Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» (8 класс)
учебно-методический материал по химии (8 класс)
Инструкция к проведению практической работы по теме:"Обобщение и систематизация знаний основных классов неорганических соединений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsiya_k_vypolneniyu_prakticheskoy_raboty.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа:
Решение экспериментальных задач по теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений»
(8 класс)
Цель работы: обобщить и систематизировать знания об основных классах неорганических соединений.
Оборудование: спиртовка, держатель, спички, стаканчик для мусора, штатив, пробирки.
Реактивы: медь, карбонат меди (II), сульфат меди (II), соляная кислота, цинк, серная кислота, гидроксид калия, гидроксид натрия, железный гвоздь (ржавый), фенолфталеин, гидроксид кальция, сульфат цинка, лакмус.
Примечание: данную работу можно проводить в общеобразовательных классах и в классах с углубленным изучением предмета.
Инструкция к выполнению практической работы
Решение экспериментальных задач по теме:
«Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений»
В этой работе Вы проверите свои знания о химических свойствах основных классах неорганических соединений, их взаимопревращениях.
Вы должны решить не менее трех экспериментальных задач.
Прежде чем приступить к решению, подумайте над задачей, мысленно составьте ход ее решения и план своих действий, а также продумайте, какие реактивы Вам необходимы. Проверьте, все ли имеется на Вашем столе.
В своем отчете о решении задач укажите взятые для реакций вещества, условия реакций (нагревание, растворимость продуктов и т.д.), уравнения реакций, цвет и названия продуктов, тип реакций.
Например: FeCI2 + 2 NaOH = Fe(OH)2 + 2 NaCI р. обмена
серо-зелен. хлорид
гидроксид натрия
железа(II)
Не забудьте после проведения опытов слить полученные растворы в колбы, указанные учителем, и привести в порядок рабочее место.
Пожалуйста, соблюдайте правила ТБ.
Желаю Вам успешного выполнения работы.
Экспериментальные задачи.
- Получить хлорид меди (II) разными способами из следующих веществ: меди, карбоната меди (II), сульфата меди (II).
- Дана порошкообразная черная смесь. Есть ли здесь оксид меди (II)?
- Как химическим путем очистить железный гвоздь от ржавчины, если в состав ее входит гидроксид железа (II)?
- Как получить медь, используя выданные реактивы?
- Какой характер имеет гидроксид кальция? Доказать это опытным путем.
- Получить гидроксид цинка и доказать его характер.
- Доказать опытным путем, что выданное вещество кислота (серная).
Какие химические свойства характерны для кислот?
Ход решения:
Задача № 1.
- Окислить медь, к полученному оксиду меди (II), прилить соляную кислоту, нагреть.
- Нагреть карбонат меди (II), к полученному оксиду меди (II) прилить соляную кислоту, нагреть.
- К карбонату меди (II) прилить соляную кислоту.
- К сульфату меди (II) прилить щелочь, а затем к полученному гидроксиду меди (II) прилить соляную кислоту.
Задача № 2.
Для доказательства наличия оксида меди (II) прилить кислоту (серную или соляную), нагреть.
Если раствор окрасится в голубой или зеленый цвет, значит, в выданной смеси есть оксид меди (II).
Задача № 3.
Для того, чтобы очисть железный гвоздь от ржавчины, нужно прилить соляную или серную кислоту, нагреть.
Задача № 4.
Получить медь можно из раствора сульфата меди (II), если в раствор опустить железный гвоздь (очищенный от ржавчины) или цинк.
Задача № 5.
Для доказательства основного характера гидроксида кальция прилить фенолфталеин, а затем соляную кислоту.
Задача № 6.
К сульфату цинка прилить щелочь.
Полученный гидроксид цинка разделить на две пробирки.
Для доказательства амфотерного характера гидроксида нужно к одной порции прилить кислоту, а ко второй щелочь.
Задача № 7.
Для доказательства того, что выданное вещество кислота нужно прилить лакмус.
Кислота может вступать в реакции с Ме, стоящим до водорода в электрохимическом ряду напряжений, с основным оксидом, с основанием, с солью. Возьмем цинк; щелочь с фенолфталеином; оксид меди (II) (при нагревании), карбонат меди (II). К данным веществам прильем серную кислоту.
Оформление работы
Задача № 1.
- 2 Cu + O2 = 2 CuO р.соединения (при нагревании)
оксид
меди(II)
черного цвета
CuO + 2HCI = CuCI2 + H2O р.обмена (при нагревании)
хлорид
меди(II)
- CuCO3 = CuO + CO2 р.разложения
оксид оксид
меди(II) углерода(IV)
CuO + 2HCI = CuCI2 + H2O р.обмена (при нагревании)
- CuCO3 + 2HCI = CuCI2 + H2CO3
H2O + CO2
- CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 р.обмена
гидроксид сульфат
меди(II) натрия
Задача № 2.
В смеси есть оксид меди (II), т.к. при растворении черного порошка в серной или соляной кислоте (при нагревании) образовался раствор голубого (или зеленого) цвета:
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O р. обмена
сульфат
меди(II)
голубого цвета
CuO + 2HCI = CuCI2 + H2O р.обмена
хлорид
меди(II)
Задача № 3.
Fe(OH)3 + 3HCI = FeCI3 + 3H2O р.нейтрализация
на гвозде хлорид
железа(III)
Задача № 4.
CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4 р.замещения
красного сульфат
цвета железа(II)
Задача № 5.
Гидроксид кальция имеет основной характер, т.к. при взаимодействии с фенолфталеином раствор окрасился в малиновый цвет.
При добавлении к раствору кислоты, раствор обесцветился.
Ca(OH)2 + 2HCI = CaCI2 + 2H2O р.нейтрализация
Задача № 6.
ZnSO4 + 2KOH = Zn(OH)2 + K2SO4 р.обмена
гидроксид
цинка
белый студенистый
Zn(OH)2 - амфотерный гидроксид, т.к. растворился в кислоте и в щелочи.
Zn(OH)2 + 2HCI = ZnCI2 + 2H2O р. нейтрализация
H2ZnO2 + 2NaOH = Na2ZnO2 + 2H2O
цинкат
натрия
Задача № 7.
H2SO4 + лакмус раствор красного цвета
H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2 р.замещения
H2SO4 + CuO = CuSO4 + H2O р.обмена
H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O р.нейтрализация
H2SO4 + CuCO3 = CuSO4 + H2CO3 р.обмена
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)
Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....
Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)
Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)
Урок по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...
Формирование УУД на уроках химии при изучении темы "Основные классы неорганических соединений" 8 класс
В работе представлен материал для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных, познавательных, коммуникативных, дано краткое описание урока - практическо...
Презентация. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс
Презентация. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс...
Контрольная работа по теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений»
Контрольная работа по теме: "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений", 8 класс...
Контрольная работа по химии на тему: "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)
Контрольная работа по химии на тему: "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)...