Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии

Сергей Васильевич Стрельцов

Рабочая программа по химии Рудзитис Фельдман ФГОС 8-9 классы Просвещение 19 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_himiya_8-9_kl_fgos_avgust_19.docx83.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район»

Согласовано
Зам. директора по  УВР
 (ВР):
_____________Г.А. Хакимова

«_____»______________2019г.

Утверждаю
Директор МОУ «Первомайская СОШ»
___________Е.А.Азарова
«_____»______________2019г.

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей-предметников                                                               

 Протокол №_____ от «_____»_________2019г.                        

Принята на заседании педагогического совета от «_____» _____________2019г.
протокол № _____

Рабочая программа

по химии, основное общее образование, 8-9 кл

                                              (предмет, ступень, срок реализации)

Автор: Стрельцов Сергей Васильевич, учитель химии и биологии,

 первая квалификационная категория

                                           (ФИО, предмет, квалификационная категория)

             

201-2020 учебный год   

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе: Рабочие программы. Химия. 5-9 классы. Н.Н. Гара, Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана, М. Дрофа, 2015 г.; Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Цели и задачи учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.

Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.

Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту:  проведению  практических  и  лабораторных  работ,    описанию результатов        ученического        эксперимента,        соблюдению        норм        и        правил безопасной работы в химической лаборатории.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе.

Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология»,

«География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология».

2.Общая характеристика учебного предмета

В содержании данного курса представлены  основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от  строения,  исследование  закономерностей  химических  превращений   и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также  химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования  по  химии,  такие,  как  основы  органической  и    промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной  школы.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное  учение,  периодический  закон  Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении  атомов,  видах химической связи, закономерностях  протекания  химических   реакций.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

В качестве ценностных ориентиров химического образования  выступают  объекты,  изучаемые  в  курсе  химии,  к  которым   у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла,  главная  цель  которых  заключается  в  изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются  в  признании:

#        ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

#        ценности химических методов исследования живой и неживой природы.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса  химии  позволяет сформировать:

#        уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

#        понимание  необходимости  здорового  образа  жизни;

#        потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования  веществ  в  повседневной  жизни;

#        сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

#        правильному  использованию   химической   терминологии и  символики;

#        развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента,  участвовать  в  дискуссии;

#        развитию умения открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

3.Место учебного предмета в учебном плане.

Особенность курса химии состоит в том, что для его освоения школьники должны обладать не только определённым запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является  главной причиной того, что в учебном плане  этот  предмет  появляется  последним  в  ряду  естественно-научных  дисциплин.

В учебном плане на изучение химии в основной школе отводится  2  учебных  часа  в  неделю  в  течение  двух  лет — в  8  и    9  классах;  всего  136  учебных занятий.

4.Метапредметные результаты 

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

        систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

        выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

 

        заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально- технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.        Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

        анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

        идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

        выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

        ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

 

        формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

        обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.        Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

        определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

        обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

        определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

        выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

        выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

        составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

        определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

        описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

        планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.        Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать  свои  действия  в  соответствии  с  изменяющейся    ситуацией.

 

Обучающийся сможет:

        определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

        систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

        отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

        оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

        находить достаточные средства для выполнения учебных действий  в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

        работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

        устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

        сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.        Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

        определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

        анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

        свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

 

        оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с  целью деятельности;

        обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

        фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.        Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

        наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

        соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

        принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

        самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

        ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

        демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.        Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и    критерии

 

для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

        подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

        выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

        выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

        объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

        выделять явление из общего ряда других явлений;

        определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

        строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

        строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

        излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

        самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности  информации;

        вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

        объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение

 

с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

        выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

        делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.        Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

        обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

        определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

        создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

        строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

        создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

        преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

        переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

        строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

        строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

 

        анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.        Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

        находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с  целями своей деятельности);

        ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

        устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

        резюмировать главную идею текста;

        преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

        критически оценивать содержание и форму текста.

9.        Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

        определять свое отношение к природной среде;

        анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

        проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

        прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

        распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

 

        выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10.        Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

        определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

        осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

        формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

        соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11.        Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

        определять возможные роли в совместной деятельности;

        играть определенную роль в совместной деятельности;

        принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

        определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

        строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

        корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

 

        критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать  его;

        предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

        выделять общую точку зрения в дискуссии;

        договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

        организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

        устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12.        Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

        определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

        отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

        представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

        соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

        высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

        принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

 

        создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

        использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

        использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

        делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.        Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

        целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

        выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

        выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

        использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

        использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

        создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

5.Содержание  учебного предмета «Химия»

Первоначальные химические понятия

Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Кислород. Водород

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об  экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вода. Растворы

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Основные классы неорганических соединений

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых  20  химических  элементов  периодической  системы  Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.

Строение веществ. Химическая связь

Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Химические реакции

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и  анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.

Неметаллы IV – VII групп и их соединения

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония.  Оксиды  азота.  Азотная  кислота  и  ее  соли.  Фосфор:  физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.

Металлы и их соединения

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов:  реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Первоначальные сведения об органических веществах

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Типы расчетных задач:

1.        Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.

2.        Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

3.        Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

    Темы практических работ:

1.        Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

2.        Очистка загрязненной поваренной соли.

3.        Признаки протекания химических реакций.

4.        Получение кислорода и изучение его свойств.

5.        Получение водорода и изучение его свойств.

6.        Приготовление        растворов        с        определенной        массовой        долей растворенного вещества.

7.        Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

8.        Реакции ионного обмена.

9.        Качественные реакции на ионы в растворе.

10.        Получение аммиака и изучение его свойств.

11.        Получение углекислого газа и изучение его свойств.

12.        Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».

13.        Решение        экспериментальных        задач        по        теме        «Металлы        и        их соединения».

6.тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

8 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности ученика

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений (44 ч)

Предмет химии (7 ч)

1Т.Б. Вводный инструктаж. ИОТ..Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ.

Различать предметы изучения естественных наук.

Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций.

Учиться проводить химический эксперимент.

Соблюдать правила техники безопасности.

Уметь оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Знакомиться с лабораторным оборудованием.

Изучать строение пламени, выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально.

Уметь разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания.

Определять признаки химических реакций.

2. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент.

3.Т.Б. ИОТ.Практическая работа № 1. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

4.Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография.

5.Т.Б. ИОТ.Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли.

6.Физические и химические явления.

7.Химические реакции. Условия и признаки химических реакций.

Демонстрации. Лабораторное оборудование и приемы безопасной работы с ним. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Нагревание сахара. Нагревание парафина. Взаимодействие растворов: карбоната натрия и соляной кислоты, сульфата меди (2) и гидроксида натрия. Взаимодействие свежеосажденного гидроксида меди (2) с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

Первоначальные химические понятия (15 ч)

8.Атомы, молекулы, ионы

Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «ион», «элементарные частицы».

Различать понятия «вещества молекулярного строения» и «вещества немолекулярного строения». Определять понятие «кристаллическая решетка». Определять валентность атомов в бинарных соединениях.

Определять состав простейших соединений по их химическим формулам.

Изображать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений.

Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности элементов.

Моделировать строение молекул метана, водорода, хлороводорода.

Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле. Рассчитывать массовую долю химического элемента в соединении.

 Рассчитывать молярную массу вещества.

Устанавливать простейшие формулы веществ по массовым долям элементов.

Вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству одного из вступающих в реакцию или получающихся веществ.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме

9.Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.

10.Простые и сложные вещества. Химический элемент.

11.Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

12.Закон постоянства состава веществ.

13.Относительная молекулярная масса. Химические формулы. Индексы, коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.

14.Массовая доля химического элемента в соединении.

15.Валентность химических элементов. Определение валентности по формуле бинарных соединений.

16.Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

17.Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

18.Атомно-молекулярное учение. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова.

19.Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

20.Моль-единица количества вещества. Молярная масса.

21.Т.Б. ИОТ.Практическая работа №3. Признаки химических реакций

22.Контрольная работа №1 «Первоначальные химические понятия»

Демонстрации. Примеры простых и сложных веществ в различных агрегатных состояниях. Шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода (4). Модели кристаллических решеток. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Химические соединения количеством вещества 1 моль.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по его формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.

Кислород (5 ч)

23.Кислород – химический элемент и простое вещество. Получение кислорода и его физические свойства.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

Распознавать опытным путем кислород. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Делать выводы из результатов проведения химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Составлять формулы оксидов по известной валентности элементов.

Записывать простейшие уравнения химических реакций.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме.

24.Химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Оксиды. Применение кислорода.

25.Озон. Свойства и применение.

26.Т.Б. ИОТ.Практическая работа №4 «Получение кислорода и изучение его свойств»

27.Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Физические свойства кислорода. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Условия возникновения и прекращения горения. Определение состава воздуха.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Водород (3)

28.Водород – химический элемент и простое вещество. Получение водорода в лаборатории и промышленности, его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Распознавать опытным путем водород.

Соблюдать правила техники безопасности.

Делать выводы из результатов проведенных химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Записывать простейшие уравнения химических реакций.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме.

29.Химические свойства водорода. Применение водорода. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород).

30.Т.Б. ИОТ.Практическая работа №5 «Получение водорода и изучение его свойств»

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа. Проверка водорода на чистоту. Горение водорода на воздухе и в кислороде. Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторные опыты. Взаимодействие водорода с оксидом меди (2).

Вода. Растворы (6 ч)

31.Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе, круговорот воды в природе, способы ее очистки. Аэрация воды.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Делать выводы из результатов проведенных химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Записывать простейшие уравнения химических реакций.

Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе, массу растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

32.Физические и химические свойства воды.

33.Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов.

34.Массовая доля растворенного вещества.

35.Т.Б. ИОТ.Практическая работа № 6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

36.Контрольная работа №2 «Кислород. Водород. Вода. Растворы».

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (4), оксидом фосфора (5) и испытание полученных растворов индикатором.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Основные классы неорганических соединений (9 ч)

37.Оксиды. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применнеие.

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать правила техники безопасности.

Делать выводы из результатов проведенных химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам.

Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей.

Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений.

Записывать простейшие уравнения химических реакций.

38.Основания. Классификация. Номенклатура. Получение

39.Физические и химические свойства оснований, применение. Реакция нейтрализации. Кислотно-основные индикаторы: фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус.

40.Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства, получение, применение.  Изменение окраски индикаторов в разных средах

41.Соли. Состав. Классификация. Номенклатура, получение.

42.Физические и химические свойства солей, применение. Растворимость солей в воде.

43.Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

44.Т.Б. ИОТ.Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме: «Основные классы неорганических соединений»

45.Контрольная работа №3 «Основные классы неорганических соединений»

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (10 ч)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (10 ч)

46.Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные соединения.

Классифицировать изученные химические элементы и их соединения.

Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп.

Устанавливать внутри- и межпредметные связи.

Формулировать периодический закон Д.И. Менделеева и раскрывать его смысл.

Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма).

Различать периоды, группы, А- и Б-группы.

Определять понятия «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой».

Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в периодах малых периодов и А-групп. Определять число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических элементов, используя периодическую таблицу.

Моделировать строение атома, используя компьютер.

Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы элементов.

Характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения атомов.

Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента.

47.Первоначальные представления о естественных семействах химических элементов. Естественное семейство щелочных металлов. Изменение физических свойств щелочных металлов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности щелочных металлов в реакциях с кислородом и водой.

48.Галогены – самые активные неметаллы. Изменение физических свойств галогенов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности галогенов в реакциях с водородом и металлами. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их солей.

49.Периодический закон Д.И. Менделеева.

50.Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы.

51.Строение атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Химический элемент – вид атомов с одинаковым зарядом ядра. Изотопы.

52.Электронная оболочка атома: понятие об электронном слое, его емкости. Энергетический уровень. Строение энергетических уровней атомов первых  20  химических  элементов  периодической  системы  Д.И. Менделеева.

53. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома

54.Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

55.Обобщение по теме «Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов».

Демонстрации. Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и иодом.

Лабораторные опыты. Вытеснение галогенами друг друга из растворов солей. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Раздел 3. Строение вещества (10 ч)

Химическая связь (7 ч)

56.Электроотрицательность атомов химических элементов

Конкретизировать понятия «химическая связь», кристаллическая решетка».

Определять понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «степень окисления».

Моделировать строение веществ с кристаллическими решетками разного типа.

Определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы.

Определять степень окисления элементов в соединениях.

Составлять формулы веществ по известным степеням окисления элементов.

Устанавливать внутри- и межпредметные связи.

Составлять сравнительные и обобщающие таблицы, схемы

57.Ковалентная связь: полярная и неполярная, металлическая связь, ионная связь.

58. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

59. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды

60. Валентность в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

61.Повторение и обобщение по темам «Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома», «Химическая связь»

62.Контрольная работа №4 «Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь»

Демонстрации. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Количественные отношения в химии (3 ч)

63.Закон Авогадро. Молярный объем газов.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Вычислять молярный объем газов, относительную плотность газов, объемные отношения газов при химических реакциях.

Использовать приведенные в учебниках и задачниках алгоритмы решения задач.

64.Относительная плотность газов.

65.Объемные отношения газов при химических реакциях

Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Повторение и обобщение (3 ч)

66.Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева

67. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

68. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Практических работ – 7
Контрольных работ – 4

9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности ученика

Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 ч.)

1. Т.Б. Вводный инструктаж. ИОТ. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель.Сущность окислительно-восстановительных реакций.

Классифицировать химические реакции.

Приводить примеры реакций каждого типа.  

Распознавать окислительно-восстановительные реакции.

Определять окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции.

Проводить групповые наблюдения во время проведения демонстрационных опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Составлять термохимические уравнения реакций.

Вычислять тепловой эффект реакций по ее термохимическому уравнению.

Обобщать знания о растворах.

Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах.

Формулировать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация».

Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион».

Исследовать свойства растворов электролитов.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать правила техники безопасности.

Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца.

Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

Проводить групповые наблюдения во время демонстрационных и лабораторных опытов.

Обсуждать в группах результаты опытов.

Объяснять сущность реакций ионного обмена.

Распознавать реакции ионного обмена.

Составлять ионные уравнения реакций.

Составлять сокращенные ионные уравнения реакций.

2.Классификация химических реакций по различны признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии.

3.Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции

4.Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе.

5.Т.Б. ИОТ.Практическая работа № 1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость

6.Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии

7.Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты.

8.Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Ионы. Катионы и анионы.

9.Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации

10.Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена.

11.Химические свойства оксидов, кислот в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях

12. Химические свойства оснований, солей в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях

13.Гидролиз солей

14.Т.Б. ИОТ.Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов»

15.Контрольная работа №1 по темам «Классификация химических реакций», «Электролитическая диссоциация»

Демонстрации. Примеры экзо- и эндотермические реакций. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. Взаимодействие оксида меди (2) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций

Раздел 2. Многообразие веществ (43 ч.)

16.Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства, получение и применение галогенов Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств неметаллов в периодах и А-группах.

Характеризовать галогены на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств галогенов по периоду и в А-группах.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности.

Распознавать опытным путем соляную кислоту и ее соли, бромиды, иодиды.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.

17.Хлор. Свойства и применение хлора

18.Соединения галогенов. Хлороводород, получение и свойства

19.Соляная (хлороводородная) кислота и ее соли

20.Т.Б.ИОТ.Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств

Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Лабораторные опыты. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений

21.Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы.

Характеризовать элементы 4А-группы (подгруппы кислорода) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств элементов 4А-группы по периоду и в А-группах.

Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты.

Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов.

Распознавать опытным путем растворы кислот, сульфиды, сульфиты, сульфаты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять по химическим уравнениям массу, объем и количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Готовить компьютерные презентации по теме.

22.Сера: физические и химические свойства.

23.Соединения серы.Сероводород. Сульфиды.

24.Оксид серы (4). Сернистая и кислота и ее соли.

25.Оксид серы (6). Серная кислота и ее соли

26.Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

27.Т.Б. ИОТ.Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

28.Решение расчетных задач по теме «Кислород и сера»

Демонстрации. Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.

Качественные реакции на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы в растворе.

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему и количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

29.Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства и применение

Характеризовать элементы 5А-группы (подгруппа азота) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств элементов 5А-группы.

Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Устанавливать принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты.

Составлять уравнения ступенчатой диссоциации на примере фосфорной кислоты.

Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов.

Распознавать опытным путем аммиак, растворы кислот, нитрат-, фосфат-ионы, ион аммония.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме.

30.Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение.

31.Т.Б. ИОТ.Практическая работа № 5. Получение аммиака и изучение его свойств.

32.Соли аммония. Свойства, применение.

33.Азотная кислота. Строение молекулы. Свойства разбавленной азотной кислоты.

34.Свойства концентрированной азотной кислоты

35.Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.

36.Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора.

37.Соединения фосфора. Оксид фосфора (5). Фосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Образцы природных нитратов и фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами.

38.Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены.

Характеризовать элементы 4А-группы (подгруппа углерода) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств элементов 4А-группы.

Характеризовать аллотропию углерода как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности.

Сопоставлять свойства оксидов углерода и кремния, объяснять причину их различия.

Устанавливать принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты.

Доказывать кислотный характер высших оксидов углерода и кремния.

Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов.

Осуществлять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов.

Распознавать опытным путем углекислый газ, карбонат-ионы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять по химическим уравнениям массу, объем и количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

39.Углерод. Химические свойства углерода. Адсорбция.

40.Соединения углерода. Угарный газ (оксид углерода (2)) , свойства, физиологическое действие на организм.

41.Углекислый газ (оксид углерода (4)). Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

42.Т.Б. ИОТ.Практическая работа № 6. Получение оксида углерода (4) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

43.Кремний и его соединения. Стекло. Цемент

44.Обобщение по теме «Неметаллы»

45.Контрольная работа № 2 «Неметаллы»

Демонстрации. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Образцы природных карбонатов и силикатов.

Лабораторные опыты. Качественная реакция на углекислый газ. Качественная реакция на карбонат-ион.

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

46.Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы металлов.

Характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств металлов по периоду и в А-группах.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Объяснять зависимость физических свойств металлов от вида химической связи между их атомами.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Наблюдать демонстрационные и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и железа (3).

Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов металлов к воде.

Сравнивать отношение гидроксидов натрия, кальция и алюминия к растворам кислот и щелочей.

Распознавать опытным путем гидроксид-ионы, ионы железа (+2;+3).

Соблюдать технику безопасного обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием. Осуществлять реакции, подтверждающие генетическую связь между неорганическими соединениями.

Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и А-группах периодической системы.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять по химическим уравнениям массу, объем, количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме.

47.Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.

48.Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд активности (электрохимический ряд напряжений) металлов.

49.Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

50.Соединения щелочных металлов. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов.

51.Щелочно-земельные металлы и их соединения. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

52.Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.

53.Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

54. Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

55.Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды, соли железа (+2;+3)

56.Т.Б. ИОТ.Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

57.Обобщение по теме «Металлы и их соединения»

58.Контрольная работа № 3 по теме «Металлы»

Демонстрации. Образцы важнейших соединений натрия, калия, природных соединений магния, кальция, алюминия, руд железа. Взаимодействие щелочных, щелочно-земельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы железа (+2; +3).

Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям массы, объема, количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

 

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (9 ч.)

59.Органическая химия. Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов.

Определять принадлежность вещества к определенному классу органических соединений.

Записывать уравнения реакций замещения и присоединения с участием органических веществ.

Наблюдать демонстрационные опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме.

60. Углеводороды. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Предельные (насыщенные) углеводороды. Метан, этан

61.Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этилен

62.Производные углеводородов. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин).

63.Карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Сложные эфиры. Жиры. Биологически важные вещества.

64.Углеводы, свойства, применение. Глюкоза

65.Аминокислоты. Белки.

66.Полимеры. Применение.

67.Обобщение по теме «Важнейшие органические соединения. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия»

68.Контрольная работа № 4 по теме «Важнейшие органические соединения»

Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Получение этилена. Качественные реакции на этилен. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. Качественная реакция на глюкозу и крахмал. Образцы изделий из полиэтилена, полипропилена.

Практических работ – 7
Контрольных работ – 4

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

1)программа: Н.Н. Гара. Рабочие программы. Химия. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы, М. «Просвещение», 2015 г.

2)учебник: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Неорганическая химия. 8 класс, М. «Просвещение» 2015 г.

3) учебник: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс, М. «Просвещение» 2015 г.

 4)дидактический материал: 8-9классы. А.М.Радецкий, М. «Просвещение, 2015 г

5)задачник с «помощником»: 8-9 классы. Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева, М. «Просвещение, 2015 г

6)Ноутбук с программным обеспечением.

7)Проекционный комплекс Sony VPL-Ex 225 (мультимедийный проектор, экран)

8)Электронное приложение к учебнику с сайта prosv.ru

 9)Проигрыватель ресурсов для воспроизведения электронных учебных модулей с сайта        http://fcior.edu.ru; коллекция электронных учебных модулей по химии.

 10)«Химия 8-9 классы» - ЦОР с сайта http://school-collection.edu.ru.

 11)Коллекция учебных фильмов по химии.

  12)Коллекция презентаций по химии.

  13)Таблицы и наглядные пособия по предмету «Химия».

  14)реактивы  по предмету «Химия»  

  15)Приборы, оборудование, лабораторная посуда  по предмету «Химия»

8.Планируемые предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования

Выпускник научится:

        характеризовать        основные        методы        познания:        наблюдение, измерение, эксперимент;

        описывать        свойства        твердых,        жидких,        газообразных        веществ, выделяя их существенные признаки;

        раскрывать        смысл        основных        химических        понятий        «атом»,

«молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное  вещество»,

«валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

        раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

        различать химические и физические явления;

        называть химические элементы;

        определять состав веществ по их формулам;

        определять валентность атома элемента в соединениях;

        определять тип химических реакций;

        называть признаки и условия протекания химических реакций;

 

        выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

        составлять формулы бинарных соединений;

        составлять уравнения химических реакций;

        соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

        пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

        вычислять        относительную        молекулярную        и        молярную        массы веществ;

        вычислять        массовую        долю        химического        элемента  по  формуле соединения;

        вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

        характеризовать        физические        и        химические        свойства        простых веществ: кислорода и водорода;

        получать, собирать кислород и водород;

        распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

        раскрывать смысл закона Авогадро;

        раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

        характеризовать физические и химические свойства воды;

        раскрывать смысл понятия «раствор»;

        вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

        приготовлять        растворы        с        определенной        массовой        долей растворенного вещества;

        называть соединения изученных классов неорганических веществ;

        характеризовать        физические        и        химические        свойства        основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

 

        определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

        составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

        проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

        распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

        характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

        раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

        объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

        объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

        характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и  особенностей строения их атомов;

        составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

        раскрывать        смысл        понятий:        «химическая        связь»,

«электроотрицательность»;

        характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

        определять вид химической связи в неорганических соединениях;

        изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

 

        раскрывать        смысл        понятий        «ион»,        «катион»,        «анион»,

«электролиты»,        «неэлектролиты»,        «электролитическая        диссоциация»,

«окислитель»,        «степень        окисления»        «восстановитель»,        «окисление»,

«восстановление»;

        определять степень окисления атома элемента в соединении;

        раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

        составлять        уравнения        электролитической        диссоциации        кислот, щелочей, солей;

        объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

        составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

        определять возможность протекания реакций ионного обмена;

        проводить        реакции,        подтверждающие        качественный        состав различных веществ;

        определять окислитель и восстановитель;

        составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

        называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

        классифицировать химические реакции по различным признакам;

        характеризовать        взаимосвязь        между        составом,        строением        и свойствами неметаллов;

        проводить        опыты        по        получению,        собиранию        и        изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

        распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

        характеризовать        взаимосвязь        между        составом,        строением        и свойствами металлов;

 

        называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

        оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

        грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

        определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

        выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности  вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

        характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

        составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

        прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

        составлять        уравнения        реакций,        соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

        выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

        использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 

        использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

        объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

        критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

        осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

        создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...