Кружок по ОУД.11. Химия
методическая разработка по химии

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок по ОУД.11. Химия25.16 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ»

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО ХИМИИ

 

 

Пояснительная записка.

                                                                                                                         

Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав обучаемых должен быть постоянным. Кружок “Занимательной химии” организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые студенты. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.

Целью создания кружка является формирование у обучаемых глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии.

В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин с экскурсиями в аптеку, химические лаборатории, в институты, чтение рефератов с проведением эксперимента.

Члены кружка могут практически использовать свои знания на уроках химии и в быту.

Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на студентов 1-2 курсов обучения  (34 занятия по 1 часу в неделю или 34 часа в год).

Тематика занятий

  1. Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности.
  2. Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др.
  3. Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня), пользование ими. Нагревание и прокаливание.
  4. Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.
  5. Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
  6. Растворы. Кристаллогидраты.
  7. Лабораторные способы получения неорганических веществ.
  8. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
  9. Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».
  10. Химия и человек.
  11. Химия и медицина.
  12. Профориентация.
  13. Химия в быту.
  14. Общий смотр знаний. Заключительная игра «Что? Где? Когда?».

 

 

Основные цели кружка:

Формирование студенческого актива, расширение и углубление знаний обучаемых, развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ; формирование информационной культуры

 

 

 

Основные методы:

Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию

Основные формы:

Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.

Тематическое и поурочное планирование

 

 №

Тема занятия

Кол. часов

1

Вводное занятие.

1

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.

1

3

Знакомство с лабораторным оборудованием.

1

4

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.

1

5

Нагревательные приборы и пользование ими. Нагревание и прокаливание.

1

6-7

Взвешивание, фильтрование и перегонка.

1

8

Выпаривание и кристаллизация.

1

9-10

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.

3

11-12

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

1

13-14

Кристаллогидраты.

2

15-16

Химия и медицина.

1

17-18

Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас» с использованием мультимедиа

2

19-20

Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай».

3

21

Проведение игр и конкурсов среди обучаемых членами кружка.

2

20-21

Химия в природе.

2

  22-23

Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

1

  24-25

Проведение дидактических игр:

  • кто внимательнее
  • кто быстрее и лучше
  • узнай вещество
  • узнай явление

4

26

Профориентационная лекция для школьников, пришедших на день открытых дверей

1

27-28

Химия в быту.

2

 29-30

31-33

 34

Общий смотр знаний.

Игра “Что? Где? Когда?”

Резервное время

3

Программа

1. Вводное занятие.Знакомство со студентами, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного преподавателем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.

3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление обучаемых с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.

Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.(с использованием мультимедиа)

4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения

5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление обучаемых с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей

Практическая работа.

  1. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
  2. Перегонка воды.

7. Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .

8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.

 

Лабораторные способы получения неорганических веществ.

Демонстрация фильма.

Практическая работа. Опыты,  иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.

9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление обучаемых с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.

10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.[12]

11. Химия и медицина. Формирование информационной культуры обучаемых. Составление и чтение докладов и рефератов.

Устный журнал на тему химия и медицина.

Экскурсия в аптеку.

12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов(фильм)

  • Вулкан” на столе,
  • “Зелёный огонь”,
  • “Вода-катализатор”,
  • «Звездный дождь»
  • Разноцветное пламя
  • Вода зажигает бумагу

13. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай».

Подготовка обучаемых к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.

Игра. «Счастливый случай»

14. Проведение игр и конкурсов среди обучаемых членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:

  • “Химическая эстафета”
  • “Третий лишний”.

15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

Демонстрация опытов:

  • Химические водоросли
  • Тёмно-серая змея.
  • Оригинальное яйцо
  • Минеральный «хамелеон»

16. Химия и человек.Чтение докладов и рефератов.

-Ваше питание и здоровье

-Химические реакции внутри нас

17. Проведение дидактических игр

Проведение конкурсов и дидактических игр:

  • кто внимательнее
  • кто быстрее и лучше
  • узнай вещество
  • узнай явление

18. Занятие по профориентации.

19. Химия в быту. Ознакомление обучаемых с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.

20. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.

Проведение заключительной игры.

Игра. « Что? Где? Когда?»

Ожидаемые результаты

На занятиях обучаемые дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у обучаемых интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура обучаемых, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Литература

  • Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
  • Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
  • Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
  • Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
  • В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
  • Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
  • А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
  • И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
  • Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
  • Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
  • Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
  • Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
  • Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв родителей о внеклассном мероприятии «Турнир: мои первые исследования в химии» учитель: Тесник Юлия Валерьевна класс: 2 «Б» Кружок «Мои первые исследования»

Отзыв родителей о внеклассном мероприятии«Турнир: мои первые исследования в химии»учитель: Тесник Юлия Валерьевна              кл...

Кружок по химии "Вода, которую мы пьем"

Кружок по химии "Вода, которую мы пьем"...

Кружок по химии

В статье отражены аспекты внеклассной работы по химии....

Рабочая программа Химический кружок: «Занимательная химия»

Программа кружка рассчитанная на  учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расшир...

Внеурочная деятельность (кружок) для 9 класса "Химия в задачах и упражнениях."

Представлена рабочая программа для учащихся 9 класса. Программа разработа для учащихся, которые собираются сдавать химию за курс основной школы....

Кружок по химии по теме:"Химия вокруг нас"

Рабочая программа кружка для 9 и 11 классов включает содержание и тематическоо планирование...