Методическая разработка по теме "Изменения, происходящие с веществами"
методическая разработка по химии (8 класс)

Данная методическая разработка облегчит работу учителя,работающего в 8 классе по 2-х часовой программе О.С.Габриеляна. Она содержит календарно-тематическое планирование по теме "Изменения, происходящие с веществами", а также подробное поурочное планирование к каждому уроку с использованием дополнительного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №40

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА ПО ХИМИИ

ТЕМА «ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ»

 

Разработала: учитель химии

Домащук Татьяна Николаевна

                                                         Орел, 2018

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………3

Календарно-тематическое планирование по разделу: «Изменения, происходящие с веществами»………………………………………………………………………………..5

Урок 1…………………………………………………………………………………7

Урок 2………………………………………………………………………………..11

Урок 3………………………………………………………………………………..15

Урок 4………………………………………………………………………………..18

Урок 5………………………………………………………………………………..21

Урок 6………………………………………………………………………………..24

Урок 7………………………………………………………………………………..28

Урок 8………………………………………………………………………………..33

Урок 9………………………………………………………………………………..37

Урок 10………………………………………………………………………………40

Урок 11………………………………………………………………………………45

Список литературы…………………………………………………………………51

Пояснительная записка

Методическая разработка по теме: «Изменения, происходящие с веществами» составлена на основании Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна и предназначена для учащихся 8 классов.

Данная тема является одной из важных тем курса химии, так как служит фундаментом для дальнейшего изучения материала, например химических свойств и способов получения неорганических и органически веществ. Кроме этого, знание закона сохранения массы веществ и типов химических реакций дает возможность управлять превращениями веществ, находить экономически и экологически безопасные способы их производства.

Цели обучения:

1) Повторить отличия физических явлений от химических явлений.

2) Научить составлять уравнения химических реакций на основании закона сохранения массы веществ.

3) Познакомить учащихся с реакциями различных типов: соединения, разложения, замещения и обмена. Научить определять продукты химических реакций на основании полученных знаний.

4) Научить школьников производить расчеты по химическим уравнениям.

5) Показать возможность использования полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.

6) Повторить и обобщить изученный материал, подготовить учащихся к контролю знаний и умений.

7) Осуществить контроль знаний и умений учащихся по данному разделу.

Задачи обучения: см. планы уроков.

Результаты обучения.

После изучения раздела учащиеся будут знать:

- отличия физических явлений от химических явлений;

- признаки и условия протекания химических реакций;

- способы очистки веществ;

- закон сохранения массы веществ, открытый М.В. Ломоносовым;

- классификацию химических реакций по числу и составу исходных веществ, по тепловому эффекту, по обратимости, по наличию и отсутствию катализатора.

Учащиеся будут уметь:

- отличать физические явления от химических явлений;

- составлять уравнения химических реакций;

- читать уравнение и читать химическую реакцию;

-определять тип химической реакции;

- производить расчеты по химическим уравнениям;

- применять теоретические знания на практике;

- эффективно работать в группе, паре для достижения общей цели;

- выполнять задания различного уровня сложности (часть А, В и С).

Технологии обучения: здоровье сберегающие, проблемного и дифференцированного  обучения, информационно-коммуникативные.

Типы уроков: изучение нового материала; закрепление и совершенствование знаний и умений; повторительно-обобщающий урок; контроль знаний и умений; комбинированный урок.

Виды уроков: объяснение, повторение, практическая работа, контрольная работа.

Формы организации учебной  деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- словесные (рассказ, беседа);

- наглядные (методы демонстраций и иллюстраций);

-  репродуктивные (работа с книгой, устное изложение, наблюдение);

- проблемно-поисковые;

- практические (лабораторные опыты, практические работы);

- дедуктивные (от общего к частному);

- индуктивные (от частного к общему).

Календарно-тематическое планирование по теме: «Изменения, происходящие с веществами»  (11 часов)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Физические и химические явления. Химические реакции

1

2

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

1

3

Упражнения в составлении уравнений химических реакций

1

4

Практическая работа№ 3. «Наблюдение за горящей свечой»

1

5

Реакции разложения и соединения

1

6

Реакции замещения и обмена

1

7

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Типы химических реакций»

1

8

Расчеты по химическим уравнениям

1

9

Закрепление умения производить расчеты по химическим уравнениям

1

10

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

1

11

Контрольная работа №3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

1

Урок 1

1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.

2. Тема урока: физические и химические явления. Химические реакции.

3. Цели урока: повторить отличия физических явлений от химических; познакомить с признаками и условиями протекания химических реакций.

4. Задачи:

  • образовательные:

- вспомнить и закрепить ранее изученные понятия (физические и химические явления);

- ввести новые понятия (признаки химических реакций, условия протекания химических реакций, реакции горения, экзо- и эндотермические реакции);

- продолжить формирование практических умений.

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств);

- внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, демонстрационный эксперимент).

  • Развивающие:

- внимание (непроизвольное – за счет демонстрационного эксперимента; произвольное – за счет сообщения учащимся о значении данной темы);

- мышление (выполнение упражнений на физические и химические явления, на способы разделения смесей);

- память (зрительная – за счет запоминания схем и наблюдения за экспериментом).

5. Тип, вид, разновидность урока:

  • тип – урок изучения нового материала;
  • вид – объяснение;
  • разновидность – объяснение с элементами беседы, демонстрационного эксперимента.

6. Оборудование:

Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Химическая посуда и материалы: штатив для пробирок, пробирки, химические стаканы, спиртовка, спички, асбестовая сетка, держатель, бенгальские огни.

Реактивы: растворы: NaOH, HCl, CuSO4, NH4Cl, фенолфталеин; Zn (гранулы).

Наглядные средства обучения: схемы: «Признаки химических реакций», «Условия протекания химических реакций», коллекция «Нефть и продукты ее переработки».

7. Ход урока:

Этапы урока

Содержание. Структура урока

Время на этап

Методы и приемы

1) Оргмомент

Отметить отсутствующих.

1 мин

2) Объявление темы урока

Физические и химические явления. Химические реакции.

1 мин

Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание

Цель урока: повторить отличия физических явлений от химических, познакомиться с признаками и условиями протекания химических реакций.

1 мин

Устно.

4) Повторение ранее изученного материала

1. Вспомнить определения физических и химических явлений.

Физические – явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние вещества без изменения состава.

Химические − явления, в результате которых из одних веществ, образуются другие.

2. Выполнить задание на повторение отличий физических явлений от химических явлений. Ответ записать в виде последовательности букв.

Явления:

А) испарение спирта;

Б) горение древесины;

В) гниение листвы;

Г) расплющивание металла;

Д) скисание молока;

Е) таяние снега.

Ответ: физические явления – а, г, е; химические явления – б, в, д.

8 мин

Устно.

Задание выполняется на  доске – один учащийся записывает ответ, остальные работают в тетрадях.

5) Объяснение новой темы

1.Обратить внимание учащихся на то, что многие способы получения чистых веществ относятся к физическим явлениям:

- перегонка;

- кристаллизация;

- фильтрование;

- выпаривание;

- отстаивание;

- центрифугирование;

- возгонка.

2. Выполнить задание: предложите способ разделения смесей: а) алюминия и железа; б) речного песка и сахара.

Ответ: а) с помощью магнита; б) растворение→фильтрование→выпаривание.

3. Поставить вопрос: как распознать химическую реакцию? Ответ: по характерным признакам.

Схема

Химическая реакция

Образование новых веществ

Появление новых свойств:

а) изменение цвета;

б) выпадение или растворение осадка;

в) выделение газа;

г) появление запаха;

д) выделение или поглощение тепла;

е) появление света.

 

Показать демонстрационные опыты и заполнить таблицу:

Взаимодействующие

вещества

Признаки

реакции

NaOH+ ф-ф и НСl

Обесцвечивание

раствора

CuSO4 и NaOH

Выпадение голубого осадка

Cu(OH)2

Cu(OH)2↓ и HCl

Растворение осадка

Zn и HCl

Выделение газа Н2

NH4Cl и NaOH

Появление резкого запаха

Mg и O2

Вспышки света, выделение тепла

 4. Ввести новые понятия:

Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называются реакциями горения.

Экзотермические – реакции, протекающие с выделением теплоты (+Q).

Эндотермические − реакции, протекающие с поглощением теплоты    (-Q)

5. Поставить вопрос: что необходимо сделать, чтобы произошла химическая реакция? Ответ: контакт веществ и нагревание.

Схема

Условия возникновения химических реакций

        Нагревание

Контакт веществ

Измельчение  Очистка         Растворение

        от примесей

25 мин

Учащиеся записывают способы очистки веществ в тетрадь, учитель демонстрирует нефтяную коллекцию.

Устно.

Учитель поясняет схему, учащиеся

переносят ее в тетрадь.

Учитель показывает опыты и вместе с учениками заполняет таблицу.

Учитель вводит новые понятия, учащиеся записывают определения в тетрадь.

Учитель поясняет схему, учащиеся

переносят ее в тетрадь.

     

6) Вывод

2 мин

Один из учащихся с помощью учителя делает вывод.

7) Д/З

§ 25, 26 упр. 3,4 стр.134; упр. 3 стр.139

2 мин

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.


Урок 2

1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.

2. Тема урока: закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

3. Цели урока: сформулировать закон сохранения массы веществ; научить составлять уравнения химических реакций на основании данного закона.

4. Задачи:

  • образовательные:

- повторить ранее изученные понятия (признаки и условия возникновения и течения химических реакций);

- сформулировать закон сохранения массы веществ;

- ввести новые понятия (химическое уравнение, коэффициент);

- продолжить формирование практических умений (с помощью демонстрационного эксперимента).

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений);

- внести в урок элементы эстетического воспитания (демонстрационный эксперимент);

- патриотическое воспитание (М.В. Ломоносов – великий русский ученый).

  • Развивающие:

- внимание (расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций);

- мышление (составление уравнений химических реакций);

- память (запоминание формулировки закона сохранения массы веществ);

- речь (чтение уравнений химических реакций, чтение химических реакций).

5. Тип, вид, разновидность урока:

  • тип – комбинированный;
  • вид – объяснение;
  • разновидность – объяснение с элементами беседы, опроса, демонстрационного эксперимента.

6. Оборудование:

Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Химическая посуда и материалы: штатив для пробирок, пробирки, химические стаканы, весы, набор разновесов

Реактивы: растворы: NaOH, HCl, Na2CO3, FeCl3, FeSO4.

Наглядные средства обучения: портрет М.В. Ломоносова, презентация «История открытия закона сохранения массы веществ».

7. Ход урока:

Этапы урока

Содержание. Структура урока

Время на этап

Методы и приемы

1) Оргмомент

Отметить отсутствующих.

1 мин

2) Объявление темы урока

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

1 мин

Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание

Цель урока: изучить и сформулировать  закон сохранения массы веществ, научиться составлять уравнения химических реакций.

1 мин

Устно.

4) Повторение ранее изученного материала

1. Проверить Д/З:

упр. 3 стр. 134

а) Растворение в воде, фильтрование, выпаривание;

б) перегонка;

в) отстаивание.

упр. 4 стр. 134

Отстаивание, фильтрование, кипячение.

упр. 3 стр. 139

Появление налета на медных монетах, бронзовых и серебряных изделиях связано с протеканием химической реакции. Изделия можно очистить с помощью раствора нашатырного спирта.

2. Провести опрос:

- Перечислите признаки химических реакций.

- Назовите условия протекания химических реакций.

- Дайте определение реакциям горения.

- Дайте определения экзо- и эндотермическим реакциям.

3. Показать демонстрационные опыты и заполнить таблицу:

Взаимодействующие

вещества

Признаки реакций

FeCl3 и  NaOH

Выпадение бурого осадка Fe(OH)3

Fe(OH)3↓ и  HCl

Растворение осадка

Na2CO3 и  HCl

Выделение газа СО2

10 мин

Двое учащихся отвечают Д/З.

Учитель проводит опрос учащихся.

Один из учащихся под руководством учителя выполняет демонстрационный эксперимент, остальные – заполняют таблицу в тетрадях.

5) Объяснение новой темы

1. Историческая справка об открытии закона сохранения массы веществ:

а) работа Р. Бойля;

б) работа М.В. Ломоносова

2. Сформулировать закон сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.

3. Опытным путем доказать справедливость закона  сохранения массы веществ и заполнить таблицу:

Вещества

Масса

До сливания растворов

FeSO4 и  NaOH

14 г 50 мг

После сливания растворов

Fe(OH)2 и Na2SO4

14 г 50 мг

4. Ввести новые понятия, научить составлять химические уравнения:

На основании  закона  сохранения массы веществ составляются химические уравнения.

Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

Схема:

магний + кислород → оксид магния

Химическое уравнение:

индекс        коэффициент

2Mg + O2 = 2MgO

Исходные        Продукты реакции

вещества

Коэффициент – число, стоящее перед формулой вещества, необходимое для того, чтобы уравнять число атомов одинаковых химических элементов в правой  и левой частях уравнения.

Коэффициент показывает количество вещества.

Индекс показывает число атомов в молекуле.

Коэффициент, умноженный на индекс, показывает общее число атомов химического элемента.

Чтение уравнения: два магний плюс о два равно два магний о.

Чтение реакции: два моль магния взаимодействуют с одним моль кислорода с образованием двух моль оксида магния.

Проверка справедливости закона сохранения массы веществ:

2Mg + O2 = 2MgO

2×24 + 16×2 = 2×(24+16)                                      

                 80 = 80

5. Выполнить задание на закрепление нового материала: составьте уравнения химических реакций по предложенным схемам.

а) алюминий + сера →сульфид алюминия

б) оксид калия + вода→ гидроксид калия

Ответ:

2Al + 3S = Al2S3

K2O + H2O = 2KOH.

24 мин

Один из учащихся готовит и показывает презентацию, остальные внимательно слушают.

Формулировку закона учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель показывает опыт, ученики заполняют таблицу в тетрадях.

Учитель вводит новые понятия, учащиеся записывают определения в тетрадь.

Учитель объясняет, как составлять уравнение химической реакции по предложенной схеме.

Учитель объясняет, как читать уравнение и химическую реакцию.

Учащиеся вместе с учителем составляют химические уравнения по предложенным схемам.    

6) Вывод

1 мин

Один из учащихся  делает вывод.

7) Д/З

§ 27 упр. 2 (а-г); упр. 3 (а, б) стр.145

2 мин

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

Урок 3

1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.

2. Тема урока: упражнения в составлении уравнений химических реакций.

3. Цель урока: закрепить умение составлять уравнения химических реакций.

4. Задачи:

  • образовательные:

- повторить ранее изученные понятия (химическое уравнение, коэффициент, индекс);

- вспомнить и сформулировать закон сохранения массы веществ;

- продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций;

- осуществить контроль знаний и умений учащихся (проверочная работа).

 Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений);

- патриотическое воспитание (М.В. Ломоносов – великий русский ученый).

  • Развивающие:

- внимание (расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций);

- мышление (составление уравнений химических реакций);

- память (запоминание формулировки закона сохранения массы веществ, алгоритма составления химических уравнений);

- речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).

5. Тип, вид, разновидность урока:

  • тип – урок закрепления и совершенствования знаний и умений;
  • вид – повторение;
  • разновидность – повторение с элементами беседы, опроса, контроля знаний и умений учащихся.

6. Оборудование:

Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Наглядные средства обучения: портрет М.В. Ломоносова, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

7. Ход урока:

Этапы урока

Содержание. Структура урока

Время на этап

Методы и приемы

1) Оргмомент

Отметить отсутствующих.

1 мин

2) Объявление темы урока

Упражнения в составлении уравнений химических реакций.

1 мин

Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание

Цель урока: продолжить совершенствовать умение составлять химические уравнения.

1 мин

Устно.

4) Повторение ранее изученного материала

1. Проверить Д/З:

упр. 2 (а-г) стр. 145

а) 3CuCl2 + 2Al = 2AlCl3 + 3Cu;

б) 4P + 5O2 = 2P2O5;

в) Fe2(SO4)3 + 6KOH = 2Fe(OH)3 + 3K2SO4

г) 2CuOH = Cu2O + H2O.

упр. 3 (а, б) стр.145

a) H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O;

б) Na2O +  H2O = 2NaOH

2. Провести опрос:

- На основании какого закона составляют химические уравнения?

- Сформулируйте закон сохранения массы веществ.

- Дайте определение химического уравнения.

- Дайте определение коэффициента.

- Что показывает коэффициент?

- Что показывает индекс?

7 мин

Двое учащихся работают у доски, учитель проводит опрос остальных школьников.

5) Закрепление умения составлять химические уравнения

1. Выполнить задание на составление химических уравнений по предложенным схемам:

а) железо + кислород → оксид железа (2);

б) алюминий + йод → иодид алюминия;

в) алюминий + серная кислота →

→ сульфат алюминия + водород;

г) гидроксид кальция + фосфорная кислота → фосфат кальция + вода.

Для уравнения под буквой «а» проверить справедливость закона сохранения массы веществ.

Ответ:

а) 2Fe + O2 = 2FeO

2×56 + 16×2 = 2×(56+16)

               144 = 144;

б) 2Al + 3I2 = 2AlI3;

в)  2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2

г) 3Ca(OH)2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2 + 6H2O.

2. Выполнить задание на интерактивной доске: найти и исправить ошибки, допущенные в химических уравнениях:

а) 2N + O2 = 2NO;

б) FeS + H2Cl = FeCl2 + H2S↑;

в) Al + 2HCl = AlCl2 + 2H↑.

Ответ:

а) N2 + O2 = 2NO;

б) FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S↑;

в) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2↑.

20 мин

Двое учащихся работают у доски, остальные – у себя в тетрадях.

Задание выполняется на интерактивной доске – один учащийся исправляет ошибки, остальные работают в тетрадях.

6) Проверочная работа

Задание: составить химическое уравнение по предложенной схеме и доказать  справедливость закона сохранения массы веществ.

1 вариант

Железо + хлор → хлорид железа (3)

Ответ:

2Fe + 3Сl2 = 2FeCl3

2×56 + 3×35,5×2 = 2×(56+35,5×3)

                      325 = 325

2  вариант

Алюминий + кислород → оксид алюминия

Ответ:

4Al + 3O2 = 2Al2O3

4×27 + 3×16×2 = 2×(27×2+16×3)

                   204 = 204

7 мин

Учащиеся выполняют проверочную работу по вариантам.

7) Вывод

1 мин

Один из учащихся  делает вывод.

8) Д/З

§ 27 упр. 2 (д-ж); упр. 3 (в, г) стр.145

2 мин

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

Урок 4

1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.

2. Тема урока: наблюдение за горящей свечой.

3. Цели урока: провести наблюдение за горящей свечой.

4. Задачи:

  • образовательные:

- повторить ранее изученные понятия (физические и химические явления, признаки химических реакций);

- провести инструктаж по технике безопасности (повторить правила техники безопасности);

- совершенствовать практические умения и навыки учащихся.

  • Воспитательные:

- воспитывать у школьников познавательный интерес к химии;

- воспитывать у учащихся чувство ответственности к порученному делу, наблюдательность, самостоятельность, внимательность, аккуратность.

  • Развивающие:

- внимание (оформление и заполнение таблицы, выполнение опытов);

- мышление (умение сравнивать, анализировать, делать выводы);

- память (зрительная – за счет наблюдения за приемами работы с веществами, материалами и химической посудой).

5. Тип, вид, разновидность урока:

  • тип – урок закрепления теоретических знаний и совершенствования практических умений;
  • вид – практическая работа;
  • разновидность – практическая работа с элементами беседы, объяснения, опроса.

6. Оборудование:

Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Химическая посуда и материалы: свечи, спички, держатели, предметные стекла, фильтровальная бумага, штативы для пробирок, пробирки, резиновые пробки, асбестовые сетки, стеклянные банки разного объема, резиновая груша, стеклянная трубка.

Реактивы: растворы Сa(OH)2.

7. Ход урока:

Этапы урока

Содержание. Структура урока

Время на этап

Методы и приемы

1) Оргмомент

Отметить отсутствующих, раздать тетради для практических работ.

1 мин

2) Объявление темы урока

Практическая работа №2

Наблюдение за горящей свечой.

1 мин

Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание

Цель урока: провести наблюдение за горящей свечой, сделать выводы о явлениях, происходящих при горении свечи.

1 мин

Устно.

4) Повторение ранее изученного материала

Провести опрос:

- Дайте определение физическим явлениям, приведите примеры.

-  Дайте определение химическим явлениям, приведите примеры.

- Перечислите признаки химических реакций.

4 мин

Учитель проводит опрос учащихся по пройденному материалу.

5) Проведение инструктажа по технике безопасности

Повторить правила техники безопасности с помощью запрещающих знаков:

- не наклоняться над пламенем свечи;

- зажигать свечу спичкой;

- парты воском не пачкать;

- предметное стекло и пробирку долго не держать над пламенем свечи;

- реактивы использовать экономно;

- быть внимательными и аккуратными при работе со щелочью;

- убрать рабочее место после практической работы.

5 мин

Инструктаж проводится с помощью интерактивной доски.

6) Проведение практической работы

1. Обсудить опыты с учащимися.

2. Наблюдать за выполнением опытов учащимися (опыт №1 «Физические явления при горении свечи»; опыт №2 «Обнаружение продуктов горения в пламени»).

3. Провести опыт №3 «Влияние воздуха на горение свечи»

4. Оформить результаты опытов в виде таблицы (см. приложение), сделать выводы.

25 мин

Учитель обсуждает ход опытов с учащимися, наблюдает за их работой, проводит опыт №3, поясняет таблицу.

7) Уборка рабочего места

3 мин

Учащиеся приводят в порядок свои рабочие места, сдают тетради.

Практическая работа №2

Наблюдение за горящей свечой

Инструктаж по технике безопасности прошел (-а) (подпись учащегося)

Название опыта

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод

1. Физические явления при горении свечи.

Зажгли свечу.

Плавление парафина.

Плавление парафина – физический процесс, так как изменяется агрегатное состояние вещества, а состав остается прежним.

2. Обнаружение продуктов горения в пламени свечи

1.Предметное стекло внесли в пламя свечи на 3-5 с.

2. Сухую, перевернутую вверх дном пробирку, держали над пламенем свечи до запотевания.

3. В эту же пробирку прилили 1 мл известковой воды - Сa(OH)2.

1. Образование темного пятна на нижней плоскости стекла.

2. Образование капелек воды на стенках пробирки.

3. Помутнение известковой воды.

Горение парафина – химический процесс, так как образуются новые вещества: сажа, вода, углекислый газ.

Сa(OH)2 + СО2 = СаСО3↓ + Н2О

3. Влияние воздуха на горение свечи

1. С помощью резиновой груши со стеклянной трубкой продули в пламя горящей свечи воздух.

2. Накрыли две зажженные свечи банками разного объема.

1. Пламя свечи стало ярче.

2.Свеча, накрытая банкой большего объема, горела дольше.

Пламя свечи стало ярче из-за увеличения потока кислорода.

Дольше горит та свеча, у которой больший запас кислорода. Кислород поддерживает горение.

Вывод: при горении свечи мы наблюдали и физические и химические явления.

Урок 5

1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.

2. Тема урока: реакции разложения и соединения.

3. Цели урока: познакомить учащихся с реакциями разложения и соединения; продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций.

4. Задачи:

  • образовательные:

- вспомнить и закрепить ранее изученные понятия (химическое уравнение, коэффициент, индекс);

- ввести новые понятия (реакции разложения и соединения);

- продолжить формирование практических умений и навыков (демонстрационный эксперимент).

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: химическое уравнение – тип реакции);

- внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, демонстрационный эксперимент).

  • Развивающие:

- внимание (расстановка коэффициентов в химических уравнениях);

- мышление (выполнение заданий на составление уравнений химических реакций);

- память (запоминание алгоритма составления химических уравнений);

- речь (чтение химических уравнений и чтение химических реакций).

5. Тип, вид, разновидность урока:

  • тип – урок изучения нового материала;
  • вид – объяснение;
  • разновидность – объяснение с элементами беседы, демонстрационного эксперимента.

6. Оборудование:

Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Химическая посуда и материалы: штатив для пробирок, пробирки, химические стаканы, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, асбестовая сетка, держатель, лабораторный штатив, лучина, медная проволока, вата.

Реактивы: растворы: NaOH, CuSO4; КMnO4.

Наглядные средства обучения: схема «Типы химических реакций», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

7. Ход урока: 

Этапы урока

Содержание. Структура урока

Время на этап

Методы и приемы

1) Оргмомент

Отметить отсутствующих.

1 мин

2) Объявление темы урока

Реакции разложения и соединения.

1 мин

Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание

Цель урока: изучить реакции разложения и соединения.

1 мин

Устно.

4) Повторение ранее изученного материала

1. Химический диктант: записать формулы веществ, определить принадлежность к классу, дать название:

- MnO – оксид; оксид марганца (2);

- CuOH – основание; гидроксид меди (1);

- Fe(NO3)3 – соль, нитрат железа (3);

- H3PO4  − кислота, фосфорная кислота;

- Zn – металл, цинк.

2. Выполнить задание на интерактивной доске: допишите схемы реакций и составьте уравнения:

а) SO2 +? → SO3;

б)? + I2 → HI;

в) Ca + O2 →?;

г)? + CuCl2 → AlCl3 + Cu;

д) Li2O + H2O →?.

7 мин

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске, остальные – в тетрадях.

5) Объяснение новой темы

1. Поставить вопрос: с помощью чего можно определить тип реакции? Ответ: с помощью химического уравнения.

Химическая реакция → химическое уравнение → тип реакции.

2. Провести эксперимент и ввести новые понятия:

а) разложение гидроксида меди (2) при нагревании:

Cu(OH)2 =t CuO + H2O

АВ = А + В – реакция разложения.

б) Разложение перманганата калия при нагревании:

2KMnO4 =t K2MnO4 + MnO2 + O2

АВC = А + В + C - реакция разложения.

Реакции разложения − реакции, при которых из одного сложного вещества образуются два или более новых простых или менее сложных веществ.

Реакции разложения относят к эндотермическим реакциям (-Q).

в) Горение лучины:

С + О2 = СО2

А + В = АВ – реакция соединения.

г) Прокаливание медной проволоки:

2Cu + O2 = 2CuO

А + В = АВ – реакция соединения.

Реакции соединения – реакции, в результате которых из двух или нескольких простых или менее сложных веществ образуется одно новое более сложное вещество.

Реакции горения относят к экзотермическим реакциям (+Q).

 20 мин

Устно.

Учитель проводит эксперимент, вместе с учащимися составляет химические уравнения, вводит новые понятия.

6) Закрепление нового материала

Выполнить задание: составить химические уравнения по предложенным схемам и определить тип реакции.

1 вариант

а) нитрат натрия → нитрит натрия + кислород;

б) оксид серы (6) + вода → серная кислота;

2 вариант

в) гидроксид алюминия → оксид алюминия + вода;

г) оксид калия + углекислый газ → карбонат калия.

Ответ:

а) 2NaNO3 = 2NaNO2 + O2↑ (разложение);

б) SO3 + H2O = H2SO4 (соединение);

в) 2Al(OH)3 = Al2O3 +3 H2O (разложение);

г) K2O + CO2 = K2CO3 (cоединение).

7 мин

Учащиеся выполняют задание по вариантам, учитель выборочно собирает тетради.

7) Вывод

1 мин

Один из учащихся  делает вывод.

8) Д/З

§ 29, 30 упр. 1 (а,б) стр. 155; упр. 2 (в, г) стр.159.

2 мин

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

Урок 6

1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.

2. Тема урока: Реакции замещения и обмена.

3. Цели урока: познакомить учащихся с реакциями замещения и обмена; продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций.

4. Задачи:

  • образовательные:

- вспомнить и закрепить ранее изученные понятия (химическое уравнение, коэффициент, индекс, закон сохранения массы веществ, экзотермические и эндотермические реакции, каталитические и некаталитические, обратимые и необратимые, реакции разложения и соединения);

- ввести новые понятия (реакции замещения и обмена; условия протекания реакций обмена до конца);

- продолжить формирование практических умений и навыков (демонстрационный эксперимент).

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: химическое уравнение – тип реакции);

- внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, демонстрационный эксперимент).

  • Развивающие:

- внимание (расстановка коэффициентов в химических уравнениях);

- мышление (выполнение заданий на составление уравнений химических реакций и определение типов химических реакций);

- память (запоминание алгоритма составления химических уравнений, буквенных схем, отражающих тип химической реакции);

- речь (чтение химических уравнений и чтение химических реакций).

5. Тип, вид, разновидность урока:

  • тип – комбинированный;
  • вид – объяснение;
  • разновидность – объяснение с элементами беседы, опроса, демонстрационного эксперимента.

6. Оборудование:

Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Химическая посуда и материалы: штатив для пробирок, пробирки, химические стаканы, железный гвоздь.

Реактивы: растворы: NaOH, CuSO4, HCl, фенолфталеин; Zn (гранулы).

Наглядные средства обучения: схема «Типы химических реакций», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

7. Ход урока: 

Этапы урока

Содержание. Структура урока

Время на этап

Методы и приемы

1) Оргмомент

Отметить отсутствующих.

1 мин

2) Объявление темы урока

Реакции замещения и обмена.

1 мин

Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание

Цель урока: изучить реакции замещения и обмена.

1 мин

Устно.

4) Повторение ранее изученного материала

1. Проверить Д/З:

упр. 1 (а,б) стр. 155

а) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O;

б) Ca3(PO4)2 = 3CaO + P2O5.

упр. 2 (в, г) стр.159

в) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3;

г) 4Fe +  6H2O + 3O2= 4Fe(OH)3.

2. Провести работу с классом:

Вставить пропущенные фразы.

1. Условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков называется …

2. Число атомов в молекуле показывает …

3. Количество вещества показывает…

4. Закон сохранения массы веществ открыл …

5. Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются …

6. Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются …

7.  Реакции, протекающие с участием катализатора, называются …

8.  Реакции, протекающие без участия катализатора, называются …

9. Химические реакции, протекающие в одном направлении …

10. Химические реакции, протекающие и в прямом, и в обратном направлении …

11. Схема А + В = АВ соответствует реакциям …

12. Схема АВ = А + В  соответствует реакциям …

Ответ:

1 – химическое уравнение;

2 – индекс;

3 – коэффициент;

4 – М.В. Ломоносов;

5 – экзотермические;

6 – эндотермические;

7 – каталитические;

8 – некаталитические;

9 – необратимые;

10 – обратимые;

11 – соединение;

12 – разложение.

 

7 мин

Один учащийся работает у доски, остальные выполняют задание учителя.

Двое учащихся записывают ответы на интерактивной доске, остальные – в тетрадях.

5) Объяснение новой темы

1. Провести эксперимент и ввести новые понятия:

а) взаимодействие цинка с соляной кислотой:

 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2

AB + C = BC + A – реакция замещения.

б) Образование красного налета на железном гвозде, находящемся в растворе сульфата меди (2):

СuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

AB + C = BC + A – реакция замещения.

Реакции замещения – реакции между простыми и сложными веществами, в результате которых происходит замещение атомов одного из элементов в сложном веществе на атомы простого вещества, и образуются новое простое и новое сложное вещества.

в) взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой (реакция нейтрализации):

NaOH+ ф-ф + HCl = NaCl + H2O

AB + CD = AD + BC – реакция обмена.

г) Взаимодействие  гидроксида натрия с сульфатом меди (2):

2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

AB + CD = AD + BC – реакция обмена.

Реакции обмена – реакции между двумя сложными веществами, в результате которых их молекулы обмениваются своими составными частями и образуются два новых сложных вещества.

Реакции обмена идут до конца если:

- образуется осадок ↓;

- выделяется газ ↑;

- образуется вода.

 20 мин

Учитель проводит эксперимент, вместе с учащимися составляет химические уравнения, вводит новые понятия.

6) Закрепление нового материала

Выполнить задание: составить химические уравнения по предложенным схемам и определить тип реакции.

а) магний + серная кислота → сульфат магния  + водород;

б) оксид углерода (2) + кислород → оксид углерода (4);

в) оксид хрома (6) → оксид хрома (3) + кислород;

г) гидроксид меди (2) + азотная кислота → нитрат меди (2) + вода.

Ответ:

а) Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2↑ (замещение);

б) 2CO + O2 = 2CO2 (соединение);

в) 4CrO3 = 2Cr2O3 + 3O2↑ (разложение);

г) Cu(OH)2↓ + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O (обмен).

7 мин

Учащиеся выполняют задание, учитель выборочно собирает тетради.

7) Вывод

Типы химических реакций

1. Реакции разложения:

АВ = А + В

АВC = А + В + C.

2. Реакции соединения:

А + В = АВ

А + В + С = АВС.

3. Реакции замещения:

AB + C = BC + A.

4. Реакции обмена:

AB + CD = AD + BC.

2 мин

Один из учащихся с помощью учителя подводит итог урока.

8) Д/З

§ 31, 32 упр. 2 (г, д) стр. 164; упр. 4 (а, б, в) стр.168.

1 мин

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

Урок 7

1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.

2. Тема урока: обобщение и систематизация знаний по типам химических реакций.

3. Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по типам химических реакций; продолжить совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций и определять их тип.

4. Задачи:

  • образовательные:

- повторить ранее изученные понятия (экзотермические и эндотермические реакции; каталитические и некаталитические; обратимые и необратимые, реакции разложения, соединения, замещения и обмена);

- обобщить и систематизировать знания учащихся по типам химических реакций с помощью карты с тестированием;

- осуществить контроль знаний учащихся (проверочная работа по вариантам).

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (химическое уравнение – тип реакции);

- внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски).

  • Развивающие:

- мышление (выполнение тестовых заданий различных уровней сложности);

- внимание (расстановка коэффициентов);

- память (запоминание и воспроизведение алгоритма составления уравнений химических реакций);

- речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).

5.  Тип, вид, разновидность урока:

  • тип – повторительно-обобщающий урок;
  • вид – повторение;
  • разновидность – повторение с элементами опроса, беседы, контроля знаний учащихся.

6. Оборудование:

Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Наглядные средства обучения: схема «Типы химических реакций», карты с тестированием для работы на уроке.

7. Ход урока:

Этапы урока

Содержание. Структура урока

Время на этап

Методы и приемы

1) Оргмомент

Отметить отсутствующих, раздать карты с тестированием.

1 мин

2) Объявление темы урока

Обобщение и систематизация знаний по типам химических реакций.

1 мин

Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание

Цель урока:  обобщить и систематизировать знания по типам химических реакций.

1 мин

Устно.

4) Повторение ранее изученного материала

1. Проверить Д/З:

упр. 2 (г, д) стр. 164

г) PbO2 + C = Pb + CO2;

д) 2FeBr3 + 3Cl2 = 2FeCl3 + 3Br2.

упр. 4 (а, б, в) стр.168

а) BaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ + Ba(NO3)2

б) Cu(NO3)2 + 2NaCl ≠ CuCl2 + 2NaNO3

в) Pb(NO3)2 + K2S = PbS↓ + 2KNO3.

2. Провести работу с классом:

Составьте уравнение химической реакции по схеме, дайте характеристику данной реакции по изученным признакам.

Нитрат цинка → оксид цинка + оксид азота (4) + кислород

Ответ:

2Zn(NO3)2 = 2ZnO + 4NO2↑ + O2↑ - Q

а) реакция разложения;

б) эндотермическая (- Q);

в) некаталитическая;

г) необратимая.

7 мин

Двое учащихся работают у доски, остальные выполняют задание учителя.

Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске, остальные – в тетрадях.

5) Обобщение знаний

Провести работу по картам с тестированием:

Карта с тестированием (см. приложение)

Часть А содержит вопросы с 4 вариантами ответа, один из них верный. Часть В содержит задания более сложного уровня на установление соответствия.

Часть С содержит задания высокого уровня сложности, требующие развернутого ответа.

Ответы:

Часть А

А1 – в; А2 – г; А3 – а; А4 – в.

Часть В

В1.: 1- г; 2 – а; 3 – б; 4 – в.

В2: 1 – г; 2 – в; 3 – б; 4 – а.

Часть С

С1

  1. S + O2 = SO2;
  2. 2SO2 + O2 = 2SO3;
  3. SO3 + H2O  =   H2SO4;
  4. H2SO4 + BaО = BaSO4↓ + H2О.

 20 мин

Учитель объясняет, как работать с картой, содержащей тестовые задания.

Класс выполняет тестовые задания.

6) Вывод

1 мин

Один из учащихся с помощью учителя подводит итог урока.

7) Проверочная работа

1 вариант

Осуществите превращения и определите тип реакции.

Li → Li2O → LiOH → Li2SO4

2  вариант

Осуществите превращения и определите тип реакции.

Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2

Ответы:

1 вариант

1) 4Li + O2 = 2Li2O (соединение);

2)  Li2O + Н2О = 2LiOH (соединение);

3)  2LiOH + H2SO4 = Li2SO4 + 2Н2О (обмен).  

2 вариант

1) 2Ca +  O2 = 2CaO (соединение);

2)  CaO +  Н2О =  Ca(OH)2 (соединение);

3) Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 +  2Н2О (обмен).

7 мин

Учащиеся выполняют проверочную работу по вариантам, учитель наблюдает за процессом.

8) Д/З

§ 29 – 32 повторить,  упр. 1(в) стр. 159; упр. 3 стр.168.

2 мин

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карта с тестированием для работы на уроке

Часть А

А1. Реакции, при которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество, называются реакциями:

а) разложения;        в) соединения;

б) замещения;        г) обмена.

А2. К какому типу относится данная химическая реакция?

2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

а) разложения;        в) соединения;

б) замещения;        г) обмена.

A3. Какое вещество скрывается за знаком вопроса?

AlCl3 + NaOH  →  ? + NaCl

а) Al(OH)3;        в) Al2O3;

б) Al(OH)2;        г) AlO.

А4. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции SO2 + O2 → SO3 равна:

а) 2;        в) 5;

б) 4;        г) 6.

Часть В

В1. Установите соответствие между формулами исходных веществ и формулами продуктов реакции:

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА:                                        ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ:                            

  1. Na + Н2О →                                                       a) Fe2O3 + H2O;
  2. Fe(OH)3 →                                                          б) Na2O;
  3. Na + O2 →                                                          в) Fe + H2O;
  4. Fe2O3 + H2 →                                                     г) NaOH + H2↑.

1

2

3

4

В2. Установите соответствие между формулами исходных веществ и типом реакции:

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА:        ТИП РЕАКЦИИ:

1) Mg + O2 →                                             а) замещение;

2) BaCl2 + AgNO3 →                      б) разложение;

3) Cu(NO3)2  →                                  в) обмен;

4) Na + H3PO4 →                                 г) соединение.

1

2

3

4

Часть С

С1. Осуществите превращения:

S → SO2 → SO3 → H2SO4 → BaSO4

Урок 8

1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.

2. Тема урока: расчеты по химическим уравнениям.

3. Цель урока: научить учащихся производить расчеты по химическим уравнениям.

4. Задачи:

  • образовательные:

- повторить единицы измерения физико-химических величин (массы, молярной массы, количества вещества, объема, молярного объема, числа частиц);

- начать формировать умение производить расчеты по химическим уравнениям.

Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (связь качественной и количественной сторон химического процесса);

- экологическое воспитание (на примере реакции, лежащей в основе химического производства).

  • Развивающие:

- внимание (расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций);

- мышление (решение расчетных задач);

- память (запоминание алгоритма решения задач);

- речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).

5. Тип, вид, разновидность урока:

  • тип – урок изучения нового материала;
  • вид – объяснение;
  • разновидность – объяснение с элементами беседы, опроса.

6. Оборудование:

Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Наглядные средства обучения: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица «Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц».

7. Ход урока:

Этапы урока

Содержание. Структура урока

Время на этап

Методы и приемы

1) Оргмомент

Отметить отсутствующих.

1 мин

2) Объявление темы урока

Расчеты по химическим уравнениям.

1 мин

Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание

Цель урока: научиться производить расчеты по химическим уравнениям.

1 мин

Устно.

4) Повторение ранее изученного материала

1. Проверить Д/З:

упр. 1(в) стр. 159

N2 → NO → NO2 → HNO3

1) N2 + O2 = 2NO;

2) 2NO + O2 = 2NO2;

3)  4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3.

упр. 3 стр.168

a) 3CaCl2 + 2K3PO4 = Ca3(PO4)2↓ + 6KCl;

б) 3H2SO4 + 2Fe(OH)3 = Fe2(SO4)3 + 6H2O;

в) 2H3PO4 + 3BaCl2 =  Ba3(PO4)2↓ + 6HCl.

2. Выполнить задание на соотнесение:

Уравнение:

1) FeCl2 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + 2KCl;

2) 2K + 2H2O = 2KOH + H2↑;

3) 2SO2 + O2 = 2SO3;

4) 2KClO3 =t 2KCl + 3O2↑.

Тип химической  реакции:

а) соединение;

б) замещение;

в) разложение;

г) обмен.

Ответ:

1 – г; 2 – б; 3 – а; 4 – в.

3. Выполнить задание на характеристику химической реакции.

Составьте уравнение химической реакции по схеме, дайте характеристику данной реакции по изученным признакам.

N2 + 3H2 ↔Kat  2NH3 + Q

а) соединение;

б) экзотермическая;

в) каталитическая;

г) обратимая.

Данная реакция лежит в основе производства аммиака. Аммиак – бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворим в воде. Производство аммиака загрязняет окружающую среду.

10 мин

Двое учащихся работают у доски, остальные выполняют задание на соотнесение.

Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске, остальные – в тетрадях.

Учитель вводит элемент экологического воспитания, учащиеся внимательно слушают.

5) Объяснение новой темы

1. Рассмотреть алгоритм решения задач:

1) Прочитать условие задачи и записать его кратко (дано).

2) Составить уравнение химической реакции.

3) Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с единицами измерения (только для чистых веществ).

4) Под формулами веществ записать значения величин, найденные по уравнению реакции.

5) Составить и решить пропорцию.

6) Записать ответ.

2. Привести примеры оформления и решения типовых задач

Задача №1

Рассчитайте количество вещества и массу магния, который может сгореть в кислороде объемом 33,6 л (н. у.).

Дано: н.у.

V(O2) = 33,6 л

Найти: n(Mg)-? m(Mg)-?

Решение

2Mgx моль  + O233,6 л = 2MgO

 n        2 моль            1 моль

М   24 г/моль       Vm 22,4 л/моль

                              V  22,4 л

1) х моль/2 моль = 33,6 л/22,4 л;

х = 3 моль.

2) m(Mg) = n×М = 3 моль×24 г/моль = 72 г

Ответ: n(Mg) = 3 моль; m(Mg) = 72 г

Задача №2

Определите массу воды, выделившейся при разложении 25 г гидроксида железа (3), содержащего 20% примесей.

Дано: 

 m(Fe(OH)3) = 25 г

W(прим.) = 20%

Найти: m(Н2О) - ?

Решение

2Fe(OH)320 г = Fe2O3 + 3H2Oх г

n       2 моль        3 моль

М    107 г/моль        18 г/моль

m     214 г                54 г

1) Wчист(Fe(OH)3) = 100% - 20% = 80%

2) mчист(Fe(OH)3) = 25×80% /100% = 20 г

3) 20 г/214 г = х г/54 г; х = 5,05 г

Ответ:  m(Н2О) = 5,05 г

Задача №3

Вычислите массу гидроксида натрия, необходимого для получения 50 г 10% раствора сульфата натрия.

Дано: 

mр-ра(Na2SO4) = 50 г

W(Na2SO4) = 10%

Найти: m(NaOH) - ?

Решение

2NaOHx г  + H2SO4 = Na2SO45 г + 2H2O

n       2 моль                   1 моль

М    40 г/моль                142 г/моль

m     80 г                               142 г

1) mр/в(Na2SO4) = 50 г×10% /100% = 5 г

2) х г/80 г = 5 г/142 г; х = 2,82 г

Ответ: m(NaOH) = 2,82 г

25 мин

Учащиеся в тетрадях записывают алгоритм решения задач.

Учитель объясняет методику решения задач, учащиеся делают записи в тетрадях.

6) Вывод

1 мин

Один из учащихся  делает вывод.

7) Д/З

§ 28 образцы задач, упр. 1 стр. 150

1 мин

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

Урок 9

1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.

2. Тема урока: закрепление умения производить расчеты по химическим уравнениям.

3. Цель урока: закрепить умение учащихся производить расчеты по химическим уравнениям.

4. Задачи:

  • образовательные:

- повторить единицы измерения физико-химических величин (массы, молярной массы, количества вещества, объема, молярного объема, числа частиц);

- продолжить формировать умение производить расчеты по химическим уравнениям.

Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (связь качественной и количественной сторон химического процесса);

- экологическое воспитание (на примере реакции, лежащей в основе химического производства).

  • Развивающие:

- внимание (расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций);

- мышление (решение расчетных задач);

- память (запоминание алгоритма решения задач);

- речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).

5. Тип, вид, разновидность урока:

  • тип – урок закрепления и совершенствования знаний и умений;
  • вид – повторение;
  • разновидность – повторение с элементами беседы, опроса.

6. Оборудование:

Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Наглядные средства обучения: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица «Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц».

7. Ход урока:

Этапы урока

Содержание. Структура урока

Время на этап

Методы и приемы

1) Оргмомент

Отметить отсутствующих.

1 мин

2) Объявление темы урока

Закрепление умения производить расчеты по химическим уравнениям.

1 мин

Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание

Цель урока: закрепить умение производить расчеты по химическим уравнениям.

1 мин

Устно.

4) Повторение ранее изученного материала

1. Проверить Д/З:

упр. 1 стр. 150

Дано: н.у.

m(Al) = 540 мг

W(прим.) = 40%

Найти: V(H2)-?;

n(AlCl3)-?

Решение

2Al324 мг + 6HCl = 2AlCl3y ммоль + 3H2х мл

n 2 ммоль        2 ммоль        3 ммоль

M 27 мг/ммоль              Vm 22,4 мл/ммоль

m 54 мг                                                V 67,2 мл

1) m(Al)чист. = 540мг ∙ 0,6 = 324 мг;

2) 324 мг/54 мг = х мл/67,2 мл;

х = 403,2 мл (0,4032 л);

3) 324 мг/54 мг = y ммоль/2ммоль;

y = 12 ммоль (0,012 моль).

Ответ: V(H2) = 403,2 мл; n(AlCl3) = 12 ммоль.

2. Решить задачу:

Найдите массу гидроксида магния, необходимую для его взаимодействия с 235,2 г 10% раствора фосфорной кислоты.

Дано:

mр-ра(H3PO4) = 235,2 г

W(H3PO4) = 10%

Найти: m(Mg(OH)2) -?

Решение

    х г               23,52 г

3Mg(OH)2 + 2H3PO4 = Mg3(PO4)2↓ + 6H2O

n 3 моль        2 моль

M 58 г/моль    98 г/моль

m 174 г            196 г

1) mр/в(H3PO4) = 235,2 г ∙ 0,1 = 23,52 г;

2) х г/174 г = 23,52 г/196 г;

х = 20,88 г.

Ответ: m(Mg(OH)2) = 20,88 г.

Фосфорная кислота используется для производства фосфорных удобрений и кормовых добавок для животноводства. Производство удобрений загрязняет окружающую среду.

20 мин

Один учащийся работает у доски, остальные решают задачу в тетради.

Учитель вводит элемент экологического воспитания, учащиеся внимательно слушают.

5) Вывод

1 мин

Один учащийся делает вывод

6) Проверочная работа

1 вариант

Какая масса магния необходима для взаимодействия с 876 г 20% раствора соляной кислоты?

2 вариант

Какая масса цинка необходима для взаимодействия с 392 г раствора серной кислоты с массовой долей вещества 10%.

Ответ:

1 вариант

Дано:

mр-ра(HCl) = 876 г

W(HCl) = 20%

Найти: m(Mg) -?

Решение

Mgх г + 2HCl175,2 г = MgCl2 + H2

n 1 моль     2 моль

М 24 г/моль 36,5 г/моль

m 24 г        73 г

1) mр/в(HCl) = 876 г ∙ 0,2 = 175,2 г;

2) х г/24 г = 175,2 г/73 г;

х = 57,6 г.

  Ответ: m(Mg) = 57,6 г.

   

2 вариант

Дано:

mр-ра(H2SO4) = 392 г

W(H2SO4) = 10%

Найти: m(Zn) -?

Решение

Znх г + H2SO439,2 г = ZnSO4 + H2

n 1 моль     1 моль

М 65 г/моль 98 г/моль

m 65 г        98 г

1) mр/в(H2SO4) = 392 г ∙ 0,1 = 39,2 г;

2) х г/65 г = 39,2 г/98 г;

х =  26 г.

Ответ: m(Zn) = 26 г.

   

15 мин

Учащиеся выполняют проверочную работу по вариантам, учитель наблюдает за процессом.

7) Д/З

§ 25-32 повторить, задача: 100 г технического железа, содержащего 4,8% примесей, нагрели с серой. Определите массу образовавшегося сульфида железа (2)

1 мин

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

Урок 10

1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.

2. Тема урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

3. Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Изменения, происходящие с веществами»; подготовить учащихся к написанию контрольной работы.

   4. Задачи:

  • образовательные:

- повторить ранее изученные понятия и законы (физические и химические явления; химическое уравнение, коэффициент, индекс, закон сохранения массы веществ);  

- обобщить и систематизировать знания учащихся по классификации химических реакций (экзотермические и эндотермические; обратимые и необратимые; каталитические и некаталитические; реакции разложения, соединения, замещения и обмена);

- совершенствовать практические умения и навыки учащихся.

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств; закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений; химическое уравнение – тип реакции; связь качественной и количественной сторон химического процесса);

- внести в урок элементы эстетического воспитания (лабораторные опыты).

  • Развивающие:

- мышление (решение  заданий различных уровней сложности);

- внимание (расстановка коэффициентов, выполнение лабораторных опытов);

- память (запоминание и воспроизведение алгоритмов составления уравнений химических реакций и решения расчетных задач);

- речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).

5.  Тип, вид, разновидность урока:

  • тип – повторительно-обобщающий урок;
  • вид – повторение;
  • разновидность – повторение с элементами опроса, беседы.

6. Оборудование:

Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Химическая посуда и материалы: штативы для пробирок, пробирки, спиртовки, спички, асбестовые сетки, держатели, медная проволока.

Реактивы: растворы: NaOH, CuSO4, HCl.

Наглядные средства обучения: схема «Типы химических реакций», карты-инструкции к лабораторным опытам,  таблица «Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц».

7. Ход урока:

Этапы урока

Содержание. Структура урока

Время на этап

Методы и приемы

1) Оргмомент

Отметить отсутствующих, раздать карты-инструкции к лабораторным опытам.

1 мин

2) Объявление темы урока

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

1 мин

Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание

Цель урока:  обобщить и систематизировать знания по теме: «Изменения, происходящие с веществами», подготовиться к контрольной работе.

1 мин

Устно.

4) Повторение и обобщение знаний

1. Проверка Д/З:

Дано:

m(Fe) = 100 г

W(прим.) = 4,8%

Найти: m(FeS)-?; n(FeS)-?

Решение

Fe95,2 г + S = FeSх г

         n 1 моль             1 моль

М 56 г/моль       88 г/моль

m  56 г             88 г

1) m( Fe)чист. = 100 г ∙ 0,952 = 95,2 г;

2) 95,2 г/56 г = х г/88 г;

х = 149,6 г;

3) n(FeS) =  m/М = 149,6 г/88г/моль = 1,7 моль.

Ответ:  m(FeS) = 149,6 г;  n(FeS) = 1,7 моль.                                                                                                                    

2. Выполнить задание: вставьте пропущенные фразы:

а) плавление парафина относится к … явлениям.

б) горение бензина относится к … явлениям.

в) гашение соды уксусом сопровождается выделением …

г) смесь алюминия и железа можно разделить с помощью …

д) химические уравнения составляются на основании закона …

е) реакция замещения отвечает схеме …

ж) горение лучины относят к реакциям …

з) реакция, уравнение которой:          FeCl2 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + 2KCl идет до конца так, как …

и) реакция, уравнение которой:  

2KClO3 = 2KCl + 3O2↑, относится к типу …

к) реакция, уравнение которой:  

S + O2 = SO2 + Q, по тепловому эффекту является …

Ответ:

а) физическим;

б) химическим;

в) газа;

г) магнита;

д) сохранения массы веществ;

е) АВ + С = BC + A;

ж) соединения;

з) образуется осадок;

и) разложения;

к) экзотермической.

3. Выполнить задание: осуществите превращения  и определите тип реакции.

Р → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4

1) 4P + 5O2 = 2P2O5 (соединение);

2) P2O5  + 3H2O = 2H3PO4(соединение);

3) H3PO4 + 3NaOH =  Na3PO4 + 3H2O (обмен).

15 мин

Один учащийся работает у доски, остальные выполняют упражнение в тетрадях, учитель проверяет ответы с помощью интерактивной доски.

Один из учащихся пишет уравнения реакций на интерактивной доске, остальные – работают в тетрадях.

5) Проведение лабораторных опытов, оформление результатов

1. Повторить правила техники безопасности, провести лабораторные опыты в группах по вариантам:

1 вариант

а) прокаливание медной проволоки;

б) взаимодействие оксида меди (2) с соляной кислотой.

2 вариант

а) получение гидроксида меди (2);

б) разложение гидроксида меди (2).

2. Оформить результаты опытов в таблицу: (см. приложение 3)

 20 мин

Учащиеся выполняют лабораторные опыты по вариантам, учитель наблюдает за процессом.

Двое учащихся на доске заполняют таблицы по вариантам, остальные проверяют.

6) Вывод

1 мин

Один из учащихся с помощью учителя подводит итог урока.

7) Д/З

§ 25 – 32 повторить, подготовиться к контрольной работе.

1 мин

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

Урок 11

1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.

2. Тема урока: контрольная работа №3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

3. Цель урока: осуществить контроль знаний учащихся по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

   4. Задачи:

  • образовательные:

- проверить знания учащихся по данной теме;

- проанализировать результаты контрольной работы и сделать вывод о степени обученности школьников.

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств; закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений; химическое уравнение – тип реакции; связь качественной и количественной сторон химического процесса);

- внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски и тетрадей для контрольных работ).

  • Развивающие:

- мышление (выполнение тестовых  заданий различных уровней сложности);

- внимание (расстановка коэффициентов в химических уравнения);

- память (запоминание и воспроизведение алгоритмов составления уравнений химических реакций и решения расчетных задач);

5.  Тип, вид, разновидность урока:

  • тип – урок контроля знаний учащихся;
  • вид – контрольная работа;
  • разновидность – контрольная работа с элементами беседы, объяснения.

6. Оборудование: распечатки контрольной работы, тетради для контрольных работ.

7. Ход урока:

Этапы урока

Содержание. Структура урока

Время на этап

Методы и приемы

1) Оргмомент

Отметить отсутствующих, раздать тетради для контрольных работ.

1 мин

2) Объявление темы урока

Контрольная работа №3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

1 мин

Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание

Цель урока:  осуществить контроль знаний и умений по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

1 мин

Устно.

4) Пояснение контрольной работы

Структура контрольной работы:

Часть А включает 7  тестовых заданий с выбором одного верного варианта ответа.

За каждый правильный ответ по 1 баллу (всего: 7 баллов).

Часть В содержит 2 задания на установление соответствия. За одно правильно выполненное задание – 4 балла (всего: 8 баллов).

Часть С включает 2 задания, требующих развернутого ответа. За С1 – 5 баллов, за С2 – 6 баллов (всего: 11 баллов)

Оформление контрольной работы:

Контрольная работа №3

 Изменения, происходящие с веществами.

Вариант №

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

Часть В

В1

1

2

3

4

В2

1

2

3

4

Часть С

С1

С2

Оценивание контрольной работы:

«2» - менее 7 баллов;

«3» - от 7 до 10 баллов;

«4» - от 11 до 17 баллов

«5» -  от 18 и выше.

3 мин

Учитель обращает внимание учащихся на структуру контрольной работы, оформление и оценивание

5) Выполнение контрольной работы

Текст контрольной работы см. в приложении.

33  мин

Класс выполняет контрольную работу, учитель наблюдает за процессом.

6) Окончание контрольной работы

1 мин

Учитель собирает тетради и распечатки контрольной работы

   Контрольная работа № 3                                                          

Изменения, происходящие с веществами

1 вариант

Часть А

Часть В и С

А1. Какое явление не является признаком химической реакции:

а) появление осадка; б) выделение газа;

в) изменение объема; г) появление запаха.

А2. Закон сохранения массы веществ сформулировал:

а) М.В. Ломоносов; б) Д.И. Менделеев;

в) А. Лавуазье; г) А. Беккерель.

А3. Укажите физическое явление:

а) ржавление железа; б) плавление алюминия;

в) скисание молока; г) горение угля.

А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe(OH)2 + HCl → ? + H2O

а) FeCl; б) FeCl2; в) FeCl3; г) FeOHCl.

А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции       Р + О2 → Р2О5 равна:

а) 8; б) 9; в) 10; г) 11.

А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: 2AgNO3 + BaCl2 = 2AgCl↓ + Ba(NO3)2

а) соединение; б) разложение;

в) замещение; г) обмен.

А7. Реакции, при осуществлении которых атомы простого вещества заменяют атомы одного из элементов в сложном веществе, называются реакциями:

а) разложения; б) замещения;

в) соединения; г) обмена.

В1.  Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции.

Формулы исходных веществ:                             Тип  реакции:                                                        

  1. SO3 + H2O→                                                      а) разложение;
  2. Zn + H2SO4→                                                     б) соединение;
  3. Al(OH)3→                                                           в) замещение;
  4. FeSO4 + KOH →                                                 г) обмен.  

                 

В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций.

Формулы исходных веществ:       Формулы продуктов реакции:                        

  1. Zn + O2 →                                                a) BaO + CO2
  2. NaOH + Cu(NO3)2 →                              б) ZnO
  3. BaCO3 →                                                 в) FeCl2 + Cu
  4. Fe + CuCl2 →                                           г) NaNO3 + Cu(OH)2

                                                                                                д) FeCl3 + Cu

                                                                        e) NaNO3 + CuOH  

C1.  Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции:

        

Cа → CаO → Cа(OH)2 → Cа3(PO4)2 

   

             

С2. Какой объем (н.у.) и количество вещества водорода выделится при взаимодействии 40 г магния, содержащего 10% примесей, с соляной кислотой?

Контрольная работа № 3

Изменения, происходящие с веществами

2 вариант

Часть А

Часть В и С

А1.  К химическим явлениям относится:

а) скисание молока; б) появление росы на листьях растений;

в) плавление железа; г) сгибание алюминиевой фольги.

А2.  Укажите физическое явление:

а) горение угля; б) почернение медной пластины при нагревании;

в) измельчение руды; г) выделение газа при добавлении кислоты к кусочкам мрамора.

А3.  Реакции горения – это:

а) реакции, протекающие с выделением теплоты; б) реакции протекающие с выделением теплоты и света; в) реакции, протекающие с поглощением теплоты; г) реакции, протекающие с образованием осадка.

А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe2O3 + Mg → ? + Fe

а) Mg(OH)2; б) Mg2O; в) MgOH; г) MgO.

А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции

N2 + H2 → NH3 равна:                    

а) 6; б) 5; в) 4; г) 3.

А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: СuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

а) разложение; б) замещение; в) соединение; г) обмен.

А7. Реакции, при которых из одного сложного вещества образуются 2 или более новых простых или менее сложных веществ, называются реакциями:

а) разложения; б) замещения; в) соединения; г) обмена.

В1.  Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции.

Формулы исходных веществ:                     Тип реакции:

  1. 1) H2 + S →                                              а) соединение;
  2. 2) NaNO3 →                                             б) замещение;
  3. 3) Al2O3 + H2 →                                       в) обмен;
  4. 4) CuSO4 + NaOH →                                г) разложение.

В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций.

Формулы исходных веществ:       Формулы продуктов реакции:                        

  1. 1) Ag2O →                                                a) Mg3(PO4)2 + H2
  2. 2) Mg + H3PO4 →                                    б) H3PO4
  3. 3) P2O5 + H2O →                                      в) Ag + O2
  4. 4) HNO3 + NaOH →                                г) Mg3(PO4)2 + H2O

                                                                                                         д) NaNO3 + H2O

                                                                               e) Na(NO3)2 + H2О  

C1. Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции:

        

Sr → SrO → Sr(OH)2 → SrCl2 

                         

С2. Какая масса и количество вещества воды выделится при разложении 30 г гидроксида алюминия, содержащего 15% примесей?

Список литературы

  1. Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 267 с.
  2. Габриелян О.С. Химия 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 класс»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 158 с.
  3. Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 кл./О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 158 с.
  4. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса химии 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 208 с.
  5. Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2005. – 368 с.
  6. Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные игры. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010. - 272 с.
  7. Добротин Д.Ю. Готовимся к ГИА. Химия. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 64 с.
  8. Ким Е.П. Химия. 8 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч.2. – 64 с.
  9. Ким Е.П. Химия. 8-9 классы. Практические работы. - Саратов: Лицей, 2009 – 80 с.
  10. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс/Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2010. – 112 с.
  11. Минченков Е.Е. Методические рекомендации по обучению химии в 8 классе: Пособие для учителя/ Е.Е. Минченков, А.А. Журин. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2008. – 224 с.
  12. Назарова Т.С. Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 классы: учеб. Пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Т.С. Назарова, В. Н. Лаврова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 95 с.
  13. Некрасова Л.И. Химия. 8 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 2-е изд. – 112 с.
  14. Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159 с.
  15. Савинкина Е.В. Сборник задач и упражнений по химии: 8 кл.: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 класс». –  М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 191 с.
  16. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия: Сборник задач. 8-9 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 400 с.
  17. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2010. – 214 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"

Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Употребление психоактивных веществ"

Цели: провести беседу о пагубном влиянии вредных привычек и их последствиях;расширять кругозор учащихся;развивать чувство ответственности,творческие способности учащихся;утверждать здоровый образ жизн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ ПО РАЗДЕЛУ: «ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ»

Методические разработки по теме: «Изменения, происходящие с веществами» составлены на основании Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна и предназначены дл...

Методическая разработка урока "Способы определения состава вещества"

Данная методическая разработка к уроку "Способы определения состава вещества" включает в себя презентацию к уроку в 8 классе по данной теме....

Методическая разработка урока по теме "Количество вещества"

Изучение нового материала. Химия. 8 класс. Тема урока "Количество вещества". УМК О.С. Габриелян....

Методическая разработка «Качественное определение содержания химических веществ в лекарственных препаратах»

В разработке описана методика проведения лабораторного химического анализа по установлению подлинности некоторых лекарственных препаратов, основанного на проведении качественного анализа....