Вода - самое удивительное вещество
план-конспект урока по химии (8 класс)
Ученые абсолютно правы: нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_-_otkrytyy_urok.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 78
____________________________________________________________________________
Семинар
«Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания естественно – научных дисциплин»
Открытый урок по химии в 8 классе по теме:
«Вода в природе. Физические и химические свойства воды»
Учитель химии Н.М.Полещук
2017 г.
д.Пятково
План – конспект урока по химии
Тема: «Вода в природе. Физические и химические свойства воды»
Вид урока: комбинированный
Цели:
Образовательные:
- создать условия для активизации знаний учащихся о воде, полученные при изучении естествознания;
- способствовать расширению и систематизации знаний учащихся о распространении воды в природе, физических и химических свойствах воды.
Развивающие:
- продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных: способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации.
Воспитательные:
- способствовать формированию экологической культуры посредством бережного отношения к воде;
- содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: ТСО, слайды, тексты, модель молекулы воды, лабораторное оборудование и вещества, эпиграф на слайде.
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…
Ты самое большое богатство на свете…
А.Сент-Экзюпери.
Ход урока
- Организационный момент
Учащимся предлагается в конце урока ответить на вопросы:
- Почему вода – самое удивительное вещество на Земле?
- Чему будем учиться?
- Какие сложные проблемы будем ставить и решать?
2. Получение новых знаний
У. «Вода – самое необыкновенное вещество на Земле» (презентация – вода в трёх агрегатных состояниях в природе, музыкальное сопровождение).
Таблица Д.И.Менделеева даёт возможность предсказывать свойства всех веществ.
Физики Представьте себе, что вы не знаете что такое вода. Возьмём справочник и попробуем, используя научную логику, предсказать её свойства. Для этого составим простую таблицу и диаграмму. (Слайд 1.)
У. Заполните колонки: молекулярная масса веществ (теллуроводород, селеноводород, сероводород, кислородоводород). Используя данные справочника, заполним температуры кипения и замерзания трёх первых веществ.
У. Вопрос: какова температура кипения и замерзания воды (судя по закономерности, вытекающей из таблицы)?
Температура кипения : -70⁰С
Температура замерзания: -90⁰С (это ли не исключение из правил?)
Соединение |
| Формула | Молекулярная масса | температура кипения | температура замерзания |
Телуроводород |
| H₂Te | 129 | -4 | -51 |
Селеноводород |
| H₂Se | 80 | -42 | -61 |
Сероводород |
| H₂S | 34 | -61 | -82 |
Кислородоводород |
| H₂O | 18 | -70 | -90 |
2. Все вещества в природе имеют определенные значения температур кипения (испарения), которые отличаются от температуры плавления и замерзания. Но только не вода! Вода при одной и той же температуре (0⁰С) замерзает, плавится, испаряется. Приведите простой бытовой пример. На морозе сохнет бельё? А вы видите ли этот процесс ? – нет! Значит вода -…
3. Физик и Биолог Вещества при замерзании обычно уменьшаются в объёме, увеличивается плотность «упаковки» молекул. А вода – расширяется! Можно провести простой опыт и вы подтвердите это свойство воды – закрытая стеклянная бутылка с водой на морозе обязательно лопнет. Поэтому ежегодно автодороги приходится ремонтировать. Но…какое это замечательное свойство воды, а главное – полезное для природы свойство. (Реки и озёра не промерзают до дна – всё живое не погибнет!).
4. Есть ли у воды форма? Вы скажете – нет. Оказывается, есть – шар. Любой космонавт это подтвердит (когда разливается вода на борту космических станций, она разлетается большими и маленькими шариками). Всё дело в том, что связи между молекулами воды велики, и те молекулы, которые находятся внутри, стараются «затащить» тех, которые не успели оторваться от группы во время и находятся на поверхности шарика. Та же сила заставляет воду подниматься по сосудам растения к листьям, по порам в почве, опустите край полотенца в воду, через некоторое время полотенце будет полностью мокрое. Можно рассказывать долго про интересные свойства воды, но я рекомендую прочитать об этом в книге «Вода – самое необыкновенное вещество на Земле» И.В.Петрянова – Соколова (прочитать из книги выдержку стр. 110).
5. Географы Сколько воды на планете? (3/4) Вода имеет самую большую теплоёмкость. Энергию берёт от универсального источника – Солнца, хранит и отдает в виде тепла в воздух. Поэтому вода является климатообразующим фактором на нашей планете.
Пора приступить к простейшим опытам то есть к химическим свойствам воды
Опыт 1 Взаимодействие с активными металлами: литием, натрием, калием. (электронный учебник – опыты в виртуальной лаборатории).
(Учащиеся записывают уравнения химических реакций
2Li + 2H₂O = 2LiOH + H₂
(учитель методом моделирования объясняет реакцию замещения одного атома водорода на металл и образование гидроксильной группы). Вводится понятие «щёлочи»
2Na + 2H₂O = 2NaOH + H₂
K + H₂O = (учащиеся дописывают по образцу)
Взаимодействие с менее активными металлами (Fe)
3Fe + 4 H₂O = Fe₃O₄ + 4H₂ ( FeO*Fe₂O₃ - ржавчина)
2. Опыт 2 Взаимодействие сложных веществ с водой
В фарфоровую чашку помещаем свежепрокаленный оксид кальция. Обливаем водой. Учащиеся характеризуют наблюдаемые явления и делают вывод: реакция экзотермическая, судя по реакции с индикатором (изменение окраски фенолфталеина аналогично с предыдущими опытами), в результате получилась щёлочь (вещество, в котором есть группа ОН)
CaO + H₂O = (учащиеся дописывают сами)
Взаимодействие с оксидами неметаллов
CO₂ + H₂O = H₂CO₃ (угольная кислота)
SO₃ + H₂O = H₂SO₄ (серная кислота)
Экономика и народное хозяйство. Знаете ли вы, сколько на Земле пресной воды? В каком она виде: реки, подземные источники, айсберги, вечная мерзлота
Лабораторный опыт «испорченный кран»
Инструкция
В бюретку (стеклянную пипетку) набрать воду. Установить равномерное вытекание воды из бюретки по каплям. Используя секундомер, накапать в мензурку 10 мл.
Заполнить таблицу и произвести расчёт
№ опыта | Количество капель | Время | Количество воды, вытекающее в час, день, месяц | вывод |
1 | ||||
2 | ||||
Среднее значение |
Закрепление решение тестов по материалам электронного учебника (в разделе «задачи» стр.87 и стр.81 (з.1)
Подведение итогов
Что больше всего вам из данного урока запомнилось? Что вы назовёте самым удивительным свойством воды (что вас удивило?) Что вы научились сегодня выполнять? Как вы теперь отнесетесь к пресной воде? На все вопросы учащиеся дают полный ответ.
Задание на дом §29. Задача на стр. 88
Используемая литература:
1. Любовь Стрельникова «Из чего всё сделано?»
2. Ю.А.Фиалков «Необычные свойства обычных растворов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода- самое удивительное вещество на Земле
Материал к уроку о воде( химиия, биология ,географи)...
"Вода - самое удивительное вещество"
Вода в природеФизические свойства водыВода как растворительХимические свойства водыЭкологические проблемы...
Обобщающий урок по теме "Вода - самое удивительное вещество на Земле"
Обобщающий урок по теме "Вода - самое удивительно вещество на Земле" по природоведению в 5 классе. Данная разработка включает в себя текст урока. Этот урок разработан с учетом возрастных осо...
Вода- самое удивительное вещество в природе.
Презентация "Вода - самое удивительное вещество в природе"....
Вода- самое удивительное вещество в природе.
Рассматриваются основные сведения о воде, ее строения, физические и химические свойства. Круговорот воды в природе,источники ее загрязнения.Значение воды в жизни человека.Минеральные воды Осетии. Межп...
Программа элективного курса по химии "Вода-самое удивительное вещество на свете"
Программа элективного курса по химии составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта, что нашло отражение в поясн...
Конференция 8класс "Вода- самое удивительное вещество"
Выступления учащихся на конференции. 2017г...