Презентация методической разработки
методическая разработка по химии

Кузнецова Лариса Валерьевна

Сущность инновационного педагогического опыта: разработки комплектов дидактических материалов для проведения лабораторных и практических работ, разработки уроков в режиме проектного обучения и с использованием элементов исследовательских работ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта педагогического опыта

Ф.И.О.

Кузнецова Лариса Валерьевна

Учреждение

МОКУ СОШ № 2 г. Лузы, 613980, г.Луза Кировской области, ул. Победы, д.10 тел. 8(83346) 2-13-92 E-mail: ouluza2@yandex.ru  (ОУ), kuzlv74@yandex.ru (личная)

Должность

Заместитель директора, учитель химии

Стаж работы

Учитель: 18 лет, заместитель директора: 2 года.

1.Тема инновационного педагогического опыта

Проектно-исследовательская деятельность учащихся по химии как средство развития самостоятельной познавательной активности

2. Источник изменений

С введением предрофильной подготовки и профилизации среднего образования при обучении учащихся химии я столкнулась с несколькими противоречиями:

- высокими требованиями к качеству знаний выпускников школы и уменьшением количества часов, отводимых на изучение химии;

- необходимостью активизировать учебную деятельность школьников и снижением у подростков интереса к получению знаний;

- ориентацией образования на самостоятельную познавательную активность, развитие творческих способностей учащихся и применение традиционных форм и методов обучения.

Данные противоречия побудили меня к пересмотру своих взглядов на преподавание предмета, поставили передо мной проблему

снижения самостоятельной познавательной активности подростков с одной стороны и необходимость формирования универсальные учебные действия при получении качественных знаний с другой.

Возникает необходимость развития самостоятельной познавательной активности школьников через проектно-исследовательскую деятельность в учебной и внеклассной работе.

3. Идея изменений

Сущность ИПО: разработки комплектов дидактических материалов для проведения лабораторных и практических работ, разработки уроков в режиме проектного обучения и с использованием элементов исследовательских работ. Разработка и внедрение программ предпрофильной и профильной подготовки учащихся по химии.

В основе разработки данного опыта лежит идея развивающего обучения, которая базируется на:

- формировании и развитии познавательного интереса к предмету;

- личностно-ориентированном обучении;

- практико-ориентированном подходе.

 Используемые ТЕХНОЛОГИИ: развивающего обучения, разноуровневого обучения, проблемного обучения и метода проектов, индивидуализация обучения.

4. Концепция изменений: 

Актуальность

Трудоемкость опыта состоит в переосмыслении своего предыдущего опыта работы, проектировании и организации процесса обучения, который основан на развитии самостоятельной познавательной активности средствами проектно-исследовательской деятельности;

Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. В настоящее время акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

Новизна

Новизна опыта предусматривает инновации на:

- содержательном уровне: предпрофильная подготовка учащихся, программы профильного обучения, положение о НОУ;

- технологическом уровне: применение метода проектов, индивидуализации обучения;

- процессуальном уровне: дидактические разработки технологических карт уроков и внеклассных дел, методические рекомендации по проведению исследовательских работ.

- использование элементов исследовательской и проектной деятельности в урочной и внеклассной работе;

- моделирование и конструирование различных форм организации образовательного процесса

Ожидания

Повышение познавательной активности обучающихся, формирование универсальных учебных действий, повышение качества образования, успешная сдача ГИА и продолжение обучения в системе ВПО.

Затруднения в реализации, риски

При неправильной организации труда возможен риск учебной перегрузки учащихся; занимаясь исследовательской деятельностью и выбирая химический профиль обучения, не все выпускники выбирают свою профессию, связанную с химией, так как не уверены в успешной сдаче ЕГЭ.

5. Условия реализации изменений

Основными условиями реализации изменений являются анализ и переосмысление предыдущей системы работы, собственный опыт проведения исследований и разработки проектов, использование ресурсов курсовой подготовки:

  • Модернизация структуры и содержания школьного химического образования.  
  • Организация, содержание и методика преподавания химии в классах с углубленным и профильным обучением.
  • Информационные технологии для учителя предметника.
  • Проектно-исследовательская деятельность педагога в условиях компетентностно-ориентированного образования.

Личностно-профессиональные качества: гибкость мышления, энергичность, мобильность, коммуникабельность, восприимчивость к инновациям.

6. Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Метапредметные показатели Проектно-исследовательская деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, она способствует формированию универсальных учебных действий, активизации интереса к знаниям, возрождению престижности занятия фундаментальными науками.

Предметные показатели: Главными результатами своей деятельности считаю: 100% уровень освоения обучающимися государственных образовательных стандартов по химии. Средняя оценка по предмету (3,92; 3,93; 4,02) за последние три года выше среднего областного показателя (3,78; 3,79; 3,80), средний балл ЕГЭ  по химии (98,3; 71,8)  превышает средний областной показатель (69,26; 62,12). В 2013 году двое учащихся получили по 100 баллов. Выпускники школы успешно продолжают обучение на бюджетной основе в высших учебных заведениях, где профильным предметом является химия. За три последних года подготовлено 11 победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 14 призёров молодежного химического чемпионата на муниципальном и3 призёра на региональном уровнях.

Личностные изменения: развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы личности обучающихся, повышение учебной мотивации.

7. Публикации

(Только по теме опыта)

Можно указать материалы, представленные  в интернете (указать адрес)

1. Кузнецова Л.В. Модель химического образования на основе технологического подхода [Текст] / Л.В.Кузнецова // Современный урок: традиции и инновации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (26-27 ноября 2015 года) / под ред. Т.В.Машаровой; ИРО Кировской области.- Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2015. - 741.с. - ISBN 978-5-91061- 440-0.

2.Электронное периодическое издания «Нуми»

http://www.numi.ru/listedit.php 

3.«Инфоурок»

https://infourok.ru/user/kuznecova-larisa-valerevna2 

8. Описание инновационного опыта учителя

Опыт проектно-исследовательской деятельности учащихся по химии как средство развития самостоятельной познавательной активности начал формироваться в МОКУ СОШ №2 г. Лузы Кировской области в ходе реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Проблема повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания учителей. Если раньше обучение предполагало получение учащимися от педагога готовых знаний и наработку на их основе умений и навыков, то в современных условиях необходимо научить школьников самостоятельно добывать знания и обрабатывать информацию, презентовать её. Это особенно актуально для предметов естественного цикла, на преподавание которых количество часов стремительно сокращается.

И поэтому, чтобы наши выпускники смогли поступить продолжить обучение в системе профессионального высшего и среднего образования, пройти на бюджетные места и добиться высокого результата в овладении профессией, необходимо научить школьников мыслить и решать проблемы, используя при этом знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.

В своей работе я руководствовалась «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года», где одной из целью преобразования российской системы образования было провозглашено формирование универсальных учебных действий, как освоение учащимися различных способов деятельности, а одним из ведущих средств их формирования выбрана проектно-исследовательская деятельность.

Моя система работы направлена на создание условий для формирования и развития проектных и исследовательских умений учащихся.

Для достижения данной цели необходимо (Задачи):

-  развивать интерес к химической науке;

- формировать ключевые компетентности учащихся;

- совершенствовать навыки самостоятельной деятельности.

В своей работе я опираюсь в первую очередь на основные психолого-педагогические теории:

теорию активизации учебной деятельности школьников Т. И. Шамовой; 

теорию развития познавательного интереса Г. И. Щукиной;

теорию проблемного обучения, разработанную Лернером, Махмутовым и другими дидактами;

А также опираюсь на опыт своего школьного учителя химии Сокольниковой Т.М. и опыт своих коллег школы №2 г.Лузы Пономаревой В.Н. и Кальчук Л.А.

        Опираясь на данную теоретическую базу, я сформировала и реализую в учебно-воспитательном процессе свою систему работы по развитию самостоятельной познавательной активности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся по химии, которая включает несколько этапов.

Этап

Вид деятельности

Класс

Содержание деятельности

Подготовительный.

Урок

8 – 9

- построение логической цепи рассуждений

- совершение действий по плану (инструкции)

- систематизация учебного материала [Приложение 1]

1 ступень

теоретико-экспериментальные исследования.

стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание её значимости для успешной адаптации к обучению, для самореализации.

Урок

8 – 11

- лабораторные работы по изучению нового материала

- практические работы по закреплению и систематизации полученных знаний, умений и навыков

- домашние задания исследовательского характера

- уроки с применением технологии «метода проекта» (в режиме проектного обучения)

[Приложение 2]

- создания электронных презентаций к урокам

2 ступень

частично-поисковые исследования.

научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. При этом я знаю направление поиска, но не знаю конечного результата, предлагая ребенку самостоятельно решить проблему.

Кружок «Юный лаборант»

Курс по выбору «Решение химических задач»

Элективный курс «Углубленное изучение органической химии»

«Окислительно-восстановительные реакции»

Кружок «Химия внутри нас»

8

9

10

11

10 – 11

- моделирование приборов

- решение экспериментальных задач

- составление химических задач

- практические работы исследовательского характера

- выполнение исследовательских проектов

3 ступень

поисково-исследовательская деятельность

формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и механизмов своей деятельности для достижения этих целей. .

Профильный экологический лагерь

9 – 11

- практикумы исследовательского характера

- отчеты об экскурсиях

- выполнение исследовательских проектов

- экологические десанты

4 ступень

учебная исследовательская деятельность

учащиеся самостоятельно задаются проблемой исследования, определяют его цели, находят механизм действия по их достижению.

Курс

«Основы проектирования»

10 – 11

- организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках работы НОУ по химии

- построение индивидуальных образовательных

- выполнение информационных и исследовательских проектов

Экспертное заключение

Учитель сформировала и реализует в учебно-воспитательном процессе свою систему работы по развитию самостоятельной познавательной активности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся по химии, которая включает несколько этапов.

Ф.И.О. эксперта

Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей Института развития образования Кировской области, кандидат педагогических наук

Составляющие образования

Обучение.

Ключевые слова

Самостоятельная познавательная активность, проектно-исследовательская деятельность.

Приложение

Приложение 1. Работа по путеводителю по теме «Соединения галогенов»

Приложение 2. Технологическая карта урока «Свойства белков как биологических полимеров».

Приложение 1.

Путеводитель «Соединения галогенов» по § 18 (Габриелян О.С)

Задание 1. Найдите в § 18 и запишите ответ кратко (цифра, слово, формула). – 15 баллов.

  1. Общая формула галогеноводородов.
  2. При обычных условиях в одном объеме воды растворяется около … объемов хлороводорода.
  3. Формула плавиковой кислоты.
  4. Формула соляной кислоты.
  5. Формула самой сильной из галогеноводородных кислот.
  6. В промышленности хлороводород получают синтезом из …
  7. Сумма коэффициентов в уравнении реакции лабораторного получения хлороводорода (не забудьте учесть коэффициент «1», который в уравнении реакции не ставится.
  8. Формула реактива для определения в растворе хлорид-, бромид-, иодид- ионов.
  1. Формула белого творожистого осадка, выпадающего в результате реакции соляной кислоты и хлоридов с нитратом серебра.
  2. Цвет осадка бромида серебра.
  3. Ионы какого металла можно использовать для доказательства присутствия в растворе фторид-ионов F -.
  4. Формула оксида, входящего в состав стекла.
  5. Содержание хлора в земной коре в %.
  6. Формула природного соединения хлора, галита.
  7. Своих минералов не образуют …

Задание 2. Подберите пару соответствия цифре букву .- 10 баллов.

  1. HF
  2. HCl
  3. HBr
  4. HI
  5. AgNO3
  6. AgCl
  7. AgBr
  8. AgI
  9. SiF4
  10. CaF2

А. Кислота, которая дает в реакции с ионами серебра осадок желтого цвета.

Б. Соль, которая используется для качественной реакции на ионы хлора.

В. Формула соли, выпадающей в осадок при определении бромид-ионов.

Г. Бесцветная, дымящаяся на воздухе жидкость, несколько тяжелее воды.

Д. Плавиковый шпат.

Е. Самая слабая из галогеноводородных кислот.

Ж. Формула газа, который выделяется в реакции плавиковой кислоты с оксидом кремния (IV).

З. Бромоводородная кислота.

И. Формула вещества, выпадающего в виде желтого осадка.

К. Единственная нерастворимая соль соляной кислоты.

Задание 3. Дайте развернутый ответ на вопрос. – 5 баллов.

  1. Почему йодоводородная кислота самая сильная из галогеноводородных кислот?
  2. Почему нитрат серебра не пригоден для распознания фтороводородной кислоты и её солей?
  3. Почему фтороводородную кислоту называют «плавиковой».

Задание 4. (10 баллов). Напишите уравнения химических реакций, иллюстрирующие следующие превращения:  Cl2 → HCl → CuCl2  →  AgCl.

В уравнении 1 составьте электронный баланс.

Для 3 уравнения напишите ионные.

.

Задание 5. (10 баллов). Составьте уравнения реакций (молекулярные и ионные) взаимодействия соляной кислоты : а) с металлами, б) с оксидами металлов, в) с основаниями, г) с солями.

Оценка «5» от 40 до 50 баллов

              «4» от 30 до 39 баллов

              «3» от 20 до 29 баллов

              «2» меньше 20 баллов.

Приложение 2

«Свойства белков как биологических полимеров».

(технологическая карта урока)

Жизнь – это способ существования белковых тел.

Ф. Энгельс.

Дидактическая цель урока: создать условия для развития самостоятельной познавательной активности средствами исследовательской деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательные: актуализировать знания учащихся о строении белков, способствовать формированию знаний о свойствах, биологической роли и применении белках.

Воспитательные: способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах, продолжить развитие навыков самостоятельной работы, ответственности при выполнении лабораторных опытов.

Развивающие: способствовать формированию ключевых компетентностей через выполнение инструкций лабораторной работы (технологической), самостоятельную работу с текстом учебника и информационной картой (информационная), при обсуждении результатов работы в группах (коммуникативной, социальной), при планировании самостоятельной познавательной деятельности и её презентации (проектной),  при анализе значимости своей деятельности (рефлексивной).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы   репродуктивный

               частично-поисковый

              исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Средства обучения: 1) Химия.10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Тетерина. – 3-е изд., - М.: Дрофа, 2002. 2) Таблица «Структурная организация белковых молекул». 3) Информационные карты «Свойства белков», 4) Инструкции по выполнению лабораторной работы «Свойства белков», 5) Листы самооценки. 6) Химическое оборудование: химические стаканы, стеклянная палочка, пробирки, спиртовки, тигельные щипцы, пробиркодержатель, спички. 7) Реактивы: раствор яичного белка, шерстяная и синтетическая нити, молоко, лимон, вода, раствор NaOH, CuSO4, HNO3 концентрированная.

Ход урока:

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика. Выдает раздаточный материал группам.

(учащиеся предварительно разделены на 4 группы)

Приветствуют учителя, настраиваются на самостоятельную работу по ходу урока, проверяют готовность своего рабочего места.

2. Целеполагание и мотивация.

Сообщает тему урока. Подводит учащихся к формулировке целей и конечного результата урока. Мотивирует познавательную деятельность учащихся.

Определяют объём работы, формулируют цели урока, прогнозируют возможный результат своей деятельности. Записывают тему урока «Свойства белков как биологических полимеров» в тетрадь (не ставя при этом знак препинания).

3. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

Какие структуры организации белковых молекул вы знаете?

Дайте характеристику каждой структуре, используя ключевые слова на слайде 2.

Дает инструкцию по выполнению самостоятельной работы в группах (слайд 3). Подготавливает учащихся к выполнению исследования, повторение правил работы в группе и ТБ (Приложение 1,2, слайды 4,5)

Отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают правила техники безопасности.

4. Первичное усвоение учебного материала.

Наблюдает  за деятельностью учащихся, консультирует, предлагает дополнительные источники информации. Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся.(Слайд 6.)

(следит за соблюдением трудовой дисциплины, правил техники безопасности)

Работают с раздаточным материалом в группах. Изучают информационные карты (Приложение 4), по инструкции выполняют лабораторные опыты (Приложение 5), заполняют таблицу в тетради (Приложение 3). При необходимости консультируются с учителем.

5. Осознание и осмысление учебного материала.

Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности

Предлагает группам ответить на вопросы (Приложение 6, слайды 7-10)

Один из представителей группы презентует результаты деятельности, учащиеся остальных групп фиксируют их в таблицу (Приложение 3). Дают обоснованные ответы на вопросы (Приложение 6).

6. Первичное закрепление учебного материала.

Предлагает учащимся заполнить листы самооценки и подсчитать сумму баллов (Приложение 7, слайд 11)

Заполняют лист самооценки, выставляют себе оценку за урок (Приложение 7.)

7. Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание.(слайд 12)

§ 27 зад.3 (на базовом уровне) + зад. 10 (для профильной группы).

Творческое задание: почему в состав кремов для обуви входит глицерин?

Записывают домашнее задание.

8. Рефлексия.

Предлагает вернуться к теме урока и поставить в конце предложения знак препинания.(слайд 13)

? – если в содержании темы у вас остались непонятые моменты.

. – если вам было все понятно на уроке.

! – если вы получили удовольствие от работы на уроке, этот материал вам был очень полезен и пригодится в жизни.

 - если вы хотите расширить и углубить свои знания и умения по данной теме.

Анализируют усвоение данной темы и ставят знак препинания в её формулировке.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цветоведение". Презентация. Методические разработки к урокам ИЗО.

Презентация на тему цветоведения (  3 основных цвета, цветовой круг, тон, теплые и холодные цвета)....

"Виды и жанры изобразительного искусства". Презентация. Методические разработки к урокам ИЗО и МХК.

Виды и жанры изобразительного искусства в художественных произведениях....

Презентация методической разработки раздела образовательной программы по экономике

Презентация методической разработки была представлена мною в качестве одного из этапов квалификационных испытаний...

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ТЕМЫ «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ» РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В данной презентации представлени материал, разработанный для темы "Световые явления" - 8 класс, учитывая психолого- педагогические особеннисти учащихся данного возраста, ФГОС.Планирование сотавлено п...

презентация методической разработки раздела программы

Данная презентация предназначена для учителй истории, аттестующихся на первую и высшую квалификацыинную категорию...

презентация методической разработки мастер-класса пасхальное яйцо

презентация методической разработки мастер-класса пасхальное яйцо...