Рабочая программа по химии 10 класс
календарно-тематическое планирование по химии (8, 10 класс)
В рабочей программе представлены: пояснительная записка, требованию к уровню подготовки выпускников, содержание курса, календарно-тематическое планирование, УМК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10g.doc | 436 КБ |
gruppovye_zanyatiya_8.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Рассмотрено» Руководитель кафедры или МО _______________ Протокол № _____ «Согласованно» Заместитель директора МБОУ «СШ № 33» _____________ | «Принято» Решением педагогического совета Протокол № 1 от «__» августа 20__ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ _________
Приказ № _____ от «____» __________20__ г. |
Рабочая учебная программа, реализующая ФГОС
среднего общего образования
по химии
для обучающихся 10 классов
естественнонаучного профиля
(углубленный уровень)
Структура рабочей образовательной программы по химии
I. Пояснительная записка
II. Содержание учебного материала предмета «Химия»
III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
IV. Календарно-тематическое планирование
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
- Примерной программы среднего общего образования по химии. Профильный уровень // Сборник нормативных документов. Химия. М.: «Дрофа», 2012 г.
- Авторской программы О.С. Габриеляна для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. М. «Дрофа», 2012г.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на ________ учебный год.
- Устава МБОУ «СШ № 33»
- ООП МБОУ «СШ № 33»
- Учебного плана МБОУ «СШ № 33»
- Программы развития МБОУ «СШ № 33» «Модель социально-контекстной образовательной среды в условиях массовой общеобразовательной школы» на 2011 – 2017 годы.
Согласно действующему Базисному учебному плану, учебному плану МБОУ «СШ № 33» на ______ учебный год, на изучение предмета химии в 10–11 классах естественнонаучного направления отводится 272 часа, из них 136 часов в 10 классе.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, химической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формировании собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Успешность изучения учебного предмета связана с овладением основными понятиями химии, научными фактами, законами, теориями, применением полученных знаний при решении практических задач.
Рабочая программа адресована учащимся средней общеобразовательной школы (профильный уровень) и является логическим продолжением линии освоения химических дисциплин.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 7 – 9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
В курсе химии 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единства химического, электронного и пространственного строения. Закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенность их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются сведения о прикладном значении органической химии. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ и их применения от состава, их строения, от характера функциональных групп.
В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Значительное место в содержании курса 10 класса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Курс химии ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса — единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Такое построение курса химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся не только лучше усвоить химическое содержание, но и понять роль и место химии в системе наук о природе.
Курс химии на профильном уровне ориентирован на подготовку учащихся к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности и направлен на изучение теоретических и прикладных основ химии. Для формирования у учащихся научного мировоззрения, развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения химии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации. На это сориентирована система уроков, представленная в рабочей программе.
Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях органической химии;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств органических веществ, оценки роли органической химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли органической химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение её для человечества, а также успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.
- Содержание учебного материала предмета
II.I. Содержание учебного материала предмета «Химия»
в 10 классе (136 часов, из них 10 ч. резервное время)
В курсе химии 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений. Закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенность их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются сведения о прикладном значении органической химии. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп.
Формулировка названий разделов соответствует авторской программе. Тема урока совпадает с названием параграфа учебника. Все демонстрации, лабораторные опыты, практические занятия взяты из авторской программы.
В программу внесены следующие изменения:
Уменьшено количество часов на изучение следующих тем: Введение на 2 часа, Тема 1 – на 6 часов, Тема 2 – на 2 часа. Освободившееся время перенесено для изучений последующих тем курса органической химии, так как учащимися не накоплен большой опыт по решению поставленных вопросов.
Увеличено число часов на изучение Темы 3 – на 5 часов, Темы 4 – на 9 часов, Темы 5 – на 1 час, Темы 6 – на 4 часа, за счет сокращения часов на изучение предыдущих тем и за счет практикума. Перепланировано изучение тем «Практикум», а именно: практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов в полном объеме.
Изменение планирования позволяет изучать многие темы в проблемном режиме, повышает интерес к предмету с первых уроков.
Введение (6 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s u p. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sр2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы-ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии.
Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, С12, N2, H2O, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений (7 ч)
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок).
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.
Тема 2. Реакции органических соединений (6 ч)
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.
Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.
Реакции изомеризации.
Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.
Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолоформальдегидной смолы. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропанобутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропанобутановой смеси с кислородом (воздухом).
Тема 3. Углеводороды (36 ч)
Понятие об углеводородах.
Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Поляризация π-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов. Применение алкинов.
Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными π-связями.
Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.
Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.
Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропанобутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропанобутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.
Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.
Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.
Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса).
Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.
Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов. 3. Построение моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия.
Тема 4. Кислородсодержащие соединения (37 ч)
Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.
Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.
Альдегиды и кетоны. Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).
Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).
Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.
Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.
Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).
Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.
Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). 10. Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой. 11. Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 12. Реакция «серебряного зеркала». 13. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 14. Окисление бензальдегида кислородом воздуха. 15. Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 16. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. 17. Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот и их солей. 18. Взаимодействие карбоновых кислот с основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями. 19. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. 3. Получение карбоновой кислоты из мыла. 4. Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.
Тема 5. Углеводы (10 ч.)
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.
Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.
Лабораторные опыты. 20. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 21. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 22. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 23. Кислотный гидролиз сахарозы. 24. Качественная реакция на крахмал. 25. Знакомство с коллекцией волокон.
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Тема 6. Азотсодержащие органические соединения (15 ч)
Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.
Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.
Лабораторные опыты. 26. Построение моделей молекул изомерных аминов. 27. Смешиваемость анилина с водой. 28. Образование солей аминов с кислотами. 29. Качественные реакции на белки.
Тема 7. Биологически активные вещества (14 ч)
Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, E). Их биологическая роль.
Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.
Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.
Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.
Лабораторные опыты. 30. Обнаружение витамина А в растительном масле. 31. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 32. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 33. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 34. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 35. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 36. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 37. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).
Практикум
- Качественный анализ органических соединений. 2. Углеводороды. 3. Спирты и фенолы. 4. Альдегиды и кетоны. 5. Карбоновые кислоты. 6. Углеводы. 7. Амины, аминокислоты, белки. 8. Идентификация органических соединений. 9. Действие ферментов на различные вещества. 10. Анализ некоторых лекарственных препаратов (аспирина, парацетамола)
II.II. Содержание учебного материала предмета «Химия»
в 11 классе (102 часа)
Тема 1. Основные понятия и законы химии (6 ч.)
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Газовые законы. Уравнение Клапейрона-Менделеева
Тема 2. Строение атома и систематика химических элементов (11 ч.)
Атом – сложная частица. Модели строения атома (модели Резерфорда, Бора, квантовая теория строения атома). Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов. Значение периодического закона для развития науки и формирования представлений о научной картине мира.
Лабораторные опыты. 1. Свойства гидроксидов элементов 3 периода.
Тема 3. Строение вещества (9 ч.)
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток. Модели молекул изомеров и гомологов.
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами полимеров.
Практические работы. 1 «Решение экспериментальных задач по распознаванию пластмасс и волокон»
Тема 4. Химические реакции (12 ч.)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Понятие об окислении и восстановлении как процессах, связанных с переходом электронов. Степени окисления. Важнейшие окислители и восстановители. Классификация ОВР. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье.
Демонстрации. Экзо- и эндотермические реакции. Зависимость скорости реакции от различных факторов.
Лабораторные опыты. 3. Получение кислорода реакцией разложения
Тема 5. Растворы. Электролитическая диссоциация (13 ч.)
Понятие о дисперсных системах. Виды дисперсных систем: суспензии и эмульсии, коллоидные растворы, истинные растворы. Понятие о растворимом веществе и растворители. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов. Массовая доля, малярная концентрация.
Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация электролитов на ионы. Сущность и причины электролитической диссоциации: влияние вида химической связи растворенного вещества и растворителя на процесс диссоциации. Диссоциация как обратный процесс. Теория С.Аррениуса.
Диссоциация кислот, оснований, солей. Понятие о степени диссоциации. Сильные слабые электролиты. Константа диссоциации слабых электролитов. Произведение растворимости (ПР). водородный показатель (рН).
Вода как слабый электролит.
Реакция электролитов в растворах – реакции между ионами.
Гидролиз солей. Факторы, влияющие на гидролиз солей.
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
Лабораторные опыты. 4. Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора. 5. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов. 6. Разные случаи гидролиза солей.
Практические работы. 2. «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз». 3. «Скорость химических реакций; химическое равновесие»
Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений (7 ч.)
Оксиды. Состав. Солеобразующие и несолеобразующие. Химические свойства. Общие способы получения.
Кислоты. Состав. Кислородосодержащие и бескислородосодержащие. Основность. Химические свойства. Общие способы получения.
Основания. Растворимые и нерастворимые в воде основания. Кислотность. Получение оснований. Химические свойства.
Понятие об амфолитах. Свойства амфотерных оксидов и гидроксидов.
Соли. Кислые, средние, основные соли. Свойства солей и способы получения. Генетическая связь между разными классами химических соединений
Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических соединений.
Тема 7. Металлы и их соединения (18 ч.)
Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, особенности электронного строения их атомов. Общие физические и химические свойства металлов, различие в восстановительных свойствах. Общие способы получения металлов. Электрометаллургия. Эликтролиз расплавов и растворов. Практическое применение электролиза. Коррозия металлов. способы защиты металлов от коррозии. Понятие о сплавах. Роль металлов и их сплавов в современной технике.
Обзор металлов главной подгруппы ПСХЭ и их соединений. Металлы побочных подгрупп (Cu, Ag, Zn, Hg, Cr, Mn): особенности строения их атомов, свойства образованных ими простых веществ и соединений с разными степенями окисления атомов металлов.
Демонстрации. Образцы металлов и их соединений. Опыты по коррозии металлов и защите от неё. Взаимодействие щелочных металлов с Н2О. Взаимодействие щелочно-земельных металлов с Н2О. Горение магния в кислороде получение и свойства оксидов и гидроксидов железа.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, подтверждающие химические свойства металлов. 9. Знакомство с образцами металлов и их руд. 10. Взаимодействие цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 8. Неметаллы и их соединения (21 ч. + 5 ч. резервное время)
Обзор неметаллов по группам и периодам ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Строение простых веществ – неметаллов, свойства, применение, сравнение окислительных и восстановительных свойств.
Водородные соединения неметаллов: отношение к воде, кислотам, щелочам, окислителям. Оксиды неметаллов.
Водород. Двойственное положение в ПСХЭ. Взаимодействие с неорганическими и органическими веществами.
Галогены. Общая характеристика. Взаимодействие с неорганическими и органическими веществами.
Кислород. Строение, свойства, получение. Озон. Кислородосодержащие кислоты. Окислительные свойства концентрированных серной и азотной кислот. Взаимодействие кислот с неорганическими и органическими веществами. Сульфаты. Нитраты. Соли аммония.
Химические основы производства серной кислоты контактным способом. промышленный синтез аммиака.
Углерод, кремний и их соединения.
Генетическая связь между соединениями неметаллов.
Лабораторные опыты. 11. Ознакомление с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекцией).
Практические работы. 4.«Получение, собрание и распознавание газов»,5. «Решение экспериментальных задач по темам «Металлы и неметаллы». 6.«Идентификация неорганических веществ», 7. «Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями».
III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизини современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы химических реакций в органической и неорганической химии;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон, Авогадро, Гесса, действующих масс в кинетике и термодинамике;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты; щелочи, аммиак, углеводороды, метанол, этанол, глицерин, этиленгликоль, формальдегид, этаналь, ацетон, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы, моющие средства;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи в соединениях, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы химических реакций в химии;
- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных ими веществ от положения в ПСХЭ, зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения молекул;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: объяснять, изучать, распознавать, описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать, оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Предусмотрено овладение следующими компетенциями:
- учебно-познавательной,
- коммуникативной,
- информационной,
- рефлексивной,
- личностного саморазвития,
- профессионально-трудового выбора.
В соответствии с целями современного образования, программой развития ОУ «Модель социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы», изучение химии должно способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Классификация социально-контекстных компетенций субъектов образовательного процесса
Социально-контекстные компетенции и их сущность | Свойства (критерии) | Общественно значимые учебно-социальные практики |
Ценностно-смысловая - это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью понимать происходящие события, ориентироваться в них, осознавать свою жизненную роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. |
|
|
Компетенция гражданственности направлена на выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой гражданских взаимоотношений. |
|
|
Профессионально-трудовая компетенция направлена на выполнение работы на любом рабочем месте, профессиональное самоопределение, повышение профессиональной квалификации, получение эффективных результатов в своей трудовой деятельности. Работа рациональная, планомерная, организованная, контролируемая и анализируемая по итогам своей работы. |
|
|
Личностно-адаптивная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности и адаптацией в обществе. |
формирование опыта самопознания, осмысление своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий.
|
|
Коммуникативная компетенция направлена на знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. |
|
5.Тимуровская практика |
Информационная компетенция отражает навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. |
создавать личностно-значимые продукты познавательной деятельности с помощью разнообразных технических средств |
3. Практика творческих мастерских |
Социально-гендерная компетенция определяется, как социально-психологическая характеристика человека, позволяющая ему быть эффективным в системе межполового взаимодействия, направлена на формирование определенных моделей полоролевого поведения, а также устойчивых систем представлений о социальных ролях, статусах, позициях мужчин и женщин в обществе и в семье, половую грамотность, обоснование естественности различий в социальном поведении мужчин и женщин. Итак, социально-гендерная компетентность понимается как такая характеристика личности, которая позволяет ей быть эффективной в сфере гендерных отношений. |
- гендерное предназначение в сообществе - гендерную роль в практике групповой деятельности
|
7. Практика творческих мастерских |
Целями образования в МБОУ «СШ № 33» становится формирование социально-контекстных характеристик школьников. Формированию социально-контекстных компетенций при преподавании предмета «химия» могут способствовать различные образовательные практики, используемые в учебной и внеурочной деятельности.
- практика проектной деятельности
- практика профессиональных проб
- практика самообразования
- практика освоения научных методов познания
- практика применения знаний основ ОБЖ
- исследовательская практика
- практика самопрезентации и/или презентации в коллективе
- практика социально-значимого общения
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
- Календарно-тематическое планирование
Учитель: Макарова Ольга Михайловна
Класс: 10 Г
V. УМК и информационно-методическое обеспечение
- Основная литература
1.1. Учебники по химии (углубленный уровень):
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И.. Химия 10 класс. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2015 г.
1.2. Методические пособия для учителя:
- Примерная программа среднего общего образования по химии.
- Габриелян О.С., Купцова А.В. Химия 10-11. Методическое пособие к учебникам О.С. Габриеляна.– М.: Дрофа, 2016 г.
- Габриелян О.С., Остроумов О.Г. Настольная книга учителя. Химия 10 класс. Методическое пособие – М.: Дрофа, 2013 г
- Габриелян О.С., Остроумов О.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: - Дрофа, 2010 г.
- Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: Дрофа, 2015 г.
- Егоров А.С., Шацкая К.П. Репетитор по химии. – Р.-на-Дону: Феникс, 2015 г.
- Корощенко А.С., Иванова Р.Г. Химия. Дидактические материалы. – М.: ВЛАДОС, 2007 г.
- Расулова Г.Л. Химия 10 класс. Экспресс диагностика. – М.: Экзамен – 2016 г.
- Стрельникова Е.Н. Контрольно-измерительные материалы.10 класс. М.: ВАКО, 2017 г.
- Электронное пособие «Электронная библиотека «Дрофа». Химия. 10 класс».
VI. Техническое обеспечение
- Ноутбук
- Принтер
- Сканер
- О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. Химия 10 класс. Профильный уровень – М.: Дрофа, 2011 г.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия 10 класс. Методическое пособие – М.: Дрофа, 2010 г.
- А.И. Артеменко. Органическая химия. Теоретические основы. Углубленный курс. – М.: Просвещение, 1997 г.
- А.И. Артеменко. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004 г.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2010 г.
- Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2001 г.
- Е.А.Еремина, О.Н.Рыжова. Справочник школьника по химии. Под редакцией Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина. – М.: Экзамен,2009 г.
- Химия: научно-методический журнал для учителей химии и естествознания. – М. Издательский дом Первое сентября.
- Техническое обеспечение
- Ноутбук
- Принтер
- Сканер
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Рассмотрено» Руководитель кафедры __________ Куземина Л.А. Протокол № 1 «Согласовано» Заместитель директора ________ Куришкина Л.А. | «Принято» Решение педагогического совета Протокол № 1 от «31» августа 2018 года | «Утверждаю» Директор МБОУ _________ Жойкин С.А. Приказ №____ |
Рабочая учебная программа
основного общего образования, реализующая ФГОС ООО
по предмету «Химия» в 8 классах
(групповые занятия «Строение и свойства вещества»)
2018 - 2019 учебный год
Структура рабочей учебной программы по химии в 8 классе, реализующих ФГОС основного общего образования
I. Пояснительная записка
II. Содержание учебного материала
III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
IV. Календарно-тематическое планирование
I. Пояснительная записка
Изучение химии в основной школе должно быть направлено на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значительными для сохранения окружающей среды и собственного здоровья, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по химии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников, что является главным принципом ее структурирования.
Данный курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 8 классов.
Целью настоящего курса является изучение основ химии по таким разделам как: строение атома, строение и свойства вещества, изучение изменений, происходящие с веществами. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- формирование основ химического знания о строении вещества – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а так же доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; - выработка у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирования у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
Изучение каждой темы предполагается по следующей схеме: изучение теории, фронтальное решение типичных заданий по данной теме, самостоятельное выполнение заданий с последующей проверкой и анализом допущенных ошибок. Контроль знаний и навыков обучающихся осуществляется по мере освоения тем в ходе выполнения практических заданий для закрепления изученного и самостоятельных работ. В конце курса предполагается выполнение итогового теста.
При изучении курса используется исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывается, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия, каковы судьбы ученых и их жизненные позиции.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других образовательных технологий, передовых форм и методов обучении, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
II. Содержание учебного материала предмета (34 часа).
1.Введение (1 час).
Предмет химии. Методы науки химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Вещество, как объект изучения химии. Строение вещества: атомы и молекулы, простые и сложные вещества, химический элемент
Демонстрации: - модели молекул простых и сложных веществ.
2.Атомы химических элементов (4 часа).
Символы химических элементов. Химическая формула: индекс, коэффициент, запись и чтение формул. Масса атомов и молекул. Относительная атомная масса и относительная молекулярная масса. Структура Периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева (порядковый номер, период, группа). Основные сведения о строении атома. Состав атомных ядер (протоны, нейтроны). Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Понятие о завершенном и незавершенном электронных. Уровнях. Научный подвиг Д.И.Менделеева.
Демонстрации:
- модели атомов элементов малых периодов.
Расчетные задачи:
- расчет относительной молекулярной массы вещества;
- составление электронных формул атомов элементов малых периодов.
3. Химическая связь (5 часов).
Понятие иона. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Ионная связь на примере хлорида натрия. Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой. Понятие о ковалентной связи. Типы кристаллических решеток.
Демонстрации:
- модели молекул с химическими связями разного вида.
4.Состав веществ (6 часов).
Простые и сложные вещества. Степень окисления. Бинарные соединения. Определение степени окисления химических элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений с учетом степени окисления элементов. ОВР. Окислитель и восстановитель.
Расчетные задачи:
- определять степени окисления элементов по формулам соединений,
- расстановка коэффициентов методом электронного баланса
- составлять формулы соединений химических элементов и называть их.
5. Изменения, происходящие с веществами (8 часов).
Физические свойства веществ: агрегатное состояние, растворимость в воде, твердость и др. Химические свойства веществ. Физические и химические явления. Химическая реакция как объект изучения химии. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химическое уравнение. Значение работ М.В.Ломоносова в развитии химических знаний. Классификации химических реакций: экзо- и эндотермические, соединения и разложения. Превращения веществ в природе и в результате хозяйственной деятельности человека.
Демонстрации:
- опытов, демонстрирующих признаки и условия химических реакций;
- опытов, подтверждающих закон сохранения массы веществ;
- показ реакций, идущих с выделением и поглощением теплоты.
Лабораторные опыты:
- физические свойства веществ (на примере алюминия);
- реакция нейтрализации соляной кислоты гидроксидом натрия.
Расчетные задачи:
- составление уравнений химических реакций.
6. Соединения химических элементов(10 часов).
Важнейшие классы сложных веществ: основания, кислоты, соли; их состав, названия, свойства. Отличие сложных веществ от смесей. Способы разделения смесей. Правила работы в химической лаборатории.
Демонстрации:
- образцы оксидов, оснований, кислот, солей;
- изменение окраски индикаторов;
III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
В результате изучения учебного предмета «Строение и свойства вещества» на уровне основного общего образования обучающийся научится:
- давать определения изученных понятий: вещество, химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит; химическая реакция, химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация;
- понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
- моделировать строение атомов элементов первого - третьего периодов, строение простейших молекул;
- характеризовать неорганические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов неорганических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого язык химии;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической – с целью определения химической активности веществ;
- устанавливать генетическую связь между классами неорганических веществ;
- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, темы уроков и разбивка по четвертям | Демонстрации, опыты | Дата проведения |
1. «Введение» (1 час) | |||
1 | Введение в курс | Модели молекул простых и сложных веществ | 1 н. сентября |
2. Атомы химических элементов (4 часа) | |||
2 | Химическая формула | 2 н. сентября | |
3 | Относительные атомная и молекулярная массы. | 3н. сентября | |
4 | ПСХЭ Д.И. Менделеева | Различные варианты периодической системы. | 4 н. сентября |
5 | Строение атомов | Модель строения атома | 1 н. октября |
3. Химическая связь (5 часов) | |||
6 | Взаимодействие атомов неметаллов между собой | 2 н. октября | |
7 | Свойства веществ с ковалентной связью | 3 н. октября | |
8 | Понятие об ионах | 4 н. октября | |
9 | Сравнение свойств и строения атомов и ионов | 1 н. ноября | |
10 | Кристаллические решетки | 2 н. ноября | |
4. Состав веществ (6 часов) | |||
11 | Составление формул бинарных соединений по степени окисления | 3 н. ноября | |
12 | Окислительно-восстановительные реакции. | 4 н. ноября | |
13 | Окислитель и восстановитель. | 1 н. декабря | |
14 | Расстановка коэффициентов, используя метод электронного баланса. | 2 н. декабря | |
15 | Расстановка коэффициентов, используя метод электронного баланса. | 3 н. декабря | |
16 | Обобщение по теме за 1 полугодие | 4 н. декабря | |
5. Изменения, происходящие с веществами (8 часов) | |||
17 | Явления в химии | 2 н. янв. | |
18 | Химическая реакция как объект изучения химии | Реакции, подтверждающие закон сохранения массы | 3 н. янв. |
19 | Условия протекания химических реакций | 4 н. янв. | |
20 | Классификация реакций по количеству участвующих веществ. | 1 н. февр. | |
21 | Классификация реакций по изменению степени окисления. | Взаимодействие металлов с кислотами | 2 н. февр. |
22 | Классификация реакций по тепловому эффекту. | Реакции горения и разложения | 3 н. февр. |
23 | Химические реакции в природе. | 4 н. февр | |
24 | Роль М.В. Ломоносова в развитии химических знаний. | 1 н. март | |
6. Соединения химических элементов (10 часов) | |||
25 | Классы неорганических соединений. | 2 н. март | |
26 | Состав, строение и свойства оксидов. | Образцы веществ | 3 н. март |
27 | Состав, строение и свойства оснований. | Образцы веществ | 1 н. апр. |
28 | Основания с точки зрения ТЭД. | Изменение окраски индикаторов | 2 н. апр. |
29 | Состав, строение и свойства кислот. | Образцы веществ | 3 н. апр. |
30 | Кислоты с точки зрения ТЭД. | Изменение окраски индикаторов | 4 н. апр. |
31 | Состав, строение и свойства солей. | Образцы веществ | 1 н. май |
32 | Соли с точки зрения ТЭД. | 2 н. май | |
33 | Способы разделения смесей. | 3 н. май | |
34 | Итоговое занятие. | 4 н. май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...