личностных УУД носит несистемный характер. Построение такой системности я вижу в изменении взаимоотношений «Учитель-Ученик».Роль учителя в том, что он может стать организатором такого процесса, когда изучение предмета «химия» приобретает для ученика личностный смысл (личностно-ориентированное обучение).
Анализ различных научно-методических источников, показал, что предлагаются различные способы формирования личностных УУД и их развитие на отдельных этапах уроков химии.
1). Такие приемы, как дискуссия, приемы технологии развития критического мышления, а также создание проблемных ситуацийпозволят развивать у учащихся умение вести диалог, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
2). Групповая форма работы, когда каждый член группы исполняет отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом будет происходить развитие у учащихся умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, а также развитие способности самооценивания и самосовершенствования.
3). Одним из эффективных методов обучения школьников, позволяющихрационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельностишкольников, являются методпроектов, учебное исследование. Использование метода проектов в процессе изучения химии позволяетформировать в том числе и личностные УУД - умение устанавливать связь междуцелью учебной деятельности и ее мотивом, умение оценивать свое поведение ипоступки и нести за них ответственность.
Формированию личностных УУД и получению личностных результатов способствует и предметное содержание УМК по химии [4]. Раскроем возможности предметного содержания.
При изучении химии достижение личностных результатов в ценностно-ориентационной сфере достигается через воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку.
Личностные результаты могут быть сформированы через знакомство с достижениями отечественной науки и выдающихся российских ученых – М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, Н.Н. Бекетова и др. Информация об истории великих научных открытий, совершенных российскими учеными представлена на страницах учебников, изучается в процессе работы учащихся над проектами о М.В Ломоносове, Д.И.Менделеева и др.
На формирование личностных образовательных результатов направлено также ознакомление учащихся с основными историческими событиями, связанными с развитием химии и общества, достижениями в области химии, культурными традициями (в том числе, научными), общемировыми достижениями в области химии, обращение к истории химической науки.
На развитие интереса к химии, воспитание уважения и принятия достижений химической науки направлена информация, убедительно демонстрирующая ценность и значимость химических знаний, а также возможность их практического применения в повседневной жизни, технике, сельском хозяйстве, медицине. Глава учебника «Методы химии» полностью посвящена методам современной химической науки, которые необходимы для успешного изучения веществ и решения научных и практических задач.
Интернациональный характер науки раскрывается в контексте важнейших экспериментальных и теоретических исследований, выполненных учеными разных стран (А. Беккерель, Э Резерфорд, М. Склодовская-Кюри, П. Кюри, Г. Мозли, Д. Чедвик, Г. Сиборг, Г.Н. Флёров и др.), которые позволили создать современную теорию строения атома и на ее основе раскрыть физическую сущность периодического закона Д.И. Менделеева.
В трудовой сфере формирование личностных результатов связано с готовностью к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории и направления профильного образования. Например,материал «Вещества в окружающей нас природе и в технике» (8 класс), знакомит учащихся с основными понятиями химической технологии как способом создания новых материалов и профессиями, связанными с химическими технологиями и научно-исследовательской деятельностью в области химии.
На формирование личностных результатов направлены также материалы разных УМК, способствующие развитию основ экологической культуры, пониманию того, что одной из важнейших задач химии является защита и сохранение окружающей среды. Так, уже на первых страницах учебника в Предисловии авторы отмечают: «Химия – именно та наука, которая может создать технологии очистки, спасения и дальнейшей защиты окружающей среды. Важно понимать, что решение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но и от уровня ответственности человека за состояние природной среды».
Заключение:
В соответствии с требованиями ФГОС ООО достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних мониторинговых исследований. В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательномучреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественнополезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Однако анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящее время проблема разработки способов формирования и развития личностных универсальных действий обучающихся иформы их оценивания в урочной и внеурочной деятельности является актуальной и требует более тщательного исследования [5].
Список литературы:
- Авдякова К.А. Портрет выпускника школы. Амурский научный вестник. - 2017, №1.
- Федеральные государственные образовательные стандарты / Министерство образования и науки Российской Федерации/. Электронный ресурс. - https://fgos.ru.
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2010.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова/ – М.: Просвещение, 2011.
- Степанова А.А., Ишкова Л.Н. К вопросу о формировании личностных УУД на
уроках химии. - Научный альманах - N 4-2(18) 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа как средство формирования личностных УУД на уроках биологии
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии при формировании личностных УУД....
Формирование личностных УУД на уроках МХК
В статье рассматриваются личностные УУД, подлежащие развитию на уроке МХК, предлагается диагногстическая методика....
Формирование личностных УУД на уроках чувашского языка в начальных классах.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни при внедрении ФГОС НОО, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современная система образования должна б...
«Формирование личностных УУД на уроке иностранного языка»
Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается на младшей ступени обучения. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в начальной школе,...
Формирование личностных УУД на уроках математики в 5 классе. Реализация ФГОС в преподавание математики.
Личностные УУД на уроках математики по учебнику С.М. Никольского...
Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы
Доклад Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы...
Формирование личностных УУД на уроках ин.языка
Это материал для работы по ФГОС на уроках ин.языка....