презентация методической разработки раздела программы
опыты и эксперименты по истории (8 класс) по теме
Данная презентация предназначена для учителй истории, аттестующихся на первую и высшую квалификацыинную категорию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_razrabotka_programmy.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Кечасовская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка раздела образовательной программы
по курсу «История России»
Раздел: «История России в первой половине XIXв». 8 класс
Выполнила: Горшкова Людмила Александровна, учитель истории и обществознания
2014г.
Оглавление
1. Пояснительная записка …………………………………………………………...…... 2.
2. Цели и задачи раздела ……………………………………………………………..….. 4.
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностям.....………. 4.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы…………………………….....6.
5. Образовательные технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся………………………………………………………………………..….. .7.
6. Система знаний и система деятельности………………………………………….….8
7. Календарно-тематическое планирование по разделу…………………………….…11.
8. Разработка урока…………………………………………………………………...…..16.
9. Приложения…………………………………………………………………………….23.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
а) Актуальность выбранной темы.
Для методической разработки раздела общеобразовательной программы по истории мною выбран период истории России первой половины XIX в.
У многих вызывает интерес этот отрезок истории России, т.к. 19 век стал одной из самых неоднозначных эпох. И неудивительно, ведь это – особое время в нашей стране, полное реформ и преобразований, сравнимое разве только с эпохой Петра I. Век , который пришелся на правление трех императоров, вызывает интерес и у меня.
XIX век в российской истории всегда будет привлекать к себе не только ученых, но и каждого человека, желающего прикоснуться к великой истории и понять суть происходивших процессов.
Данный период истории России всегда считался одним из центральных в истории нашей страны. Именно в XIX веке окончательно складывается территория Российской империи, завершается становление абсолютистской государственности, общественное движение проходит ускоренный путь развития, изменяется социально-экономический облик страны, российская культура становится неотъемлемой частью мировой культуры.
В России – это век расцвета искусства, живописи, архитектуры, литературы – великие писатели и поэты пришли к нам из 19 века – Ф.М.Достоевский, произведениями которого я восхищаюсь и перед гением которого я преклоняюсь, Пушкин А.С, чья поэзия находится в сердце у каждого россиянина с рождения. Это век прогресса, несмотря на то, что за полосой реформ и глотками свободы тут же следовали контрреформы. Но мышление людей в это время поворачивается от рабского поклонения в противоположную сторону - к независимости, свободе мысли, слова. Восстание декабристов 14 декабря 1925 года - самое великое идейное событие 19 века, которое просто перевернуло сознание людей и заставило их задуматься.
б) Краткий анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме, существующих программ по аналогичной проблематике
Уже несколько лет я работаю по программе: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Россия XIX век »- М.: Просвещение.2008
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 8 класса, изданного в издательстве «Просвещение»: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век . Учебник. – М.: Просвещение 2009; Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Рабочая тетрадь по истории России XIX века». – М.: Просвещение, 2006; Л.М Лопатюк. Поурочные планы к учебнику «История России XIX век». – Волгоград ,2008.
Раздел программы составлен на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.
В) Особенности и новизна представленной разработки.
Материал раздела даёт представление о социально-экономическом и политическом положении страны в первой половине XIX века, причинах, предпосылках и итогах Отечественной войны 1812 года, Крымской войны, об основных событиях этого времени . Большое внимание уделено личностям наиболее ярких деятелей этого периода нашей истории.
Учащиеся узнают о «Днях Александровых прекрасного начала», о патриотическом подъеме в тяжелое для страны время. Узнают героев Отечественной войны и других войн. Изучат внутреннюю и внешнюю политику страны, окунутся в Золотой век русской культуры.
Изучение этого раздела позволяет понять, что даже в самые сложные и тяжёлые времена, когда перед страной стояла угроза потери независимости представители разных сословий народа смогли объединиться для победы над врагом.
Определённой новизной раздела программы является обращение к проблематике истории войны 1812 года не в объеме 1 часа, как предусмотрено программой, а 2-х часов, делается акцент на краеведческий материал, на изучение участия наших земляков в ней . Но главное то, что именно в 8 классе я начинаю внедрять новые методы и технологии преподавания, а апробация их осуществляется при изучении первого раздела программы по истории XIX в. что дает положительные конечные результаты. Поэтому основной задачей моей методической разработки является раскрытие форм, средств, методов обучения, элементов современных педагогических технологий обучения применительно к разделу «Россия в первой половине XIX века», учебной программы по истории России для 8 -го класса.
Работая над данным разделом учебной программы по истории России , я ставила следующие задачи:
1) определить формы и методы изучения содержания раздела «Россия в первой половине 19 века» данной программы;
2) раскрыть опыт проведения уроков по изучению этого раздела;
3) описать методику использования элементов современных педагогических технологий;
4) показать приемы использования информационных средств обучения.
Первостепенную роль в данном разделе играет развитие способности учащихся вести диалог в учебном процессе на уроках истории. Это является весьма актуальной задачей для современной школы, так как новые технологии и подходы ориентируют учителя и ученика на умение вести диалог, развивать речевую коммуникацию, общаться.
Для этого мне пришлось изменить характер и уровень деятельности учащихся на уроке: расширить зоны индивидуальной активности ребёнка, увеличить долю коммуникативной практики в процессе диалога «учитель - ученик», «учитель - ученики», «ученик – ученик», выстраивать субъект-субъектные отношения в учебной деятельности.
Учителю необходимо развивать на каждом уроке устную речь ученика, учить задавать вопросы собеседнику, устанавливать обратную связь, менять свое коммуникативное поведение. Диалог способствует развитию коммуникативных и мыслительных способностей учеников и усвоению ими законов человеческого общения.
Вот почему я добивалась того, чтобы урок истории не сводился к перечислению дат, событий, статистических данных, а также не принимал вид монолога или публичной лекции, которую ученики будут пассивно слушать. Преподавание должно быть основано на диалоге и обмене мнениями с учениками, чтобы сделать их активными участниками урока. Учащиеся 8 класса должны учиться свободно выражать свои суждения. Если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний
2.Цели и задачи раздела.
Изучение данного раздела программы направлено на достижение главной познавательной цели:
формирование знаний об основных этапах и особенностях ключевых событий исторического процесса в России в период с 1801 по 1855год; создание представлений о закономерностях развития общества и государства в данный период.
Добиться того, чтоб ученики знали исторические понятия («Негласный комитет», реформа ,европейская коалиция, Отечественная война, военные поселения, декабризм, николаевский режим, жандармерия),хронологию данного периода и главные исторические лица.
Развивающей:
Уметь соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; рассказывать о них, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, дат; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий ;
характеризовать положение слоёв населения; выделять характерные существенные черты политики Александра I и Николая I; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны;
овладеть элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
Воспитательной:
Воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к истории и к традициям нашего народа, к правам и свободам человека, формирование ценностных ориентаций гражданина России,
Привитие любви к своей Родине, формирование знаний о своем Отечестве и складывание эмоционально окрашенного внутреннего образа, который станет регулятором собственного поведения ребенка и критерием оценки поведения других людей.
3.Психолого-педагогическое обоснование.
Чтобы добиться положительных результатов в работе, учителю необходимо не только знать , но и чутко определять психолого-педагогические особенности развития учащихся в соответствии с их возрастом .Поэтому при разработке данного раздела образовательной программы я старалась учитывать психологические особенности учащихся 8 класса. Компетентность учителя проявляется в опоре в своей учебно – воспитательной работе на научные знания об общих закономерностях развития личности, на глубокое изучение особенностей каждого ученика. Ученики 8 класса относятся к периоду «Средний школьный возраст – подростковый». 12- 13 лет, это самый сложный подростковый период. Это возраст бурного, неравномерного роста ребенка во всех отношениях. Восьмиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, развитием познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, возможности познания мира. Важным психическим новообразованием подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. Подросток уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память, мышление, воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. Мышление подростка приобретает способность строить логические рассуждения на основе выдвинутых гипотез. Они становятся способными к умственным экспериментам, к мысленному решению задач. В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения. Большинство подростков проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. Поэтому важно подчеркивать ценность и уникальность каждого, повышать его самоуважение.
На уроках учащиеся овладевают такими определениями, как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. С точки зрения развития умений и навыков познавательной, рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определить причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
При работе с такими подростками упор следует сделать на пробуждение интереса и развитии доверия к самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера и пр. Этот возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Характерным для подростка является развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим способностям и возможностям.
В 8 классе обучается 5 учеников: 4 девочки и 1 мальчик. Состав учащихся по возрасту в основном одинаков: все они с 1999 года рождения и проживают в одном селе. Пока в классе не очень высокий процент качества знаний не смотря на то , что на уроках учащиеся внимательны, в целом добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Два ученика из 5 обладают недостаточно развитой памятью , узким кругозором. Трое ребят составляют ядро класса, они более развиты, более любознательны и активны. В целом класс работоспособный, с интересом воспринимающий любую информацию. Не все дети самостоятельно могут выделять главное в информационном потоке, высказывать своё мнение, но пытаются , хотя пока без обоснования. Умеют работать в контурных картах на основании исторической карты, пересказывать текст и находить ответы на вопросы. Обладают умением конструировать свои вопросы и упрощенные задания (мини – кроссворды, тесты и таблицы).
4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В результате изучения радела программы истории ученик должен знать/ понимать:
- Основные даты и ключевые события истории России с начала XIX в. до 1855 г (годы царствований; политической и социальной истории, важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников,
- Показывать на исторической карте: территории, империи в XIX в. центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
- Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
- Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в начале XIX в, положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
- Объяснять значение понятий: самодержавие, крепостное право, барщина, оброк, подушная подать, надел,
- Излагать суждения о причинах и последствиях: войны 1812 г., и других войн, возникновения общественных движений начала XIX в.;
- Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
Содержание главы позволяет предлагать учащимся задания на развитие понятийного мышления, развитие способности строить логические рассуждения.
5.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
В освоении данного раздела программы мною используются методы:
- объяснительно-иллюстративный.
Сообщаю готовую информацию, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее, а потом воспроизводят полученные знания.
- репродуктивный:
учащиеся усваивают знания (на основе заучивания), приобретают умения и умения и навыки.
По причине того, что класс не достаточно сильный , поэтому реже применяю
метод проблемного изложения.
Для активизации познавательной деятельности ученика активно используются контроль и самоконтроль, индивидуальный опрос, устная проверка знаний, контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль.
Для учащихся 8 класса наиболее обусловленными педагогическими технологиями считаю следующие:
«технология интерактивного обучения» - обучение, погруженное в общение, основанное на взаимодействии, получении конкретного опыта, осмыслении его и применении на практике;
«технология проектного обучения» - создаю условия для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта;
«технология развития критического мышления» - целевое назначение которой, в формировании таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя.
Основная же технология, на которую я делаю основной акцент в своей работе, это технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе.
Организация диалога в учебном процессе, в частности на уроках истории, является весьма актуальной задачей для современной школы,а особенно для учащихся из отдаленной глубинки, так как новые технологии и подходы ориентируют учителя и ученика на умение вести диалог, развивать речевую коммуникацию, общаться.
Диалог – это не просто педагогический метод и форма, но и универсальное средство общения, творческого взаимодействия равноправных участников образовательного процесса. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся на уроке истории обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.
Сегодня важно то, чтобы ученик сумел самостоятельно разобраться в той или иной исторической проблеме, сумел бы высказать и отстоять свою точку зрения, аргументировать свою позицию, смог бы дать оценку ответу товарища и самооценку.
Основными приёмами преподавания в ходе изучения данного раздела, являются эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами частичного исследования, а деятельность учителя предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную активность.
В своей работе я применяю следующие виды учебно – познавательной деятельности учащихся:
- слушание объяснения учителя;
- слушание и анализ выступлений своих одноклассников;
- самостоятельная работа с учебником;
- работа с историческими документами;
- отбор и сравнение материала по нескольким источникам;
- написание рефератов и докладов;
- составление кроссвордов, исторических ребусов и задач;
- диалоги;
- просмотр учебных фильмов;
- анализ схем, таблиц;
- анализ проблемных ситуаций;
- создание проектов
6.Система знаний и система деятельности
Мотивация и качество знаний учащихся является главной целью педагогической деятельности. Используя личностно-ориентированные приемы и формы учебной деятельности обучающихся на уроке истории, важно добиваться положительной динамики
Для этого необходимо:
- создать на уроках такую образовательную среду, которая даст возможность включать каждого ученика в тематику урока, поощрять самостоятельность, творчество, независимо от их успеваемости, признать за каждым учеником право на ошибку, но с обязательным анализом ее причин, определением путей ее устранения;
- использовать разнообразные формы общения, а это путь к решению поставленной задачи: научить вести диалог;
- поощрять учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- вовлекать учащихся во внеурочную деятельность по предмету.
Обучение можно считать личностно-ориентированным если оно ориентируется на:
- уровень обученности в определенной области знания и степень общего развития, культуры, т.е. приобретенный опыт;
- особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу);
- особенности характера, темперамента.
Следовательно, обучение должно быть дифференцированным, учитывать индивидуальные особенности учащегося.
Личностно-ориентированный урок - это урок, где создаются условия для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров будут избраны следующие:
- формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;
- оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
- содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания.
Организация такого учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:
-проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;
-применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;
- использование разнообразных форм общения;
- создание для учащихся ситуации успеха;
- проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке.
Оценочно-аналитический компонент личностно-ориентированного урока должен, прежде всего, согласовываться с целевыми ориентирами учебного занятия. А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке, как-то:
а) обогащенность опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта; б) сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания; в) проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей.
Эти компоненты помогают более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, способствуют повышению мотивации и в конечном итоге качества знаний.
В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:
Основные даты и ключевые события истории России в первой половине 19 века: годы царствования; реформ; политической и социальной истории, важнейших военных кампаний.
Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ и рефератов.
Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX в.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, реформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, православие, национализм, династический кризис, Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм, кризис крепостнической системы, «капиталисты» крестьяне, Сравнивать: развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений и войн, присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ, внешнеполитических событий и войн.
Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация методической разработки раздела образовательной программы по экономике
Презентация методической разработки была представлена мною в качестве одного из этапов квалификационных испытаний...
Презентация методической разработки раздела программы по биологии для 8 класса "Кровообращение и лимфоток"
«Методическая разработка раздела учебной программы»...
презентация методическое разработки раздела программы
методическая разработку раздела программы по теме "Московское царство XVI в"...
Презентация " Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка» 10 класс"
Презентация " Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка» 10 класс"...
Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы по геометрии «Площадь» 8 класс
Геометрия –один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве, для развития пространственного воображения и интуиции, математическ...
Компьютерная презентация методической разработки раздела программы
Для аттестации учителя...
Презентация методической разработки раздела программы по истории Росси
Материал содержит разработку раздела общеобразовательной программы по истории России на тему "Россия на рубеже XVI-XVIIвв."...