«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ» ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО ХИМИИ Пояснительная записка. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав обучаемых должен быть постоянным. Кружок “Занимательной химии” организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые студенты. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение. Целью создания кружка является формирование у обучаемых глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии. В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин с экскурсиями в аптеку, химические лаборатории, в институты, чтение рефератов с проведением эксперимента. Члены кружка могут практически использовать свои знания на уроках химии и в быту. Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на студентов 1-2 курсов обучения (34 занятия по 1 часу в неделю или 34 часа в год).
Тематика занятий - Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности.
- Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др.
- Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня), пользование ими. Нагревание и прокаливание.
- Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.
- Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
- Растворы. Кристаллогидраты.
- Лабораторные способы получения неорганических веществ.
- Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
- Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».
- Химия и человек.
- Химия и медицина.
- Профориентация.
- Химия в быту.
- Общий смотр знаний. Заключительная игра «Что? Где? Когда?».
Основные цели кружка: Формирование студенческого актива, расширение и углубление знаний обучаемых, развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ; формирование информационной культуры Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию Основные формы: Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера. Тематическое и поурочное планирование № | Тема занятия | Кол. часов | 1 | Вводное занятие. | 1 | 2 | Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. | 1 | 3 | Знакомство с лабораторным оборудованием. | 1 | 4 | Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. | 1 | 5 | Нагревательные приборы и пользование ими. Нагревание и прокаливание. | 1 | 6-7 | Взвешивание, фильтрование и перегонка. | 1 | 8 | Выпаривание и кристаллизация. | 1 | 9-10 | Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. | 3 | 11-12 | Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. | 1 | 13-14 | Кристаллогидраты. | 2 | 15-16 | Химия и медицина. | 1 | 17-18 | Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас» с использованием мультимедиа | 2 | 19-20 | Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай». | 3 | 21 | Проведение игр и конкурсов среди обучаемых членами кружка. | 2 | 20-21 | Химия в природе. | 2 | 22-23 | Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. | 1 | 24-25 | Проведение дидактических игр: - кто внимательнее
- кто быстрее и лучше
- узнай вещество
- узнай явление
| 4 | 26 | Профориентационная лекция для школьников, пришедших на день открытых дверей | 1 | 27-28 | Химия в быту. | 2 | 29-30 31-33 34 | Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” Резервное время | 3 |
Программа 1. Вводное занятие.Знакомство со студентами, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного преподавателем. 2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности. 3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление обучаемых с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.(с использованием мультимедиа) 4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения 5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала. 6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление обучаемых с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей Практическая работа. - Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
- Перегонка воды.
7. Выпаривание и кристаллизация Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли . 8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. Демонстрация фильма. Практическая работа. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка. Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты. 9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление обучаемых с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни. Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.
10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов. Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы). Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.[12] 11. Химия и медицина. Формирование информационной культуры обучаемых. Составление и чтение докладов и рефератов. Устный журнал на тему химия и медицина. Экскурсия в аптеку. 12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов(фильм) - “Вулкан” на столе,
- “Зелёный огонь”,
- “Вода-катализатор”,
- «Звездный дождь»
- Разноцветное пламя
- Вода зажигает бумагу
13. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай». Подготовка обучаемых к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами. Игра. «Счастливый случай» 14. Проведение игр и конкурсов среди обучаемых членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр: - “Химическая эстафета”
- “Третий лишний”.
15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе». Демонстрация опытов: - Химические водоросли
- Тёмно-серая змея.
- Оригинальное яйцо
- Минеральный «хамелеон»
16. Химия и человек.Чтение докладов и рефератов. -Ваше питание и здоровье -Химические реакции внутри нас 17. Проведение дидактических игр Проведение конкурсов и дидактических игр: - кто внимательнее
- кто быстрее и лучше
- узнай вещество
- узнай явление
18. Занятие по профориентации. 19. Химия в быту. Ознакомление обучаемых с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира. Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств. 20. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д. Проведение заключительной игры. Игра. « Что? Где? Когда?» Ожидаемые результаты На занятиях обучаемые дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у обучаемых интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура обучаемых, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью. Литература - Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
- Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
- Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
- В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
- Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
- А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
- И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
- Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
- Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
- Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
- Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
- Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
|