Рабочая программа по ХИМИИ для обучающихся 8 (ФГОС) 2017
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара). В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, приведенные в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_himiya_8_klass_fgoos.docx | 53.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края
«ПРИНЯТО» Руководитель ШМО учителей естественнонаучных дисциплин _______________И.Н. Иващенко Протокол № ___ от «___» июня 2017 г. | «СОГЛАСОВАНО» Замдиректора по УВР _______________Ю.В. Кислова «___» августа 2017г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Ключевская СОШ №1» ________________Н.Г. Жихарева Приказ №_____от «___» сентября 2017 г. |
Рабочая программа по
ХИМИИ
для обучающихся 8 А кл.,
(68 часов в год, 2 часа в неделю)
Уровень основного общего образования
Срок реализации: 2017-2018 учебный год
Программы основного общего образования. Химия. 8 – 9 классы.
Авторы. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Рабочие программы. Химия.8-9 класс: учебно-методическое пособие /
сост. Н.И. Гара. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
Составитель: Видершпан И.П.учитель химии
высшей квалификационной категории
Ключи 2017
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.
Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Озон. Получение и применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород как восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Получение, применение.
Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Вода как растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворённого вещества.
Оксиды. Состав. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов. Применение.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома
Первоначальные представления о естественных семействах химических элементов. Естественное семейство щелочных металлов. Изменение физических свойств щелочных металлов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности щелочных металлов в реакциях с кислородом и водой.
Галогены — самые активные неметаллы. Изменение физических свойств галогенов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности галогенов в реакциях с водородом и металлами. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их солей.
Основания классификации химических элементов Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А - и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового (атомного) элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Ядерная (планетарная) модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об электронном слое, его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов I—III периодов.
Современная формулировка периодического закона.
Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Раздел 3. Строение вещества
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.
Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Результаты освоения курса химии.
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
- формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и вне учебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- умение понимать проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формировать выводы и заключения;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуации;
- формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9)умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
10)умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
11) умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;
12) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
- осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды; - формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также обусловленность применения веществ особенностями их свойств
- приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращеними при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
- умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
- овладение приёмами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);
- создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
- Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Тематический план учебного предмета «Химия»
(вариант: 2 ч в неделю; 34 учебных недели)
№ пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Приме чание | |||
Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы | Другое… | ||||
1 | Первоначальные химические понятия | 20 | Лаб. опыт № 1 Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Лаб. опыт № 2 Разделение смеси с помощью магнита. Лаб. опыт № 3 Примеры физических и химических явлений. Лаб. опыт № 4 Ознакомление с образца-ми простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород. Лаб. опыт № 5 Реакции, иллюстриру-ющие основные признаки характерных реакций. Лаб. опыт № 6 Разложение основного карбоната меди (II). Лаб. опыт № 7 Реакция замещения меди железом. | Прак. работа № 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени Пр. раб № 2. Очистка загрязнённой поваренной соли. | Контроль-ная работа №1 | ||
2 | Кислород | 5 |
Ознакомление с образцами оксидов | Прак. работа № 3. Получение и свойства кислорода | Тестиро- вание № 1 | ||
3 | Водород | 5 |
| Прак. работа № 4. Получение и свойства водорода | Тестиро-вание №2 | ||
4 | Вода. Растворы. | 7 | Прак. работа № 4. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества. | Контроль-ная работа № 2 по темам 2-4 | |||
5 | Количественные отношения в химии | 5 | Тестирова- ние- 3 | ||||
5 | Основные классы неорганических соединений | 11 |
| Прак. работа № 5. Решение эксперименталь-ных задач по теме «Основ-ные классы неорганических соединений» | Контроль-ная работа № 3 по теме | ||
6 | Периодический закон и периоди-ческая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. | 7 | Повторе-ние и обо-бщение по теме. Тестирование № 4 | ||||
7 | Строение веществ. Химическая связь | 7 | Контрольная работа № 4 по темам 6 и 7. | ||||
Итого | 67+1 | Лабораторных опытов- 10 | Практических работ - 6 | Контроль- ных работ -4 | Тестирова- ние- 4 |
Тематический поурочный план учебного предмета «Химия»
(вариант: 2 ч в неделю; 34 учебных недели)
№ урока | Темы раздела, урока, лабораторной работы, др. | Кол-во часов | |||
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений | 20 | ||||
1 | Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. | ||||
2 | Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. | ||||
3 | Практическая работа 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени | ||||
4 | Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. | ||||
5 | Практическая работа 2. Очистка загрязнённой поваренной соли. | ||||
6 | Физические и химические явления | ||||
7 | Атомы, молекулы и ионы | ||||
8 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки | ||||
9 | Простые и сложные вещества. Химический элемент. | ||||
10 | Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. | ||||
11 | Закон постоянства состава веществ | ||||
12 | Относительная молекулярная масса. Химические формулы. Качественный и количественный состав вещества. | ||||
13 | Массовая доля химического элемента в соединении. | ||||
14 | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. | ||||
15 | Составление химических формул бинарных соединений по валентности. | ||||
16 | Атомно-молекулярное учение. | ||||
17 | Закон сохранения массы веществ | ||||
18 | Химические уравнения | ||||
19 | Типы химических реакций | ||||
20 | Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия» | ||||
Кислород | 5 | ||||
1 | Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства | ||||
2 | Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе. | ||||
3 | Практическая работа 3. Получение кислорода и изучение его свойств. | ||||
4 | Озон. Свойства и применение | ||||
5 | Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. | ||||
Водород | 3 | ||||
1 | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом. | ||||
2 | Химические свойства водорода. Применение водорода. | ||||
3 | Практическая работа 4. Получение водорода и изучение его свойств. | ||||
Вода. Растворы. | 7 | ||||
1 | Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды | ||||
2 | Физические и химические свойства воды. Применение воды. | ||||
3 | Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. | ||||
4 | Массовая доля растворённого вещества. | ||||
5 | Практическая работа 5. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества. | ||||
6 | Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы» | ||||
7 | Контрольная работа № 2 по теме «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы» | ||||
Количественные отношения в химии | 5 | ||||
1 | Моль-единица количества вещества. Молярная масса. | ||||
2 | Вычисления по химическим уравнениям. | ||||
3 | Закон Авогадро. Молярный объем газов. | ||||
4 | Относительная плотность газов. | ||||
5 | Объемные отношения газов при химических реакциях | ||||
Основные классы неорганических соединений | 11 | ||||
1 | Оксиды. Состав. Классификация. Номенклатура. Свойства. Получение. Применение. | ||||
2 | Гидроксиды. Основания. Классификация. Номенклатура. Получение | ||||
3 | Химические свойства оснований.. Окраска индикаторов в щелочной, нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований. | ||||
4 | Амфотерные оксиды и основания. | ||||
5 | Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот. | ||||
6 | Химические свойства кислот. | ||||
7 | Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения. | ||||
8 | Свойства солей. | ||||
9 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | ||||
10 | Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». | ||||
11 | Контрольная работа № 3 по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» | ||||
Периодический закон и периодическая система химически элементов Д.И.Менделеева. Строение атома | 7 | ||||
1 | Классификация химических элементов. понятие о группах сходных элементов.. | ||||
2 | Периодический закон Д.И.Менделеева | ||||
3 | Периодическая таблица химических элементов (короткая форма). А. и Б- группы и периоды | ||||
4 | Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент – вид атома с одинаковым зарядом ядра. | ||||
5 | Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона | ||||
6 | Значение периодического закона. Научные достижения Д.И.Менделеева | ||||
7 | Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева .Строение атома» | ||||
Строение вещества. Химическая связь | 7 | ||||
1 | Электроотрицательность химических элементов | ||||
2 | Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи | ||||
3 | Ионная связь. | ||||
4 | Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элемента. | ||||
5 | Окислительно-восстановительные реакции | ||||
6 | Повторение и обобщение по тем. «Строение вещества. Химическая связь» | ||||
7 | Контрольная работа № 4 по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома», «Строение вещества. Химическая связь» | ||||
Всего уроков | 65+ 3 | ||||
Из них: -уроков-контрольных работ; - уроков-практических работ; | 4 6 |
Лист внесения изменений
Дата | Вносимое изменение | №, дата приказа, на основании которого вносится изменение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии, 8 класс / ФГОС (2017-18 гг.).
=================================================...
Рабочая программа по географии, 7 класс /ФГОС/ (2017-18 гг.).
=================================================...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС 2017-2018
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС 2017-2018. Предназначена для учителей математики...
Рабочая программа по математике 5 класс, ФГОС 2017
В файле находится рабочая программа по математике 5 класс, ФГОС 2017...
Рабочая программа по геометрии, 7 класс, ФГОС 2017
Рабочая программа содержит материалы пояснительной записки и КТП....
Рабочая программа по литературе 9 класс (ФГОС), 2017-2018 год
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературе 9 класс (ФГОС), 2017-2018 год
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...