Проверочная работа по теме: «Металлы»,
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Прокофьева Алёна Дмитрьевна

Проверочная работа  по теме: «Металлы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metally_9_klass.docx57.32 КБ

Предварительный просмотр:

Спецификация КИМ по химии

для проведения тематической контрольной работы  по теме:

«Металлы»»

9 класс

1.Назначение КИМ

Проверочная работа проводится с целью  определения уровня знаний учащихся по теме: «Металлы», выявить затруднения в условии учебного материала и определить пути их преодоления.

Тема: «Металлы»

Цель: определить уровень знаний учащихся по теме: «Металлы» , выявить затруднения в усвоении

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства  образования и науки РФ №1897 от 29 декабря 2010г)  и основной образовательной программы ООО по МБОУ «».

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

-Ким ориентирован на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы. Требования к результатам обучения определяются в соответствии с ФГОС ООО.

- Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы.

4.Характеристика структуры и содержание КИМ

Работа состоит из 3 частей. Каждый вариант проверочной работы состоит из 12 заданий:

6 заданий –  с выбором ответа (часть А);

2 задания – с кратким ответом (часть В).

2 задания – высокого уровня сложности с развернутым ответом (часть С)

Варианты соответствуют базовому уровню сложности.

В каждом задании части А предложены четыре варианта ответа, из которых

нужно выбрать 2 правильных.

Задания части B-  ответ к заданиям этой части записывается в виде последовательных цифр  таблицу. Каждому элементу первого столбца надо поставить в соответствие элемент второго столбца (причем в этом столбце могут быть и лишние элементы).

В задании части С – необходимо  осуществить превращения и решить задачу.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент макс.первичного балла за задания данного вида деятельности от макс.перв.балла за всю работу, равного 23

Базовый (Б)

6

6

22,3

Высокий (В)

2

5

18,5

Повышенный (П)

2

16

59,2

Итого:

10

27

100

Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе  

Код

Описание элементов предметного содержания

1.1

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

1.2

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

1.3

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева

1.4

Общие физические свойства металлов

1.5

Металлы в природе и общие способы их получения

1.6

Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочно-земельных металлов, алюминия, железа. Амфотерность

1.7

Электрохимический ряд напряжений металлов.

1.8

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

1.9

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях

1.10

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции

1.11

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

В результате изучения темы « Металлы» учащиеся должны:

Знать

важнейшие химические понятия: металлическая химическая связь, металлическая кристаллическая решетка; металлургия, сплавы;

 особенности строения и свойств атомов металлов, их физические и общие химические свойства;

 способы получения металлов;

 особенности строения и свойств атомов, нахождение в природе, физические и химические свойства, получение и применение щелочных, щелочно-

земельных металлов, кальция, алюминия, железа и их соединений;

 качественные реакции на ионы;

 важнейшие сплавы, их свойства и применение.

Уметь

характеризовать химические свойства металлов, составлять уравнения реакций с участием металлов, указывать их тип, называть продукты реакций,

записывать уравнения реакций, отражающих генетическую связь;

записывать уравнения реакций получения металлов;

характеризовать свойства некоторых сплавов и их применение;

давать сравнительную характеристику строения и свойств атомов элементов главной подгруппы I группы;

распознавать вещества, используя качественные реакции;

осуществлять реакции, лежащие в основе цепочки превращений;

составлять уравнения ионных реакций, окислительно-восстановительных реакций;

характеризовать алюминий по плану, составлять уравнения реакций с участием алюминия и его соединений, указывать их тип, называть продукты

реакций;

характеризовать железо по плану, составлять уравнения реакций с участием железа и его соединений, указывать их тип, называть продукты реакций;

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

А) Каждое задание части А ( 6 заданий) оценивается  1балл. ИТОГО 6 баллов.

Б) Задание части  В: 1 задание  оценивается в 3 балла, 2 задание в 2 балла. ИТОГО 5 баллов

В) Задание части С   1 задание оценивается по 8 баллов, и 2 задание 5 баллов. ИТОГО 13 баллов.

Общая сумма баллов – 24.

Критерии оценок:

0 - 12

13- 18

19-22

23-24

2

3

4

5

6. Продолжительность выполнения работы

На выполнение всей проверочной работы отводится 45 минут.

7. Дополнительные материалы и оборудование

• Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

• таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;

• электрохимический ряд напряжения металлов;

• непрограммируемый калькулятор.

Контрольная работа «Металлы и их соединения» 1 вариант

Часть А.

1. Выберите два высказывания, в которых говорится о железе как о химическом элементе.

1) Железо реагирует с хлором.

2) Железо быстро ржавеет во влажном воздухе.

3) Пирит является сырьём для получения железа.

4) Гемоглобин, содержащий железо, переносит кислород.

5) В состав ржавчины входит железо

2. Какой из указанных металлов вступает в реакцию с соляной кислотой?

1) серебро

2) золото

3) алюминий

4) медь

5) магний

 3. В каком ряду химических элементов усиливаются металлические свойства соответствующих им простых веществ?

1) калий → натрий → литий

2) сурьма → мышьяк → фосфор

3) углерод → кремний → германий

4) алюминий → кремний → углерод

5) кремний→алюминий→магний

4. С каждым из веществ: H2O, Fe2O3, H2SO4 —  будет взаимодействовать 

1) натрий

2) ртуть

3) медь

4) серебро

5) магний

     Выберите 2 правильных ответа.

5. Железо реагирует с раствором

1)  NaCl

2)  CuCl2

3)  CaCl2

4)  BaCl2

5)  PbCl2

6. И железо, и цинк при комнатной температуре реагируют с

1) соляной кислотой

2) оксидом углерода(II)

3) cульфатом меди(II)

4) водой

5) гидроксидом магния

Часть В.

1. На рисунке изображена модель строения атома некоторого химического элемента

C:\Users\алена\Desktop\get_file.png

На основании анализа предложенной модели:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое строение;

2)укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3)Укажите состав атома (число протонов, число электронов, число нейтронов, заряд ядра и электронную конфигурацию атома

2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

А) Fe+HCl

Б) Fe2O3+H2SO4

В) Cu+HNO3(k)

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

1) FeCl2+H2

2) FeCl3+H2

3) Fe2(SO4)3+H2O

4) Cu(NO3)2+H2

5) Cu(NO3)2+NO2+H2O

А

Б

В

Часть С.

С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:                   FeFeCl3Fe(OH)3Fe2O3FeFeCl2.

Переход  4 рассмотрите в свете ОВР, 2 и 5  - с позиции электролитической диссоциации

C2. При взаимодействии 12 г технического магния, содержащего 5% примесей, с избытком соляной кислоты, выделилось 10 л водорода (н.у.). Вычислите объемную долю выхода продукта реакции.

Контрольная работа «Металлы и их соединения» 2 вариант

Часть А.

1. Выберите два высказывания, в которых говорится о меди как о химическом элементе.

1) Медь входит в состав бронзы.

2) Медь реагирует с азотной кислотой.

3) Массовая доля меди в высшем оксиде равна 80%.

4) Проволока из меди хорошо проводит электрический ток.

5) В организме взрослого человека содержится до 80 мг меди.

2. С растворами гидроксида натрия и соляной кислоты взаимодействует
1) Ag
2) Al
3) Fe
4) Mg

5) Zn

3.В каком ряду химических элементов усиливаются металлические свойства соответствующих им простых веществ? 

1) кислород → фтор → неон

2) натрий→калий→рубидий

3) кремний → сера → хлор

4) селен → сера → кислород

5) алюминий → магний → натрий

4. С каждым из веществ, формулы которых H2O, H2SO4, KOH  будет взаимодействовать:

1. Ртуть

2. Алюминий

3. Литий

4. Углерод

5. Цинк  

Выберите 2 правильных ответа

5. С медью не реагирует 

1) хлорид железа(II) (р-р)

2) серная кислота (конц.)

3) кислород

4) хлор

5) серная кислота (разб)

6.Алюминий образует сульфат и сульфит алюминия при взаимодействии с 

1) серой

2) серной кислотой

3) сернистой кислотой

4) сероводородом

5) соляной кислотой

Часть В.

1. На рисунке изображена модель строения атома некоторого химического элемента

C:\Users\алена\Desktop\xs3qstsrc26E262C3A7D69B0E420CBEA0D043B727_2_1374239725.jpg

На основании анализа предложенной модели:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое строение;

2)укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3)Укажите состав атома (число протонов, число электронов, число нейтронов, заряд ядра и электронную конфигурацию атома.

2. Установите соответствие между веществами, вступающими в реакцию и продуктами их взаимодействия

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА                                   ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) Na + H2O                                                                 1) Fe(OH)2+ NaCl

Б)  Na2O + H2O                                                            2) NaOH + H2

В)  NaOH+ SO3                                                            3) NaOH

Г)  NaOH + FeCl2                                                        4) Fe(OH)3+ NaCl

                                   5) Na2SO3 + H2O

                                     6) Na2SO4 + H2O              

А

Б

В

Г

Часть С.

С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: AlAlCl3Al(OH)3Al2O3KAlO2Al(NO3)3.

Переход 1  рассмотрите в свете ОВР, переходы 2 и 5  - с позиции электролитической диссоциации.  

C2. При термическом разложении 20 г известняка, содержащего 10% некарбонатных примесей, было получено 3,23л углекислого газа (н.у.). Вычислите объемную долю выхода продукта реакции (в %)

КЛЮЧ

Часть А                                                                                                                      

Вариант

1

2

3

4

5

6

1

45

35

35

15

25

13

2

35

25

25

25

15

23

Часть B.

Вариант 1.

1. Элемент - Mg, период-3, группа-II, 12-протонов, 12-электоронов, 12 –нейтронов, заряд ядра =+12,    Mg: +12Mg)2)8)2      1s2 2s2 2p6 3s2

2.  

 

А

Б

В

1

3

5

Часть B.

Вариант 2.

1. Элемент - Al, период-3, группа-III, 13-протонов, 13-электоронов, 14 –нейтронов, заряд ядра =+13,    Al: +13Al)2)8)3      1s2 2s2 2p6 3s23p1

2.  

 

А

Б

В

Г

2

3

6

1

Часть С.

1 вариант

2 вариант

С1. Элементы ответа:

  1. 2Fe +3Cl2=2FeCl3                            1б.
  2. FeCl3 +3NaOH= Fe(OH)3  +3NaCl   1б.                                                    Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3                    1б.
  3. 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O               1б.
  4. Fe2O3 + 3СО =  2Fe + 3СО2            1б.

            Fe3+3e= Fe0        2

            C+2-2e=C+4                 3                             1б.

  1. Fe +2HCl=FeCl2  +H2                       1б.                  

Fe0 + 2H+ = Fe2+ + H20                      1б.

С1. Элементы ответа:

1) 2Al +3Cl2=2AlCl3                                     1б.

     Al0 -3e=Al+3       2

     Cl20 +2e =2Cl-     3                                    1б.

2) AlCl3+ 3NaOH= Al(OH)3 + 3NaCl          1б.

    Al+3+3OH- =Al(OH)3                                1б.

3) 2 Al(OH)3= Al2O3 + 3H2O,                      1б.

4) Al2O3 + 2КОН = 2КAlO2+ H2O,             1б.

5) КAlO2+ 4HNO3 = Al(NO3)3+ KNO3 +2H2O    1б.

   AlO2- + 4H+  = Al3+ + 2H2O                        1б.                   

С2. Элементы ответа:

1) Mg +2HCl = MgCl2 + H2                           1 б.

2) m(Mg)= 12г * 0,95 = 11,4г                       1 б.

3) 2) =(Mg) = 11,4 /24 = 0,475моль   1 б.

4) V(H2)= 0,475 моль*22,4 л/моль = 10,64л теория                                                             1б.

5) выхода = 10л/10,64л = 0,94 или 94%       1б.

С2. Элементы ответа:

1) CaCО3 = СаО+ СО2                                     1 б.

2) m(CaCО3)= 20г * 0,90 = 18г                       1 б.

3) (СО2) =(CaCО3) = 18 /100 = 0,18моль 1 б.

4) V(СО2)= 0,18 моль*22,4 л/моль = 4,032л теория                                                               1б.

5) выхода = 3,23л/4,032л = 0,8или 80%         1б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверочные работы по теме "Металлы" 9 класс

Данные проверочные работы предназначены для текущего контроля усвоения знаний обучающимися. В заключении проводится контрольная работа....

Проверочная работа по теме "Щелочные металлы" ( 9класс)

Раздаточный материал для пров. работы по теме "Щелочные металлы" (4 варианта). Дополнительные задания (составление электронного баланса, ионных уравнений) учитель формулирует устно....

Проверочная работа по теме "Сравнение металлов" 11 класс,базовый уровень

Проверочная работа по теме "Сравнение металлов" 11 класс,базовый уровень...

Проверочная работа по теме"Металлы" для 9 класса

Данная проверочная работа по теме "Металлы"  предназначена для учащихся 9 класса, как контроль в конце 1 четверти....

Проверочная работа по теме "Металлы"

Аттестация учащихся в ходе изучения темы "Металлы"...

Проверочная работа по теме "Металлы"

Очень короткая работа которую можно использовать для проверки знаний в конце темы. Время выполнения (15 минут) можно сократить, если убрать задачу....

Проверочная работа по теме «Металлы» 11 кдасс

Цель данной разработки - проверка знаний учащихся по  теме " Металлы" и выявление пробелов знаний по данной теме...