Соли, их классификация и номенклатура
план-конспект урока по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Соли, их классификация, номенклатура.
Предмет: химия
Класс: 8
Учитель: Стенькина Светлана Алексеевна
Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре и значении солей.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;
- Привести в систему знания учащихся о классификации солей;
- Познакомить с применением солей.
Развивающие:
- Развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
- Правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций;
- Развивать умения наблюдать и делать выводы.
Воспитательные:
- Формирование всесторонне развитой личности;
- Воспитывать любовь к родному краю;
- Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.
Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Соли”
Оборудование: таблица растворимости, периодическая система, таблица солей, компьютер, проектор, презентация
Планируемые образовательные результаты:
личностные: интерес к предмету
метапредметные: формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.
предметные: знание классификации и номенклатуры солей, умение составлять формулы солей по названию, умение отличать соли от других классов веществ; расширение представлений о классах неорганических веществ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Литература для учителя: Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс - М,: Дрофа, 2002.
Литература для учащихся: Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2010.
Ход урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
Приветствие, проверка отсутствующих
Учитель: - Добрый день, друзья! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе.
Девизом урока будут слова Гёте: « Просто знать – ещё не все, знания нужно уметь использовать».
2. Проверка домашнего задания – 5 мин.
Устный опрос:
1. Что такое оксиды? На какие группы они делятся?
2. Что такое основания? Их классификация
3. Что такое кислоты? Какие они бывают? Номенклатура кислот?
3. Актуализация знаний – 5 мин.
А сейчас выполним следующее задание (1 чел. На доске) остальные самостоятельно в тетрадях
К какому классу относятся вещества, распределите их по классу в таблицу
NO2; СаSO4 ; HNO3; КOH; Na2CO3 ; H2 О; CO2; Mg(OH)2; H2CO3; H2SO4; K3PO4 ; Al(OH)3
оксиды | основания | кислоты | |
Учитель: После распределения мы видим, что у нас остались следующие соединения: СаSO4, Na2CO3, K3PO4
Ребята, посмотрите на вещества, которые вы выделили в четвертый столбик. Что их объединяет по составу? Попробуйте дать им определение.
Ученики: Это сложные вещества, состоящие из металлов и кислотных остатков.
Учитель: Такие соединения называют соли
Итак тема нашего урока – соли.
Ученики: записывают тему урока и цели
4. Изучение новой темы – 20 мин.
Учитель: Давайте запишем определение солей.
Cоли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.
Общая формула солей - MexAy,
где Ме- металл
А – кислотный остаток
x, y – число атомов
Ионы металлов – положительные ионы Ca2+, K+, Al3+
Кислотный остаток – отрицательные ионы Cl-, SO42-, PO43-
Ученики слушают и записывают все в тетрадь
Классификация солей
Средние соли – это соли, в которых все атомы водорода соответствующей кислоты замещены на атомы металла Ca(NO3)2; K2SO4; Al(NO3)3.
Кислые соли – это соли, в которых атомы водорода замещены только частично
KHSO4; MgHPO4
Основные соли – это соли, в которых группы ОН соответствующего основания частично замещены на кислотные остатки LiOHPO4; Mg(OH)Cl
Двойные соли – это соли, в которых содержится два разных катиона и один анион K2NaPO4
Смешанные соли – это соли, в которых содержится один катион и два разных аниона CaOCl2
Комплексные соли – это соли, в состав которых входит комплексный ион K4[Fe(CN)6]
Учитель: А как составить формулу солей? Соль электронейтральная. Составляем по алгоритму.
Ученик зачитывает и все записывают в тетрадь алгоритм
Алгоритм действий при составлении формулы соли: |
|
|
|
-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла; |
-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка. |
6
∕ \
а) Al3+ и S2- → Al+3S2- → Al2S3
Номенклатура солей:
1.Название кислотного остатка (аниона)
Названия одноатомных анионов образуются из корней латинских названий соответствующих элементов с суффиксом «ид» (Cl - – хлорид, F - – фторид, S2- – сульфид)
Названия анионов кислородосодержащих кислот составляются из корня латинского названия элемента, образующего кислоту, с добавлением суффиксов: «ат» (когда кислотообразующий элемент проявляет высшую степень окисления), «ит» (когда кислотообразующий элемент проявляет низшую степень окисления).
2.Название металла в родительном падеже.
3.Указание валентности металла, если она переменная.
5. Закрепление новой темы – 9 мин.
1. Конкурс «Кто больше»
На слайде изображены карточки с различными знаками. Задание: составить как можно больше химических формул солей и дать им названия.
Al | Cl | S | K | NO3 | Na2 | (CO3)3 |
SO4 | H | Ca | H2 | PO4 | Fe2 | Li3 |
6. Домашнее задание – 1 мин.
На «3» - § 21, выучить табл.5, № 1
На «4» - § 21, выучить табл.5, № 1, 2
На «5» - § 21, выучить табл.5, №1 - 3
7. Рефлексия – 3 мин.
1. И так, что изучали на уроке?
2. Что нового вы изучали?
3. Особенно, что вам понравилось?
4. Что бы вы хотели выполнить еще раз?
5. А что сделать по-другому?
6. На сколько оценим урок?
8. Итог урока – 1 мин.
Выставление оценок
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девизом урока будут слова Гёте: «Просто знать – ещё не все, знания нужно уметь использовать».
К какому классу относятся вещества, распределите их по классу в таблицу NO 2 ; Са SO 4 ; HNO 3 ; К OH; Na 2 CO 3 ; H 2 О ; CO 2 ; Mg(OH) 2 ; H 2 CO 3 ; H 2 SO 4 ; K 3 PO 4 ; Al(OH) 3 Оксиды Основания Кислоты
Оксиды Основания Кислоты Соли NO 2 К OH HNO 3 Са SO 4 H 2 О Mg(OH) 2 H 2 CO 3 Na 2 CO 3 CO 2 Al(OH) 3 H 2 SO 4 K 3 PO 4
Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре и значении солей.
Cоли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка. Общая формула солей MexAy , где Ме - металл А – кислотный остаток x , y – число атомов
Ионы металлов – положительные ионы Ca 2+ , K + , Al 3+ Кислотный остаток – отрицательные ионы Cl - , SO 4 2- , PO 4 3-
Классификация солей соли средние кислые основные двойные смешанные комплексные
Средние соли – это соли, в которых все атомы водорода соответствующей кислоты замещены на атомы металла Ca ( NO 3 ) 2 ; K 2 SO 4 ; Al ( NO 3 ) 3 . Кислые соли – это соли, в которых атомы водорода замещены только частично KHSO 4 ; MgHPO 4 Основные соли – это соли, в которых группы ОН соответствующего основания частично замещены на кислотные остатки LiOHPO 4 ; Mg ( OH ) Cl
Двойные соли – это соли, в которых содержится два разных катиона и один анион K 2 NaPO 4 Смешанные соли – это соли, в которых содержится один катион и два разных аниона CaOCl 2 Комплексные соли – это соли, в состав которых входит комплексный ион K 4[ Fe ( CN )6]
Алгоритм действий при составлении формулы соли: Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов. Разделить полученное число: -на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла; -на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка. 6 ∕ \ Al 3+ и S 2- → Al +3 S 2- → Al 2 S 3
Номенклатура солей: 1. Название кислотного остатка (аниона) Названия одноатомных анионов образуются из корней латинских названий соответствующих элементов с суффиксом «ид» ( Cl - – хлорид, F - – фторид, S 2- – сульфид) Названия анионов кислородосодержащих кислот составляются из корня латинского названия элемента, образующего кислоту, с добавлением суффиксов:« ат » (когда кислотообразующий элемент проявляет высшую степень окисления), « ит » (когда кислотообразующий элемент проявляет низшую степень окисления). 2. Название металла в родительном падеже. 3.Указание валентности металла, если она переменная.
Конкурс «Кто больше» На слайде изображены карточки с различными знаками. Задание: составить как можно больше химических формул солей и дать им названия . Al Cl S K NO 3 Na 2 (CO 3 ) 3 SO 4 H Ca H 2 PO 4 Fe 2 Li 3
Домашнее задание На «3» - § 21, выучить табл.5, № 1 На «4» - § 21, выучить табл.5, № 1, 2 На «5» - § 21, выучить табл.5, № 1 - 3
Рефлексия 1. И так, что изучали на уроке? 2. Что нового вы изучали? 3. Особенно, что вам понравилось? 4. Что бы вы хотели выполнить еще раз? 5. А что сделать по-другому? 6. На сколько оценим урок?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."
«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...
Урок: Делаем контрольную закупку! (тема: Классификация и номенклатура неорганических веществ)
Урок химии проводится в 8 классе после изучения тем «Степень окисления», «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли». Раздел программы «Соединения химических элементов». (УМК О.С.Габриеляна).Позволяет за...
КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (Малый химический тренажёр)
Материалы для контроля знаний учащихся 8 класса по теме «Основные классы неорганических соединений»Учитель химии ГОУ СОШ № 466Овчарова Ольга Эдуардовна...
Конспект-урока "Соли, их классификация и номенклатура" 8 класс.
Урок разработан с использованием ЭОР....
Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".
Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номеклатура" изпользуется учителем при изучении соответствующей темы. Рабочая программа и учебник О.С.Габриел...
Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".
Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...
Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»
Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...