Рабочая программа по химии 7 класс
рабочая программа по химии (7 класс)
Аннотация к рабочей программе по химии 7 класс
Рабочая программа составлена на основе программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 7 – 11 классов общеобразовательных учреждений» М.; «Дрофа», 2016.
Цели и задачи:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
причинно – следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;
развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
формирование экологического мышления, убеждённости в необходимости охраны окружающей среды.
Количество учебных часов:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения химии в 7-м классе основного общего образования из расчета 1 учебный час в неделю
Учебно-методический комплект:
- О.С.Габриелян. Химия 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_7_klass_fgos.docx | 81.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по химии 7 класс
Рабочая программа составлена на основе программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 7 – 11 классов общеобразовательных учреждений» М.; «Дрофа», 2016.
Цели и задачи:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
причинно – следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;
развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
формирование экологического мышления, убеждённости в необходимости охраны окружающей среды.
Количество учебных часов:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения химии в 7-м классе основного общего образования из расчета 1 учебный час в неделю
Учебно-методический комплект:
- О.С.Габриелян. Химия 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2016.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2019 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО № 83 от 30.08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для 7 класса
Автор – составитель
Учитель Людмила Александровна Пеканова
2019- 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;
- Федерального образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказов Минобразования РФ (в редакции от 29.12.2014г. № 1644; от 31.12.2015г. №1577);
- СанПиНов 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189, в ред. изменения от 24.11.2015г.);
-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Синьковской СШ;
-Примерной программы основного общего образования по химии
Для реализации программного содержания используются:
Учебник:ГабриелянО.С. Программа курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений М: Дрофа, 2015г),
Место курса химии в учебном плане: Рабочая программа «Химия» в 7 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса «Химия. Вводный курс» для 7 класса общеобразовательных учреждений по химии, авторы О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, 2016 г.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 2;
- практических работ – 6;
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках химии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством О.С. Габриеляна.
Преподавание химии в 7 классе рассчитано на использование учебника: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс./ М.:Дрофа, 2016.
Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебном году.
Форма промежуточной аттестации- контрольная работа
Отличительные особенности рабочей программы и авторской.
В авторскую программу О.С.Габриеляна внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы: « Рассказы по химии», в связи с выделением 1 часа на промежуточную аттестацию.
Тематическое планирование
№п/п | Тема раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов по программе МБОУ Синьковская СШ |
1 | Химия в центре естествознания | 11 | 11 |
2 | Математика в химии | 9 | 9 |
3 | Явления, происходящие с веществами | 11 | 11 |
4 | Рассказы по химии | 3 | 2 |
Промежуточная аттестация | 1 | ||
Итого | 34 | 34 |
Изучение химии направлено на достижения следующих целей:
-освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
-овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды
Планируемые результаты
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимисямежпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-выделять общую точку зрения в дискуссии;
-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные:
Обучающийся научится:
-характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
-описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
-раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
-раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
-различать химические и физические явления;
-называть химические элементы;
-определять состав веществ по их формулам;
-определять валентность атома элемента в соединениях;
-определять тип химических реакций;
-называть признаки и условия протекания химических реакций;
-выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
-составлять формулы бинарных соединений;
-составлять уравнения химических реакций;
-соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
-пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
-вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
-вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
-вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
-характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
-получать, собирать кислород и водород;
-распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
-раскрывать смысл закона Авогадро;
-раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
-характеризовать физические и химические свойства воды;
-раскрывать смысл понятия «раствор»;
-вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
-приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
-называть соединения изученных классов неорганических веществ;
-характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
-определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
-составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
-проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
-распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
-характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
-раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
-объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
-объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
-характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
-составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
-раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
-характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
-определять вид химической связи в неорганических соединениях;
-изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
-раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
-определять степень окисления атома элемента в соединении;
-раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
-составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
-объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
-составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
-определять возможность протекания реакций ионного обмена;
-проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
-определять окислитель и восстановитель;
-составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
-называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
-классифицировать химические реакции по различным признакам;
-характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
-проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
-распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
-характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
-называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
-оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
-грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
-определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
-характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
-составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
-прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
-составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
-выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
-формировать представления о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;
-использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
-объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
-критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
-осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
-создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Содержание
Раздел 1. «Химия в центре естествознания» (11 ч.)
Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества.Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование. Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций). Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.
Демонстрации:
- Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение».
- Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.
- Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.
- Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.
- Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.
- Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.
- Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).
- Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк).
- Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).
Демонстрационные эксперименты
- Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.
- Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.
- «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.
- Качественная реакция на кислород.
- Качественная реакция на углекислый газ.
Лабораторные работы:
- Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.
- Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.
- Диффузия перманганата калия в желатине.
- Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.
- Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
- Определение содержания воды в растении.
- Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.
- Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
- Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).
- Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
- Обнаружение известковой воды среди различных веществ.
Практические работы:
- Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
- Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
Раздел 2. Математика в химии (9 ч)
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов. Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса).Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).Определение объемной доли газа (ϕ) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот. Понятие о ПДК. Массовая доля вещества (w) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.
Демонстрации:
- Коллекция различных видов мрамора и изделий из него.
- Смесь речного и сахарного песка и их разделение.
- Коллекция нефти и нефтепродуктов.
- Коллекция бытовых смесей.
- Диаграмма состава атмосферного воздуха.
- Диаграмма состава природного газа.
- Коллекция «Минералы и горные породы».
Практические работы
- Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Раздел 3. Явления, происходящие с веществами (11ч)
Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза. Способы очистки воды. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.
Демонстрации
- Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.
- Респираторные маски и марлевые повязки.
- Противогаз и его устройство.
- Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Демонстрационные эксперименты
- Разделение смеси порошка серы и железных опилок.
- Разделение смеси порошка серы и песка.
- Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.
- Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей.
- Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.
- Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.
- Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.
- Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор – диоксид марганца (IV)).
- Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.
- Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия.
- Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.
- Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.
- Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.
Лабораторные работы:
- Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
- Изучение устройства зажигалки и пламени.
Практические работы:
- Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).
- Очистка поваренной соли.
- Изучение процесса коррозии железа.
Раздел 4. Рассказы по химии (3 ч)
Выдающиеся русские ученые-химики. История химических веществ (открытие, получение и значение).Изучение химических реакций. Значение химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Тематическое планирование
№п/п | Тема раздела | Количество часов | виды контроля (по необходимости) | |
контрольные работы | практические работы | |||
1 | Химия в центре естествознания | 11 | - | 2 |
2 | Математика в химии | 9 | 1 | 1 |
3 | Явления, происходящие с веществами | 11 | 1 | 3 |
4 | Рассказы по химии | 3 | - | - |
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Дата корректировки (по необходимости) |
Тема Химия в центре естествознания | ||||
1 | Инструктаж по ОТ. Химия как часть естествознания. Предмет химии | 1 | 03.09 | |
2 | Методы изучения естествознания | 1 | 10.09 | |
3 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете» | 1 | 17.09 | |
4 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами» | 1 | 24.09 | |
5 | Моделирование | 1 | 01.10 | |
6 | Химическая символика | 1 | 08.10 | |
7 | Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории | 1 | 15.10 | |
8 | Химия и физика. Агрегатные состояния вещества | 1 | 22.10 | |
9 | Химия и география | 1 | 12.11 | |
10 | Химия и биология | 1 | 19.11 | |
11 | Качественные реакции в химии. | 1 | 26.11 | |
Тема Математика в химии | ||||
12 | Относительные атомная и молекулярная массы | 1 | 03.12 | |
13 | Массовая доля химического элемента в сложном веществе | 1 | 10.12 | |
14 | Чистые вещества и смеси | 1 | 17.12 | |
15 | Объемная доля компонента газовой смеси | 1 | 24.12 | |
16 | Массовая доля вещества в растворе | 1 | 14.01 | |
17 | Практическая работа №3. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». Инструктаж по ОТ | 1 | 22.01 | |
18 | Массовая доля примесей | 1 | 29.01 | |
19 | Практическое решение задач и упражнений по теме «Математические расчеты в химии» | 1 | 05.02 | |
20 | Контрольная работа №1 «Математические расчеты в химии» | 1 | 12.02 | |
Тема Явления, происходящие с веществами | ||||
21 | Текущий инструктаж по ОТ. Анализ контрольной работы. Разделение смесей | 1 | 19.02 | |
22 | Фильтрование | 1 | 26.02 | |
23 | Адсорбция | 1 | 05.03 | |
24 | Дистилляция | 1 | 12.03 | |
25 | Практическая работа № 4 «Разделение смесей» Инструктаж по ОТ | 1 | 19.03 | |
26 | Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли». Инструктаж по ОТ | 1 | 02.04 | |
27 | Химические реакции | 1 | 09.04 | |
28 | Признаки химических реакций | 1 | 12.04 | |
29 | Практическая работа № 6 «Коррозия металлов» Инструктаж по ОТ | 1 | 16.04 | |
30 | Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами» | 1 | 23.04 | |
31 | Контрольная работа №2 по теме «Явления, происходящие с веществами» | 1 | 30.04 | |
Тема Рассказы по химии | ||||
32 | Анализ контрольной работы. Текущий инструктаж по ОТ. Выдающиеся русские ученые-химики. | 1 | 07.05 | |
33 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 | 14.05 | |
34 | Мое любимое химическое вещество. Исследования в области химических реакций. | 1 | 21.05 | |
35 | Значение химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. | 28 |
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Дата корректировки (по необходимости) |
Тема Химия в центре естествознания | ||||
1 | Инструктаж по ОТ. Химия как часть естествознания. Предмет химии | 1 | 03.09 | |
2 | Методы изучения естествознания | 1 | 10.09 | |
3 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете» | 1 | 17.09 | |
4 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами» | 1 | 24.09 | |
5 | Моделирование | 1 | 01.10 | |
6 | Химическая символика | 1 | 08.10 | |
7 | Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории | 1 | 15.10 | |
8 | Химия и физика. Агрегатные состояния вещества | 1 | 22.10 | |
9 | Химия и география | 1 | 05.11 | |
10 | Химия и биология | 1 | 12.11 | |
11 | Качественные реакции в химии. | 1 | 19.11 | |
Тема Математика в химии | ||||
12 | Относительные атомная и молекулярная массы | 1 | 26.11 | |
13 | Массовая доля химического элемента в сложном веществе | 1 | 03.12 | |
14 | Чистые вещества и смеси | 1 | 10.12 | |
15 | Объемная доля компонента газовой смеси | 1 | 17.12 | |
16 | Массовая доля вещества в растворе | 1 | 24.12 | |
17 | Практическая работа №3. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». Инструктаж по ОТ | 1 | ||
18 | Массовая доля примесей | 1 | ||
19 | Практическое решение задач и упражнений по теме «Математические расчеты в химии» | 1 | ||
20 | Контрольная работа №1 «Математические расчеты в химии» | 1 | ||
Тема Явления, происходящие с веществами | ||||
21 | Текущий инструктаж по ОТ. Анализ контрольной работы. Разделение смесей | 1 | ||
22 | Фильтрование | 1 | ||
23 | Адсорбция | 1 | ||
24 | Дистилляция | 1 | ||
25 | Практическая работа № 4 «Разделение смесей» Инструктаж по ОТ | 1 | ||
26 | Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли». Инструктаж по ОТ | 1 | ||
27 | Химические реакции | 1 | ||
28 | Признаки химических реакций | 1 | ||
29 | Практическая работа № 6 «Коррозия металлов» Инструктаж по ОТ | 1 | ||
30 | Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами» | 1 | ||
31 | Контрольная работа №2 по теме «Явления, происходящие с веществами» | 1 | ||
Тема Рассказы по химии | ||||
32 | Анализ контрольной работы. Текущий инструктаж по ОТ. Выдающиеся русские ученые-химики. | 1 | ||
33 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 | ||
34 | Мое любимое химическое вещество. Исследования в области химических реакций. Значение химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...