Рабочая программа по ХИМИИ для обучающихся 10 (ФГОС) 2019
рабочая программа по химии (10 класс)

Видершпан Ирина Петровна

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара). В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, приведенные в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_klass_2_chasa_fgoos_himiya.docx340.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по

ХИМИИ

для обучающихся  10 кл.,

 (70 часов в год, 2 часа в неделю)

Уровень основного общего образования

Срок реализации: 2019-2020 учебный год

Программы основного общего образования. Химия. 10 – 11 классы.

Автор. М.Н. Афанасьевна Рабочие программы. Химия. 10-11 класс:  учебно-методическое пособие /

сост. М.Н. Афанасьевна  -  2-е изд.,  доп.- М.: Просвещение, 2018. – 48 с.

                                                                                                                             Составитель: Видершпан И.П., учитель химии

высшей квалификационной категории

                                                                                                   Ключи 2019

                                                                                         Пояснительная записка

Планируемые результаты обучения  учебного предмета

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:

Выпускник научится:

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
  • понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
  • приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний

Содержание учебного предмета

       Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей

       Органические вещества. Органическая химия. Становление органической химии как науки. Теория химического строения веществ. Углеродный скелет. Изомерия. Изомеры.

       Состояние электронов в атоме. Энергетические уровни и подуровни. Электронные орбитали.s-электроны и p-электроны. Спин электрона. Спаренные электроны. Электронная конфигурация. Графические электронные формулы.

       Электронная природа химических связей, π-связь и σ-связь. Метод валентных связей.

       Классификации органических соединений. Функциональная группа.

       Углеводороды

       Предельные углеводороды (алканы). Возбужденное состояние атома углерода. Гибридизация атомных орбиталей. Электронное и пространственное строение алканов.

       Гомологи. Гомологическая разность.  Гомологический ряд. Международная номенклатура органических веществ. Изомерия углеродного скелета.

       Метан. Получение, физических  и химические свойства метана. Реакции замещения (галогенирование), дегидрирования  и изомеризации алканов. Цепные реакции. Свободные радикалы. Галогенопроизводные алканов. 

       Кратные связи. Непредельные углеводороды. Алкены. Строение молекул, гомология, номенклатура и изомерия.  sp3-Гибридизация. Этен (этилен). Изомерия положения двойной связи. Пространственная изомерия (стереоизомерия)

       Получение и химические свойства этилена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация), окисление и полимеризации алкенов. Правило Марковникова. Высокомолекулярные соединения. Качественные реакции на двойную связь. 

       Алкадиены (диеновые углеводороды).  Изомерия и номенклатура. Дивинил (бутадиен-1,3). Изопрен (2-метилбутадиен-1,3).  Сопряжённые двойные связи. Получение и химические свойства алкадиенов. Реакции присоединения (галогенирования) и полимеризации алкадиенов.

       Алкины. Ацетилен (этин) и его гомологи. Изомерия и номенклатура.  Межклассовая изомерия sp-Гибридизация. Химические свойства алкинов. Реакции присоединения, окисления и полимеризации алкинов.

       Арены (ароматические углеводороды). Изомерия и номенклатура. Бензол. Бензольное кольцо. Толуол. Изомерия заместителей.

       Химические свойства бензола и его гомологов. Реакции замещения (галогенирование, нитрование), окисления и присоединения аренов.  Пестициды. Генетическая связь аренов с другими углеводородами.

       Переработка нефти. Перегонка нефти. Ректификационная колонна. Бензин. Лигроин. Керосин. Крекинг нефтепродуктов. Термический и каталитический крекинги. Пиролиз.

       Кислородсодержащие органические соединения.

       Кислородсодержащие органические соединения. Одноатомные предельные спирты. Функциональная группа спиртов. Изомерия и номенклатура спиртов. Метанол (метиловый спирт). Этанол (этиловый спирт). Первичный, вторичный и третичный атомы углерода. Водородная связь. 

       Получение и химические свойства спиртов. Спиртовое брожение. Ферменты. Водородные связи. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Алкоголизм.

       Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Химические свойства многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

       Фенолы. Ароматические спирты. Химические свойства фенола. Качественная реакция на фенол.

       Карбонильные соединения. Карбонильная группа. Альдегидная группа. Альдегиды. Кетоны. Изомерия и номенклатура.

       Получение и химические свойства альдегидов. Реакции окисления и присоединения альдегидов. Качественные реакции на альдегиды.

       Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа (карбоксогруппа). Изомерия и номенклатура карбоновых кислот. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Получение одноосновных предельных карбоновых кислот. Химические свойства одноосновных предельных карбоновых кислот. 

       Муравьиная кислота. Уксусная кислота. Ацетаты.

       Сложные эфиры. Номенклатура. Получение, химические свойства сложных эфиров. Реакция этерификации. Щелочной идролизсложного эфира  (омыление)

       Жиры.Твердые жиры, жидкие жиры.

       Синтетические моющие средства.

       Углеводы. Моносахариды. Глюкоза. Фруктоза. Олигосахариды. Дисахариды. Сахароза

       Полисахариды. Крахмал. Гликоген. Реакция поликонденсации. Качественная реакция на крахмал.  Целлюлоза. Ацетилцеллюлоза Классификация волокон.

Азотсодержащие органические соединения.

      Азотсодержащие органические соединения. Амины. Аминогруппа. Анилин. Получение и химические свойства анилина. 

      Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Биполярный ион. Пептидная (амидная) группа. Пептидная (амидная) связь. Химические свойства аминокислот Пептиды. Полипептиды. Глицин.

      Белки. Структура белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная). Химические свойства белков.

      Денатурация и гидролиз белков. Цветные реакций на белки.

      Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиридин. Пиррол. Пиримидин. Пурин. Азотистые основания.

      Нуклеиновые кислоты. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания.

      Химия и здоровье человека. Фармакологическая химия.

Химия полимеров

Полимеры. Степень полимеризации. Мономер. Структурное звено. Термопластичные полимеры. Стереорегулярные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Политетрафторэтилен.

Термореактивные полимеры. Фенолоформальдегидные смолы. Пластмассы. Фенопласты. Аминопласты. Пенопласты.

Природный каучук. Резина. Эбонит.

Синтетические каучуки.

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Результаты освоения курса химии.

      Предметные результаты (базовый уровень)

  1. сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  2. владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
  3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
  4. сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
  5. владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
  6. сформированность умения классифицировать органические вещества и реакции по разным признакам;
  7. сформированность умения описывать и различать изученные классы органических веществ;
  8. сформированность умения делать выводы, умозаключения из наблюдений, химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии с изученными;
  9. сформированность умения структурировать изученный материал и химическую информацию, получаемую из разный источников;
  10. сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разный источников;
  11. сформированность умения анализировать и оценивать последствия производственной и бытовой деятельности, связанной с переработкой органических веществ;
  12. овладение основами научного мышления, технологией исследовательской и практической деятельности;
  13. сформированность умения проводить эксперименты разной дидактической направленности;
  14. сформированность умения оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметные результаты

  1. сформированность умения ставить цели и новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  2. овладение приемами самостоятельного планирования путей достижения целей, умения вырабатывать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. сформированность умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  4. сформированность умения осуществлять контроль в процессе достижения результата, корректировать свои действия;
  5. сформированность умения оценивать правильность выполнения учебных задач и собственные возможности их решения;
  6. сформированность умения анализировать, классифицировать , обобщать, выбирать основания и критерии для установления причинно-следственных связей;
  7. сформировать сформированность умения приобретать и применять новые знания;
  8. сформированность умения создавать простейшие модели, использовать схемы, таблицы, символы для решения учебных и познавательных задач;
  9. овладение на высоком уровне смысловым чтением научных текстов;
  10. сформированность умения эффективно организовывать научное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально с учетом общих интересов;
  11. сформированность умения осознано использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации;
  12.  высокий уровень компетентности использовании в области ИКТ;
  13. сформированность экологического мышления;
  14. сформированность умения применять в познавательной, коммуникативной и социальной практики знания, полученные при изучении предмета.

Личностные результаты:

  1. сформированность положительного отношения к химии, что обусловливает мотивацию к учебной деятельности в выбранной сфере
  2. сформированность умения решать проблемы поискового и творческого характера;
  3. сформированность умения проводить самоанализ и осуществлять самоконтроль и самооценку на основе критерий успешности;
  4. сформированность готовности следовать нормам природно- и здоровьесберегающего поведения;
  5. сформированность прочных навыков, направленных на саморазвитие через самообразование;
  6. сформированность навыков проявления познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

                              Тематический план   учебного предмета «Химия»  (вариант: 2 ч в неделю; 70 учебных недели)

№пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Демонстрации и лабораторные работы

Практические работы

Контроль-ные работы

Другое

Приме

чание

I.

Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей

7

1

Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей

1) Образцы органических веществ и материалов

2) Модели молекул органических веществ.

3) Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях

4) Плавление, обугливание и горение органических веществ.

Практ. раб. № 1 Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях

Тест № 1

II.

Углеводороды.

18

2

Предельные углеводороды

5

Алканы

5

1) Взрыв смеси метана с воздухом.

2) Отношение алканов  к кислотам,

щелочам, раствору перманганата

калия и бромной воде

Опыт 1. Изготовление

моделей молекул углеводородов

Тест № 2

3

Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены и алкины)

7

Алкены

3

1)Модели молекул гомологов и

изомеров

Практ. раб. № 2

Получение эти-лена и опыты с ним.

Тест № 3

Алкадиены

1

1)Разложение каучука при нагревании

и испытание продуктов разложения.

2) Знакомство с образцами каучуков.

Алкины

3

1) Получение ацетилена карбидным

способом.

2) Взаимодействие ацетилена  с

раствором перманганата калия и

бромной водой

3) Горение ацетилена

Тест № 4

4

Арены (ароматические углеводороды)

2

Арены

1) Бензол как растворитель.

2) Горение бензола.

3) Отношение бензола к бромной воде

и раствору перманганата калия.

4) Окисление толуола.

Тест № 5

5

Природные источники углеводородов

4

1) Ознакомление с образцами

продуктов нефтепереработки

Тест № 6

Контрольная рабо-та № 1

III.

Кислородсодержащие органические соединения.

24

6

Спирты и фенолы.

6

Опыт 1. Окисление этанола оксидом меди (II).

Опыт 2. Растворение глицерина в воде реакция  с гидроксидом меди (II)

Опыт 3.Химические свойства  фенола.

Тест № 7

7

Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты

8

1) Растворение в ацетоне различных

органических веществ.

Опыт 1.Окисление метаналя (этана-

ля) оксида серебра (I).

Опыт 2. Окисление  метаналя

(этаналя) гидроксидом меди (II)

Практ. раб. № 3 Получение и свой ства карбоновых кислот.

Практ.раб. № 4

Решение экспери-ментальных задач  на распознавание органических веществ.

Тест № 8

8

Сложные эфиры и жиры

4

1) Образцы моющих и чистящих

средств. Инструкция по их составу

 и применению

Опыт 1. Растворимость жиров, дока-

зательство их непредельного харак-

тера, омыление жиров.

Опыт 2.Сравненеи свойств  мыла и

синтетических моющих средств.

Контрольная работа № 2

Тест № 9

9

Углеводы

8

Опыт 1. Свойства глюкозы как

альдегидоспирта

Опыт 2. Взаимодействие

сахарозы с гидроксидом меди (II).

Опыт 3. Приготовление крахмально-

го клейстера и его взаимодействие с

иодом

Опыт 4. Гидролиз крахмала.

Опыт 5.Ознакомлние с образцами

природных и искусственных

волокон.

Практ.раб. № 5

Решение экспери-ментальных задач  на получение и распознавание органических веществ

Тест № 10

IV.

Азотсодержащие органические соединения

8

    10

Азотсодержащие органические соединения

Опыт 1. Цветные реакции на белки

Контрольная работа № 3

Тест № 11

V.

Химия полимеров

9

11

Химия полимеров

1) Образцы пластмасс, синтетических

 каучуков и синтетических волокон

Опыт 1. Свойства капрона

Практ.раб. № 6 Распознавание пластмасс и волокон

Итоговый урок по кур-су химии 10 класс в виде контольной работы

Тест № 12

Итого

66+4

6

4

                                                               Тематический поурочный план  учебного предмета «Химия»

(вариант: 2 ч в неделю; 35 учебных недели)

урока

Темы раздела, урока, лабораторной работы, др.

Кол-во

часов

I

Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей

7

1

Предмет и органической химии. Инструктаж по технике безопасности

2

Теория строения органических  соединений.                                                                                                                                                                

3

Практическая  работа  № 1 Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях

4

Состояние электронов в атоме.

5

Электронная природа химических связей в органических веществах.

6

Классификация органических соединений.

7

Обобщающий урок по теме «Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей»

II

                                                                                      Углеводороды

18

Предельные углеводороды

5

8

Электронное и пространственное строение алканов

9

Гомологи и изомерия алканов.

10

Метан-простейший представитель алканов

11

Решение расчетных задач на вывод формулы органического вещества по массовой доле химического элемента

12

Решение расчетных задач на вывод формулы органического вещества по продуктам сгорания

Непредельные углеводороды

7

13

Непредельные углеводороды. Алкены: строение молекул, гомология и изомерия.

14

Получение, свойства  и применение алкенов.

15

Практическая работа № 2. Получение этилена и опыты с ним .                          

16

Алкадиены.

17

Ацетилен и его гомологи.

18

Решение расчетных задач по теме.

19

Обобщающий урок по теме «Непредельные углеводороды: алкены, алкадиены и алкины»

Арены (ароматические углеводороды)

2

20

Бензол и его гомологы

21

Свойства бензола и его гомологов

Природные источники углеводородов

4

22

Природные источники углеводородов

23

Переработка нефти

24

Обобщающий урок по теме «Углеводороды»

25

Контрольная работа № 1 по темам «Теория химического строения органических соединений», «Углеводороды»

III

                                                      Кислородсодержащие органические соединения.

24

Спирты, фенолы

6

    26

Одноатомные предельные спирты

    27

Получение, химические свойства и применение одноатомных предельных спиртов

    28

Многоатомные спирты.

    29

Фенолы и ароматические спирты.

    30

Решение расчетных задач по теме.

    31

Обобщающий урок по теме «Спирты, фенолы»

Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты

8

32

Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны.

33

Свойства применение альдегидов.

34

Карбоновые кислоты

35

Химические свойства и применение предельных карбоновых кислот

36

Практическая работа № 3. Получение и свойства карбоновых  кислот.

37

Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач  на распознавание органических веществ.

38

Решение расчетных задач по теме.

39

Обобщающий урок по теме «Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты»

Сложные эфиры и жиры

4

40

Сложные эфиры.

41

Жиры. Моющие средства

42

Обобщающий урок по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

43

Контрольная работа № 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

Углеводы

6

44

Углеводы. Глюкоза.

45

Олигосахариды. Сахароза

46

Полисахариды. Крахмал.

47

Целлюлоза.

48

Практическая работа  № 5 «Решение экспериментальных задач  на получение  и  распознавание органических веществ»

49

Обобщающий урок по теме «Углеводы»

IV

                                                             Азотсодержащие соединения

8

50

Амины.

51

Аминокислоты.

52

Белки.

53

Азотсодержащие гетероциклические соединения

54

Нуклеиновые кислоты

55

Химия и здоровье человека

56

Обобщение знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения»

57

Контрольная работа № 3 по теме «Азотсодержащие органические соединения»

V

                                                                        Химия полимеров

9

58

Синтетические полимеры

59

Конденсационные полимеры. Пенопласты.

60

Натуральные каучуки.

61

Синтетические каучуки.

62

Синтетические волокона

63

Практическая работа  № 6  «Распознавание пластмасс и волокон»

64

Органическая химия, человек и природа

65

Обобщение знаний по теме «Химия полимеров»

66

Итоговый урок по курсу химии 10 класса. Контрольная работа № 4

                                                                                                                                                                                                       Всего уроков

66 + 4

Из них:

-уроков-контрольных работ;

- уроков-практических работ;

4

6

                                                                                       Лист внесения изменений

Дата

Вносимое изменение

№, дата приказа, на основании которого вносится изменение

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ХИМИИ для обучающихся 8 (ФГОС) 2017

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара). В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени ос...

Рабочая программа по ХИМИИ для обучающихся 9 (ФГОС) 2018

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара). В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени ос...

9 класс. Рабочая программа по химии. Г.Е. Рудзитис. 2019-2020

Рабочая программа по химии 9 класс. Тематическое планирование...

10 класс. Рабочая программа по химии. Г.Е. Рудзитис. 2019-2020

Рабочая программа по химии.Тематическое планирование...

11 класс. Рабочая программа по химии. Г.Е. Рудзитис. 2019-2020

Рабочая программа.Тиматическое планирование...

Рабочая программа по Истории 10 класс ФГОС 2019-2020 учебный год

Учебно-методический комплексВсеобщая история. Новейшая история. Учебник. 10 класс. О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа, Москва, Просвещение, 2019.История России, 10 класс.. Горинов М.М., ДаниловиА.А. в т...

8 класс. Рабочая программа по химии. Г.Е. Рудзитис. 2019-2020

Рабоча программа по химии для 8 класса 2019-2020гг. УМК Рудзитис Г.Е. 2018 г....