Программа элективного курса по химии "Вода-самое удивительное вещество на свете"
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

      Программа  элективного курса по химии составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта, что нашло отражение в пояснительной записке.

      Данная программа имеет четко выраженную структуру, свою логическую последовательность и завершенность, соответствует методическим требованиям и рекомендована к использованию в учебном процессе.

      Программа предназначена для обучающихся 9-ого класса, проявляющих интерес к химии. Она позволяет углубить содержание базового учебного предмета, совершенствует важнейшие практические умения и навыки. Формы организации работы обучающихся носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у них практические навыки решения задач, навыки выполнения практических и лабораторных работ. Программа имеет большое значение в системе подготовки обучающихся к итоговой аттестации, позволяет совершенствовать коммуникативную компетентность обучающихся.

      В результате изучаемого материала обучающиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности. Программа способствует развитию умственной деятельности, умению оперировать знаниями, добиваться высокого интеллектуального уровня.

      В программе осуществляется единый подход к изучению предмета в определённой системе и в соответствии с возможностями обучающихся 9 класса, прослеживается обязательная соотнесённость с основными целями школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету.

    Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам и она очень реалистична с точки зрения материально–технических средств.

В заключении можно сказать, что актуальность и важность программы не вызывает сомнений, так как она содействует созданию условий для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) планов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_himii_makova_g.v.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Республики Марий Эл

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Программа

элективного курса по химии

«Вода –

самое удивительное

вещество на свете»

                                          Принята на заседании педагогического совета

                                                  Протокол №1 от 29.08.2011г.

                                                Разработала: Макова Г.В., учитель химии

                                                                             

д.Михайловка

2011г.

       Содержание

I.ВВЕДЕНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………………………………………3 II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 1.Цель и задачи элективного курса………………………………………………...5

 2.Требования к уровню усвоения учебного материала………………………….. 6

 3. Результаты освоения элективного курса………………………………………. 7

 4. Содержание курса……………………………………………………………….. 8

  5.Учебно-тематический план………………………………………………………9

  6. Учебно-тематическое планирование………………………………………….10

  7.Учебно-методическое обеспечение курса……………………………………..11

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..11

IV. Литература……………….…………………………………………………........12

V. Приложения………………………………………………………………………13 

   

                                             I.ВВЕДЕНИЕ

  1. Пояснительная записка

В настоящее время перед школой стоит задача реализации в образовательной практике системно - деятельностного подхода. Учитель становится не только источником знаний, но и организатором активной познавательной деятельности школьников. Поэтому необходимо модернизировать формы обучения, включать в практику преподавания такие способы деятельности обучающихся, которые позволили бы формировать ключевые компетенции школьников, универсальные учебные действия, ориентировать их на выбор  профиля обучения на старшей ступени и подготовить обучающихся к государственной итоговой  аттестации. С этой целью в нашей школе в конце 2009-2010 учебного года было проведено анкетирование обучающихся 8-ого класса. Им было предложено выбрать курсы по предметам, которые они хотели бы изучать углубленно. Дети выбрали такие предметы: русский язык, математику, химию, биологию, физику, историю.  Педагоги же привели свои доводы по поводу выбора предметов: выбор профиля на старшей ступени обучения, выбор предмета для сдачи экзамена по выбору.  В результате,  по решению педагогического совета школы, в 9 классе были утверждены элективные курсы по русскому языку, математике, химии, физике. Мне было предложено вести  элективный  курс по химии. Работу я начала с выбора темы курса и поиска программы. Программ  элективных курсов можно найти много и в Интернете, и в печатном виде. Но изучив несколько программ, я поняла, что лучше составить свою программу, что мной было и сделано.

Я выбрала тему  «Вода – самое удивительное вещество на свете» и при составлении программы постаралась максимально удовлетворить интересы и потребности учеников. Элективный курс рассчитан на 17 часов и может быть проведён во втором полугодии учебного года.

        Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль и для дополнительной подготовки к экзаменам по химии, так как  многие наши обучающиеся после 9 класса ежегодно поступают учиться в лицей-интернат п. Ургакш, политехнический лицей г.Йошкар-Ола, лицей-интернат п. Руэм,  где выбирают химико-биологический профиль и более половины обучающихся 9-ого класса выбирают химию в качестве экзамена по выбору. Содержание курса представляет собой интегрирование тем «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», «Химические реакции», «Химия в жизни общества» курса учебного предмета химии и тем «Взаимоотношения человека и среды», «Структурная организация живых организмов», «Учение о клетке» курса учебного предмета биологии. Особенность курса – его тесная связь с окружающим миром, междисциплинарный характер, связь с экологией, биологией, географией. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания, но в то же время, они примыкают к основному курсу. При изучении данного курса наряду с приобретением дополнительных знаний по химии и биологии, совершенствованием навыка проведения химического эксперимента, развивается способность  самостоятельно приобретать знания, оценивать информацию, излагать свое мнение по обсуждаемому вопросу, выслушивать мнение других.

        Актуальность предлагаемого элективного курса вызвана  значимостью рассматриваемых экологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

Объектом изучения выбрана вода, поскольку, несмотря на всеобщую известность, хранит в себе множество загадок. Кроме  того,  вопрос изучения теории и технологии оценки качества воды в настоящее время неуклонно растет, что обусловлено рядом причин: продолжающимся загрязнением окружающей среды, ростом интереса к контролю качества воды со стороны населения. С каждым годом проблема обеспечения питьевой водой все больше обостряется.  В России подавляющее большинство источников, снабжающих население водой -поверхностные. Но чистых рек и озер почти не осталось. Их превратили в сточные канавы. Это первая проблема. Вторая, вытекающая из первой, состояние подземных вод, которые считаются более защищенными и пригодными для питья. Увы, очистка сточных вод настолько плохая, что грязь просачивается сквозь почву, попадает в подземные реки. Третья – у нас плохо обстоят дела с резервными источниками водоснабжения. Все эти вопросы нужно решать комплексно. Поэтому в 2010 году в России принята федеральная программа «Чистая вода», рассчитанная до 2017 года. На ее реализацию, по плану, будет выделено около 9 миллиардов рублей. Деньги пойдут на масштабную модернизацию водохозяйственного комплекса страны, что позволит обновить сети и улучшить качество воды. Всемирная же организация здравоохранения  объявила текущее десятилетие десятилетием питьевой воды.

Курс способствует  формированию практических умений  в области химических исследований, развивает у обучающихся интерес к химии, эксперименту, воспитывает наблюдательность, точность, аккуратность, настойчивость в работе. Его целью является развитие  познавательного интереса к изучению наук естественного цикла, стимулирование осознанного выбора химии как одного из профильных предметов и выбора химии как предмета для сдачи экзамена на итоговой аттестации. Проведение занятий элективного курса предполагает использование современных образовательных технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, технологии коллективной системы обучения (взаимообмен темами и заданиями), дидактической многомерной технологии для построения логико-смысловых моделей, проектной деятельности, ИКТ. Использование ИКТ обеспечивает возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности, позволяет обучающимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика. Кроме того, компьютерные экспериментальные задачи позволяют формировать у обучающихся исследовательские умения более эффективно, чем реальные, поскольку обеспечивает широкие возможности варьирования условий задачи, позволяет развить у обучающихся информационную и коммуникативную компетентность.

Большая часть времени курса отведена на практические занятия, цель которых, наряду с развитием навыков проведения химического эксперимента способствовать формированию у  обучающихся качеств исследователя. Высокая практическая направленность курса будет способствовать тому, что ученик получит практические знания и умения, которые пригодятся ему в повседневной жизни.

Содержание каждой темы включает в себя индивидуальную и групповую работу.

Формами итогового контроля могут стать выполнение теста, творческого задания: составление буклета, логико-смысловой модели, проекта.

Нормативно-правовой и документальной базой программы являются:

  • закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  • образовательная инициатива «Наша новая школа».

    II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

                             1.Цель и задачи элективного курса.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

  • системность;
  • целостность;
  • объективность;
  • научность;
  • доступность для обучающихся основной школы;
  • реалистичность;
  • практическая направленность.

Данный образовательный курс является источником знаний, он расширяет и углубляет базовый компонент; обеспечивает интеграцию необходимой информации химического, биологического, географического характера.

Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для обучающихся и, соответственно, получить более высокие результаты.

 В содержание программы заложены следующие идеи:

  • природа в своём развитии находится в динамическом равновесии;
  • при взаимодействии природы и человека изменяются компоненты окружающей среды, что приводит к смещению природного равновесия;
  • химические знания необходимы для разумного решения возникших проблем.

 Ведущая идея курса: развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человеку и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством; следовательно,  вещества нужно изучать, чтобы правильно применять.

 Основная цель элективного курса: создание условий для формирования и развития у обучающихся: интереса к химии, любознательности, творческих способностей, умений и навыков в области химического эксперимента.

Задачи курса:

  • закрепить, систематизировать и расширить знания обучающихся о воде, ее строении и свойствах: взаимодействии воды с простыми и сложными веществами, разложении воды;
  • выявить причины нехватки воды на планете и основные источники загрязнения гидросферы и учить обучающихся правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;
  • продолжить формирование умений анализа ситуации, прогнозирования и навыков исследовательской деятельности;
  • продолжить формирование умений решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил работы и техники безопасности в кабинете химии, на рабочем месте;
  • развивать учебно-коммуникативные умения: работы с научно-популярной и справочной литературой, умения сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;
  • развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
  • использовать и развивать межпредметные связи с биологией, географией, математикой.

2.Требования к уровню усвоения учебного материала.

В результате изучения программы элективного курса «Вода – самое удивительное вещество на свете»  обучающиеся получают возможность:

 Знать и понимать:

  • состав, строение, физические и химические свойства воды, электрохимические свойства растворов;
  • примерный качественный и количественный состав природных вод;
  • основные источники загрязнения гидросферы и их влияние на здоровье человека;
  • причины нехватки воды на планете Земля;
  • методы очистки пресной воды от загрязнений;
  • методы химического анализа питьевой воды;
  • методы очистки воды в быту;
  • болезни, связанные с загрязнением питьевой воды;
  • проблему загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами; основные способы очистки водоёмов от нефтяного загрязнения;
  • законодательство в области охраны водных ресурсов планеты.

Уметь:

  • применять полученные знания на практике;
  • практически исследовать качества питьевой воды;
  • определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и ее обработки;
  • составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в
  • сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;
  • оценивать состояние водной среды, сопоставляя фактические данные и нормы качества;
  • раскрывать сущность проблем загрязнения водной среды планеты и находить их решения;
  • бережно относиться к воде, экономно её расходовать;
  • применять простейшие методы очистки питьевой воды;
  • использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем;
  • вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;
  • критически оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения;

Элективный курс предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры. Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту. Выполнение его формирует у обучающихся навыки работы с веществами.  Практические умения и навыки необходимы каждому гражданину, кроме того, химический эксперимент выступает в роли источника знаний и формирует научную картину мира. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, т.к. предполагается исследовать жизненно-важные объекты: воду, воздух. Необходимо использовать местный материал, по возможности организовать экскурсии в лаборатории СЭС, водоочистительную станцию и др. Часть времени рекомендуется отвести на решение задач проблемного характера с экологическим содержанием, что обеспечит не только закрепление и развитие специальных навыков, но и формирование активной жизненной позиции.

        Усвоение материала по программе курса можно проследить через отчёты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты; итоги работы можно обобщить на конференции, устном журнале и др.

      Формы организации учебной деятельности в рамках элективного курса: лекции с элементами беседы, семинары, дискуссии, практические работы исследовательского характера, конференции по проблемам защиты окружающей среды и  ролевые и познавательные игры.

3. Результаты освоения элективного курса.

Занятия элективного курса должны помочь обучающимся девятых классов сформировать следующие универсальные учебные действия:

     1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля дальнейшего обучения); научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

      2) Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.

      3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

     4.Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

4.Содержание курса

Введение  (1 ч)

История изучения гидросферы. Распределение вод гидросферы. Вода в природе. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.

Тема №1. Вода – уникальное вещество (1 ч)

Строение молекулы воды. Физические свойства воды

Строение молекулы воды. Понятие диполя. Способность молекул воды образовывать водородные связи.

Физические свойства воды, определяющие ее уникальность и обеспечивающие жизнь на планете: аномальные температуры плавления и кипения; увеличение объема при замерзании; меньшая плотность льда по сравнению с жидкой водой; высокая теплоемкость, влияние на сбалансированность климата нашего мира; тепло- и электропроводность воды; поверхностное натяжение воды и его биологическое значение; идеальная вязкость. «Живая» и «мёртвая» вода.

Тема №2. Вода с химической точки зрения (2 ч)

Химические свойства воды.

Взаимодействие с активными металлами, основными, кислотными оксидами, солями (образование кристаллогидратов),  гидролиз солей и органических веществ. Вода как катализатор.

Образование кристаллогидратов.  Применение кристаллогидратов в природе, быту и технике.

Практическая работа №1.Изучение химических свойств воды. Выращивание кристаллов медного купороса.

Тема №3. Вода, которую мы пьём (7 ч)

Вода - универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический состав природных и минеральных вод. Жёсткость воды. Основные источники загрязнения гидросферы. Нехватка питьевой воды. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду. Стандарты качества воды. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

 Практическая работа №2. Исследование качества питьевой воды, органолептические показатели воды.

Практическая работа №3. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.

Практическая работа №4. Определение жёсткости воды.

Практическая работа №5. Методы очистки воды в быту.

Тема №4.Решение расчетных задач на растворы (3 ч)

Растворы. Качественный и количественный состав растворов. Массовая  доля и

молярная   концентрация   растворенного   вещества.   Кристаллогидраты.

Практическая работа №6. Приготовление растворов заданного состава.

Тема №5. Загрязнение воды. Болезни: профилактика, лечение и защита здоровья человека (2ч)

Экологическая безграмотность в быту - основная причина нарушений здоровья человека. Практическая деятельность людей – фактор, по масштабам соизмеримый с эволюцией живой природы. Роль химических знаний  в обеспечении экологически грамотного отношения к природе.

Тема №6. Научно-практическая конференция на тему «Вода знакомая и загадочная» (1 ч).

 Защита проектов и творческих работ.

5.Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

Из них

Теория

Практика

Экскурсии

1

Введение  

1

1

2

Вода – уникальное вещество

1

1

3

Вода с химической точки зрения

2

1

1

4

Вода, которую мы пьём

7

1

4

2

5

Решение расчетных задач на растворы

3

3

6

Загрязнение воды. Болезни: профилактика, лечение и защита здоровья человека

2

1

1

7

Научно-практическая конференция на тему «Вода знакомая и загадочная»

1

1

17

5

9

3

6. Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятия

Использова-ние ИКТ –

технологий

Кол-во час

Занятие 1.  История изучения гидросферы. Распределение вод гидросферы. Вода в природе. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.

Вводная лекция

Видеофильм

Презентация

1

Занятие 2.  Строение молекулы воды. Физические свойства воды, определяющие ее уникальность и обеспечивающие жизнь на планете. «Живая» и «мёртвая» вода.

Семинар

Презентация Сообщения Таблицы

1

Занятие 3.  Химические свойства воды: взаимодействие  с активными металлами, основными, кислотными оксидами, солями (образование кристаллогидратов),  гидролиз солей и органических веществ. Вода как катализатор. Применение кристаллогидратов в природе, быту и технике.

Лекция, группо-вая работа

Презентация

1

Занятие 4.  Практическая работа №1. Выращивание кристаллов медного купороса.

Практ.

работа

Презентация

1

Занятие 5.  Вода - универсальный растворитель. Химический состав природных и минеральных вод. Жёсткость воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду. Стандарты качества воды.

Лекция, лаб. работа, работа  в группах

Презентация

1

Занятие 6.  Практическая работа №2. Исследование качества питьевой воды, органолептические показатели воды.

Практ.

работа

Презентация

1

Занятие 7. Экскурсия в химлабораторию  МарГТУ

Экскурс.

1

Занятие 8. Практическая работа №3. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.

Практ.

работа

ПрезентацияИнтернет ресурсы

1

Занятие 9. Практическая работа №4.  Определение жёсткости воды.

Практ.

работа

1

Занятие 10. Экскурсия в химлабораторию  центральной котельной,  водозабор

Экскур-сия

1

Занятие 11. Практическая работа №5. Методы очистки воды в быту.

Практ.

работа

1

Занятие 12-13. Растворы. Качественный и количественный состав растворов. Массовая  доля и молярная концентрация растворенного вещества. Кристаллогидраты.

Решение задач

ПрезентацияИнтернет ресурсы

2

Занятие 14.Практическая работа №6  «Приготовление раствора заданного состава»

Практ.

работа

1

Занятие 15.  Основные источники загрязнения гидросферы.  Нехватка питьевой воды. Санитария питьевой воды. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество. Болезни: профилактика, лечение и защита здоровья человека

Семинар

Презентация

Интернет ресурсы

1

Занятие 16.  Экскурсия в аптеку

Экскурс.

1

Занятие 17. Научно-практическая конференция на тему «Вода знакомая и загадочная»

 Защита проектов и творческих работ.

Защита проектов

Проекты

1

7.Учебно-методическое обеспечение курса.

1. Компьютеры, ноутбук, проектор

2. Лабораторное оборудование

3. Таблицы

4. Учебно-методическая литература

5. ЦОР, ЭОР

                                    III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

   

 Элективный курс «Вода - самое удивительное вещество на свете» апробирован мною в 2010-2011 учебном году в ходе педагогической практики в 9 классе и выявлена доступность предлагаемого материала для школьников.Занятия проводились в первом полугодии по 1 часу в неделю. После окончания курса я провела анализ того, что и как усвоено обучающимися и внесла необходимые дополнения и провела корректировку программы. В результате корректировки я добавила 1 час в тему «Решение расчетных задач на растворы» и 1 час в тему «Вода, которую мы пьем» на проведение практической работы «Методы очистки воды в быту». Были изменены темы экскурсий: так вместо экскурсии в больницу, запланирована экскурсия в химическую лабораторию МарГТУ. Кроме того, в 2011-2012  учебном году данный элективный курс будет проведен во втором полугодии, т.к. у обучающихся останется в памяти больше знаний, которые нужны будут им на экзаменах. Также я провела мониторинг знаний обучающихся, посещающих курсы и знаний обучающихся, не посещающих курсы, по различным параметрам: проверила решение задач, выполнение практических заданий, написание уравнений реакций. Результаты – на диаграмме.

     Было проведено и анкетирование обучающихся. Им были заданы вопросы:

  1. Интересно ли было на занятиях?
  2. Узнали ли что–то новое?  
  3. Нужен ли данный элективный курс?      

                                   

     Апробировав данный элективный курс, я пришла к выводу, что дополнительные химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни, а  элективные курсы будут, в какой-то степени, решать те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объёме из-за дефицита времени. Собранный же мною и моими учениками материал к занятиям, может использоваться не только на курсах, но и на уроках и на внеклассных мероприятиях всеми педагогами и классными руководителями.

                                                      IV.Литература:

I. Для обучающихся:

1. Балаев И.И.Домашний эксперимент по химии. – М.:Знание,1989.

2. Войтович В.А. Химия для любознательных. - М.: Просвещение, 2001.

3. Вода Байкала  [Электронный ресурс]: статья– Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.akva-vita.ru/baikal_water.php.- Заглавие с экрана.

4. Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. -5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.

5.Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 8-е издю, стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.

6. Новиков Ю.В. Природа и человек.- М.:Просвещение,2004

7. Новиков Ю.В. Воде быть чистой.- М.:Просвещение,2002

8. Меркулов А.А. Самая удивительная на свете жидкость. – М.: Знание, 1989.

9.Просто вода [Электронный ресурс]: статья– Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.prostovoda.net/pochemu-lyod-ne-tonet-v-vode.

10. Спенглер О.А. Слово о воде. –Л.: Гидрометеоиздат,1990.

11. Снежинки – чудо природы [Электронный ресурс]: статья – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/3109898/post118909434.

12. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ Глав. Ред. В.Володин ; вед.науч.ред. И.Леенсон. – М.: Аванта+, 2004.

II. Для учителя: 

1. Бурдыкин Б.Е. Космическая тайна воды. - СПб.: Питер, 2007.

2.Вода [Электронный ресурс]: раздел сайта  Химическая энциклопедия. - Электрон. дан. – Режим доступа:  http://www.xumuk.ru/encyklopedia/786.html

3. Вода – совершенный источник жизни [Электронный ресурс]: статья Яхья Харун –Электрон. дан. – Режим доступа: http://webstroika06.narod.ru/water.htm.

4. Все о воде [Электронный ресурс]: Сайт. Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.o8ode.ru/

5. Живая вода – все о воде [Электронный ресурс]: Сайт. Электрон. дан. – Режим доступа: http://alka-mine.at.ua/publ/2-1-0-19

6. Загрязнение воды. Болезни: профилактика, лечение и защита здоровья человека. [Электронный ресурс]: статья– Электрон. дан. – Режим доступа: http://timofeys.narod.ru/articles/voda.html.

7. Зарубин Г.П., Новиков Ю.В. Современные методы очистки и обеззараживания питьевой воды. М.:Медицина,2006

8. Изучаем и сохраняем водоемы [Электронный ресурс]: Сайт. Электрон. дан. – Режим доступа: http://edu.greensail.ru/

9. Кульский Л., Даль В., Ленчина Л. Вода знакомая и загадочная [Электронный ресурс]: статья Л. Кульский, В.Даль, Л. Ленчина – Электрон. дан. – Режим доступа: http://n-t.ru/ri/kl/vz.htm.

10. Лялько В.И. Вода известная и неизвестная. М.: Знание,1999.

11. Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. Какую воду мы пьем //Химия в школе: статья  Н.И.Речкалова, Л.И. Сысоева. -  2004 - № 3.

V.Приложения

Для каждого занятия оформлена отдельная папка с  материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Удивительный мир Британии»

Основной целью данного курса является формирование межкультурной компетенции, т.е. способности понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявления...

программа элективного курса по обслуживающему труду "Это удивительное вязание" 8 класс 2 ступень образования, "Подросток в мире профессий" 9 класс

Программа содержит пояснительную записку, задачи курса, тематическое планирование, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, список используемой литературы....

Рабочая программа элективного курса «Основы химических, методов исследования вещества» для 10 класса

Элективный курс « Основы химических, методов исследования вещества» рассчитан на 34 часа: одно занятие в неделю в течение года. Элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, проявляющих повыше...

Программа элективного курса "Удивительный мир физики"

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 8 классов к обучению на физико-математическом или естественнонаучном профиле.Умение находить проблему, анализировать ее, выдвигать ги...

Программа элективного курса «Удивительный мир Red-Оx» (химия окислительно-восстановительных реакций)

Тема «Окислительно-восстановительные реакции» традиционно важна, и в то же время ее изучение вызывает у учащихся определенные трудности.В связи с вышеизложенным разработан данный курс, предназначенный...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Удивительная Вселенная»

Программа элективного курса для учащихся 9 класса«Удивительная Вселенная»...

Рабочая программа элективного курса по физике в 11 классе "Океан света"

Аннотация к рабочей программе по элективному курсу по физике «Океан света» для 11 классаФизика - наука о природе, призванная познакомить учащихся с разнообразием природных явлений, с закон...