Материал к открытому уроку по теме "Соединения железа"
методическая разработка по химии (9 класс)
Данный материал поможет вам при проведении урока из циклла "Курс химии 9-го класса из раздела "Металлы". данная разработка содержит конспект урока, презентацию, тестовую работу, которая поможет проверить знания учащихся, а также полный самоанализ урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Охарактеризуйте Fe как химический элемент, составив предложения со словами и словосочетаниями: Порядковый номер, номер периода , группа, подгруппа Порядковый № 26, 4 период , VIII В группа Заряд ядра, распределение электронов по уровням Заряд ядра +26, распределение é 2 , 8, 14 , 2 Электронная формула внешнего уровня …4 s 2 3d 6 Степень окисления
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: 1. Оксиды и гидроксиды железа +2 и +3, их характер 2. Получение гидроксидов железа (лабораторная работа) 3. Качественные реакции на ионы железа (лабораторная работа) 4. Биологическая роль железа, токсичность железа
Степень окисления железа Соединения железа оксид основание Соль (хлорид) Fe 2+ Fe 3+
Fe Fe ² ⁺ Fe ³ ⁺ FeO Fe(OH) ₂ FeCI ₂ Fe ₂O₃ Fe(OH) ₃ FeCI ₃ Основные соединения железа Fe ² ⁺Fe ³ ⁺ Fe ₃O₄ (FeO•Fe ₂O₃)
Экспериментальная Соблюдайте ПТБ!
Задание 1. Исследуйте свойства гидроксидов железа ( II ) и ( III ). Опыт 1. Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ). Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций.
Получение гидроксидов железа FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH)₂↓ +2NaCI FeCI ₃ + 3NaOH = Fe(OH)₃↓ + 3NaCI Fe(OH) ₂ окисляется на воздухе: сначала зеленеет, потом приобретает бурую окраску 4 Fe(OH)₂ + 2H₂O + O₂ = 4Fe(OH)₃
Опыт 2. Взаимодействие гидроксидов железа ( II ) и ( III ) с кислотой и щелочью. Взаимодействие гидроксида железа ( II ) с кислородом воздуха. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций
Качественные реакции на ионы Fe ² ⁺ и Fe ³ ⁺ Fe ³ ⁺ реактив – роданид калия KSCN Fe ³ ⁺ реактив – желтая кровяная соль – K4[Fe(CN)₆] Fe ² ⁺ реактив – красная кровяная соль - K3[Fe(CN)₆]
Биологическая Железо входит в состав гемоглобина, миоглобина, различных ферментов и других сложных железо -белковых комплексов, которые находятся в печени и селезёнке. В теле взрослого человека содержится примерно 4-6 г железа, из них 65 % в крови. Ежедневно с пищей должно поступать 5- 15 мг железа.
Токсичность железа Избыточная доза железа – 200мг и выше может вызвать отравление Железо занимает 5 –е место по уровню токсичности после ртути, свинца, кадмия и мышьяка. Соединения Fe ² ⁺ токсичнее соединений Fe ³ ⁺ Ионы тяжелых металлов содержащиеся в водоемах, растениях, не только причиняют вред здоровью, но и разрушают его генофонд
Генетические связи Fe ПРОЙДИТЕ, СОСТАВИВ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ СХЕМУ РЕАКЦИЙ, ОТ ОДНОГО УКАЗАННОГО В ЗАДАНИИ ВЕЩЕСТВА К ДРУГОМУ: - ОТ ОКСИДА ЖЕЛЕЗА ( II ) ДО ЖЕЛЕЗА - ОТ ЖЕЛЕЗА ДО ОКСИДА ЖЕЛЕЗА( III ) FeCl 2 Fe FeCl 3 Fe(OH) 2 Fe 3 O 4 Fe(OH) 3 Fe O FeSO 4 Fe 2 O 3
СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ… Я УДИВИЛСЯ… ТЕПЕРЬ Я УМЕЮ… Я ХОТЕЛ БЫ…
Домашнее задание § 14, упражнение 4 стр. 82
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Инструктивная карта к лабораторной работе
Качественные реакции на ионы железа
Лабораторный опыт 1.
Получение гидроксида железа(II) и гидроксида железа(III)
Получить гидроксиды железа в лаборатории можно взаимодействием солей железа со щелочью
а) Налейте в пробирку 1 мл раствора сульфат железа(II). Добавьте к нему по каплям раствор щелочи до появления явных признаков химической реакции. Отметьте цвет образовавшегося осадка. Записать уравнения реакций
б) К хлориду железа(III) прилейте по каплям раствор щелочи до появления явных признаков химической реакции. Отметьте цвет образовавшегося осадка.
Что наблюдаете? Записать уравнения реакции.
Слайд1 – уравнение реакций (самопроверка)
Вывод: Это один из способов распознавания соединений железа с различной степенью окисления, качественные реакции на ионы Fe2+ Fe3+
Fe(OH)2 окисляется на воздухе: сначала зеленеет, потом приобретает бурую окраску
4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 = 4Fe(OH)3 Слайд 2
Лабораторный опыт 2
Качественная реакция на ион Fe3+
Реактив – роданид калия KSCN
К раствору хлорида железа(III) добавить одну каплю раствора роданида калия (KSCN). Перемешайте содержимое пробирки и рассмотрите на свету. Отметьте цвет.
Результат воздействия – интенсивно красный цвет
FeCl3 + 3KSCN = Fe (SCN)3 + 3KCl.
2.Реактив – желтая кровяная соль K4 [Fe(CN)6]
г) К раствору хлорида железа(III) Во 2-ю пробирку добавьте 1–2 капли раствора гексацианоферрата(II) калия K4[Fe(CN)6] (желтой кровяной соли). Перемешайте содержимое пробирки, отметьте цвет.
Результат воздействия – синий осадок берлинской лазури
K4 [Fe(CN)6] + FeCI3 = 3KCI + KFe[Fe(CN)6]
Лабораторный опыт 3
Качественная реакция на ион Fe2+
Реактив – красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]
Налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа(II). Добавьте к нему по каплям раствор осадка. гексацианоферрата(III) калия K3[Fe(CN)6] (красной кровяной соли). Отметьте цвет осадка.
Результат воздействия – синий осадок (турнбулевой сини)
FeCI2 + K3[Fe(CN)6] = 2КCI + KFe[Fe(CN)6]↓
Вывод:
Реактивами на ионы Fe2+ являются щелочи и красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]
Реактивами на ионы Fe3+ являются щелочи, роданид калия и желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6]
Предварительный просмотр:
Тема урока «Соединения железа».
Цель урока: изучить состав, получение и свойства гидроксидов железа, научиться распознавать ионы железа с зарядом 3+; определить содержание железа в некоторых продуктах питания.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию представления о многообразии соединений железа, продолжить изучение понятия амфотерности на примере гидроксида железа(III), научить определять с помощью качественных реакций вещества, содержащие железо +2 и +3.
Развивающие: раскрывать причинно-следственные связи, развивать умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
Воспитательные: продолжить формирование навыка самонаблюдения, взаимопомощи, стимулировать развитие познавательного интереса к предмету.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма организации учебной деятельности: работа в группах, индивидуальная работа.
Методы: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.
Оборудование:мультимедийный проектор,ПК ,раздаточный материал
Реактивы:растворы сульфата железа (II)(FeSO4), хлорида железа(III)(FeCl3), гидроксида натрия (NaOH), соляной кислоты (HCl), роданида аммония (NH4CNS), пробирки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Отметить отсутствующих в классе, проверить готовность учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
- положение железа в ПСХЭ (работает 1 ученик у ПСХЭ);
- показать карточки с названиями тех продуктов, в состав которых водит железо (коллективная работа);
- применение железа (работа с классом);
- химические свойства железа (работа у доски трех человек);
- демонстрационный опыт на физические свойства железа (При помощи какого опыта можно отделить железные стружки от серы? О каком физическом свойстве свидетельствует этот опыт?).
3. Актуализация знаний учащихся.
А сможете ли вы прожить без железа, а без его соединений? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся найти ответы на сегодняшнем уроке.
4. Изучение нового материала.
Тема урока: «Соединения железа».
– Вспомним, какие самые характерные степени окисления железа?
(ответы учащихся)
– Напишите два ряда соединений, образуемых железом со степенью окисления +2 и +3.
Степень окисления железа | Соединения железа | ||
Оксид | Основание | Соль (хлорид) | |
Fe2+ | FeO | Fe(OH)2 | FeCl2 |
Fe3+ | Fe2O3 | Fe(OH)3 | FeCl3 |
А как можно получить гидроксиды железа? Можно ли получить гидроксиды железа непосредственно из их оксидов? Почему?
Сегодня вы побываете в роли исследователей. Задача, стоящая перед вами: получить гидроксиды железа, исследовать их свойства.
Для работы вам предлагается инструкция, которая поможет в исследовании.
Инструкция
Задание 1. Исследуйте свойства гидроксидов железа (II) и (III).
Опыт 1. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций, выразите их сущность.
Опыт 2. Взаимодействие гидроксидов железа (II) и (III) с кислотой и щелочью. Взаимодействие гидроксида железа (II) с кислородом воздуха.
Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций, выразите их сущность.
Результаты исследований занесите в таблицу.
Сформулируйте вывод о свойствах гидроксидов железа (II) и (III).
Давайте подведем итог исследования и сделаем выводы:
- Как и все нерастворимые основания гидроксид железа (II) и гидроксид железа (III) получают в лаборатории взаимодействием раствора соответствующей соли железа с раствором щелочи.
- Гидроксид железа (II) неустойчив на воздухе, легко окисляется, гидроксид железа (III) устойчив.
- Гидроксид железа (II) проявляет основные свойства, гидроксид железа (III) – слабо выраженные амфотерные свойства.
Казалось бы, как далеки наши сегодняшние исследования от жизни. Но соединения железа как никакие другие важны для жизнедеятельности живого организма. Двухвалентное железо входит в состав гемоглобина. Именно железу кровь обязана своим красным цветом. При недостатке железа человек начинает быстро утомляться, возникают головные боли, появляется плохое настроение. В организм железо поступает вместе с пищей. В пищевых продуктах содержится трехвалентное железо. А клетки кишечника пропускают только двухвалентное. Попав в кишечник, Fe+3 восстанавливается в Fe+2. Если человек плохо пережевывает пищу, Fe+3 не восстанавливается и остается недоступным. На усвоение влияет и состав пищи. Присутствии витамина С и фруктозы способствуют растворению и усвоению Fe. Но есть враги железа – это чай, кофе, яичные желтки. В их присутствии железо образует труднорастворимые соединения. У человека, страдающего недостатком железа, развивается малокровие.
А как обнаружить соединения железа? Существует ряд качественных реакций на ионы железа +2,+3. Я хочу познакомить вас, на мой взгляд, с самой яркой. В присутствии иона железа (III) при добавлении роданида калия образуется вещество красного цвета. Это - роданид железа (III). Роданид от греческого "родеос" - красный.
FeCl3 + 3 КCNS = Fe(CNS)3 + 3 KCl
- закрепление изученного материала.
Осуществить цепочку химических превращений, которая показывает взаимосвязь веществ.
- Информация о домашнем задании
Параграф 14 № 4 (п).
Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами.
Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.
Итак, наш урок подходит к концу.
Крупинка железа! Насколько она дороже для нас всего золота и всех бриллиантов мира! Сколько жизней погублено, сколько людей принесено им в жертву!
Всего каких нибудь 3 грамма, нужных для одной вязальной спицы, и все-таки это дороже и ценнее для нас, чем все золото мира, чем алмазные копи Сибири и Африки, потому что эти 3 грамма дарят нам кровь, дают дыхание, тепло и радость жизни!
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по химии.
Дата урока: 24.10.16 г.
Тема урока: Соединения железа».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Проблемно – исследовательский с применением эксперимента.
Задачи обучения: способствовать формированию представления о многообразии соединений железа, продолжить изучение понятия амфотерности на примере гидроксида железа(III), научить определять с помощью качественных реакций вещества, содержащие железо +2 и +3.
Задачи развития: раскрывать причинно-следственные связи, развивать умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Урок проходил по следующему плану:
- проверка домашнего задания с использованием разноуровневых заданий;
- актуализация знаний, где основной упор делался на уже изученный материал;
- изучение нового материала с использованием исследовательских методов (проведение лабораторной работе);
- закрепление нового материала.
Урок был спланирован с учетом возрастных особенностей учащихся, учитывались сильные и слабые ученики, был проведен корректный дифференцированный подход ко всему контингенту учеников.
Урок был построен на основе ранее изученных тем о металлах, где учащиеся были ознакомлены с подобными химическими реакциями. На каждом этапе урока вызывались учащиеся к доске.
Данный урок с использованием предложенных форм и методов работы дал возможность учесть познавательные интересы всех учащихся и помог проявить себя каждому ученику по мере его сил.
Считаю, что цели и задачи были достигнуты.
Для устранения ошибок считаю необходимым продолжить написание уравнений реакций в растворе.
Учитель химии: Унжакова М.В.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Тестирование Железо. Соединения железа. Вариант 1
а) Ag; б) Сu; в) Fe; г) Hg. 2. При горении железа в кислороде образуется. а) FeO . б) Fe2 O3 . в) Fe3O4 . 3. Гидроксид железа (III) проявляет свойства : а) амфотерные; б) кислотные; в) основные.
4. Электронная формула внешнего энергетического уровня и предвнешнего d – подуровня: а)…3d6 4s2; б) …3d74s2; в) … 3d84s2 . 5.При взаимодействии солей Fe3+ со щелочами образуется осадок: а) белого цвета; б) зеленого цвета; в) бурого цвета. 6. Соли железа (III) получают при взаимодействии железа а) с растворами кислот; б) с концентрированными растворами. 7. Химическое соединение Fe3O4 называется: а) магнетит; б) лимонит; в) пирит. 8. Гидроксид железа (III) проявляет свойства : а) амфотерные; б) кислотные; в) основные. 9. При взаимодействии, с какими веществами железо образует соединения со степенью окисления +3? А) СI2 Б) S В) p-рHCI Г) HNO3 | Тестирование Железо. Соединения железа. Вариант 2.
А) О2 Б) Na2O В) p-р H2SO4 Г) СО2 2. .При взаимодействии солей Fe2+ со щелочами образуется осадок: а) белого цвета; б) зеленого цвета; а) бурого цвета 3. Гидроксид железа (II) проявляет свойства: а) амфотерные; б) кислотные; в) основные. 4. Формула соли, с водным раствором которой реагирует железо: а) Zn (NO3)2; б) Mn (NO3); в) Pb (NO3)2 ; г) Ca(NO3)2. 5. Соли железа (II) получают при взаимодействии железа а) с растворами кислот; б) с концентрированными кислотами. 6. Химическое соединение FeS2 называется: а) магнетит; б) гематит; в) пирит. 7. Оксид железа (3) проявляет свойства а) кислотные; б) основные; в) амфотерные. 8. В состав гемоглобина крови человека входит: а) железо; б) медь; в) золото.
А) СI2 Б) S В) p-р HCI Г) HNO3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к открытому уроку
План урока по теме Млекопитающие...
Графический материал для Открытого урока 2012_Презентация
В презентации сожержится графический материал по теме Открытого урока 2012...
Открытый урок по теме: "Железо" 9 класс
Разработка открытого урока с использованием ЭОР (информационный, практический модули, тренажёр). Конспект урока прошёл экспертизу в издательстве "Дрофа" и опубликован на информационно-образовательном ...
Открытый урок на тему: «Железы внутренней секреции»
Открытый урок на тему: «Железы внутренней секреции»...
Открытый урок на тему: "Железы внутренней секреции"
Формируется понятие желез внутренней секреции, Показывается их роль в регуляции функций в организме человека, Рассматривается влияние гормонов на конкретных примерах, Выясняется гипер- и гиперофункции...
открытый урок по теме "Железо, свойства соединений железа."
Данный урок провелен в 9 классе. Разработка урока участвовала во Всероссийском конкурсе, посвященном Д.И.Менделееву. Уро в виде игры....
Открытый урок на тему: «Железы внутренней секреции» 8 класс
Цели урока:1. ОбразовательныеСформировать понятие желез внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций в организме человека, рассмотреть влияние гормонов на конкретных примерах, выясн...