Элективный курс "Строение и свойства органических соединений"
план-конспект занятия по химии (10 класс)
Цель элективного курса «Строение и свойства органических соединений» направлен на расширение знаний о строении и свойствах органических соединений, научить свободно решать различные по сложности задачи с тем, чтобы подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ; содействовать развитию общих приемов интеллектуальной и практической деятельности, способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черняховска»
Принято на заседании педагогического совета МАОУ СОШ №3 Протокол № _________ от «27» 06 2017 г. | Утверждено Директор МАОУ СОШ №3 _______________ Л.П. Яснопольская Приказ № ______ от «28» 06 2017 г |
Рабочая программа элективного курса
«Строение и свойства органических веществ»
10 класс
Разработчик:
Бобринева В.В.,
учитель химии
2017 г.
Пояснительная записка
Элективный курс по химии для учащихся 10 класса средней общеобразовательной школы составлен в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами:
- Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации";
– порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1015 от 30.08.2013;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом
Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010;
- региональным учебным планом для образовательных организаций Калининградской области, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования в соответствии федеральным компонентом и федеральным базисным учебным планом 2004 года, на 2016 -2017 учебный год, утвержденный Приказом Министерства образования Калининградской области № 857/1 от 01.08.2016 г.
- приказом Министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации . № 576 от 08.06.2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации . № 576 от 31.03.2014 года »;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 38 от 26.01.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 года»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 459 от 21.04.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 253от 31.03.2014 года»;
Одной из задач школы является улучшение образования подрастающего поколения. Практически добиться этого очень непросто, т.к. количество и сложность учебного материала, необходимого для поступления вуз, неуклонно растет. В тоже время не каждому выпускнику необходим весь этот объем знаний.
Ни для кого не секрет, что уровень химической подготовки большинства выпускников недостаточен. Характерные пробелы – отсутствие логических связей между изучаемыми вопросами, неумение обобщать материал, сугубо поверхностные представления о понятиях и законах химии, не говоря уже о слабых знаниях химического языка и методов химических расчетов.
Уровень сложности расчетных задач, которым необходимо овладеть школьникам, согласно учебным программам, год от года снижается. Наблюдается формальный подход к решению задач и эпизодическое включение их в учебный процесс.
В условиях профильной школы элективные курсы являются возможностью подготовки выпускника к вступительным экзаменам. Предлагаемый элективный курс по органической химии рассчитан на 35 ч (1 ч в неделю в 10-м классе). Этот курс является первой частью и имеет продолжение в 11-м классе, где будет изучаться общая химия.
Цель курса – углубить, расширить и систематизировать знания о строении и свойствах органических соединений, научить свободно решать различные по сложности задачи с тем, чтобы подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ; содействовать развитию общих приемов интеллектуальной и практической деятельности, способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Основные задачи: обеспечение учащихся необходимой информацией; формирование системы взаимосвязи теоретических и практических знаний в химии; организация работы, способной научить рационально мыслить, самостоятельно принимать решения, доказывать свою точку зрения при решении необычных вопросов и задач.
Содержание занятий базируется на знаниях, получаемых в систематическом курсе органической химии, и служит их развитием, иными словами, следует за основными темами школьного курса «Химия-10» О.С.Габриеляна. Изучение начинается с повторения важнейших понятий химии, рассмотренных в основной школе.
После повторения важнейших понятий рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи (состав – строение _ свойства) веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.
Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров). Практическая часть элективного курса предусматривает кратковременные лабораторные работы, направленные на изучение химических свойств веществ и способах их получения, решение качественных задач на распознавание и идентификацию веществ, а также решение расчетных задач различной сложности.
Такой курс связан с основным курсом, изучаемым на уроках. На его основе можно дать учащимся разносторонние знания по предмету, включая и умение решать задачи повышенной сложности.
Формы контроля: классные и домашние контрольные работы, самостоятельные работы, зачеты, письменные творческие работы.
Планируемые результаты..
После изучения элективного курса учащиеся должны знать:
- Способы решения различных типов задач;
- Основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
- Стандартные алгоритмы решения задач;
- Теорию строения органических веществ А.М.Бутлерова;
- Классификацию органических соединений;
- Общие химические свойства гомологических рядов в зависимости от строения;
- Практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения;
- Способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.
По окончанию курса учащиеся научаться:
- Производить расчеты по химическим формулам: рассчитывать отношение масс и массовые доли элементов в веществе, выводить формулу вещества по массовым долям элементов, по продуктам сгорания;
- Производить расчеты по физическим формулам с использованием понятий «молярная масса», «молярный объем», «Число Авогадро», «относительная плотность газа», проводить вычисления по объединенному газовому закону и уравнению Менделеева-Клапейрона;
- Составлять структурные формулы изомеров предложенных органических соединений, также находить изомеры среди нескольких структурных формул соединений;
- Называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК;
- Составлять уравнения реакций, подтверждающие химические свойства основных классов органических соединений;
- Устанавливать структурно-логические связи между всеми классами органических веществ.
Изучение данного элективного курса позволит научиться школьникам:
- самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
- участвовать в групповой работе;
- самостоятельно решать задачи поискового и творческого и характера, формулировать полученные результаты;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- отделять главное от второстепенного;
- конкретно обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации;
Программа элективного курса
Тема 1. Теоретические основы химии (9 ч)
1.1. Количественные соотношения в химии
Моль, количество вещества, относительная атомная и молекулярная массы, число Авогадро, массовая, объемная и мольная доли, молярная концентрация. Закон Авогадро и следствие из него.
1.2. Основные понятия органической химии
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: σ и π, Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Первое валентное состояние – sp3 - гибридизация на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние – sp 2 –гибридизация на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние – sp –гибридизация на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Виды изомерии. Структурная изомерия и ее виды. Пространственная изомерия и ее виды.
Химические реакции в органической химии. Понятие о реакциях замещения, присоединения, отщепления, изомеризации. Механизмы образования и разрыва ковалентной связи. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Поляризуемость ковалентных связей. Дипольный момент. Переходные состояния и энергетика реакции. Классификация реакции по типу реагирующих частиц и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Задачи:
- Вывод формул соединений.
- Расчеты по результатам сгорания изомеров.
Тема 2. Углеводороды (11 ч)
2.1 Алканы
Риформинг, алкилирование, ароматизация нефтепродуктов. Октаное число. Конформации. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия, гидрирование угля и угарного газа, электролиз растворов солей карбоновых кислот, восстановление галогеналканов. Получение синтез-газа. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Каталитическое окисление алканов.
2.2 Алкены
Поляризация π-связи в молекулах алкенов. Индуктивный эффект (+I). Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Каталитическое окисление и окисление в «жестких» условиях. Полимеризация гомологов этилена. Механизм реакции полимеризации. Получение алкенов дегалогенированием дигалогеналканов.
2.3 Алкины
2.4 Межклассовые изомеры. Получение алкинов дегалогенированием и дегидрогалогенированием. Механизм реакций электрофильного присоединения к алкинам: объяснение правила Марковникова, гидратация ацетилена и его гомологов, Кето-енольная таутомерия. Димеризация и полимеризация ацетилена. Кислотные свойства алкинов: взаимодействие с основаниями. Получение алкинов с более длинной углеродной цепью из ацетилена.
2.4 Алкадиены
Взаимное расположение π- связей в молекулах алкадиенов. Особенности строения сопряженных алкадиенов, способы их получения. Особенности присоедиения к алкадиенам с сопряженными π-связями. Причины эластичности каучуков. Резина.
2.5. Циклоалканы
Гомологический ряд, классификация, особенности строения, виды изомерии. Геометрическая изомерия. Химические свойства циклоалканов с большими и малыми циклами. Способы получения.
2.6 Арены
Изомерия и номенклатура. Гомологи бензола. Электронное строение толуола. Способы получения гомологов бензола: алкилирование, синтез Вюрца. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции хлорирования. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения на примере галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реаекционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие заместителей. Ориентанты 1-го 2-го рода. Реакции по алкильному заместителю: хлорирование и окисление. Кумол и его особенности.
Задачи
- Газовые законы.
- Смеси газообразных веществ.
- Комбинированные задачи
Лабораторные работы
- Получение метана из ацетата натрия
- Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди (1) или серебра.
- Экстрагирование красителей и других веществ (например, йода) бензолом из водных растворов.
- Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.
- Качественные задачи на распознавание углеводородов.
Тема 3. Кислородсодержащие органические вещества (8ч)
3.1. Спирты
Особенности электронного строения молекул спиртов. Первичные, вторичные и третичные спирты. Кетоенольная таутомерия. Сравнение кислотных свойств воды, спиртов и галогенопроизводных спиртов. Алкоголяты, их гидролиз и взаимодействие с галогеналканами. Реакции этерификации спиртами неорганических кислот. Основные свойства спиртов. Правило Зайцева. Реакции нуклеофильного замещения. Окисление третичных спиртов в жестких условиях. Составление уравнений реакций окисления спиртов. Получение спиртов из реактивов Гриньяра.
3.2. Фенолы
Классификация. Номенклатура. Электронное строение фенола. Сравнение кислотных свойств ОН-содержащих веществ: воды, одно и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Образование фенолформальдегидной смолы.
3.3. Карбонильные соединения
Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям синильной кислоты, гидросульфита натрия, реактивов Гриньяра. Замещение атомами галогенов (O,Br) атомов водорода в ά-положении к карбонильной группе. Взаимное влияние атомов в молекулах карбонильных соединений и их производных. Качественная реакция на метилкетоны. Получение кетонов пиролизом солей карбоновых кислот. Реакция «Серебряного зеркала».
3.4. Карбоновые кислоты
Кислотность и ее зависимость от строения. Влияние условий на степень диссоциации карбоновых кислот. Реакции ионного обмена. Галогенирование карбоновых кислот. Ароматические кислоты. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты. Терефталиевая кислота Лавсан. Непредельные кислоты. Геометрические изомеры непредельных кислот. Функциональные производные карбоновых кислот хлорангидриды, ангидриды, амиды, нитрилы. Реакции восстановления карбоновых кислот (сHI и LiAIH4). Электролиз растворов солей карбоновых кислот. Гидролиз солей. Мыло.
3.5. Углеводы
Циклическое строение пентоз и гексоз. Тривиальная и систематическая номенклатуры. Стереоизомеры. Реакции этерификации глюкозы ангидридами органических кислот. Дисахариды: сахароза, лактоза, мальтоза; их строение и биологическая роль.
Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Олигосахариды. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами – образование сложных эфиров. Различие свойств крахмала и целлюлозы.
Лабораторные работы
- Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, глицерином и пропанолом-2.
- Сравнение кислотных свойств воды, одно- и многоатомных спиртов и фенола.
- Окисление спиртов и карбоновых кислот.
- Изготовление моделей оптических изомеров пентоз.
- Отношение растворов сахарозы, мальтозы и лактозы к гидроксиду меди (II) при нагревании.
- Кислотный гидролиз сахарозы.
- Решение качественных задач на распознавание веществ.
Тема 4. Азотосодержащие соединения (5ч)
4.1. Амины
Реакции замещения, протекающие с разрывом связи N – H: алкилирование аминов галогенопроизводными и ацилирование производными карбоновых кислот. Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примерах: 1) аммиака, алифатических и ароматических аминов; 2) анилина, бензола и нитробензола. Сравнение основных свойств аммиака, метиламина, ди- и триметиламина, анилина. Влияние пространственного фактора на химические свойства третичных аминов.
4.2. Аминокислоты
Рациональная и тривиальная номенклатуры. Оптические изомеры. Получение капрона. Внутримолекулярная дегидратация аминокислот.
4.3. Белки
Четвертичная структура белков. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Лабораторные работы
- Сравнение основных свойств аминов.
- Отношение аминокислот к индикаторам.
- Идентификация органических веществ.
- Анализ пищевых продуктов (молока, мяса и т.д.)
Календарно-тематическое планирование
элективного курса
Строение и свойства органических веществ
№ занятия | Календарные сроки | Названия разделов и тем | Кол-во часов | Тип (вид) урока | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Технические средства и наглядные пособия | Методы обучения и контроля | |
План. дата | Фактич. дата | |||||||
Теоретические основы химии (9 часов) | ||||||||
1. | Количественные соотношения в химии | 1 | Беседа с самостоятельной работой по решению задач | Уметь решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества по заданному отношению масс элементов в веществе | Периодическая система элементов Д.И.Менделеева | Беседа. Решение задач. | ||
2. | Вывод формул соединений по массовым долям | 1 | Беседа с самостоятельной работой по решению задач | Уметь решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | Беседа. Решение задач. | ||
3. | Строение атома углерода. Ковалентная связь и ее разновидности | 1 | Лекция | Знать важнейшие химические понятия: атомные s-, р-, d- орбитали. Определение ковалентной связи, ее разновидности, механизм образования ковалентной связи Уметь определять вид химической связи | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Таблица «Виды химической связи» | Беседа с демонстрацией средств наглядности, Сообщения учащихся. | ||
4. | Валентные состояния атома углерода | 1 | Лекция | Знать понятия: степень окисления, валентность Определение понятия «Гибридизация орбиталей», три валентных состояния атома углерода. Уметь определять степения окисления, валентность химических элементов. По химической формуле вещества определять вид гибридизации и форму молекулы, изображать строение молекулы с помощью электронных облаков | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | |||
5. | Изомерия органических веществ | 1 | Лекция | Знать сущность понятий изомерия, изомеры, виды изомерии. Уметь составлять изомеры данного соединения | Таблица «Изомерия» | Лекция. Решение задач. |
6. | Вывод формул веществ по продуктам сгорания | 1 | Беседа с самостоятельной работой по учебнику | Уметь решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания | Периодическая система химических соединений Д.И.Менделеева | Беседа. Решение задач. | ||
7. | Типы реакций в органической химии | 1 | Лекция | Знать классификацию реакций в органической химии. Уметь определять по записи уравнения тип реакции | Беседа. Решение задач. | |||
8. | Реакционноспособные частицы в органической химии | 1 | Лекция | Знать реакционноспособные частицы: электрофилы и нуклеофилы, понятия «индуктивный» и «мезомерный» эффеты. Уметь показывать смещение электронной плотности в молекуле, указывать реакционные центры и возможные реакции данного вещества | Лекция. Решение задач. | |||
9. | Взаимное влияние атомов в органических соединениях | 1 | Лекция | Уметь определять характер взаимного влияния атомов в молекулах, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения | Лекция. Решение задач. | |||
Углеводороды (12ч) | ||||||||
1. | Алканы. Переработка нефти. Механизмы реакций. | 1 | Лекция. | Знать определение предельных углеводородов, важнейшее вещество – метан – и его свойства, химические свойства и способы получения предельных углеводородов. Уметь называть алканы по тривиальной или международной номенклатуре, определять принадлежность органических веществ к классу алканов, характеризовать строение и химические свойства метана и этана, объяснять зависимость свойств метана и этана от их состава и строения | Оборудование: модели метана, этана, пентана. Лабораторный опыт. Изготовление моделей молекул алканов. Получение метана из ацетата натрия | Лекция с демонстрацией опыта. | ||
2.-3 | Алкены. Реакции окисления и электрофильного присоединения | 2 | Лекция. Семинар | Знать строение алкенов (наличие двойной связи); важнейшее вещество – этилен, полиэтилен, их применение Химические свойства алкенов и способы их получения. Уметь называть алкены по тривиальной или международной номенклатуре, принадлежность веществ к классу алкенов, характеризовать строение и химические свойства алкенов, объяснять зависимость свойств этилена и его гомологов от его состава и строения | Оборудование: модели этилена, бутена-2 (цис - и транс). Лабораторные опыты. Получение этилена, его горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия. | Лекция с демонстрацией опытов. Лабораторные опыты. | ||
4. | Задачи с применением газовых законов | 1 | Лекция с самостоятельной работой учащихся | Уметь решать задачи по физическим формулам и химическим уравнениям с использованием понятий: «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро» | Лекция. Решение задач. | |||
5. | Задачи на смеси веществ | 1 | Комбинированный | Уметь решать задачи на смеси | Беседа с самостоятельной работой по решению задач. | |||
6. | Комбинированные задачи | 1 | Комбинированный | Уметь решать комбинированные задачи | Беседа. Решение задач. | |||
7. | Алкины. Реакции электрофильного присоединения. Кислотные свойства | 1 | Лекция. | Знать определение ацетиленовых углеводородов, , строение, физические и химические свойства ацетилена, способы его получения и области применения. Уметь называть ацетилен и его гомологов по тривиальной или международной номенклатуре, принадлежность веществ к классу алкинов, характеризовать строение и химические свойства алкинов, объяснять зависимость свойств этилена и его гомологов от его состава и строения | Таблица «Строение ацетилена». Демонстрации. Получение и свойства ацетилена. | Лекция с демонстрацией опыта. Лабораторные опыты. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди (1) или серебра | ||
8. | . | Сопряженные алкадиены. Циклоалканы. | 1 | Лекция с самостоятельной работой. | Знать определения алкадиенов и циклоалканов, их физические и химические свойства ; практическое применение. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства алкадиенов и циклоалканов. | Модели бутадиена-1,3, коллекции «Каучук и резина» | Сообщения учащихся. Лекция с самостоятельной работой | |
9. | Гомологи бензола. Электрофильное замещение | 1 | Лекция | Знать строение молекулы бензола. Уметь характеризовать химические свойства бензола и толуола | Демонстрации. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды. | Составление опорного конспекта | ||
10. | Ориентирующее действие заместителей, окисление гомологов бензола. | Лекция | Уметь доказывать взаимное влияние атомов в молекуле толуола | Демонстрации. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды. | Лекция с лабораторными опытами | |||
11. | Решение задач по теме «Углеводороды» | 1 | Закрепление знаний и умений | Уметь решать задачи по теме: «Углеводороды» | . Решение задач. Лабораторные опыты. Качественные задачи на распознавание углеводородов. | |||
12. | Контрольная работа по теме: «Углеводороды» | 1 | Контрольная работа | Итоговый контроль по теме: «Углеводороды» | Контрольная работа | |||
Кислородсодержащие органические соединения (8 ч) | ||||||||
1. | Спирты. Механизмы химических реакций | 1 | Лекция | Знать определение спиртов, физические и химические свойства. Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающие химические свойства спиртов | Демонстрационный эксперимент | Лекция с лабораторными опытами | ||
2. | Фенолы | 1 | Лекция | Знать определение понятия «фенолы, физические и химические свойства, способы получения и применения. Уметь характеризовать особенности строения фенола, доказывать взаимное влияние атомов в молекуле фенола и подтверждать соответствующими уравнениями реакций» | Лекция с демонстрацией опытов. | |||
3. | Альдегиды. Кетоны. | 1 | Лекция | Знать определение понятия «альдегиды и кетоны», физические и химические свойства, способы получения альдегидов. Уметь составлять структурные формулы альдегидов и кетонов, называть их по международной номенклатуре, характеризовать химические свойства альдегидов и кетонов. | Демонстрационный эксперимент | Сообщения учащихся. Лекция с демонстрацией опыта | ||
4. | Химические свойства карбоновых кислот. Функциональные производные карбоновых кислот | 1 | Лекция | Знать определение кислот, строение молекул, изомеры, названия кислот по систематической номенклатуре , физические и химические свойства кислот, способы их получения. Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающие химические свойства кислот | Оборудование: модель молекулы уксусной кислоты, образцы представителей кислот. Лабораторные опыты. | Лекция с лабораторными опытами | ||
5. | Углеводы | 1 | Лекция | Знать определения понятий «углеводы», «полисахариды», «дисахариды», состав, строение и свойства углеводов. Уметь характеризовать особенности строения крахмала, целлюлозы, химические свойства углеводов | Лабораторные опыты: 1)изготовление моделей оптических изомеров; 2) отношение растворов сахарозы, мальтозы и лактозы к гилроксиду меди (11) при нагревании; 4) кислотный гидролиз сахарозы; 5) решение качественных задач на распознавание веществ | Сообщения учащихся. Лекция с лабораторными опытами | ||
6. | Решение комбинированных задач | 1 | Закрепление знаний и умений | Уметь решать комбинированные задачи | Решения задач | |||
7 | Решение качественных | 1 | Лабораторная работа | Уметь выполнять лабораторные работы | Лабораторные опыты | |||
8. | Взаимосвязь между классами органических соединений | 1 | Семинар | Уметь даказывать генетическую связь между классами органических соединений, записывать соответствующие уравнения реакций | Самостоятельная работа | |||
Азотосодержащие соединения ( 5 ч ) | ||||||||
1. | Амины | 1 | Лекция | Уметь определять принадлежность веществ к классу аминов и характеризовать химические свойства аминов | Лабораторные опыты | Лабораторные опыты: сравнение основных свойств аминов | ||
2. | Аминокислоты | 1 | Лекция | Уметь определять принадлежность веществ классу аминокислот, характеризовать строение и химические свойства аминокислот | Лабораторные опыты. Отношение аминокислот к индикаторам | Лекция с лабораторными опытами | ||
3. | Связь строения вещества с их свойствами | 1 | Семинар | Уметь доказывать зависимость свойств веществ от их строения | Самостоятельная работа | |||
4. | Решение задач повышенной сложности | 1 | Закрепление знаний и умений | Уметь решать задачи повышенной сложности | Решение задач | |||
5. | Заключительный урок по элективному курсу | 1 | Контрольная работа | Контрольная работа | ||||
Всего по курсу | 35 |
Список литература:
Для учителя:
1.Габриелян О.С. Химия. Пособие для старших классов и поступающих в вузы / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2005.
2. ГабриелянО.С., Остроумова И.Г.Настольная книга учителя.10 класс. М.: Блик и К. 2004.
3. ЕГЭ 2009. Химия. Тренировочные задания. ООО Издательство «Эксмо» 2009.
4. Еремина Е.А. Химия. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. – М.: «Экзамен».
5. Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень) – М.:Вентана-Граф, 2006.
6. Кузьменко Н.Е. Химия школьников ст. л. и поступающих в вузы: Учеб. пособие / Н.Е.Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2000.
7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
8. Куркова Т.Н., Юрьева С.Н. Подготовка к ЕГЭ по химии. КОИРО. Калининград 2008.
9. Леенсон И.А. Химические реакции. Тепловой эффект, равновесие, скорость. – М.: Астрель, 2002.
10. Лидин Р.А. Химия. Тематические тренировочные задания. Изд. «Экзамен». Москва 2009.
11. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
12. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. – М.: Дрофа, 2004.
13. О.С.Габриелян, Г.Г. Лысова.- 2-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2004.
14. СD «Подготовка к ЕГЭ по химии». ГУ РЦ ЭМТО, 2005.
15. СDВиртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. ООО «Кирилл и Мефодий» 2002
16. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
Для учеников:
- Габриелян О.С. Орган: химия: Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубленным изучением химии /
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004..
- Габриелян О.С. Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы / О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. – М.: Дрофа, 2003.
- Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. Учебное пособие для ВУЗов. – Л.:Химия, 1983.
- ЕГЭ 2009. Химия. Тренировочные задания. ООО Издательство «Эксмо» 2009.
- Еремина Е.А. Химия. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. – М.: «Экзамен».
- Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень) – М.: Вентана – Граф, 2006.
- Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. кл. и поступающих в вузы: Учеб. пособие / Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дрофа, 2000.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Тесты для школьников и поступающих в ВУЗы.: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2006.
- Лидин Р.А. Химия. Тематические тренировочные задания. Изд. «Экзамен». Москва 2009.
- Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
- Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. – М.: Дрофа, 2004.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова. – М.: Просвещение, 2004
- СD «Подготовка к ЕГЭ по химии». ГУ РЦ ЭМТО, 2005.
- СD Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. ООО «Кирилл и Мефодий» 2002.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "В мире органических соединений"
Программа элективного курса позволит учащимся, изучающим химию в 10 классе на базовом уровне, расширить и конкретизировать знания по органической химии, создаст условия для общего развития учеников. К...

Программа элективного курса «Химия и производство некоторых неорганических и органических соединений» для учащихся 11-х классов.
Основной целью изучения данного элективного курса является расширение научного кругозора обучающихся профильного класса по химии, оптимизация подготовки обучающихся данного класса в ВУЗы в соответстви...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ» 10 класс (17 часов)
Элективный курс рассчитан на 17 часов и лучше его изучать в I полугодии учебного года. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума, практикума по реше...

Презентация на тему "Химические свойства алифатических органических соединений"
Материал представляет собой творческую работу, которая перестроена на житейские ситуации. Способствует более легкому запоминанию материала....

Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы по теме «Свойства кислородосодержащих органических соединений»
При выполнении лабораторной работы обучающиеся должны иметь чёткие инструкции по ходу выполнения. В инструктивной карте показан алгоритм выполнения работы, а так же показаны форма отчёта и...

Презентация "Химические свойства органических соединений".
В презентации собраны химические свойства основных классов органических соединений. Замещение, присоединение, окисление, термические превращения. Качественные реакции на различные классы органических ...

Самостоятельная работа по теме "Свойства кислородсодержащих органических соединений"
Самостоятельная работа по химии по теме "Свойства кислородсодержащих органических соединений" может быть использована для проведения текущего контроля знаний обучающихся...