Вода - самое удивительное вещество
план-конспект урока по химии (8 класс)

Полещук Надежда Марковна

Ученые абсолютно правы: нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_-_otkrytyy_urok.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 78

____________________________________________________________________________

Семинар

«Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания естественно – научных дисциплин»

Открытый урок по химии в 8 классе по теме:

«Вода в природе. Физические и химические свойства воды»

Учитель химии Н.М.Полещук

2017 г.

д.Пятково

План – конспект урока по химии

Тема: «Вода в природе.  Физические и химические свойства воды»

Вид урока: комбинированный

Цели:

Образовательные:

- создать условия для активизации знаний учащихся о воде, полученные при изучении естествознания;

- способствовать расширению и систематизации знаний учащихся о распространении воды в природе,  физических и химических свойствах воды.

Развивающие:

- продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных: способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации.

Воспитательные:

- способствовать формированию экологической культуры посредством бережного отношения к воде;

- содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности.

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: ТСО, слайды, тексты, модель молекулы воды, лабораторное оборудование и вещества, эпиграф на слайде.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…
Ты самое большое богатство на свете…
А.Сент-Экзюпери.

Ход урока

  1. Организационный момент

 Учащимся предлагается в конце урока ответить на вопросы:

- Почему вода – самое удивительное вещество на Земле?

- Чему будем учиться?

- Какие сложные проблемы будем ставить и решать?

2. Получение новых знаний

У. «Вода – самое необыкновенное вещество на Земле» (презентация – вода в трёх агрегатных состояниях в природе, музыкальное сопровождение).

Таблица Д.И.Менделеева даёт возможность предсказывать свойства всех веществ.

Физики Представьте себе, что вы не знаете что такое вода. Возьмём справочник и попробуем, используя научную логику, предсказать её свойства.  Для этого составим простую таблицу и диаграмму. (Слайд 1.)

У. Заполните колонки: молекулярная масса веществ (теллуроводород, селеноводород, сероводород, кислородоводород).  Используя данные справочника, заполним температуры кипения и замерзания трёх первых веществ.

У. Вопрос: какова температура кипения и замерзания воды (судя по закономерности, вытекающей из таблицы)?

Температура кипения : -70С

Температура замерзания: -90С   (это ли не исключение из правил?)

Соединение

 

Формула

Молекулярная масса

температура кипения

температура замерзания

Телуроводород

 

H₂Te

129

-4

-51

Селеноводород

 

H₂Se

80

-42

-61

Сероводород

 

H₂S

34

-61

-82

Кислородоводород

 

H₂O

18

-70

-90

2. Все вещества в природе имеют определенные значения температур кипения (испарения), которые отличаются от температуры плавления и замерзания. Но только не вода! Вода при одной и той же температуре (0С) замерзает, плавится, испаряется. Приведите простой бытовой пример. На морозе сохнет бельё? А вы видите ли этот процесс ? – нет! Значит вода -…  

3. Физик и Биолог Вещества при замерзании обычно уменьшаются в объёме, увеличивается плотность «упаковки» молекул. А вода – расширяется!  Можно провести простой опыт и вы подтвердите это свойство воды – закрытая стеклянная бутылка с водой на морозе обязательно лопнет.  Поэтому ежегодно автодороги приходится ремонтировать. Но…какое это замечательное свойство воды, а главное – полезное для природы свойство. (Реки и озёра не промерзают до дна – всё живое не погибнет!).

4. Есть ли у воды форма? Вы скажете – нет.  Оказывается, есть – шар. Любой космонавт это подтвердит (когда разливается вода на борту космических станций,  она разлетается большими и маленькими шариками). Всё дело в том, что связи между молекулами воды велики, и те молекулы, которые находятся внутри,  стараются «затащить» тех, которые не успели оторваться от группы во время и находятся на поверхности шарика. Та же сила заставляет воду подниматься по сосудам  растения к листьям, по порам в почве, опустите край полотенца в воду, через некоторое время  полотенце будет полностью мокрое. Можно рассказывать долго про интересные свойства воды, но я рекомендую прочитать об этом  в книге «Вода – самое необыкновенное вещество на Земле»  И.В.Петрянова – Соколова (прочитать из книги выдержку стр. 110).

5. Географы Сколько воды на планете? (3/4) Вода имеет самую большую теплоёмкость. Энергию берёт от универсального источника – Солнца, хранит и отдает в виде тепла в воздух. Поэтому вода является климатообразующим фактором на нашей планете.

Пора приступить к простейшим опытам то есть к  химическим свойствам воды

Опыт 1 Взаимодействие с активными металлами: литием, натрием, калием. (электронный учебник – опыты в  виртуальной лаборатории).

(Учащиеся записывают уравнения химических реакций

2Li  +  2HO  =  2LiOH  + H 

(учитель методом  моделирования  объясняет реакцию замещения одного атома водорода на металл и образование  гидроксильной группы). Вводится понятие «щёлочи»

2Na  +  2HO  =  2NaOH  +  H

K  +  HO  =    (учащиеся дописывают по образцу)

Взаимодействие  с менее активными металлами  (Fe)

3Fe  + 4 HO  = FeO  +  4H        ( FeO*FeO  - ржавчина)  

2. Опыт 2  Взаимодействие сложных веществ с водой

В фарфоровую  чашку помещаем свежепрокаленный оксид кальция. Обливаем водой. Учащиеся характеризуют наблюдаемые явления и делают вывод: реакция экзотермическая, судя по реакции с индикатором (изменение окраски фенолфталеина аналогично с предыдущими опытами),  в результате получилась щёлочь (вещество, в котором есть группа ОН)

CaO  +  HO  =  (учащиеся дописывают сами)

Взаимодействие  с оксидами неметаллов

CO  +  HO  =  HCO  (угольная кислота)

SO  +  HO  =  HSO  (серная кислота)

Экономика и народное хозяйство. Знаете ли вы,  сколько на Земле пресной воды? В каком она виде: реки, подземные источники, айсберги, вечная мерзлота  

Лабораторный опыт «испорченный кран»

Инструкция

В бюретку (стеклянную пипетку) набрать воду. Установить равномерное вытекание воды из бюретки по каплям. Используя секундомер, накапать в мензурку 10 мл.

Заполнить таблицу и произвести расчёт

№ опыта

Количество капель

Время

Количество воды, вытекающее в час, день, месяц

вывод

1

2

Среднее значение

Закрепление  решение тестов по материалам электронного учебника (в разделе «задачи» стр.87 и стр.81 (з.1)

Подведение итогов

Что больше всего вам из данного урока запомнилось? Что вы назовёте самым удивительным свойством воды (что вас удивило?)  Что вы научились сегодня выполнять? Как вы теперь отнесетесь  к пресной воде? На все вопросы учащиеся дают полный ответ.

Задание на дом §29. Задача на стр. 88

Используемая литература:

1. Любовь Стрельникова «Из чего всё сделано?»

2. Ю.А.Фиалков «Необычные свойства обычных растворов»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода- самое удивительное вещество на Земле

Материал к уроку о воде( химиия, биология ,географи)...

"Вода - самое удивительное вещество"

Вода в природеФизические свойства водыВода как растворительХимические свойства водыЭкологические проблемы...

Обобщающий урок по теме "Вода - самое удивительное вещество на Земле"

Обобщающий урок по теме "Вода - самое удивительно вещество на Земле" по природоведению в 5 классе. Данная разработка включает в себя текст урока. Этот урок разработан с учетом возрастных осо...

Вода- самое удивительное вещество в природе.

Презентация "Вода - самое удивительное вещество в природе"....

Вода- самое удивительное вещество в природе.

Рассматриваются основные сведения о воде, ее строения, физические и химические свойства. Круговорот воды в природе,источники ее загрязнения.Значение воды в жизни человека.Минеральные воды Осетии. Межп...

Программа элективного курса по химии "Вода-самое удивительное вещество на свете"

    Программа  элективного курса по химии составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта, что нашло отражение в поясн...

Конференция 8класс "Вода- самое удивительное вещество"

Выступления учащихся на конференции. 2017г...