Викторина "химия и экология"
материал по химии (9 класс)

Сулина Мария Игоревна

Викторина о связи химии и экологии, которая позволяет познакомить с проблемами окружающей среды, экологией города, дома с точки зрения химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_himii.docx82.19 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по химии «Химия и экология»

Цель внеклассного мероприятия :

- Формирование основных представлений о взаимосвязях человека с природой;

- Формирование экологической культуры, здорового образа жизни;

- Пополнение знаний об экологической обстановке Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

- Формирование нравственной и экологической ответственности как черты личности на основе понимания сущности жизни  и экологических проблем.

Задачи викторины :

- Познакомить обучающихся со следующими проблемами: «Металлы и проблемы окружающей среды»; «Экология города»; «Экология дома»; «Экология и здоровье человека»;

- Пополнить знания по химии через интересные факты, связанные с взаимоотношениями человека и природы.

1 этап (экология города)

1) В Московском Кремле с первой половины XVI в. до 30-х годов XVIII в. функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните взаимосвязь этих явлений.

(О т в е т. Свинец, растворенный в водопроводной воде,
способен вызывать отравления, накапливаться в тканях,
разрушать половые клетки.)

2) Почему лишайники называют индикаторами чистоты воздуха?

(О т в е т. Лишайники очень чувствительны к составу воздуха, а город не может похвастаться чистотой воздуха из-за большого количества выхлопных газов, поэтому лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах.)

3) Каковы основные источники загрязнения атмосферы?

(О т в е т. Транспорт, тепловые
электростанции.)

4) Какие растения более всего способствуют очищению воздуха в городе?

(О т в е т. Тополя и вязы.)

5) Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав?

(О т в е т. Водопроводную воду отстаивать нужно обязательно, независимо от того,
будете ли вы ее кипятить.)

6) Почему бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку, набирая воду впрок?

(О т в е т. Ионы серебра убивают микроорганизмы и вода дольше не портится.)

7) При промышленной очистке воды используют озон и хлор. Какой способ лучше с экологической точки зрения?

(О т в е т. Озонирование. Хлор – ядовитое вещество.)

8) Какие промышленные предприятия находятся в вашем микрорайоне и какими веществами они загрязняют окружающую среду?

9) Охарактеризуйте экологическую обстановку в своем городе. Что лично вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды?

10) Почему нельзя сжигать мусор?

(О т в е т. При сгорании пластмасс выделяются ядовитые вещества.)

2 этап «Экология дома»

1) Что лучше иметь на кухне с экологической точки зрения?

(О т в е т. Воздухоочиститель, т.к. фильтр поглощает вредные вещества.
А при вентиляции вредные вещества, образующиеся
при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют ее. )

2) Можно ли использовать кондиционер как средство очистки воздуха в помещении?

(О т в е т. Нет. Поскольку кондиционер регулирует лишь температуру воздуха,
но не изменяет его химический состав.)

3) Всегда ли полезно использовать освежители воздуха?

(О т в е т. Применять их нужно осторожно, потому что у некоторых людей возможны
аллергические реакции.)

4) С чем связана болезнь «синдром больного здания»?

(О т в е т. С загрязнением воздуха внутри
жилого помещения.)

5) Из каких материалов лучше построить стены своего дома: из дерева, кирпича, бетона или строительных блоков?

(О т в е т. Лучше дерево, бетон,
красный кирпич.)

Вопрос: «Из каких материалов лучше построить стены дома?» – очень древний

6) Откуда поступает радон в дом?

(О т в е т. Из грунта (наибольшее количество его содержится в глинистых почвах),
через щели в фундаменте.)

7) Какие токсические вещества содержит домашняя пыль?

(О т в е т. Самые разные, например: мышьяк, свинец, пестициды и канцерогены.)

8) Стены квартир часто сделаны из асбестовых плит. Асбест – канцероген. Какую болезнь вызывает он у человека?

(О т в е т. Рак легких.)

9) Действительно ли и сам человек является причиной загрязнения собственного дома?

(О т в е т. Да, он выделяет во внешнюю среду углекислый газ и аммиак, которые в больших концентрациях ядовиты. Человек может вызвать заражение помещения вирусами, бактериями, паразитами в том случае, если болен.)

10) Охарактеризуйте экологическую обстановку около своего дома, в квартире, на лестничных площадках. Как вы лично можете улучшить эту природную среду?

3 этап «Нефтехимия и другие проблемы экологии»

1) Какой тяжелый металл сбрасывается в почву и воду при производстве нефтепродуктов?

(О т в е т. Свинец.)

2) Каково действие на организм антифриза, стеклоомывателя?

(О т в е т. Все эти жидкости ядовиты.)

3) Какой оксид образуется при сгорании нефтепродуктов, содержащих серу?

(О т в е т. Оксид серы(IV), который служит
причиной возникновения кислотных осадков.)

4) Почему «черное золото» – нефть может принести большую беду человечеству и планете?

(О т в е т. Нефть, попавшая в воду, – бедствие глобального масштаба,
эта беда затрагивает всю экосистему в целом.)

5) Чему обязывает водителя закон «Об охране окружающей среды» РФ?

(О т в е т. Регулировать двигатель на чистоту выхлопа. Недопустимо сливать отработанный антифриз на землю и в канализацию. Смену масла следует производить на станциях технического обслуживания или в условиях, обеспечивающих сбор отработавших нефтепродуктов.)

6) Какое токсическое действие оказывает на организм человека оксид углерода(II)?

(О т в е т. Он соединяется с гемоглобином крови и миоглобином мышц. Он нарушает углеводный обмен, усиливая распад гликогена в печени, нарушая утилизацию глюкозы, повышая уровень сахара в крови, в моче и в спинномозговой жидкости, нарушает обмен фосфора и азота, водно-солевой обмен, изменяет содержание белков плазмы крови, снижает содержание витамина В12, повышает содержание липидов в плазме, что способствует усиленному отложению холестерина на стенках сосудов.)

7) Какими веществами загрязняют воздух автомашины?

(О т в е т. Угарный газ, оксиды серы и азота, альдегиды, углеводороды, аэрозоли свинца,
соединения мышьяка.)

8) Как остановить приближение глобальной экологической катастрофы?

(О т в е т. Устанавливать каталитические нейтрализаторы на городском транспорте, переводить автотранспорт на экологически чистое топливо, разрабатывать присадки к топливам и маслам, предусматривать зеленые насаждения на магистралях, предусмотреть строительство автодорожных тоннелей для уменьшения количества остановок и перекрестков, а также строительство подземных гаражей и стоянок за пределами жилых массивов.)

4 этап «Экология и здоровье человека»

 

1) Каково токсическое действие соединений свинца?

(О т в е т. Сильный яд. Поражает печень, почки. Накапливается в костях.
Угнетает генетический аппарат клетки. Поражает слизистую полости рта, десны.)

2) Какую биологическую роль выполняет серебро в организме человека?

(Ответ: повышает антибактериальную устойчивость

в организме)

3) Почему, даже зная о вреде нитратов и нитритов, люди используют их при производстве сельскохозяйственной продукции и в пищевой отрасли промышленности?

(О т в е т. Нитритные добавки – это способ подкрашивания, консервирования, улучшения вкуса мясопродуктов. Главная цель таких добавок – убить возбудителя ботулизма,
вырабатывающего токсин, смертельный для человека даже в ничтожных дозах.)

4) Почему лучше употреблять консервы в стеклянной таре?

(О т в е т. При хранении банки окисляются и в продукты
поступают свинец и другие оксиды металлов.)

5) Может ли сахар вызвать диабет, кариес зубов, ожирение?

(О т в е т. Вреден не сахар, а то количество, которое мы употребляем. Нужно употреблять больше фруктов, чтобы глюкоза поступала в организм, она необходима для строительства клеток и тканей тела, а продукты с высокой концентрацией именно сахара ограничивать в своем рационе, есть их редко, по праздникам.)

6) Почему фермеры применяют пестициды, если знают, что они вредны для здоровья человека?

(О т в е т. Ядохимикаты используются для борьбы
с вредителями сельскохозяйственных культур.)

Этап 5 «Экологические тесты»

Укажите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;

б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;

в) уменьшению испарения;

г) нарушению кислородного режима.

2. Недостаток питьевой воды вызван в первую очередь:

а) парниковым эффектом;

б) уменьшением объема вод;

в) загрязнением водоемов;

г) засолением почв.

3. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;

б) углекислого газа;

в) диоксида азота;

г) оксидов серы.

4. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;

б) канцерогенных веществ;

в) радиоактивного загрязнения;

г) возбудителей заболеваний.

5. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;

б) облака;

в) озоновый слой;

г) азот.

6. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;

б) сердечно-сосудистой системы;

в) кожи;

г) органов дыхания.

7. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

а) ртути;

б) свинца;

в) кальция;

г) кобальта.

8. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;

б) инфекционные болезни;

в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;

г) болезни пищеварительного тракта.

9. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;

б) пирогенными;

в) канцерогенными;

г) абиогенными.

10. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной отраслей промышленности;

б) сельское хозяйство;

в) бытовую деятельность человека;

г) транспортные средства.

11. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:

а) пластмасса;

б) стекло;

в) металл.

12. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

а) компостировать;

б) сжечь при специальных условиях;

в) переплавить.

13. Вредные выбросы оказывают влияние:

а) только на те регионы, где появилось загрязнение;

б) только на те регионы, где появилось загрязнение, и близлежащие к ним;

в) не только на те регионы, где произошли вредные выбросы, но, возможно, даже на территории, удаленные от места, где загрязнение появилось.

14. Самая страшная добавка к воде:

а) бытовой мусор;

б) пестициды;

в) минеральные удобрения.

15. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

а) 10 лет;

б) 50 лет;

в) 100 лет и больше.

16. Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства:

а) предельно допустимая концентрация вещества;

б) наличие тяжелых металлов;

в) государственный стандарт качества.

Ответы. 1 – г; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – в; 10 – а; 11 – а; 12 – б; 13 – в;
14 – б; 15 – в; 16 – а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология растений.Экология животных.

Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....

«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.

. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя   произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам  предлагается проследить, как  раскрывается эт...

Факультатив по экологии "Экология - наука выживания"

Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо...

Соревнование по экологии "Юный эколог"

Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...