экология и здоровье
рабочая программа по химии (7 класс)
Программа дополнительного образования "Экология и здоровье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа дополнительного образования в 5-7 классах | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа экологической направленности
«Экология и здоровье»
Составлена на основе примерной программы элективного курса «Секретные материалы о твоем здоровье» (Поддубной Л.Б.)
Пояснительная записка
Программа элективного курса предусматривает 38 учебных часа (2 часа в неделю).
Цель курса: в процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, овладения знаниями о здоровье.
Задачи курса:
- Освоение обучающимися способов, методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;
- Раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;
- Овладение знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние здоровья, наследственности, образа жизни и окружающей среды, пользуясь измерениями и опытами, истолковывая данные и формулируя гипотезы и рабочие определения;
- Формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы; воспитание коллективизма и одновременно осознание неповторимости каждого человеческого существа, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности, стремления к духовному и физическому совершенству;
- Эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему, как значимому условию своего собственного развития, условию существования всего многообразия жизни и культуры на планете;
- Выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе «Природа-Общество-Здоровье».
Тематический план
Номер занятия | Тема занятия | Кол-во часов | |
теоретических | практических | ||
Введение (2 час) | 1 | 1 | |
1-2 | Здоровье и факторы риска болезни | 1 | 1 |
Здоровье и наследственность (13 часов) | 1 | 4 | |
3 | Место человека в системе животных | 1 | |
4 | Стресс – наследственная реакция адаптации | 1 | |
5 | Носители наследственности | 1 | |
6 | Наследственные болезни | 1 | |
7 | Диагностика, лечение и предупреждение наследственных болезней | 1 | |
Среда жизнедеятельности человека (14 часов) | 1 | 5 | |
8 | Природная среда – источник инфекционных заболеваний | 1 | |
9 | Космос и здоровье | 1 | |
10 | «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов | 1 | |
11 | Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения | 1 | |
12 | Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь | 1 | |
13 | Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере | 1 | |
Природная среда теряет свои свойства (16 часов) | 9 | 7 | |
14-15 | Загрязнение атмосферы и гидросферы | 1 | 1 |
16-17 | Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнений. | 1 | 1 |
18-19 | Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье. | 1 | 1 |
20-21 | Влияние шумов на здоровье | 1 | 1 |
22-23 | Очистка воды из природных источников | 1 | 1 |
24-26 | Запасы воды на Земле | 3 | |
27-29 | Как сберечь чистоту воды от промышленных отходов | 1 | 2 |
Здоровый образ жизни (27 часов) | 3 | 8 | |
30 | СПИД – коварная болезнь | 1 | |
31 | Культура питания | 1 | |
32 | Алкоголизм – болезнь химической зависимости | 1 | |
33-34 | Табакокурение | 2 | |
35 | Наркотики, зависимость и последствия | 1 | |
36 | Как сказать наркотикам: «Нет!» | 1 | |
37 | Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами | 1 | |
38 | Изучение устойчивости витамина С | 1 | |
39 | Всемирный день здоровья | 1 | |
40 | Заключительное занятие. | 1 | |
Итого: 76 ч | 53 | 23 |
Содержание программы:
Введение (2 час).
Вводная лекция «Здоровье и факторы риска болезни».
Анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения».
Здоровье и наследственность (13 часов).
Лекция «Место человека в системе животных».
Семинары:
- «Стресс – наследственная реакция адаптации»;
- «Носители наследственности»;
- Наследственные болезни»;
- Диагностика и лечение, предупреждение наследственных болезней»
Среда жизнедеятельности человека (14 часов)
Лекция «Природная среда – источник инфекционных заболеваний».
Семинары:
- «Космос и здоровье»;
- «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. Погода и самочувствие»;
- «Поселение как среда жизни. Среда жилого поселения».
Практические работы:
- Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь»;
- Ознакомление и фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере».
Природная среда теряет свои экологические свойства (16 часов).
Лекции и семинары:
- «Загрязнение атмосферы и гидросферы»;
- «Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнений»;
- «Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье»;
- «Влияние шумов на здоровье»;
- «Очистка воды из природных источников».
Здоровый образ жизни (27 часов).
Лекции:
- «СПИД – коварная болезнь».
Семинары:
- «Культура питания»;
- «Алкоголизм – болезнь химической зависимости»;
- «Табакокурение»;
- «Наркотики, зависимость и последствия»;
- «Как сказать наркотикам: «Нет!».
Практические занятия:
- «Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами»;
- «Изучение устойчивости витамина С»;
- Конференция «Всемирный день здоровья».
Заключительное занятие. Повторное анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения».
Список литературы
- Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 класс / Сост. Поддубная Л.Б., учитель высшей категории. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2009.
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии: Учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «Устойчивый мир», 2010.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России: Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. – М.: «Устойчивый мир», 2010.
- Шилов И.А. Экология: Учебник для биол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 2013.
- Билич Г. Л. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 1. Анатомия / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – 3-е стер. изд. – М.: ОНИКС, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пресс-конференция "Влияние экологии на здоровье человека"
Этот урок в виде пресс-конференции был проведен в 8 классе после изучения темы "Нарушение экологического равновесия". Этот урок имитирует проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы...
Элективный курс «Экология и здоровье человека»
Программа элективного курса «Экология человека» (8 класс) ориентирована на учащихся общеобразовательных, профильных химик...
Элективный курс "Экология и здоровье"
Элективный курс "Экология и здоровье" предназначен для обучающихся 9-х классов, проявляющих интерес к изучению экологии, способствует выбору эколого-биологического профиля. Элективный курс дает предс...
Конспект урока по географии в 9 классе на тему:"Хозяйство, экология и здоровье человека"
Конспект урока на тему "Хозяйство, экология и здоровье человека" в 9 классе построен на основе использования современных образовательных технологий....
Экология и здоровье
Максат: укучыларга сәләмәт яшәү рәвешенең серләрен аңлату, профориентация, экологик культура тәрбияләү.Кичәнең формасы:видеоконференция яки "тугәрәк өстәл" конференция формасындагы класстан тыш чара.К...
неделя экологии и здорового образа жизни
в материале даны план и отчет о проведении недели экологии и здорового образа жизни, проводимой в нашей шщколе-интернате...
Экология и здоровье человека
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный) . Разум выдел...