Материал к открытому уроку по теме "Алюминий"
методическая разработка по химии (9 класс)
материал по теме "Алюминий" поможет учителю в химии для продуктивного проведения урока по данной теме. данные материалы содержат следующую информацию: презентация урока, конспект урока, карточки с заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация по теме "Алюминий" | 351 КБ |
карточки-навигаторы, необходимые при изучении темы "Алюминий" | 65.5 КБ |
подробный план проведения урока по теме "Алюминий" | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нахождение в природе
Он входит в состав глин, полевых шпатов, слюд. Важнейший минерал алюминия – боксит содержит 28-60% глинозёма - оксида алюминия Al 2 O 3 . боксит нефелин В чистом виде его впервые получил датский физик Х. Эрстед в 1825 г. Немецкий химик Ф.Вёлер получил металлический алюминий в слитке. В 1854 г. француз А. Сент- Клер Девиль получил его посредством электролиза.
Из истории открытия В период открытия алюминия - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора Франции.
Al Алюминий
Утверждения Стадия вызова Стадия рефлексии 1. Металлические свойства алюминия слабее, чем у магния 2.У алюминия 2 электрона на внешнем уровне 3. Восстановительные свойства у алюминия слабее, чем у бора 4. Алюминий S –элемент 5. Подвергается коррозии 6. Алюминий – самый распространенный металл 7.Алюминий – тяжелый, ковкий и пластичный 8. Алюминий реагирует и со щелочами и с кислотами.
Вопросы для 1 группы Расскажите о положении атома алюминия в ПСХЭ Какими физическими свойствами обладает алюминий Применение алюминия
Al 13 Алюминий (лат. Aluminium ) 3 8 2 26,9815 3 s 2 3p 1 Порядковый номер. Химический элемент III группы главной подгруппы 3-го периода.
Физические свойства вещества Al – серебристо-белый металл, пластичный, легкий, хорошо проводит тепло и электрический ток, обладает хорошей ковкостью, легко поддаётся обработке, образует лёгкие и прочные сплавы. =2 ,7 г/см 3 t пл. =660 0 С
Вопросы для второй группы Сколько электронов на внешнем электронном уровне у атома алюминия? Какая степень окисления атома в соединениях характерна для алюминия?
Al 13 Алюминий (лат. Aluminium ) 3 8 2 26,9815 3 s 2 3p 1 Электронная конфигурация элемента + 13 Al 2 е 8 ē 3 ē
Схема расположения электронов на энергетических подуровнях +13 Al 1 s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 1 s 2s 2p 3s 3p в соединениях проявляет степень окисления + 3
Al – типичный металл Схема образования вещества Al 0 - 3 ē Al + 3 Тип химической связи - металлическая
Вопросы для 3 группы Какие химические свойства характерны для алюминия как простого вещества?
Химические свойства вещества Al активный металл восстанавливает все элементы, находящиеся справа от него в электрохимическом ряду напряжения металлов, простые вещества – неметаллы. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта защитной оксидной плёнкой Al 2 O 3
Алюминий реагирует: 1. 2 Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3 + O – покрывается пленкой оксида, но в мелкораздроблен-ном виде горит с выделением большого количества теплоты. 2. 2Al + 3Cl 2 = 2 AlCl 3 (Br 2 , I 3 ) – на холоду 3. 2Al + 3S = Al 2 S 3 - при нагревании 4. 4 Al + 3 С = Al 4 С 3 - при нагревании 5. Алюминотермия – получение металлов: Fe, Cr, Mn, Ti, W и другие, например: 3 Al + 3Fe 3 O 4 = 4Al 2 O 3 + 9Fe
Применение Al
Металл будущего Вывод: Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозионноустойчивость, устойчивость к действию сильных химических реагентов - алюминий нашёл большое значение в авиационном и космическом транспорте, применение во многих отраслях народного хозяйства. Особое место занял алюминий и его сплавы в электротехнике, а за ними будущее нашей науки и техники.
Информация о домашнем задании П.13 с. 68-71 Сообщение на тему «Соединения алюминия»
Предварительный просмотр:
Утверждения | Стадия вызова | Стадия рефлексии |
1. Металлические свойства алюминия слабее, чем у магния |
|
|
2.У алюминия 2 электрона на внешнем уровне |
|
|
3. Восстановительные свойства у алюминия слабее, чем у бора |
|
|
4. Алюминий S –элемент |
|
|
5. Подвергается коррозии |
|
|
6. Алюминий – самый распространенный металл |
|
|
7.Алюминий – тяжелый, ковкий и пластичный |
|
|
8. Алюминий реагирует и со щелочами и с кислотами. |
|
|
Утверждения | Стадия вызова | Стадия рефлексии |
1. Металлические свойства алюминия слабее, чем у магния |
|
|
2.У алюминия 2 электрона на внешнем уровне |
|
|
3. Восстановительные свойства у алюминия слабее, чем у бора |
|
|
4. Алюминий S –элемент |
|
|
5. Подвергается коррозии |
|
|
6. Алюминий – самый распространенный металл |
|
|
7.Алюминий – тяжелый, ковкий и пластичный |
|
|
8. Алюминий реагирует и со щелочами и с кислотами. |
|
|
Вопросы для 1 группы: ( Слайд №7)
1. Расскажите о положение алюминия в ПСХЭ.
2. Какими физическими свойствами обладает алюминий, и где находят применение эти свойства?
Вопросы для 1 группы: ( Слайд №7)
1. Расскажите о положение алюминия в ПСХЭ.
2. Какими физическими свойствами обладает алюминий, и где находят применение эти свойства?
Вопросы для 1 группы: ( Слайд №7)
1. Расскажите о положение алюминия в ПСХЭ.
2. Какими физическими свойствами обладает алюминий, и где находят применение эти свойства?
Вопросы для 1 группы: ( Слайд №7)
1. Расскажите о положение алюминия в ПСХЭ.
2. Какими физическими свойствами обладает алюминий, и где находят применение эти свойства?
Вопросы для 1 группы: ( Слайд №7)
1. Расскажите о положение алюминия в ПСХЭ.
2. Какими физическими свойствами обладает алюминий, и где находят применение эти свойства?
Вопросы для 1 группы: ( Слайд №7)
1. Расскажите о положение алюминия в ПСХЭ.
2. Какими физическими свойствами обладает алюминий, и где находят применение эти свойства?
Вопросы для 1 группы: ( Слайд №7)
1. Расскажите о положение алюминия в ПСХЭ.
2. Какими физическими свойствами обладает алюминий, и где находят применение эти свойства?
Вопросы для 1 группы: ( Слайд №7)
1. Расскажите о положение алюминия в ПСХЭ.
2. Какими физическими свойствами обладает алюминий, и где находят применение эти свойства?
Вопросы для 2 группы: ( Слайд №8,9,10)
- Сколько электронов на внешнем электронном уровне у атома алюминия?
- Какая степень окисления атома в соединениях характерна для алюминия?
Вопросы для 2 группы: ( Слайд №8,9,10)
- Сколько электронов на внешнем электронном уровне у атома алюминия?
- Какая степень окисления атома в соединениях характерна для алюминия?
Вопросы для 2 группы: ( Слайд №8,9,10)
- Сколько электронов на внешнем электронном уровне у атома алюминия?
- Какая степень окисления атома в соединениях характерна для алюминия?
Вопросы для 2 группы: ( Слайд №8,9,10)
- Сколько электронов на внешнем электронном уровне у атома алюминия?
- Какая степень окисления атома в соединениях характерна для алюминия?
Вопросы для 2 группы: ( Слайд №8,9,10)
- Сколько электронов на внешнем электронном уровне у атома алюминия?
- Какая степень окисления атома в соединениях характерна для алюминия?
Вопросы для 2 группы: ( Слайд №8,9,10)
- Сколько электронов на внешнем электронном уровне у атома алюминия?
- Какая степень окисления атома в соединениях характерна для алюминия?
Вопросы для 2 группы: ( Слайд №8,9,10)
- Сколько электронов на внешнем электронном уровне у атома алюминия?
- Какая степень окисления атома в соединениях характерна для алюминия?
Вопросы для 2 группы: ( Слайд №8,9,10)
- Сколько электронов на внешнем электронном уровне у атома алюминия?
- Какая степень окисления атома в соединениях характерна для алюминия?
Вопросы для 2 группы: ( Слайд №8,9,10)
- Сколько электронов на внешнем электронном уровне у атома алюминия?
- Какая степень окисления атома в соединениях характерна для алюминия?
Вопросы для 3 группы: ( Слайд №15)
1. Какими общими химическими свойствами металлов обладает алюминий?
2. Как вы думаете, какова активность алюминия?
Вопросы для 3 группы: ( Слайд №15)
1. Какими общими химическими свойствами металлов обладает алюминий?
2. Как вы думаете, какова активность алюминия?
Вопросы для 3 группы: ( Слайд №15)
1. Какими общими химическими свойствами металлов обладает алюминий?
2. Как вы думаете, какова активность алюминия?
Вопросы для 3 группы: ( Слайд №15)
1. Какими общими химическими свойствами металлов обладает алюминий?
2. Как вы думаете, какова активность алюминия?
Вопросы для 3 группы: ( Слайд №15)
1. Какими общими химическими свойствами металлов обладает алюминий?
2. Как вы думаете, какова активность алюминия?
Вопросы для 3 группы: ( Слайд №15)
1. Какими общими химическими свойствами металлов обладает алюминий?
2. Как вы думаете, какова активность алюминия?
Вопросы для 3 группы: ( Слайд №15)
1. Какими общими химическими свойствами металлов обладает алюминий?
2. Как вы думаете, какова активность алюминия?
Вопросы для 3 группы: ( Слайд №15)
1. Какими общими химическими свойствами металлов обладает алюминий?
2. Как вы думаете, какова активность алюминия?
Вопросы для 3 группы: ( Слайд №15)
1. Какими общими химическими свойствами металлов обладает алюминий?
2. Как вы думаете, какова активность алюминия?
Самоанализ работы
1. На уроке я работал
| -активно / пассивно -доволен / недоволен -коротким / длинным -не устал / устал -стало лучше /стало хуже -понятен / не понятен -полезен / бесполезен -интересен / скучен -легким / трудным интересно / не интересно |
1. На уроке я работал
| -активно / пассивно -доволен / недоволен -коротким / длинным -не устал / устал -стало лучше /стало хуже -понятен / не понятен -полезен / бесполезен -интересен / скучен -легким / трудным интересно / не интересно Самоанализ работы |
1. На уроке я работал
| -активно / пассивно -доволен / недоволен -коротким / длинным -не устал / устал -стало лучше /стало хуже -понятен / не понятен -полезен / бесполезен -интересен / скучен -легким / трудным интересно / не интересно |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к уроку
Данный урок – комбинированный, с применением технологии критического мышления.
На современном этапе развития общества учитель должен приобретать новые роли и функции в учебном процессе. В современных условиях целью обучения становится раскрытие индивидуальных способностей ребёнка, развитие его умственной активности. Ставится задача не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Технология РКМЧП позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.
Структура данной педагогической технологии состоит из трёх технологических этапов – трёх стадий: 1стадия – вызов, 2 стадия – осмысление содержания, 3 стадия – рефлексия. На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме. На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Ведущая задача данного урока: развитие информационно-коммуникативных компетенций – аналитического мыслительного умения, умения представлять свой продукт устно и схематично, владеть различными измерительными навыками самооценки.
Урок состоит из трёх стадий.
Первая стадия – вызов. Информация с интересными фактами активизирует мыслительную деятельность и мотивирует детей на урок. Используемый приём «Верю- не верю», позволяет не только актуализировать и ориентироваться на имеющиеся знания, но и определять учащимся уровень собственных знаний.
Вторая стадия – стадия осмысления, цель которой – это чтение текста осмысленно и критическое его восприятие ( прием « Инсерт»). Работа в группах проводится для формирования умений самоопределяться в ситуациях выбора, принимать решения. Использования цветных карточек-заданий, является одним из факторов снятия тревожности перед изучением незнакомого материала, т.к. учащиеся выбирают задание по своим возможностям и интересам, цвета карточек снимают усталость с глаз.
Самостоятельный анализ текста учебника, составление опорных конспектов, просмотр химических экспериментов и выступление представителя от каждой группы способствуют формированию учебно-познавательных компетенций и достижению цели урока.
Для первичного закрепления предлагается задания.
На третьей стадии – стадии рефлексии возвращаемся к приему « Верю- не верю», используемый на стадии вызова., с целью корректировки первичных знаний. Используются приём «Синквейн» для закрепления изученного материала. Предлагается самостоятельная работа, где учащийся выбирает задание по своим силам.
Условиями обеспечения достижения цели данного урока являются следующие моменты: повышение уровня познавательной активности через приёмы РКМЧП и использование таких форм работы как групповая деятельность, анализ текста, коллективное обсуждение, химический эксперимент, групповая дискуссия, презентация группового продукта - опорного конспекта.
Такая модель урока способствует созданию условий для активной познавательной деятельности школьников, развивает умения самостоятельно добывать знания.
Данный урок учитывает ряд здоровьесберегающих аспектов:
- Работа по цветным разноуровневым карточкам-заданиям снимает напряжение с глаз и создаёт ситуацию успеха.
- Использование мультимедийного показа экспериментальных опытов позволяет сменить положение головы и направление взгляда учащихся.
- После работы в группах непродолжительная физкультминутка.
- Работа в группах снижает тревожность учащихся, формирует положительную мотивацию обучения, способствует развитию толерантных отношений в группе.
Тема урока: Алюминий, положение в ПСХЭ, строение, свойства (тема прикрыта).
Проблемный вопрос: № 13 Счастливый или несчастливый?!
Тип урока. Комбинированный.
Цель урока:
Общие:
-продолжить формирование у обучающихся представления о переходных элементах, их строение;
-Рассмотреть строение атома алюминия, его химические свойства
- Выявить взаимосвязь между физическими свойствами и областями применения данного металла;
- Рассмотреть основные способы получения металла алюминия
Задачи урока:
Обучающие
-Познакомить учащихся со строением атома алюминия, на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла;
-Познакомить учащихся на практике с понятиями «амфотерность» и «пассивация»;
- Совместно с учащимися определить взаимозависимость между физическими свойствами и областями применения алюминия;
-На основе знаний школьников о природных соединениях алюминия рассмотреть технологию получения данного металла.
Развивающие
-Развитие логического мышления, умений наблюдать, делать выводы, обобщать и сравнивать;
-Развитие навыков исследовательской деятельности учащихся;
- Развивать у детей умение работать с реактивами и химическим оборудованием, обращая особое внимание на правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Воспитательные
-уметь распределять обязанности в группе, регулировать свои эмоции, защищать групповой продукт работы;
-толерантно относиться к товарищам, переключаться с одного вида деятельности на другой;
-прививать интерес к химии.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Распространённость химических элементов в земной коре», цветные карточки-задания для групп, компьютеры, мультимедиа проектор, компьютер, презентация .
Реактивы: алюминиевая фольга, растворы соляной кислоты, серная кислота, гидроксида натрия и хлорида меди (II); пробирки, спиртовки.
Технологии: технология развития критического мышления, ИКТ.
Методические приёмы: фронтальная работа;самостоятельная работа с учебной литературой, беседа, химический эксперимент, составление опорного конспекта, прием «Плюс - минус - интересно», прием « Верю- не верю»,», кластер.
Формы деятельности учащихся:, поисковая, индивидуальная и групповая работа.
Приложение №1 Задания для групп.
Белая карточка. Общая характеристика элемента алюминия.
- Расскажите о положении атома алюминия в ПСХЭ
- Какими физическими свойствами обладает алюминий
- Применение алюминия
Голубая карточка. Электронное строение атома алюминия
- Сколько электронов на внешнем электронном уровне у атома алюминия?
- Какая степень окисления атома в соединениях характерна для алюминия?
Красная карточка. Химические свойства алюминия
- Какие химические свойства характерны для алюминия как простого вещества?
Приложение №2. «верю – не верю»
Утверждения | Стадия вызова | Стадия рефлексии |
1. Металлические свойства алюминия слабее, чем у магния |
|
|
2.У алюминия 2 электрона на внешнем уровне |
|
|
3. Восстановительные свойства у алюминия слабее, чем у бора |
|
|
4. Алюминий S –элемент |
|
|
5. Подвергается коррозии |
|
|
6. Алюминий – самый распространенный металл |
|
|
7.Алюминий – тяжелый, ковкий и пластичный |
|
|
8. Алюминий реагирует и со щелочами и с кислотами |
|
|
Приложение № 3 Самоанализ своей работы.
1. На уроке я работал
| -активно / пассивно -доволен / недоволен -коротким / длинным -не устал / устал -стало лучше /стало хуже -понятен / не понятен -полезен / бесполезен -интересен / скучен -легким / трудным интересно / не интересно |
1. На уроке я работал
| -активно / пассивно -доволен / недоволен -коротким / длинным -не устал / устал -стало лучше /стало хуже -понятен / не понятен -полезен / бесполезен -интересен / скучен -легким / трудным интересно / не интересно |
1. На уроке я работал
| -активно / пассивно -доволен / недоволен -коротким / длинным -не устал / устал -стало лучше /стало хуже -понятен / не понятен -полезен / бесполезен -интересен / скучен -легким / трудным интересно / не интересно |
1. На уроке я работал
| -активно / пассивно -доволен / недоволен -коротким / длинным -не устал / устал -стало лучше /стало хуже -понятен / не понятен -полезен / бесполезен -интересен / скучен -легким / трудным интересно / не интересно |
1. На уроке я работал
| -активно / пассивно -доволен / недоволен -коротким / длинным -не устал / устал -стало лучше /стало хуже -понятен / не понятен -полезен / бесполезен -интересен / скучен -легким / трудным интересно / не интересно |
Литература
- Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 11 классы, М.: «Дрофа», 2000, 187 с.
- Габриелян О. С. Химия. Методическое пособие 8-9 классы, М.: Дрофа, 1998, 126 с.
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия 9 класс, М.: Дрофа,2002, 398 с.
- Габриелян О. С. Химия 9 класс. 3-е издание, стереотипное, М.: «Дрофа», 2000.
- Венецкий С. И. В мире металлов. М.: Металлургия, 1988, с. 168.
- Радецкий А. М., Горшкова В. П. Дидактический материал по химии для 8 – 9 классов. М.: Просвещение, 2000, с. 78.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к открытому уроку
План урока по теме Млекопитающие...
Графический материал для Открытого урока 2012_Презентация
В презентации сожержится графический материал по теме Открытого урока 2012...
Материал к открытому уроку по зимним видам спорта
фотографии зимних видов спорта...
Материал для открытого урока по физике : "Реактивное движение .Ракеты"
Структура урока соответствует заявленным целям по изучению темы «Реактивное движение. Ракеты». Целесообразны логическая последовательность и распределение времени по этапам урока.Содержание данн...
Материал к открытому уроку по английскому языку в 5г классе ПО ТЕМЕ «Прогулка по Норильску»
Представленный урок является плановым и итоговым по грамматической теме «Conditionals» и рассчитан на один учебный час. Цель урока: к концу урока учащиеся научаться описывать местора...
Материал для открытого урока во 2 классе по английскому языку
Задачи урока: познакомить с новой лексикой по теме «Рождество», провести первичное закрепление ;актуализировать лексические знания по теме «Цвет»; практиковать учащихся в устной речи по теме «Знакомст...
Методический материал к открытому уроку
Ознакомительные уроки для начинающих...