Презентация методической разработки
методическая разработка по химии
Сущность инновационного педагогического опыта: разработки комплектов дидактических материалов для проведения лабораторных и практических работ, разработки уроков в режиме проектного обучения и с использованием элементов исследовательских работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
infor.karta_opyta_kuznetsova_l.v.doc | 104.5 КБ |
svoystva_belkov_kak_biologicheskih_polimerov.pdf | 588.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта педагогического опыта
Ф.И.О. | Кузнецова Лариса Валерьевна | ||||||||||||||||||||||||
Учреждение | МОКУ СОШ № 2 г. Лузы, 613980, г.Луза Кировской области, ул. Победы, д.10 тел. 8(83346) 2-13-92 E-mail: ouluza2@yandex.ru (ОУ), kuzlv74@yandex.ru (личная) | ||||||||||||||||||||||||
Должность | Заместитель директора, учитель химии | ||||||||||||||||||||||||
Стаж работы | Учитель: 18 лет, заместитель директора: 2 года. | ||||||||||||||||||||||||
1.Тема инновационного педагогического опыта | Проектно-исследовательская деятельность учащихся по химии как средство развития самостоятельной познавательной активности | ||||||||||||||||||||||||
2. Источник изменений | С введением предрофильной подготовки и профилизации среднего образования при обучении учащихся химии я столкнулась с несколькими противоречиями: - высокими требованиями к качеству знаний выпускников школы и уменьшением количества часов, отводимых на изучение химии; - необходимостью активизировать учебную деятельность школьников и снижением у подростков интереса к получению знаний; - ориентацией образования на самостоятельную познавательную активность, развитие творческих способностей учащихся и применение традиционных форм и методов обучения. Данные противоречия побудили меня к пересмотру своих взглядов на преподавание предмета, поставили передо мной проблему снижения самостоятельной познавательной активности подростков с одной стороны и необходимость формирования универсальные учебные действия при получении качественных знаний с другой. Возникает необходимость развития самостоятельной познавательной активности школьников через проектно-исследовательскую деятельность в учебной и внеклассной работе. | ||||||||||||||||||||||||
3. Идея изменений | Сущность ИПО: разработки комплектов дидактических материалов для проведения лабораторных и практических работ, разработки уроков в режиме проектного обучения и с использованием элементов исследовательских работ. Разработка и внедрение программ предпрофильной и профильной подготовки учащихся по химии. В основе разработки данного опыта лежит идея развивающего обучения, которая базируется на: - формировании и развитии познавательного интереса к предмету; - личностно-ориентированном обучении; - практико-ориентированном подходе. Используемые ТЕХНОЛОГИИ: развивающего обучения, разноуровневого обучения, проблемного обучения и метода проектов, индивидуализация обучения. | ||||||||||||||||||||||||
4. Концепция изменений: | |||||||||||||||||||||||||
Актуальность | Трудоемкость опыта состоит в переосмыслении своего предыдущего опыта работы, проектировании и организации процесса обучения, который основан на развитии самостоятельной познавательной активности средствами проектно-исследовательской деятельности; Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. В настоящее время акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей. | ||||||||||||||||||||||||
Новизна | Новизна опыта предусматривает инновации на: - содержательном уровне: предпрофильная подготовка учащихся, программы профильного обучения, положение о НОУ; - технологическом уровне: применение метода проектов, индивидуализации обучения; - процессуальном уровне: дидактические разработки технологических карт уроков и внеклассных дел, методические рекомендации по проведению исследовательских работ. - использование элементов исследовательской и проектной деятельности в урочной и внеклассной работе; - моделирование и конструирование различных форм организации образовательного процесса | ||||||||||||||||||||||||
Ожидания | Повышение познавательной активности обучающихся, формирование универсальных учебных действий, повышение качества образования, успешная сдача ГИА и продолжение обучения в системе ВПО. | ||||||||||||||||||||||||
Затруднения в реализации, риски | При неправильной организации труда возможен риск учебной перегрузки учащихся; занимаясь исследовательской деятельностью и выбирая химический профиль обучения, не все выпускники выбирают свою профессию, связанную с химией, так как не уверены в успешной сдаче ЕГЭ. | ||||||||||||||||||||||||
5. Условия реализации изменений | Основными условиями реализации изменений являются анализ и переосмысление предыдущей системы работы, собственный опыт проведения исследований и разработки проектов, использование ресурсов курсовой подготовки:
Личностно-профессиональные качества: гибкость мышления, энергичность, мобильность, коммуникабельность, восприимчивость к инновациям. | ||||||||||||||||||||||||
6. Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания) | Метапредметные показатели Проектно-исследовательская деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, она способствует формированию универсальных учебных действий, активизации интереса к знаниям, возрождению престижности занятия фундаментальными науками. Предметные показатели: Главными результатами своей деятельности считаю: 100% уровень освоения обучающимися государственных образовательных стандартов по химии. Средняя оценка по предмету (3,92; 3,93; 4,02) за последние три года выше среднего областного показателя (3,78; 3,79; 3,80), средний балл ЕГЭ по химии (98,3; 71,8) превышает средний областной показатель (69,26; 62,12). В 2013 году двое учащихся получили по 100 баллов. Выпускники школы успешно продолжают обучение на бюджетной основе в высших учебных заведениях, где профильным предметом является химия. За три последних года подготовлено 11 победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 14 призёров молодежного химического чемпионата на муниципальном и3 призёра на региональном уровнях. Личностные изменения: развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы личности обучающихся, повышение учебной мотивации. | ||||||||||||||||||||||||
7. Публикации (Только по теме опыта) Можно указать материалы, представленные в интернете (указать адрес) | 1. Кузнецова Л.В. Модель химического образования на основе технологического подхода [Текст] / Л.В.Кузнецова // Современный урок: традиции и инновации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (26-27 ноября 2015 года) / под ред. Т.В.Машаровой; ИРО Кировской области.- Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2015. - 741.с. - ISBN 978-5-91061- 440-0. 2.Электронное периодическое издания «Нуми» http://www.numi.ru/listedit.php 3.«Инфоурок» | ||||||||||||||||||||||||
8. Описание инновационного опыта учителя | Опыт проектно-исследовательской деятельности учащихся по химии как средство развития самостоятельной познавательной активности начал формироваться в МОКУ СОШ №2 г. Лузы Кировской области в ходе реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Проблема повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания учителей. Если раньше обучение предполагало получение учащимися от педагога готовых знаний и наработку на их основе умений и навыков, то в современных условиях необходимо научить школьников самостоятельно добывать знания и обрабатывать информацию, презентовать её. Это особенно актуально для предметов естественного цикла, на преподавание которых количество часов стремительно сокращается. И поэтому, чтобы наши выпускники смогли поступить продолжить обучение в системе профессионального высшего и среднего образования, пройти на бюджетные места и добиться высокого результата в овладении профессией, необходимо научить школьников мыслить и решать проблемы, используя при этом знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. В своей работе я руководствовалась «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года», где одной из целью преобразования российской системы образования было провозглашено формирование универсальных учебных действий, как освоение учащимися различных способов деятельности, а одним из ведущих средств их формирования выбрана проектно-исследовательская деятельность. Моя система работы направлена на создание условий для формирования и развития проектных и исследовательских умений учащихся. Для достижения данной цели необходимо (Задачи): - развивать интерес к химической науке; - формировать ключевые компетентности учащихся; - совершенствовать навыки самостоятельной деятельности. В своей работе я опираюсь в первую очередь на основные психолого-педагогические теории: теорию активизации учебной деятельности школьников Т. И. Шамовой; теорию развития познавательного интереса Г. И. Щукиной; теорию проблемного обучения, разработанную Лернером, Махмутовым и другими дидактами; А также опираюсь на опыт своего школьного учителя химии Сокольниковой Т.М. и опыт своих коллег школы №2 г.Лузы Пономаревой В.Н. и Кальчук Л.А. Опираясь на данную теоретическую базу, я сформировала и реализую в учебно-воспитательном процессе свою систему работы по развитию самостоятельной познавательной активности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся по химии, которая включает несколько этапов.
| ||||||||||||||||||||||||
Экспертное заключение | Учитель сформировала и реализует в учебно-воспитательном процессе свою систему работы по развитию самостоятельной познавательной активности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся по химии, которая включает несколько этапов. | ||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей Института развития образования Кировской области, кандидат педагогических наук | ||||||||||||||||||||||||
Составляющие образования | Обучение. | ||||||||||||||||||||||||
Ключевые слова | Самостоятельная познавательная активность, проектно-исследовательская деятельность. | ||||||||||||||||||||||||
Приложение | Приложение 1. Работа по путеводителю по теме «Соединения галогенов» Приложение 2. Технологическая карта урока «Свойства белков как биологических полимеров». |
Приложение 1.
Путеводитель «Соединения галогенов» по § 18 (Габриелян О.С)
Задание 1. Найдите в § 18 и запишите ответ кратко (цифра, слово, формула). – 15 баллов.
|
|
Задание 2. Подберите пару соответствия цифре букву .- 10 баллов.
| А. Кислота, которая дает в реакции с ионами серебра осадок желтого цвета. Б. Соль, которая используется для качественной реакции на ионы хлора. В. Формула соли, выпадающей в осадок при определении бромид-ионов. Г. Бесцветная, дымящаяся на воздухе жидкость, несколько тяжелее воды. Д. Плавиковый шпат. Е. Самая слабая из галогеноводородных кислот. Ж. Формула газа, который выделяется в реакции плавиковой кислоты с оксидом кремния (IV). З. Бромоводородная кислота. И. Формула вещества, выпадающего в виде желтого осадка. К. Единственная нерастворимая соль соляной кислоты. |
Задание 3. Дайте развернутый ответ на вопрос. – 5 баллов.
- Почему йодоводородная кислота самая сильная из галогеноводородных кислот?
- Почему нитрат серебра не пригоден для распознания фтороводородной кислоты и её солей?
- Почему фтороводородную кислоту называют «плавиковой».
Задание 4. (10 баллов). Напишите уравнения химических реакций, иллюстрирующие следующие превращения: Cl2 → HCl → CuCl2 → AgCl.
В уравнении 1 составьте электронный баланс.
Для 3 уравнения напишите ионные.
.
Задание 5. (10 баллов). Составьте уравнения реакций (молекулярные и ионные) взаимодействия соляной кислоты : а) с металлами, б) с оксидами металлов, в) с основаниями, г) с солями.
Оценка «5» от 40 до 50 баллов
«4» от 30 до 39 баллов
«3» от 20 до 29 баллов
«2» меньше 20 баллов.
Приложение 2
«Свойства белков как биологических полимеров».
(технологическая карта урока)
Жизнь – это способ существования белковых тел.
Ф. Энгельс.
Дидактическая цель урока: создать условия для развития самостоятельной познавательной активности средствами исследовательской деятельности.
Цели по содержанию:
Образовательные: актуализировать знания учащихся о строении белков, способствовать формированию знаний о свойствах, биологической роли и применении белках.
Воспитательные: способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах, продолжить развитие навыков самостоятельной работы, ответственности при выполнении лабораторных опытов.
Развивающие: способствовать формированию ключевых компетентностей через выполнение инструкций лабораторной работы (технологической), самостоятельную работу с текстом учебника и информационной картой (информационная), при обсуждении результатов работы в группах (коммуникативной, социальной), при планировании самостоятельной познавательной деятельности и её презентации (проектной), при анализе значимости своей деятельности (рефлексивной).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы репродуктивный
частично-поисковый
исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Средства обучения: 1) Химия.10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Тетерина. – 3-е изд., - М.: Дрофа, 2002. 2) Таблица «Структурная организация белковых молекул». 3) Информационные карты «Свойства белков», 4) Инструкции по выполнению лабораторной работы «Свойства белков», 5) Листы самооценки. 6) Химическое оборудование: химические стаканы, стеклянная палочка, пробирки, спиртовки, тигельные щипцы, пробиркодержатель, спички. 7) Реактивы: раствор яичного белка, шерстяная и синтетическая нити, молоко, лимон, вода, раствор NaOH, CuSO4, HNO3 концентрированная.
Ход урока:
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент | Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика. Выдает раздаточный материал группам. | (учащиеся предварительно разделены на 4 группы) Приветствуют учителя, настраиваются на самостоятельную работу по ходу урока, проверяют готовность своего рабочего места. |
2. Целеполагание и мотивация. | Сообщает тему урока. Подводит учащихся к формулировке целей и конечного результата урока. Мотивирует познавательную деятельность учащихся. | Определяют объём работы, формулируют цели урока, прогнозируют возможный результат своей деятельности. Записывают тему урока «Свойства белков как биологических полимеров» в тетрадь (не ставя при этом знак препинания). |
3. Актуализация знаний. | Фронтальный опрос: Какие структуры организации белковых молекул вы знаете? Дайте характеристику каждой структуре, используя ключевые слова на слайде 2. Дает инструкцию по выполнению самостоятельной работы в группах (слайд 3). Подготавливает учащихся к выполнению исследования, повторение правил работы в группе и ТБ (Приложение 1,2, слайды 4,5) | Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают правила техники безопасности. |
4. Первичное усвоение учебного материала. | Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует, предлагает дополнительные источники информации. Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся.(Слайд 6.) (следит за соблюдением трудовой дисциплины, правил техники безопасности) | Работают с раздаточным материалом в группах. Изучают информационные карты (Приложение 4), по инструкции выполняют лабораторные опыты (Приложение 5), заполняют таблицу в тетради (Приложение 3). При необходимости консультируются с учителем. |
5. Осознание и осмысление учебного материала. | Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности Предлагает группам ответить на вопросы (Приложение 6, слайды 7-10) | Один из представителей группы презентует результаты деятельности, учащиеся остальных групп фиксируют их в таблицу (Приложение 3). Дают обоснованные ответы на вопросы (Приложение 6). |
6. Первичное закрепление учебного материала. | Предлагает учащимся заполнить листы самооценки и подсчитать сумму баллов (Приложение 7, слайд 11) | Заполняют лист самооценки, выставляют себе оценку за урок (Приложение 7.) |
7. Домашнее задание. | Комментирует домашнее задание.(слайд 12) § 27 зад.3 (на базовом уровне) + зад. 10 (для профильной группы). Творческое задание: почему в состав кремов для обуви входит глицерин? | Записывают домашнее задание. |
8. Рефлексия. | Предлагает вернуться к теме урока и поставить в конце предложения знак препинания.(слайд 13) ? – если в содержании темы у вас остались непонятые моменты. . – если вам было все понятно на уроке. ! – если вы получили удовольствие от работы на уроке, этот материал вам был очень полезен и пригодится в жизни. … - если вы хотите расширить и углубить свои знания и умения по данной теме. | Анализируют усвоение данной темы и ставят знак препинания в её формулировке. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Цветоведение". Презентация. Методические разработки к урокам ИЗО.
Презентация на тему цветоведения ( 3 основных цвета, цветовой круг, тон, теплые и холодные цвета)....
"Виды и жанры изобразительного искусства". Презентация. Методические разработки к урокам ИЗО и МХК.
Виды и жанры изобразительного искусства в художественных произведениях....
Презентация методической разработки раздела образовательной программы по экономике
Презентация методической разработки была представлена мною в качестве одного из этапов квалификационных испытаний...
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ТЕМЫ «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ» РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В данной презентации представлени материал, разработанный для темы "Световые явления" - 8 класс, учитывая психолого- педагогические особеннисти учащихся данного возраста, ФГОС.Планирование сотавлено п...
презентация методической разработки раздела программы
Данная презентация предназначена для учителй истории, аттестующихся на первую и высшую квалификацыинную категорию...
Экспертный лист оценки компьютерной презентации методической разработки.
Для учителей при подготовке к аттестации....
презентация методической разработки мастер-класса пасхальное яйцо
презентация методической разработки мастер-класса пасхальное яйцо...