Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия.
план-конспект урока по химии (9 класс)
Конспект урока по теме: "Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alyuminiy_-_perehodnyy_element.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: химия
Класс: 9
УМК: Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2016
Тема: Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия.
Тип урока: изучение нового материала и применение знаний по теме.
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование системы знаний о строении и свойствах алюминия.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие:
- рассмотреть строение атома алюминия.
- изучить физические и химические свойства, а также применение.
- научить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент с использованием инструкций и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки; развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- привить любовь к предмету, желание познать новое.
- совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
- продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества.
Воспитывающие:
- воспитывать культуру умственного труда;
- воспитывать культуру работы в парах;
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать потребность добиваться успехов в приобретении знаний;
- воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие самостоятельности и творчества.
Оборудование урока: реактивы (алюминиевая проволока, алюминиевая фольга, алюминиевая банка, гранулы алюминия, р-р гидроксида натрия, р-р соляной кислоты); таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».
План-конспект урока
I. Мотивация учащихся к изучению темы
Учитель приветствует учащихся и записывает на доске: «Элемент №… - рекордсмен периодической системы химических элементов».
Учитель создаёт проблемную ситуацию, используя приёмы неоконченного предложения и демонстрации объектов с «отсроченной отгадкой».
Учащиеся класса, выполняют задание 1 и 2.
Задание 1. Что объединяет все эти предметы? (алюминиевая фольга на столах у учеников, глиняная ваза на столе у учителя, картинка с алюминиевой посудой на доске)
Учащиеся высказывают свои суждения, учитель не даёт готовый ответ, предлагает выполнить задание 2.
Задание 2. Решите анаграммы и исключите лишнее.
Ддрооов | водород |
Леруогд | углерод |
Нмийекр | кремний |
Иксолодр | кислород |
Лйминиаю | алюминий |
Ответ: металл – алюминий, остальные – неметаллы.
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа учащихся в тетрадях с синхронным комментированием записи.
Задание 3 «ЭЛЕМЕНТАРНОЕ»
В 1855 г. император Франции Наполеон III — «маленький племянник великого дяди», как называли его тогда, большой любитель пустить пыль в глаза — устроил однажды банкет, на котором члены монаршей семьи и наиболее почётные гости были удостоены чести есть ложками из особого редкого в то время (а поэтому и дорогого) металла. Другим гостям пришлось пользоваться обычными столовыми приборами, изготовленными из серебра и золота. Кстати, из золота и этого же металла был изготовлен и ценный подарок — весы, которые были вручены Д. И. Менделееву в 1889 г. в Лондоне в знак признания его выдающихся заслуг в развитии химии. О каком металле идёт речь?
Дайте характеристику элементу по положению в «Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева».
(Учащиеся выполняют задание).
Учитель: Около 100 лет назад Н.Г.Чернышевский сказал об алюминии, что этому металлу суждено великое будущее, что алюминий - металл социализма. Он оказался провидцем: в XX веке этот элемент стал основой многих конструкционных материалов. Поразительны перемены в стоимости алюминия.
Я - прочный, мягкий и красивый,
Кое-где почти не заменимый.
Могу летать я в небесах.
Могу мешать картофель в щах.
Ты храбриться погоди -
Что-то будет впереди!
Велика моя семья:
В самолетах - это я.
На Тобольской ТЭЦ, друзья,
Самый важный тоже я.
Кто здесь лампочки зажег?
Я несу в проводке ток.
Я с коррозией на "ты".
Я добрался до звезды.
В космос я людей унес:
Ты не очень задавайся,
Вот согни-ка, постарайся
Что ж половником гремел?
Что ж ты каши мало ел?
Где же сила, брат твоя?
А теперь смотри, как я!
Задирай не очень нос.
Погодите-ка друзья, что-то слишком много "Я".
Как вы думаете, где в нашей жизни может применяться или применяется этот металл?
2. Создание проблемной ситуации, через решение экономического вопроса.
Обсуждение происходит в парах.
Чем объяснить широкий диапазон использования алюминия?
Задание 4 «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ»
В 1825 г. алюминий стоил в 1500 раз дороже железа, в наши дни лишь втрое. Сегодня алюминий дороже простой углеродистой стали, но дешевле нержавеющей. Во многих случаях значительно выгоднее применять алюминий, чем сталь. Почему? Почему же алюминий можно назвать рекордсменом по многим параметрам (плотность, пластичность, электропроводность, распространённость в земной коре)?
Вывод запишите в тетрадь.
III. Усвоение новых понятий и способов действий
1. Индивидуальная работа учащихся с информационной схемой.
Al → [+ простые вещества (неМе)] { + O2, + Г2, S
Al → [+ сложные вещества] { + H2O, + кислота, +щёлочь, + соль, + МеО.
Вопрос: Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличие от щелочных и щелочноземельных металлов? (Взаимодействие со щёлочью).
В подтверждение химических свойств алюминия выполнение лабораторного опыта: взаимодействие алюминия с кислотой и щёлочью, обнаружение выделяющегося водорода.
2. Лабораторный опыт проводится в парах с использованием микролаборатории.
Инструктаж по технике безопасности.
Выполнение опыта, заполнение таблицы.
Отношение алюминия к веществам | Условия и признаки реакции | Уравнения химических реакций | Вывод |
1. H2O |
|
|
|
2. р-р HCl |
|
|
|
3. р-р NaOH |
|
|
|
Вопросы к опыту:
- Какие общие свойства у алюминия с другими металлами?
- Назовите специфические свойства алюминия.
- Что такое амфотерность?
- В каких науках вы встречались со схожими терминами? (амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни – на суше и в воде, это же и вид транспорта; амфора – сосуд совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал).
IV. Формирование умений и навыков
1. Выполнение задания
Найдите соответствие между реагентами и продуктами химической реакции.
1. | Al + O2 | А | AlСl3 + H2 |
2. | Al + H2O | Б | AlСl3 |
3. | Al + Сl2 | В | AlСl3 + H2O |
4. | Al + HСl | Г | AlСl3 + Hg |
5. | Al + NaOH | Д | AlСl3+ HgСl2 |
6. | Al + HgСl2 | Е | NaAlO2 + H2 |
7. | Al + Fе3О4 | Ж | Al(OH)3 + H2 |
|
| З | Al(OH)3 + Na |
|
| И | Al2O3 + Fе |
|
| К | Al2O3 |
Ответы для самопроверки:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
к | ж | б | а | е | д | и |
2. Выполнение задания на доске
Расставьте пропущенные коэффициенты.
- 4Al + O2 = Al2O3
- Al + 3Сl2 = AlСl3
- 2Al + S = Al2S3
- 2Al + 6H2O = Al(OH)3 + H2
- 2Al + HСl = 2AlСl3 + H2
- Al + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2
- Al + HgСl2 = 2AlСl3 + 3Hg
Самопроверка по ответам на обратной стороне поворотной доски.
- 4Al + 3O2 = 2Al2O3
- 2Al + 3Сl2 = 2AlСl3
- 2Al + 3S = Al2S3
- 2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2
- 2Al + 6HСl = 2AlСl3 + 3H2
- 2Al + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2
- 2Al + 3HgСl2 = 2AlСl3 + 3Hg
Критерии оценивания:
7 верных уравнений «зачёт на 5»; 6-5 верных уравнений «зачёт на 4»;
4-3 верных уравнения «зачёт на 3»; менее 3 верных уравнений «незачёт».
3. Выполнение дифференцированных заданий повышенной сложности
ЧАСТЬ А. Закончите следующие уравнения химических реакций, назовите продукты:
- Al + Br2 =
- Al + H2SO4(р-р) =
- Al + NaOH+ H2O =
ЧАСТЬ В. Осуществите превращения, назовите продукты:
Al → AlBr3 → Al(OH)3 → Al(NO3)3
Проверка результатов проводится сразу же после выполнения заданий по готовым ответам на интерактивной доске.
Учащиеся делают общий вывод: перевести алюминий в состав катиона можно, подействовав раствором кислоты, а в состав аниона – раствором щёлочи.
V. Рефлексия
Учащиеся отвечают на вопросы:
Что узнали нового?
Пригодится ли вам это в жизни?
Какую оценку вы себе поставили?
VI. Подведение итогов урока
- Комментированное выставление оценок.
- Домашнее задание: составьте текст рекламы изделий из алюминия; составьте самостоятельно цепочку из 4-х превращений с участием алюминия и его соединений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия.
Тема урока: Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Цели урока: рассмотреть распространение алю...
Урок Алюминий его физические и химические свойства с использованием ФЦИОР
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАТема: Алюминий его физические и химические свойства.1. ФИО (полностью)Иванова Лидия Александровна2. Место работыМБОУ основная школа №8 «Экос» г. Долгопрудног...
Презентация к уроку "Алюминий:физические и химические свойства. Применение алюминия"
Презентация для 9 класса:учащиеся сами определяют тему урока, задачи, делают выводы.В презентации самостоятельная работа для актуализации опорных знаний, прослеживается связь строение - свойства - при...
«Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества»
Тип урока – объяснение нового материала с использованием интерактивной доски.1.Сформировать знания о физико-механических и химических свойствах алюминия на основе его положения в периодической системе...
Урок по химии в 9 классе "Алюминий, его физические и химические свойства"
Цель урока: изучение строения атома алюминия, его химических свойств, выявление взаимосвязи между физическими свойствами и областями использования данного металла.Задачи: Познакомить учащихся со строе...
Конспект урока по химии "Алюминий- переходной элемент"
Конспект урока рассчитан на два занятия. Общая характеристика алюминия. Химические свойства...