Лабораторный практикум по химии в 9 классе
учебно-методический материал по химии (9 класс)

В данной работе представлены инструкции к проведению практических работ в 9 классе химико-биологической направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа № 1

Тема: Получение аммиака и изучение его свойств.

Оборудование и реактивы: пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, универсальная индикаторная бумага, эксикатор, пробка с газоотводной трубкой, ступка с пестиком, раствор хлорида железа (III), концентрированные кислоты: азотная и соляная, кристаллический хлорид аммония, гашеная известь.

Ход работы:

Опыт № 1. Получение аммиака из солей аммония.

        Хлорид аммония и гашеную известь приблизительно в одинаковых количествах тщательно перемешивают в фарфоровой чашечке. Происходит ли образование аммиак в этих условиях? Полученную смесь высыпьте в сухую пробирку, которую закройте пробкой с газоотводной трубкой и закрепите в штативе, так, чтобы дно ее было немного выше отверстия (почему?). Смесь нагрейте. Как доказать, что выделился аммиак? Напишите уравнения реакции.

Опыт № 2. Растворение аммиака в воде.

Соберите, полученный аммиак в чистую пробирку. Пробирку, содержащую аммиак, закройте пробкой, погрузите ее в кристаллизатор и откройте пробку. Образуется фонтан. Испытайте полученный раствор индикаторной бумажкой. Небольшое количество полученного раствора нагрейте. Изменяется ли интенсивность запаха? Прокипятите раствор 2-3 минуты, испытайте его реакцию индикаторной бумажкой. Как изменилась окраска бумажки? Напишите уравнения реакции.

Опыт № 3. Взаимодействие аммиака с кислотами. 

Налейте  в пробирки по 1-2 мл концентрированных растворов соляной и азотной кислот. Газоотводную  трубку последовательно введите в пробирки с кислотами. Конец газоотводной трубки должен находится на расстоянии 5-6 мм от поверхности кислот. Что вы наблюдаете? Как объяснить появление «белого дыма»? Напишите уравнения соответствующих реакций.

Опыт № 4. Свойства  водного раствора аммиака.

                В две пробирки налейте водный раствор аммиака. В одну из них испытайте индикатором. В другую пробирку добавьте несколько капель раствора фенолфталеина, а затем немного раствора соляной кислоты. Что происходит при действии на водный раствор аммиака кислотой? Напишите уравнения соответствующих реакций.

Опыт № 5. Взаимодействие с солями.

        В пробирку с аммиаком добавьте раствор добавьте раствор хлорида железа (III). Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Вопросы для защиты работы

  1. Какие  свойства проявляют соли аммония? Покажите на примере сульфата аммония. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  2. Осуществите превращение: NH3  NH4Cl   NH4NO3  NH3
  3. Какой объем аммиак (н.у.) необходимо для получения сульфата аммония массой 26,4 г, если 20% аммиака теряется в ходе реакции?
  4. При взаимодействии 50 л аммиака с серной кислотой образовался сульфат аммония массой 126 г. Какой выход составляет эта масса от теоретически возможного?

Практическая работа № 2

Тема: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Оборудование и реактивы: пробирки, пробиркодержатель, универсальная индикаторная бумага, пробка с газоотводной трубкой, соляная кислота, мел или мрамор, известковая вода, дистиллированная вода, лакмус, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, хлорид или нитрат бария, нитрат серебра.

Ход работы:

Опыт № 1. Получение и свойства оксида углерода (IV)

  1. Поместите в пробирку кусочек мрамора (мела) и налейте соляной кислоты. Наблюдайте выделения газа. Напишите уравнения реакции получения углекислого газа.
  2. Выделяющийся газ из пробирки пропустите в стаканчик с известковой водой. Что наблюдаете? Продолжайте пропускать газ после образования осадка? Какие изменения произошли? Напишите уравнения всех химических реакций в молекулярном и ионном виде.
  3. Конец газоотводной трубки выньте из раствора, сполосните и опустите в стаканчик с дистиллированной водой, подкрашенный лакмусом,  и пропустите через нее газ. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакции растворения углекислого газа в воде.
  4. В пробирку с гидроксидом натрия добавьте каплю фенолфталеина и пропустите СО2 до исчезновения окраски. Объясните наблюдаемое явление, составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

Опыт 2. Распознавание карбонатов.

        В трех пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия. Определите в какой пробирке какое вещество.

Вопросы для защиты работы

  1. Определите массу карбоната кальция.
  2. При действии избытка соляной кислоты на образец доломита MgCO3 × CaCO3 массой 50 г выделяется унлекислый газ объемом 11,7 л (н.у.) определите массовую долю примесей в данном образце.
  3. Допишите уравнения реакций:

K2O + SiO2                                 CaSiO3  + HCl

Ba(OH)2 + СO2                                 KNO3 + CO2 

Al2O3 + CO2 + H2O                         Na2SiO3 + HCl

Практическая работа № 3

Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Сера и ее соединения».

        

        Реактивы и оборудование: набор пробирок,  пробиркодержатель, растворы сульфид натрия, сульфат натрия, нитрат свинца (II), хлорид бария, серная кислота, сульфит натрия.

        Задание: путем попарного сливания определить вещества в пронумерованных пробирках.

Ход работы:

        Перед выполнением работы, пользуясь таблицей растворимости, составьте  молекулярные и ионные уравнения реакций и заполните опорную таблицу. В каждое пересечение строки и столбца занесите ожидаемый эффект реакции (выпадение осадка, выделение газа и т.д.), если видимых изменений в процессе реакции не происходит, то в таблице поставьте прочерк.

        Опорная таблица

2S

Na2SO4

Pb(NO3)2

BaCl2

H2SO4

HCl

Na2SO3

2S

Na2SO4

Pb(NO3)2

BaCl2

H2SO4

HCl

Na2SO3

        Рабочая таблица

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

        Рабочая таблица заполняется в процессе попарного сливания содержимого пронумерованных пробирок. В пересечении строк и столбцов заносится наблюдаемый результат реакции.

        Примечание: содержимое каждой пронумерованной пробирки необходимо делить так, чтобы его хватило на все опыты!

        После проведения всех опытов сравните опорную  и рабочую таблицы и установите, в какой пробирке какое вещество.

Практическая работа № 4

Тема: Щелочные  и щелочно-земельные металлы.

  Решение экспериментальных задач.

        

        Реактивы и оборудование: набор пробирок,  пробиркодержатель, спиртовка, спички, кристаллизатор, растворы сульфата натрия, нитрата свинца, карбоната калия, хлорида магния, серной кислоты, соляной кислоты; хлоридов лития, калия, натрия щелочные металлы: литий, калий, натрий.

        .

Ход работы:

Опыт № 1. Взаимодействие  щелочных металлов с водой.

        Наполните кристаллизатор водой и поставьте  его под тягу. Сделайте маленькую коробочку из фильтровальной бумаги, и положите в нее кусочек лития размером не больше горошины. При полуопущенном окне тяги осторожно поместите коробочку с с металлом в кристаллизатор с водой. Что наблюдаете? Испытайте действие образовавшегося раствора на фенолфталеин.

        Проделайте аналогичные опыты с натрием и калием. Напишите уравнения реакций. Сопоставьте химическую активность изученных щелочных металлов. От чего она зависит?

Опыт № 2. Окраска пламени солями лития, натрия и калия.

        В пламени горелки прокалите нихромовую проволоку. Если пламя окрашивается, то промойте проволоку чистой соляной кислотой и прокалите в пламени спиртовк до получения бесцветного пламени. Опустите проволоку в раствор хлорида натрия и внесите в бесцветное пламя горелки. Что наблюдаете?

        Проделайте аналогичные опыты с растворами хлоридов лития и калия.

Задание 1: Путем попарного сливания определите вещества в пронумерованных пробирках.

Выполнение задания.

Перед  выполнением задания, пользуясь таблицей растворимости, составьте молекулярные и ионные уравнения возможных реакций и заполните опорную таблицу. В каждое пересечение строки и столбца занесите ожидаемый эффект реакции (выпадение осадка, выделение газа и т.д.), если видимых изменений в процессе реакции не происходит, то в таблице поставьте прочерк.

Рабочая таблица заполняется в процессе попарного сливания содержимого пронумерованных пробирок. В пересечение строк и столбцов заносится наблюдаемый результат реакции.

Опорная таблица

 

K2CO3

Na2SO4

MgCl2

Pb(NO3)2

H2SO4

K2CO3

Na2SO4

MgCl2

Pb(NO3)2

H2SO4

Рабочая таблица

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

        Примечание: содержимое каждой пронумерованной пробирки надо делить так, чтобы его хватило на все опыты!

        После проведения всех опытов сравните опорную и рабочую таблицы и установите, в какой пробирке какое вещество.

Практическая работа № 5

Тема: Алюминий и его соединения.

        

        Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, лучина, спички, алюминий, соли алюминия, растворы серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия.

        .

Ход работы:

Опыт № 1. Изучение химических свойств алюминия.

        а) Налейте в пробирку 2 мл соляной кислоты, опустите в нее алюминий. Что наблюдаете? Исследуйте газообразный продукт реакции с помощью горящей лучины. Что происходит? Напишите уравнение реакции.

        б) Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия, опустите в него алюминий. Что наблюдаете? Исследуйте газообразный продукт реакции горения. Что происходит? Напишите уравнение реакции.

Сделайте общий вывод о химических свойствах алюминия.

Опыт № 2.Изучение амфотерных свойств гидроксида алюминия.

        Налейте в пробирку 2 мл раствора соли алюминия, добавьте по каплям раствор разбавленной щелочи до образования студенистого осадка. Напишите ионные уравнения проведенной реакции. Разделите содержимое пробирки пополам и добавьте к одной части раствор серной кислоты, а к другой – раствор гидроксида натрия до растворения осадка. Напишите ионные уравнения осуществленных реакций.

        Сделайте вывод о характере химических свойств гидроксида алюминия. Какими реакциями можно воспользоваться для определения амфотерных гидроксидов?

        Почему при приливании раствора щелочи к раствору соли алюминия выпадает осадок, а при приливании раствора соли алюминия к раствору щелочи выпадение осадка не наблюдается?

Опыт № 1. Осуществить следующее превращение.

Al → Al2(SO4)3 → Al(OH)3

Вопросы для защиты

  1. Почему алюминий не подвергается коррозии?
  2. Допишите уравнения  реакций в молекулярном и ионном виде:

Al(OH)3 + 3H+ →                        AlCl3 + AgNO3 →

Al2O3 + C →                                Al + H2SO4(р)

Al3+ + 3OH- →                        Al2(SO4)3 + KOH →

  1. При обработке смеси порошков магния, алюминия, меди раствором щелочи, содержащим гидроксид натрия массой 16 г, выделяется водород объемом 13,44 л (н.у.).  Определите  массовую долю алюминия в смеси.
  2. Определите массовую долю соляной кислоты в растворе массой 200 г, если в нем растворили металлический алюминий массой 2,7 г.

 

Практическая работа № 6

Тема: Изучение свойств железа и его соединений.

        Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, спички, железо, оксид железа (III), растворы серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), сульфата меди (II), универсальная индикаторная бумажка.

.Ход работы:

Опыт № 1. Взаимодействие железа с кислотами и с солями.

        а) Налейте в одну пробирку соляную кислоту, в другую – серную. Внесите в каждую пробирку железо. Что ва наблюдаете? Составьте уравнение реакции, определите окислитель и восстановитель.

        б) Налейте в пробирку раствор сульфата меди (II) и внесите в нее железо. Что вы наблюдаете? Какой процесс происходит? Объясните его, напишите уравнение реакции.

Опыт № 2. Взаимодействие оксида железа с кислотами.  

        Насыпьте в две пробирки немного оксида железа (III), в одну пробирку добавьте серную кислоту, в другую – соляную. Что вы наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ином виде.

Опыт № 3. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

        Налейте в одну пробирку раствор хлорида железа (II), в другую – хлорида железа (III) и добавьте в каждую пробирку раствор гидроксида натрия  до образования осадка. Что вы наблюдаете? Составьте ионные уравнения реакций.

        а) Разделите гидроксид железа (II) на три части, к первой добавьте соляную кислоту, ко второй – гидроксид натрия, а третью оставьте на воздухе. Что наблюдаете? Составьте ионные уравнения реакций. Наблюдайте, что происходти с течением времени в пробирке, где находится гидроксид железа (II). Поясните наблюдаемые изменения. Напишите уравнения реакций.

        б) Разделите гидроксид железа (III) на две части, к одной добавьте соляную кислоту, к другой – гидроксид натрия. Что наблюдаете? Составьте ионные уравнения реакций.

Опыт № 4. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

а)  Налейте в пробирку раствор  хлорида железа (II) и добавьте раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

б) Налейте в пробирку раствор хлорида железа (III) и добавьте раствор роданида калия KSCN. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

Вопросы для защиты

  1. Осуществите ряд превращений: Fe(OH)2 → Fe(OH)3 → FeCl3 → Fe2(SO4)3 
  2. Какая из электронных формул отражает строение атома железа:

А) 1s22s22p63s23p63d54s1;                                          Б) 2, 8, 18, 8, 2;  

В) 1s22s22p63s23p64s2;                                            Г) 1s22s22p63s23p63d64s2;  

  1. В каком случае железо является восстановителем?

2FeCl2 + Cl2 → 2FeCl3 ;      Fe  + 2HCl → FeCl2 + H2 ;      Fe2O3 + 2Al →Al2O3 + 2Fe

  1. Допишите молекулярные уравнения реакций:

Fe3+ + 3 OH- → ;                                Fe + Cu2+ → F2+ + Cu        

  1. Какой объем водорода потребуется для восстановления железа из образца красного железняка массой 10 г, в котором содержится 70% Fe2O3?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторный практикум "биология. Человек" - 8 класс

Лабораторный практикум: учебно-методическое пособие для учащихся 8 классов. Пособие включает в себя лабораторные работы  и самонаблюдения по биологии человека, сгруппированные по темам. Осно...

Учебное пособие "Лабораторный практикум по химии" для студентов 1 курса (специальности технического профиля)

Учебное пособие «Лабораторный практикум по химии» соответствует образовательному стандарту дисциплины «Химия» для специальностей технического профиля. «Практикум  по химии» предназначен для закре...

Лабораторный практикум для учащихся 6 класса

Лабораторный практикум можно использовать на уроках биологии в 6 классе по программе  И.Н.Пономаревой. В него включены основные лаборатрные задания которые используются на уроках биологии....

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС

Материал содержит перечень лабораторных работ по биологии 11 класс с краткими и нструктивными картами...

Лабораторный практикум по биологии, 5 класс

Лабораторные работы по учебнику В. В. Пасечник в соответствии с ФГОС, биология, 5 класс...

Элективный курс Лабораторный практикум по химии.

Элективный курс Лабораторный практикум по химии....

Лабораторный практикум по химии 8 класс

Полный курс лабораторно-практических занятий...