Викторина "химия и экология"
материал по химии (9 класс)
Викторина о связи химии и экологии, которая позволяет познакомить с проблемами окружающей среды, экологией города, дома с точки зрения химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_himii.docx | 82.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по химии «Химия и экология»
Цель внеклассного мероприятия :
- Формирование основных представлений о взаимосвязях человека с природой;
- Формирование экологической культуры, здорового образа жизни;
- Пополнение знаний об экологической обстановке Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- Формирование нравственной и экологической ответственности как черты личности на основе понимания сущности жизни и экологических проблем.
Задачи викторины :
- Познакомить обучающихся со следующими проблемами: «Металлы и проблемы окружающей среды»; «Экология города»; «Экология дома»; «Экология и здоровье человека»;
- Пополнить знания по химии через интересные факты, связанные с взаимоотношениями человека и природы.
1 этап (экология города)
1) В Московском Кремле с первой половины XVI в. до 30-х годов XVIII в. функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните взаимосвязь этих явлений.
(О т в е т. Свинец, растворенный в водопроводной воде,
способен вызывать отравления, накапливаться в тканях,
разрушать половые клетки.)
2) Почему лишайники называют индикаторами чистоты воздуха?
(О т в е т. Лишайники очень чувствительны к составу воздуха, а город не может похвастаться чистотой воздуха из-за большого количества выхлопных газов, поэтому лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах.)
3) Каковы основные источники загрязнения атмосферы?
(О т в е т. Транспорт, тепловые
электростанции.)
4) Какие растения более всего способствуют очищению воздуха в городе?
(О т в е т. Тополя и вязы.)
5) Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав?
(О т в е т. Водопроводную воду отстаивать нужно обязательно, независимо от того,
будете ли вы ее кипятить.)
6) Почему бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку, набирая воду впрок?
(О т в е т. Ионы серебра убивают микроорганизмы и вода дольше не портится.)
7) При промышленной очистке воды используют озон и хлор. Какой способ лучше с экологической точки зрения?
(О т в е т. Озонирование. Хлор – ядовитое вещество.)
8) Какие промышленные предприятия находятся в вашем микрорайоне и какими веществами они загрязняют окружающую среду?
9) Охарактеризуйте экологическую обстановку в своем городе. Что лично вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды?
10) Почему нельзя сжигать мусор?
(О т в е т. При сгорании пластмасс выделяются ядовитые вещества.)
2 этап «Экология дома»
1) Что лучше иметь на кухне с экологической точки зрения?
(О т в е т. Воздухоочиститель, т.к. фильтр поглощает вредные вещества.
А при вентиляции вредные вещества, образующиеся
при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют ее. )
2) Можно ли использовать кондиционер как средство очистки воздуха в помещении?
(О т в е т. Нет. Поскольку кондиционер регулирует лишь температуру воздуха,
но не изменяет его химический состав.)
3) Всегда ли полезно использовать освежители воздуха?
(О т в е т. Применять их нужно осторожно, потому что у некоторых людей возможны
аллергические реакции.)
4) С чем связана болезнь «синдром больного здания»?
(О т в е т. С загрязнением воздуха внутри
жилого помещения.)
5) Из каких материалов лучше построить стены своего дома: из дерева, кирпича, бетона или строительных блоков?
(О т в е т. Лучше дерево, бетон,
красный кирпич.)
6) Откуда поступает радон в дом?
(О т в е т. Из грунта (наибольшее количество его содержится в глинистых почвах),
через щели в фундаменте.)
7) Какие токсические вещества содержит домашняя пыль?
(О т в е т. Самые разные, например: мышьяк, свинец, пестициды и канцерогены.)
8) Стены квартир часто сделаны из асбестовых плит. Асбест – канцероген. Какую болезнь вызывает он у человека?
(О т в е т. Рак легких.)
9) Действительно ли и сам человек является причиной загрязнения собственного дома?
(О т в е т. Да, он выделяет во внешнюю среду углекислый газ и аммиак, которые в больших концентрациях ядовиты. Человек может вызвать заражение помещения вирусами, бактериями, паразитами в том случае, если болен.)
10) Охарактеризуйте экологическую обстановку около своего дома, в квартире, на лестничных площадках. Как вы лично можете улучшить эту природную среду?
3 этап «Нефтехимия и другие проблемы экологии»
1) Какой тяжелый металл сбрасывается в почву и воду при производстве нефтепродуктов?
(О т в е т. Свинец.)
2) Каково действие на организм антифриза, стеклоомывателя?
(О т в е т. Все эти жидкости ядовиты.)
3) Какой оксид образуется при сгорании нефтепродуктов, содержащих серу?
(О т в е т. Оксид серы(IV), который служит
причиной возникновения кислотных осадков.)
4) Почему «черное золото» – нефть может принести большую беду человечеству и планете?
(О т в е т. Нефть, попавшая в воду, – бедствие глобального масштаба,
эта беда затрагивает всю экосистему в целом.)
5) Чему обязывает водителя закон «Об охране окружающей среды» РФ?
(О т в е т. Регулировать двигатель на чистоту выхлопа. Недопустимо сливать отработанный антифриз на землю и в канализацию. Смену масла следует производить на станциях технического обслуживания или в условиях, обеспечивающих сбор отработавших нефтепродуктов.)
6) Какое токсическое действие оказывает на организм человека оксид углерода(II)?
(О т в е т. Он соединяется с гемоглобином крови и миоглобином мышц. Он нарушает углеводный обмен, усиливая распад гликогена в печени, нарушая утилизацию глюкозы, повышая уровень сахара в крови, в моче и в спинномозговой жидкости, нарушает обмен фосфора и азота, водно-солевой обмен, изменяет содержание белков плазмы крови, снижает содержание витамина В12, повышает содержание липидов в плазме, что способствует усиленному отложению холестерина на стенках сосудов.)
7) Какими веществами загрязняют воздух автомашины?
(О т в е т. Угарный газ, оксиды серы и азота, альдегиды, углеводороды, аэрозоли свинца,
соединения мышьяка.)
8) Как остановить приближение глобальной экологической катастрофы?
(О т в е т. Устанавливать каталитические нейтрализаторы на городском транспорте, переводить автотранспорт на экологически чистое топливо, разрабатывать присадки к топливам и маслам, предусматривать зеленые насаждения на магистралях, предусмотреть строительство автодорожных тоннелей для уменьшения количества остановок и перекрестков, а также строительство подземных гаражей и стоянок за пределами жилых массивов.)
4 этап «Экология и здоровье человека»
1) Каково токсическое действие соединений свинца?
(О т в е т. Сильный яд. Поражает печень, почки. Накапливается в костях.
Угнетает генетический аппарат клетки. Поражает слизистую полости рта, десны.)
2) Какую биологическую роль выполняет серебро в организме человека?
(Ответ: повышает антибактериальную устойчивость
в организме)
3) Почему, даже зная о вреде нитратов и нитритов, люди используют их при производстве сельскохозяйственной продукции и в пищевой отрасли промышленности?
(О т в е т. Нитритные добавки – это способ подкрашивания, консервирования, улучшения вкуса мясопродуктов. Главная цель таких добавок – убить возбудителя ботулизма,
вырабатывающего токсин, смертельный для человека даже в ничтожных дозах.)
4) Почему лучше употреблять консервы в стеклянной таре?
(О т в е т. При хранении банки окисляются и в продукты
поступают свинец и другие оксиды металлов.)
5) Может ли сахар вызвать диабет, кариес зубов, ожирение?
(О т в е т. Вреден не сахар, а то количество, которое мы употребляем. Нужно употреблять больше фруктов, чтобы глюкоза поступала в организм, она необходима для строительства клеток и тканей тела, а продукты с высокой концентрацией именно сахара ограничивать в своем рационе, есть их редко, по праздникам.)
6) Почему фермеры применяют пестициды, если знают, что они вредны для здоровья человека?
(О т в е т. Ядохимикаты используются для борьбы
с вредителями сельскохозяйственных культур.)
Этап 5 «Экологические тесты»
Укажите один правильный ответ из нескольких предложенных.
1. Вырубка лесных массивов приводит к:
а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.
2. Недостаток питьевой воды вызван в первую очередь:
а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема вод;
в) загрязнением водоемов;
г) засолением почв.
3. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.
4. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваний.
5. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
а) водяные пары;
б) облака;
в) озоновый слой;
г) азот.
6. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
а) желудочно-кишечного тракта;
б) сердечно-сосудистой системы;
в) кожи;
г) органов дыхания.
7. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:
а) ртути;
б) свинца;
в) кальция;
г) кобальта.
8. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
а) болезни опорно-двигательной системы;
б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта.
9. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:
а) биогенными;
б) пирогенными;
в) канцерогенными;
г) абиогенными.
10. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
а) предприятия химической и угольной отраслей промышленности;
б) сельское хозяйство;
в) бытовую деятельность человека;
г) транспортные средства.
11. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:
а) пластмасса;
б) стекло;
в) металл.
12. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
а) компостировать;
б) сжечь при специальных условиях;
в) переплавить.
13. Вредные выбросы оказывают влияние:
а) только на те регионы, где появилось загрязнение;
б) только на те регионы, где появилось загрязнение, и близлежащие к ним;
в) не только на те регионы, где произошли вредные выбросы, но, возможно, даже на территории, удаленные от места, где загрязнение появилось.
14. Самая страшная добавка к воде:
а) бытовой мусор;
б) пестициды;
в) минеральные удобрения.
15. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
а) 10 лет;
б) 50 лет;
в) 100 лет и больше.
16. Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства:
а) предельно допустимая концентрация вещества;
б) наличие тяжелых металлов;
в) государственный стандарт качества.
Ответы. 1 – г; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – в; 10 – а; 11 – а; 12 – б; 13 – в; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология растений.Экология животных.
Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....
«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.
. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам предлагается проследить, как раскрывается эт...
Факультатив по экологии "Экология - наука выживания"
Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо...
Соревнование по экологии "Юный эколог"
Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...