программа
рабочая программа по химии (10 класс)

Арькова Наталья Аркадьевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл электив по химии 44.36 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена в составе ООП СОО

Приказ от 31.08.2018г. № 260

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     среднего общего образования по химии электив

   на 2016/17 учебный год

  10 -11 класс избранные вопросы по химии

Составитель: Арькова Н.А.,

учитель химии

1. Пояснительная записка.

Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Элективный курс «Избранные вопросы химии 10-11 класс» ориентированы на обучающихся, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно-научного профиля. Данный элективный курс рассчитан на 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе и предполагает существенное углубление знаний по органической и неорганической  химии. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам базового обучения.

Предполагается изучение данного курса параллельно с изучением курса органической химии в 10 классе и неорганической химии в 11 классе, что позволит учащимся 10-х и 11-х классов углубить и систематизировать знания.

После повторения важнейших понятий рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи веществ является тема « Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и даёт представление о некоторых механизмах их протекания и химические реакции в неорганической химии.

Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров). Такое построение программы позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.

Элективный курс «Избранные вопросы химии» может быть реализован за счёт часов школьного компонента учебного плана с целью углубленного обучения химии.

Цель элективного курса: систематизировать и углубить знания учащихся по органической химии, научить решать разнообразные задачи повышенной сложности.

Задачи:

- сформировать и углубить знания учащихся по органической химии и неорганической химии;

- продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, грамотно и доказательно излагать учебный материал, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания.

- развивать интеллектуальные творческие способности учащихся;

-развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии.

2. Планируемые результаты обучения:

  • В результате изучения элективного курса «Избранные вопросы химии» выпускник 10 класса научится:
  • Понимать важнейшие химические понятия: химическая связь,  углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные теории химии: строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: муравьиная и уксусная кислоты; щелочи, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка,

уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определятьвалентность и степень окисления химических элементов в органических соединениях, тип химической связи в органических соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризоватьобщие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснятьзависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи в органических веществах, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

В результате изучения элективного курса «Избранные вопросы химии» выпускник 10 класса сможет научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметными результатами освоения выпускниками 10 класса основной школы элективного курса «Избранные вопросы химии» являются:

1. В познавательной сфере: - давать определения изученных понятий; - наблюдать и описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, а также химические реакции, протекающие в природе, используя для этого русский язык и язык химии; - описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; - классифицировать изученные объекты и явления; - делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; - структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; - моделировать строение атомов элементов.

2. В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере: - проводить химический эксперимент.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности: - оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметными результатами освоения выпускниками 10 класса основной школы элективного курса «Избранные вопросы химии» являются: – использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; – использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; – умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; – использование различных источников для получения химической информации.

Личностными результатами освоения выпускниками 10 класса средней школы элективного курса «Избранные вопросы химии» являются: 1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; 2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

В результате изучения элективного курса «Избранные вопросы химии» выпускник 11 класса научится:

  • важнейшие химические понятия:, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • - основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
  • уметь:
  • - называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • - объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

В результате изучения элективного курса «Избранные вопросы химии» выпускник 11 класса сможет научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • - экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • - приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметными результатами освоения выпускниками 11 класса основной школы элективного курса «Избранные вопросы химии» являются:

1. В познавательной сфере: - давать определения изученных понятий; - наблюдать и описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, а также химические реакции, протекающие в природе, используя для этого русский язык и язык химии; - описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; - классифицировать изученные объекты и явления; - делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; - структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; - моделировать строение атомов элементов.

2. В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере: - проводить химический эксперимент.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности: - оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметными результатами освоения выпускниками 11 класса основной школы элективного курса «Избранные вопросы химии» являются: – использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; – использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; – умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; – использование различных источников для получения химической информации.

Личностными результатами освоения выпускниками 11 класса средней школы элективного курса «Избранные вопросы химии» являются: 1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; 2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

3. Содержание элективного курса 10 класс

Раздел 1: номенклатура и классификация органических соединений - 2 ч

Классификация органических соединений по строению углеродного скелета( ациклические, карбоциклические и гетероциклические); по функциональным группам (спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры).

Пространственная изомерия и её виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.

Расчётные задачи:

Решение задач на вывод формул органических веществ по его относительной плотности и массовой доли элементов в соединениях.

Демонстрации: 2) образцы представителей различных классов органических соединений и их шаростержневые модели.

Раздел 2: Углеводороды - 10 ч

Алканы. Строение и получение. Строение молекулы метана и других алканов.  Промышленные  (крекинг алканов, фракционная перегонка нефти)  и лабораторные ( синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия) способы получения алканов.

Химические свойства алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве.

Алкены. Строение молекулы этилена и других алкенов.  Получение алкенов: крекинг нефтепродуктов, дегидрирование алканов, дегидрогалогенирование, дегалогенирование).

Химические свойства: механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам.

Алкины. Строение молекулы ацетилена и других алкинов.  Получение алкинов: метановый и карбидный способы, дегидрогалогенирование.

Циклоалканы: строение, изомерия, номенклатура, свойства.

Арены. Строение молекулы бензола. Изомерия и номенклатура. Получение аренов.

Расчётные задачи по теме «Углеводороды».

Лабораторные опыты.

1. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов.

2. Построение моделей молекул алкенов.

3. Обнаружение алкинов в бензине.

Практические работы.

1.Качественный анализ органических соединений.

2.Углеводороды.

Раздел 3: Спирты и фенолы - 7 ч

Спирты. Классификация спиртов. Особенности электронного строения спиртов. Особенности химических свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Фенолы. Взаимное влияние атомов и групп атомов в молекулах органических веществ на примере фенола. Сравнение кислотных свойств воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце.

Демонстрации: 6) сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом и глицерином,  7) образцы углеводов и изделий из них, 8)  взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II).

Лабораторные опыты:

4. Растворимость многоатомных спиртов в воде.

5. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II).

Раздел 4: Альдегиды и кетоны - 3 ч

Особенности строения карбонильной группы. Особенности строения и химические свойства кетонов. Способы получения альдегидов и кетонов.

Раздел 5: Карбоновые кислоты - 3 ч

Особенности строения карбоксильной группы. Классификация, номенклатура, изомерия и получение карбоновых кислот. Производные карбоновых кислот.

Раздел 6: Сложные эфиры. Жиры. Мыла - 2 ч

Особенности строения сложных эфиров и жиров.  Классификация, номенклатура, изомерия и получение сложных эфиров и жиров.

Раздел 7: Углеводы - 5 ч

Углеводы. Дисахариды. Важнейшие представители: сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.

Содержание элективного курса  11 класс

Раздел 1. Электролиз – 5 ч

Понятие электролиз. Выполнение упражнений по теме «Электролиз». Решение задач  по теме «Электролиз»

Раздел №2. Растворы – 11 ч

Определение концентрации растворенного вещества в растворе с определенной концентрацией.

Приготовление раствора определенной концентрации. Разбавление (концентрирование) растворов. Смешивание растворов одного и того же вещества. Смешивание растворов различных веществ, приводящее к протеканию химической реакции. Вычисления, связанные с понятием «растворимость вещества»

Раздел №3. Генетическая связь между классами соединений – 6 ч

Понятие генетической связи в неорганической химии и в органической химии. Генетическая связь между классами  неорганических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Цепочки превращений.

Раздел №4. Вывод химических формул – 6 ч

Понятие массовой доли, основные формулы, решение задач. Нахождение простейшей химической формулы вещества по массовым долям элементов.

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массовым долям и относительной плотности его по другому газу.

Установление молекулярной формулы газообразного вещества по продуктам сгорания

Раздел 5. Окислительно-восстановительные – 6 ч

Понятие окислительно - восстановительные реакции. Определение степени окисления. Методы расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.

Тематическое планирование 10 класс

Дата

№ урока

Тема занятия

кол-во часов

контроль

Примечание (коррекция)

Раздел №1. номенклатура и классификация органических соединений - 2 ч

1

        Классификация органических соединений

1

2

Номенклатура органических соединений

1

Раздел №2. Углеводороды - 12 ч

3

        Предельные углеводороды

1

4

Алканы

1

5

Непредельные углеводороды

1

6

Алкены

1

7

        Алкадиены

1

8

Алкадиены и каучуки.

1

9

Алкины

1

10

Алкины. Ацетилен

1

тест

11

        Ацетиленовые углеводороды

1

12

Ароматические углеводороды

1

13

Арены

1

14

Ароматические углеводороды (арены)

1

Раздел №3. Спирты и фенолы - 7 ч

15

Классификация и номенклатура гидроксильных соединений

1

16

Химические свойства спиртов

1

17

Применение метилового и этилового спиртов

1

18

Многоатомные спирты, их строение и свойства

1

19

Фенол, его гомологи

1

20

Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол

1

21

Лабораторные опыты: Свойства глицерина, Распознавание первичных, вторичных, третичных спиртов

1

Л.р

Раздел №4. Альдегиды и кетоны - 3 ч

22

Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов

1

23

Химические свойства

1

25

Лабораторные опыты: Окисление спирта в альдегид; Цветная реакция на ацетон

1

Л.р

Раздел №5. Карбоновые кислоты - 3 ч

26

Строение карбоновых кислот

1

27

Двухосновные кислоты: щавелевая и молоновая кислоты

1

28

Представители ароматических кислот. Высшие карбоновые кислоты

1

тест

Раздел №6. Сложные эфиры. Жиры. Мыла - 2 ч

29

Сложные эфиры

1

30

Жиры

1

Раздел №7. Углеводы - 5 ч

31

Классификация углеводов

1

32

Моносахариды

1

33

Дисахариды

1

34

Полисахариды

1

35

Повторение по курсу Органическая химия

1

тест

                                        Итого 35 ч

Тематическое планирование 11 класс

Дата

№ урока

Тема занятия

кол-во часов

контроль

Примечание

(коррекция)

Раздел №1. Электролиз -5 ч

1,2

Выполнение упражнений по теме «Электролиз» (инертные электроды)

2

3,4,5

Решение задач  по теме «Электролиз»

3

Раздел №2. Растворы - 11 ч

6

Определение концентрации растворенного вещества в растворе с определенной концентрацией

1

7,8

Приготовление раствора определенной концентрации

2

Л.р

9,10

Разбавление (концентрирование) растворов.

2

11,12

Смешивание растворов одного и того же вещества.

2

13,14

Смешивание растворов различных веществ, приводящее к протеканию химической реакции

2

тест

15,16

Вычисления, связанные с понятием «растворимость вещества»

2

Раздел №3. Генетическая связь между классами соединений - 6 ч

17,18,19

Генетическая связь между классами  неорганических соединений.

3

20,21,22

Генетическая связь между классами органических соединений

3

С.р

Раздел №4. Вывод химических формул – 6 ч

23,24

Нахождение простейшей химической формулы вещества по массовым долям элементов

2

25,26

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массовым долям и относительной плотности его по другому газу

2

тест

27,28

Установление молекулярной формулы газообразного вещества по продуктам сгорания

2

Раздел №5. Окислительно-восстановительные реакции – 6 ч

29,30

Определение степени окисления в химических соединениях

2

31,32,33

Составление уравнений химических реакций методом электронного баланса

3

С.р

34,35

Составление уравнений химических реакций методом полуреакции

2

Итого: 35 часа

Система и критерии оценок

Система оценок – трѐхбалльная или зачетная.

Оценка «отлично».

 Обучающийся освоил теоретический материал курса, получил навыки его применения при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями обучающийся продемонстрировал умение работать самостоятельно. Способен самостоятельно интегрировать, новые знания в систему собственных знаний. Умеет проектировать новые способы решения.

Оценка «хорошо».

Обучающийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося, способен активно использовать знания в знакомой ситуации.

 Оценка «удовлетворительно».

Обучающийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволяет ему достаточно успешно решать простые задачи по алгоритму.

 Требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

 Расчѐтные формулы для любых типов задач;

Строение, физические и химические свойства неорганических веществ.

 Типичные окислители и восстановители,

Типы ОВР,

 Закономерности протекания ОВР,

 Методику составления ОВР различными способами,

 Классификация цепочек превращений органических соединений.

 Обучающиеся должны уметь: 

 Определять тот или иной тип расчѐтных задач;

Анализировать условия задач;

 Выявлять химическую сущность задачи;

 Составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;

Производить математические расчѐты;

 Использовать несколько способов при решении задачи,

 Свободно ориентироваться в большом количестве всевозможных ОВР,

 Составлять уравнения ОВР органических соединений на основании методов: электронного и полуреакций,

 Осуществлять цепочки превращений любого типа, используя системно – деятельностный подход.

Форма аттестации обучающихся:

Проверочные работы по каждой теме;

Тестирование;

Защита итоговой работы по данному курсу.

 Предполагаемые темы защиты:

Разработка дидактического материала к любому типу расчетных задач;

 Составление инструкций - алгоритмов решения расчѐтных задач любого типа;

 Окислительно – восстановительные реакции на космическом корабле,

 ОВР в организме человека,

 Самый сильный окислитель,

 Цепочки попроще, цепочки посложней с решениями.

Литература.

1. .Бровко М.И, Волович П.М.. Готовимся к экзамену по химии. АЙРИС. Москва.

2. Габриелян О.С. и др. Химия. 10 класс. Профильный уровень.М. Дрофа. 2005.

3. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. М. Дрофа. 2005

4. Глинка Н,Л. Общая химия. М.

5.. Зоммер К.  Аккумулятор знаний по химии. М. Мир.

6.Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. Издательство «Химия» 1981

7. Метельский А.В. Химия в экзаменационных вопросах и ответах. Минск 1997

8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В, Чуранов С.С. Сборник конкурсных задач по химии. Издательство Экзамен. М. 2006

9. Ахметов М.А. ЕГЭ по химии: результаты и методика подготовки выпускников. – Ульяновск: УИПК ПРО, 20016.- 150с.

10.  ЕГЭ – 2017. Химия. Тематические тренировочные задания/ И.А. Соколова – М.: АСТ: Астрель, 2017. – 286с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...