Реакции обнаружения ионов железа
план-конспект урока по химии (9 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Качественное определение ионов железа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aftaeva_ek_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 832.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель - Афтаева Елена Константиновна.
Учебный предмет: химия.
Класс: 9 (общеобразовательный).
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Тема урока | Качественное определение ионов Fe2+ и Fe3+ |
Цель урока | Изучить качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ |
Задачи урока | Обучающие: обеспечить усвоение знаний о важнейших соединениях железа +2 и +3, качественных реакций на ионы железа (II) и (III), биологической роли ионов железа; сформировать умения составлять уравнения реакций обнаружения ионов Fe2+ и Fe3+ в молекулярном и ионном видах. Развивающие: развивать мыслительные способности - умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, объяснять ход эксперимента; развивать самостоятельность при работе с разными источниками информации и химическими реактивами; развивать исследовательские навыки, коммуникативные умения и способность к рефлексии. Воспитывающие: воспитывать положительную мотивацию к предмету, правильную самооценку, чувство самостоятельности и ответственности; формировать умение управлять своей учебной деятельностью, развивать естественно-научного мировоззрение, подготовить к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории; воспитывать ценность здорового и безопасного образа жизни; совершенствовать навыки работы в коллективе. |
Основные термины и понятия | Красная кровяная соль, жёлтая кровяная соль, «берлинская лазурь», «турнбулева синь», роданиды. |
Образовательные ресурсы | Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс.- М: «Просвещение», 2013; компьютер, проектор, доска, авторская презентация; пластины для капельных реакций, ватные палочки; реактивы - сульфат железа (II) FeSО4, хлорид железа (III) FeCl3, гидроксид натрия NaOH, гексацианоферрат (II) калия K4[Fe(CN)6] (жёлтая кровяная соль), гексацианоферрат (III) калия K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль), роданид калия KSCN. |
Межпредметные связи | Биология. Основы безопасности жизнедеятельности. История. |
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах (ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при проведении химического эксперимента. | Обучающийся сможет Регулятивные УУД
Познавательные УУД - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - находить в тексте требуемую информацию. Коммуникативные УУД - организовывать учебное взаимодействие в группе; - представлять в устной и письменной форме результаты собственной деятельности. | В результате обучающийся научится: - составлять формулы неорганических соединений железа (II) и (III); - раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты» - составлять уравнения реакций обнаружения ионов железа (II) и (III); - проводить реакции, подтверждающие качественный состав соединений железа (II) и (III); - соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; - пользоваться лабораторным оборудованием и посудой. Обучающийся получит возможность научиться: - объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; - осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; - создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств. |
Организационная структура урока, в основе которого заложен системно-деятельностный подход (СДП)
Формирование конкретного образовательного результата | Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа) | Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения | ФОУД[1] (формы организации учебной деятельности) | Виды деятельности учащихся |
Этап 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности — (1минута) | ||||
Создание внутренней потребности включения в учебный процесс | коллаж или видеоряд | Предлагает посмотреть видеоряд и определить элемент содержания темы урока. Методы: иллюстрация, создание ситуации занимательности. Приём – «Да-нетка» (по необходимости). | фронтальная | Смотрят видеоряд и определяют скрытый в нем элемент содержания темы урока Задают уточняющие вопросы. |
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии — (1 минуты) | ||||
Формирование понимания химической терминологии | коллаж или видеоряд | Предлагает работу с понятием «железо» на основе видеоряда. Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Методы – иллюстрация, беседа | фронтальная | Формулировка впечатлений от увиденного. У. объясняют, какие рисунки помогли определить элемент темы, а какие вызвали затруднения. |
Этап 3. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи— (3 минута) | ||||
Создание проблемной ситуации и способов выхода из проблемной ситуации. Формирование способностей: ставить цель деятельности на основе проблемы и существующих возможностей. | Открытая задача | Создает проблемную ситуацию. Проводит мозговой штурм. Записывает на доске тему занятия: «Качественное определение ионов железа Fe+2 и Fe+3» Методы и приёмы: открытая задача, мозговой штурм. | фронтальная | Предлагают варианты решения проблемы, записывают идеи на доске. Анализируют идеи, выбирают самую эффективную. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие детьми нового знания») – (5 минут) | ||||
Формирование способностей: составлять план решения проблемы; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим; наблюдать и анализировать свою деятельность и деятельность других в процессе взаимопроверки; находить в тексте нужную информацию; организовывать учебное взаимодействие в группе. | Учебник «Химия – 9», Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман М: «Просвещение» 2013 Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 | Организует работу групп по выполнению задания Каждая группа получает задание: изучить реакции обнаружения 1) ионов железа Fe+2 2) ионов железа Fe+3 3) ионов железа Fe+2 и Fe+3 Консультирует обучающихся Методы и приёмы: работа с книгой | групповая Культура работы в группе. Работа с информацией, с моделями (уравнениями химических реакций) | Работают с книгой, составляют уравнения химических реакций. Выполняют задание в рабочей тетради. |
Этап 5. Реализация построенного проекта – (15 минут). | ||||
Афиширование результатов групповой работы Формирование способностей: представлять в устной и письменной форме результаты деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия результата. | Образовательный продукт обучающихся | Организует работу по анализу выполнения задания. Корректирует знания. Предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом; - предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины. Методы и приёмы: индивидуальный опрос | индивидуальная . | Афишируют результаты, сравнивают. Активность, самостоятельность, глубина рассуждений. |
Организация работы группы в формате «исследовательского задания» Формирование умений: безопасного обращения с веществами. освоения универсальных естест-венно-научных способов деятельности (наблюдение, учебное исследование, выявление причин-но-следственных связей). | Реактивы и химическое оборудование для лабораторных опытов Инструкция №3. Работа с щелочами. Схема выполнения | 1. Проводит инструктаж по технике безопасности. Методы и приёмы: лабораторные опыты 2. Определяет наличие ионов Fe+3 в препарате «Фенюльс» Методы и приёмы: демонстрация | групповая фронтальная | Выполняют лабораторную работу «Качественное определение ионов железа Fe+2 и Fe+3». Обсуждение наблюдений. Формулирование выводов. Активность, самостоятельность, любознательность, наблюдательность, культура работы в группе, исследовательские способности. |
Этап 6. Включение в систему знаний и повторение – (2 минуты) | ||||
Самоопределение – самооценка | Творческое задание: 1.Составьте себе «меню», для повышения содержания железа в организме. 2. Предложите способы (варианты) использования эффекта качественных реакций на ионы железа в … жизни. | Предлагает обучающимся определить объем своего домашнего задания, включающего обязательную и творческую части (по желанию) | фронтальная | Записывают домашнее задание |
Этап 7. Рефлексия учебной деятельности – (3 минуты). | ||||
Самоопределение – самооценка Смыслообразование -определение границы собственного знания и «незнания» | коллаж | Предлагает нарисовать смайлик-настроение красками, имеющимися на столе и закончить предложение Я удивился … Теперь я умею … Я хотел бы узнать… | фронтальная | Рисуют полученными реактивами, демонстрируют, говорят ☺ |
[1] Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качественные реакции на ионы (таблицы)
Документ содержит две таблицы "Качественные реакции на катионы" и "Качественные реакции на анионы" и может использоваться как справочный материал в лабораторном практикуме по решению качественных зада...
Качественные реакции на ионы 9 класс
Качественные реакции на ионы 9 класс...
Практическая работа № 3. По теме: «Качественные реакции на ионы»
Цель работы: проведение качественных реакций на ионы; Задачи работы:Научиться распознавать наличие определенных ионов в растворе;На основе теории электролитической диссоциации научиться сос...
Качественные реакции на ионы железа
В данном материале представлены конспект урока и презентация по теме: "Качественные реакции на ионы железа"...
Технологическая карта урока химии "Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+"
Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цели урока:Образователная: Создать условия для формирования понятий о генетическом ряде железа(II) и железа (III), качественных реакциях на ионы Fe2+и...
Практическое исследование "Качественные реакции на ионы железа Fe 2+ b Fe 3+"
Игровые задания для учащихся 8-9 классов "Качественные реакции на ионы железа"....
Исследование водопроводной воды на содержание ионов железа (III)
В данном школьном исследовании был произведен анализ водопроводной воды в школе №777 на содержание ионов железа (3). Исследование проводилось с использованием РИБ (реактивной индикаторной бумаги) на о...