Прикладная химия 7 класс
календарно-тематическое планирование по химии (7 класс)
Групповые занятия "Прикладная химия" 7 класс (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovye_zanyatiya_7_klass.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Рассмотрено» Руководитель кафедры Протокол №_____ «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «СШ № 33» ______ | «Принято» Решением педагогического совета Протокол № __ ____________ | «Утверждаю» Директор МБОУ Приказ №____ |
Рабочая учебная программа
основного общего образования, реализующая ФГОС ООО
по учебному предмету «Химия»
для обучающихся 7 класса
(групповые занятия «Прикладная химия»)
20____ – 20___ учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1645, от 31 декабря 2015 г. № 1578, от 29 июня 2017 г. № 613);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на ___________ учебный год.
- Устава МБОУ «СШ № 33»
- ООП МБОУ «СШ № 33»
- Учебного плана МБОУ «СШ № 33»
- Программы развития МБОУ «СШ № 33» - «Модель социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы» - на 2011-2017 г.
Химия вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного отношения к ней.
Курс химии в 7 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. В результате учащиеся должны получить представления о составе вещества и химических явлениях, первоначальные сведения о химических элементах, формулах, простых и сложных веществах, признаках химических явлений и расширить кругозор в восприятии окружающих нас в повседневной жизни химических веществ и явлений.
Согласно действующему Базисному учебному плану, учебному плану МБОУ «СШ № 33» на ________ учебный год, на изучение курса «Прикладная химия» отводится 34 часа (1 час в неделю), который является логическим продолжением рабочей учебной программы по химии. Рабочая программа адресована учащимся 7-го класса общеобразовательной школы.
Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков. Групповые занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.
Задачи курса:
- сформировать первоначальные химические знания;
- вооружить учащихся знаниями о веществах, окружающих в повседневной жизни, с целью дальнейшего правильно применения;
- развивать внутреннюю мотивацию учащихся, вызвав интерес к познанию химии.
Для решения поставленных задач используется технология личностно ориентированного обучения (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия) и межпредметных связей. Занятия предполагают не только приобретение дополнительных знаний по химии, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения. На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.
Ведущие формы проведения занятий: беседы, практические работы, решение задач, обмен информацией, наблюдения и опыты, игры, и другие. При этом активно используется наглядность, создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт учащихся.
Учитель выступает в роли консультанта. В большей степени необходимо понимать и чувствовать, как учится ребенок, координировать и направлять его деятельность, учить учится. Лучшим вариантом в организации этого курса является проектная деятельность.
II. Содержание учебного материала предмета
Тема 1. Химия в центре естествознания
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Химия и общество. Химия и экология. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Химические знаки и формулы. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Понятия «атом», «молекула», «ион». Валентность химических элементов. Определение валентности по формулам соединений. Составление формул по валентности.
Тема 2. Математика в химии
Относительные атомная и молекулярная массы. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов. Массовая доля элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Чистые вещества. Смеси. Объемная доля газа в смеси. Определение объемной доли газа (ϕ) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот. Массовая доля вещества (w) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.
Тема 3. Вещества в химии
Простые и сложные вещества. Классификация сложных веществ. Оксиды: состав и названия. Основания: состав и названия. Кислоты: состав и названия. Соли средние.
Тема 4. Явления, происходящие с веществами
Физические и химические явления. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Признаки химических реакций. Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений.
1. Личностные:
- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения;
- использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;
- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям
- учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
2. Метапредметные:
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверять свои действия ним и целью деятельности, исправлять ошибки;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
3. Предметные:
умение применять теоретические знания по химии на практике; умение применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- Календарно-тематическое планирование для 7-го класса
Учитель: Макарова Ольга Михайловна
№ п/п | Темы занятий | Дата проведения |
1 | Химия как часть естествознания. Задачи химии | 1 н. сентября |
2 | Химия и общество. | 2 н. |
3 | Химия и экология. | 3 н. |
4 | Экскурсия в химическую лабораторию | 4 н |
5 | Вещества и их свойства | 1 н. октября |
6 | Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. | 2 н. |
7 | Простые и сложные вещества | 3 н. |
8 | Простое вещество и химический элемент. | 4 н. |
9 | Валентность химических элементов. | 2 н. ноября |
10 | Определение валентности элементов по формулам соединений. | 3 н. |
11 | Составление химических формул соединений по валентности. | 4 н |
12 | Вычисление относительной молекулярной массы по формуле соединения. | 1 н. декабря |
13 | Вычисление массовой доли элементов в химическом соединении. | 2 н. |
14 | Определение формулы сложного вещества по массовым долям элементов. | 3 н. |
15 | Информация о веществе по химической формуле. | 4 н |
16 | Смесь газов. Вычисление объемной доли газа в смеси. | 2 н. января |
17 | Растворы веществ. Вычисление массовой доли вещества в растворе. | 3 н. |
18 | Техническое вещество. Вычисление массовой доли примесей в веществе. | 4 н |
19 | Классификация веществ. Оксиды: состав и названия. | 1 н. февраля |
20 | Основания: состав и названия. | 2 н. |
21 | Кислоты: состав и названия. | 3 н. |
22 | Средние соли: состав и название. | 4 н |
23-24 | Основные классы неорганических соединений. | 1 – 2 н. марта |
25 | Физические и химические явления. | 3 н. |
26 | Схема химической реакции. Химическое уравнение. | 1 н. апреля |
27 | Расстановка коэффициентов в схемах химических реакций. | 2 н. |
28 | Типы химических реакций: реакции соединений и разложения. | 3 н. |
29 | Реакции замещения. | 4 н |
30 | Реакции обмена. | 1 н. май |
31 | Классификация химических реакций по числу и составу веществ. | 2 н. |
32 | Информация о реакции по химическому уравнению. | 3 н. |
33-34 | Резервное время. | 4 н |
УМК и информационно-методическое обеспечение
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия: Вводный курс. 7 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2014 г.
- Габриелян О.С., Купцова А.В. Химия 8 – 9. Методическое пособие к учебникам О.С. Габриеляна.– М.: Дрофа, 2016 г.
- Купцова А.В. Химия: Диагностические работы. 7 – 8 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: Дрофа, 2015 г.
- Радецкий А.М. Дидактический материал: 8 – 9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение, 2010-2014 гг.
- Савинкина Е.В., Свердлова Н.Д. Сборник задач и упражнений по химии. М.: Экзамен, 2013 г.
- Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная по химии * класс Растворы.
контрольная работа...
Элективный курс в поддержку профиля "Прикладная химия" Автор Фадеева Т.Н. учитель химии МБОУ СОШ №19 г Сургут
Курс в поддержку профиля «Прикладная химия» предназначен для учащихся 10 классов, он является предметно ориентированным и рассчитан на 35 часов. Основное содержание курса расширяет и углубляет базовый...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Прикладная химия (элективный курс)
Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 8 (9)классов и носит предметно-ориентированный характер.На изучение данного курса пред...
Методическая разработка проекта "Прикладная химия"
В данном методическом проекте представлены аспекты введения понятия прикладная химия в преподавание предмета, его основная цель, этапы, формы работы и примеры использования....
Дипломная работа по специальности "Фундаментальная и прикладная химия"
В работе описаны разработка и изучение модифицированного кремнезёма. Разработаны и опробирова математические модели для определения констант ионизации....
Сценарий проведения прикладного мастер-класса «Солдатский треугольник»
В преддверии 9 Мая возникает необходимость поздравить ветеранов ВОВ и всех граждан нашей страны с праздником Победы. Слова благодарности и поздравления можно выразить необычным способом, написав им пи...