Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» (8 класс)
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Слуцкая Анна Владимировна

Инструкция к проведению практической работы по теме:"Обобщение и систематизация знаний основных классов неорганических соединений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instruktsiya_k_vypolneniyu_prakticheskoy_raboty.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа:

Решение экспериментальных задач по теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений»

(8 класс)

Цель работы: обобщить и систематизировать знания об основных классах неорганических соединений.

Оборудование: спиртовка, держатель, спички, стаканчик для мусора, штатив, пробирки.

Реактивы: медь, карбонат меди (II), сульфат меди (II), соляная кислота, цинк, серная кислота, гидроксид калия, гидроксид натрия, железный гвоздь (ржавый), фенолфталеин, гидроксид кальция, сульфат цинка, лакмус.

Примечание: данную работу можно проводить в общеобразовательных классах и в классах с углубленным изучением предмета.

     

Инструкция к выполнению практической работы

Решение экспериментальных задач по теме:

 «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений»

     В этой работе Вы проверите свои знания  о химических свойствах основных классах неорганических соединений, их взаимопревращениях.

      Вы должны решить не менее трех экспериментальных задач.

      Прежде чем приступить к решению, подумайте над задачей, мысленно составьте ход ее решения и план своих действий, а также продумайте, какие реактивы Вам необходимы. Проверьте, все ли имеется на Вашем столе.

       В своем отчете о решении задач укажите взятые для реакций вещества, условия реакций (нагревание, растворимость продуктов и т.д.), уравнения реакций, цвет и названия продуктов, тип реакций.

Например:  FeCI2   +    2 NaOH  =  Fe(OH)2   +   2 NaCI      р. обмена

                                                                           серо-зелен.              хлорид

                                                                            гидроксид               натрия

                                                                            железа(II)

     Не забудьте после проведения опытов слить полученные растворы в колбы, указанные учителем, и привести в порядок рабочее место.

Пожалуйста, соблюдайте правила ТБ.

Желаю Вам успешного выполнения работы.

Экспериментальные задачи.

  1. Получить хлорид меди (II) разными способами из следующих веществ: меди, карбоната меди (II), сульфата меди (II).
  2. Дана порошкообразная черная смесь. Есть ли здесь оксид меди (II)?
  3. Как химическим путем очистить железный гвоздь от ржавчины, если в состав ее входит гидроксид железа (II)?
  4. Как получить медь, используя выданные реактивы?
  5. Какой характер имеет гидроксид кальция? Доказать это опытным путем.
  6. Получить гидроксид цинка и доказать его характер.
  7. Доказать опытным путем, что выданное вещество кислота (серная).

Какие химические свойства характерны для кислот?

Ход решения:

Задача № 1.

  • Окислить медь, к полученному оксиду меди (II), прилить соляную кислоту, нагреть.
  • Нагреть карбонат меди (II), к полученному оксиду меди (II) прилить соляную кислоту, нагреть.
  • К карбонату меди (II) прилить соляную кислоту.
  • К сульфату меди (II) прилить щелочь, а затем к полученному гидроксиду меди (II) прилить соляную кислоту.

Задача № 2.

Для доказательства наличия оксида меди (II) прилить кислоту (серную или соляную), нагреть.

Если раствор окрасится в голубой или зеленый цвет, значит, в выданной смеси есть оксид меди (II).

Задача № 3.

Для того, чтобы очисть железный гвоздь от ржавчины, нужно прилить соляную или серную кислоту, нагреть.

Задача № 4.

Получить медь можно из раствора сульфата меди (II), если в раствор опустить железный гвоздь (очищенный от ржавчины) или цинк.

Задача № 5.

Для доказательства основного характера гидроксида кальция прилить фенолфталеин, а затем соляную кислоту.

Задача № 6.

К сульфату цинка прилить щелочь.

Полученный гидроксид цинка разделить на две пробирки.

Для доказательства амфотерного характера гидроксида нужно к одной порции прилить кислоту, а ко второй щелочь.

Задача № 7.

Для доказательства того, что выданное вещество кислота нужно прилить лакмус.

Кислота может вступать в реакции с Ме, стоящим до водорода в электрохимическом ряду напряжений, с основным оксидом, с основанием, с солью. Возьмем цинк; щелочь с фенолфталеином; оксид меди (II) (при нагревании), карбонат меди (II). К данным веществам прильем серную кислоту.  

Оформление работы

 Задача № 1.

  • 2 Cu  +  O2 =  2 CuO  р.соединения  (при нагревании)

                                   оксид

                                  меди(II)

                              черного цвета

    CuO  +  2HCI  =  CuCI2  +  H2O  р.обмена (при нагревании)

                                     хлорид

                                    меди(II)

  • CuCO3  =  CuO  +  CO2       р.разложения

                                    оксид       оксид

                     меди(II)    углерода(IV)

       

    CuO  +  2HCI  =  CuCI2  +  H2O  р.обмена (при нагревании)

  • CuCO3  + 2HCI  =  CuCI2  +  H2CO3

                                                         

                                                 H2O  +  CO2

  • CuSO4   +  2NaOH  =  Cu(OH)2     +  Na2SO4   р.обмена 

                                         гидроксид      сульфат

                                                 меди(II)       натрия

Задача № 2.

В смеси есть  оксид меди (II), т.к. при растворении черного порошка в серной или соляной кислоте (при нагревании) образовался раствор голубого (или зеленого) цвета:    

CuO    +    H2SO4   =    CuSO4   +   H2O    р. обмена

                                      сульфат

                                           меди(II)

                                    голубого цвета

CuO  +  2HCI  =  CuCI2  +  H2O    р.обмена

                                 хлорид

                                 меди(II)

Задача № 3.

Fe(OH)3   +   3HCI   =  FeCI3  +  3H2O  р.нейтрализация

на гвозде                         хлорид    

                                        железа(III)

Задача № 4.

CuSO4   +  Fe     =   Cu        +   FeSO4     р.замещения                                                                                  

                             красного        сульфат

                                   цвета            железа(II)

Задача № 5.

     Гидроксид кальция имеет основной характер, т.к. при взаимодействии с фенолфталеином раствор окрасился в малиновый цвет.

     При добавлении к раствору  кислоты, раствор обесцветился.

Ca(OH)2   +   2HCI   =   CaCI2   +   2H2O  р.нейтрализация

Задача № 6.

ZnSO4     +   2KOH   =   Zn(OH)2     +    K2SO4  р.обмена

                                           гидроксид

                                              цинка

                                  белый студенистый        

Zn(OH)2   - амфотерный гидроксид, т.к. растворился в кислоте и в щелочи.

Zn(OH)2    +   2HCI   =   ZnCI2   +   2H2O  р. нейтрализация                                                                

     

H2ZnO2   +   2NaOH  =   Na2ZnO2  +   2H2O  

                                          цинкат

                                          натрия

Задача № 7.

H2SO4    +   лакмус       раствор красного цвета

H2SO4      +  Zn    =    ZnSO4   +  H2      р.замещения

H2SO4    +   CuO  =  CuSO4   +  H2O     р.обмена

H2SO4     +    2KOH  =  K2SO4   +  2H2O    р.нейтрализация

            H2SO4    +    CuCO3  =  CuSO4   +    H2CO3     р.обмена

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....

Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Урок  по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...

Формирование УУД на уроках химии при изучении темы "Основные классы неорганических соединений" 8 класс

В работе представлен материал для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных,  познавательных, коммуникативных, дано краткое описание урока - практическо...

Презентация. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс

Презентация. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс...

Контрольная работа по теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений»

Контрольная работа по теме: "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений", 8 класс...

Контрольная работа по химии на тему: "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Контрольная работа по химии на тему: "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)...