Аналитическая химия. Рабочая программа и КТП
рабочая программа по химии
КТП и Рабочая программа на 98 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Аналитическая химия 98 часов | 213.5 КБ |
Тематический план Аналитическая химия 98 часов | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Оренбургский государственный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 01. Аналитическая химия
18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям)
2019г
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УПР ________________/Горшенина Н.В./ «___»________________2019г. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора ________________/___________ / «___»________________2019 г. | |
Рассмотрено и одобрено на заседании МЦК преподавателей автоматизации и обслуживания производства Протокол № ___ от___________2019. Председатель МЦК ______________/Андрухива Т.Е./ |
Рабочая программа профессионального модуля Аналитическая химия разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки от 09.12.2016 №1571.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям).
Организация-разработчик: ГАПОУ «ОГК»
Разработчики: Воробьёва Людмила Кузьминична, преподаватель высшей квалификационной категории;
Зайнутдинов Рамиль Равильевич, преподаватель высшей квалификационной категории
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 15 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 19 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля Аналитическая химия является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям).
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной вид деятельности анализ веществ (Аналитическая химия) и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.2.1. Перечень общих компетенций:
Код | Общие компетенции |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке |
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Код | Профессиональные компетенции |
ПК 1.1 | Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования для проведения анализа |
ПК 1.2 | Подготавливать пробы (жидкие, твердые, газообразные) и растворы заданной концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы с химическими веществами и материалами. |
ПК 1.3 | Контролировать необходимые параметры на соответствие требованиям. |
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь практический опыт | Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда; безопасная организация труда в условиях производства; подготовка проб (жидкие, твердые, газообразные) и растворов заданной концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы с химическими веществами и материалами; проведение основных приемов и операций в химической лаборатории. |
Уметь | Организовывать рабочее место в соответствии с требованиями нормативных документов и правилами охраны труда; вести документацию в химической лаборатории; подготавливать оборудование (приборы, аппаратуру) и другие средства измерения к проведению экспериментов; осуществлять проверку и простую регулировку лабораторного оборудования, согласно разработанным инструкциям и другой документации; использовать оборудование и другие средства измерения строго в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; соблюдать безопасность при работе с лабораторной посудой и приборами; соблюдать правила хранения, использования и утилизации химических реактивов; использовать средства индивидуальной защиты; использовать средства коллективной защиты; соблюдать правила пожарной безопасности; соблюдать правила электробезопасности; оказывать первую доврачебную помощь при несчастных случаях; соблюдать правила охраны труда при работе с агрессивными средами; проводить отбор проб и образцов для проведения анализа; работать с химическими веществами с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности; готовить химические реактивы; проводить очистку химических реактивов различными способами; использовать химическую посуду общего и специального назначения; использовать мерную посуду и проводить ее калибровку; осуществлять мытье и сушку химической посуды различными способами; осуществлять работу на аналитических и технохимических весах; применять приемы разделения веществ и ионов; проводить весовые определения; проводить расчеты для приготовления растворов различных концентраций; осуществлять приготовление и стандартизацию растворов различной концентрации; определять плотность растворов кислот и щелочей; проводить отбор проб жидких, твердых и газообразных веществ; проводить пробоподготовку анализируемых объектов; проводить контроль точности испытаний. |
Знать | Правила охраны труда при работе в химической лаборатории; требования, предъявляемые к химическим лабораториям; правила ведения записей в лабораторных журналах; правила обслуживания лабораторного оборудования, аппаратуры и контрольно-измерительных приборов; правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты; правила хранения, использования, утилизации химических реактивов; правила оказания первой доврачебной помощи; правила охраны труда при работе с лабораторной посудой и оборудованием; правила охраны труда при работе с агрессивными средами и легковоспламеняющимися жидкостями; виды инструктажа; ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны; классификацию химических реактивов; правила использования химических реактивов; посуда общего и специального назначения; правила мытья и сушки химической посуды; правила использования мерной посуды и е ее калибровки по ГОСТ 25794.1-83. «Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для кислотно-основного титрования»; основные приемы работы на аналитических и технических весах; приемы разделения веществ и ионов; способы выражения концентрации растворов; нормативные документы, используемые для приготовления растворов; правила приготовления и стандартизации растворов; нормативные документы, регламентирующих отбор проб; правила отбора проб жидких, газообразных и твердых веществ; этапы пробоподготовки; правила определения погрешности результата анализа. |
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 98 |
Учебная практика | |
Производственная практика | |
Консультации | |
Самостоятельная работа | |
МДК 01.01 | Дифференцированный зачет |
УП.01 | Дифференцированный зачет |
ПП.01 | Дифференцированный зачет |
ПМ.01 | Экзамен квалификационный |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности
2.1. Структура профессионального модуля ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности
Коды профессиональных общих компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]** | Суммарный объем нагрузки, час. | Занятия во взаимодействии с преподавателем, час. | Самостоятельная работа | ||||||||
Обучение по МДК, в час. | Практики | |||||||||||
всего, часов | Лабораторных и практических занятий | консультации | учебная, часов | производственная часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
ПК 1.1, 1.2 ОК 02 – 04, 09-10 | Раздел 1. Правила охраны труда при работе в химической лаборатории Лабораторные условия и посуда. Техника работа с весовым оборудованием. Гравиметрические анализы. | 24 | 24 | 2 | - | - | 4 | |||||
ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 09-10 | Раздел 2. Методы объемного анализа | 62 | 62 | 2 | - | - | 4 | |||||
ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 09-10 | Раздел 3. Физико-химические методы анализа. Ионометрия и фотоколориметрия. | 12 | 12 | 2 | - | - | 4 | |||||
Учебная практика | ||||||||||||
Производственная практика (по профилю специальности), часов | ||||||||||||
Всего: | 98 | 98 | 4 |
2.2. Тематический план и содержание обучения по профессиональному модулю Аналитическая химия
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | ||
1 | 2 | 3 | ||
МДК.01.01 Аналитическая химия | ||||
Раздел 1. Введение в аналитическую химию. Цели и задачи дисциплины. Теоретические основы аналитической химии. (28 часов) | 28 | |||
Тема 1. Введение в аналитическую химию. Основные законы химии. | Введение в аналитическую химию. Цели и задачи аналитической химии. Методы анализа веществ. Современный этап развития аналитической химии. Эколого-аналитический мониторинг окружающей среды. | 8 | ||
Закон действия масс. Химическое равновесие. Протолитическая теория кислот и оснований (обмен протонов). Степень электролитической диссоциации. Константа слабого электролита. Сильные электролиты в растворах. Коэффициент активности и ионная сила раствора. Диссоциация воды. Водородный и гидроксильный показатели. Вычисление концентрации водородных ионов. | ||||
Тема 2. Химическое равновесие в гетерогенных системах. | Содержание учебного материала | 6 | ||
Произведение растворимости с позиции теории равновесия. Солевой эффект. Влияние одного иона на растворимость малорастворимого электролита. Условия образования осадка. Фракционное (дробное) осаждение ионов. Условия растворения осадков. Амфотерные гидроксиды в анализах. Направления протекания процессов. | ||||
Лабораторно-практические занятия № 1 | 2 | |||
ЛПЗ № 1 Решение практических задач. Расчет концентраций растворов: молярная и эквивалентная. Массовая доля растворов. Титр растворов: понятия и расчеты. Формулы и расчеты. | ||||
Тема 3. Комплексные соединения в химическом анализе | Содержание учебного материала. | 4 | ||
Общая характеристика комплексных соединений. Константы нестойкости комплексных соединений. Обменные процессы в растворах комплексных соединений. Внутрикомплексные соединения. Органические реагенты в химическом анализе. | ||||
Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции в химическом анализе | Содержание учебного материала. | 4 | ||
Окисление и восстановление как обмен электронов. Окисление восстановление в химическом анализе | ||||
Тема 5. Коллоидные растворы в химическом анализе | Содержание учебного материала. | 2 | ||
Коллоидные растворы в химическом анализе. Строение мицелл. | ||||
Тема 6. Разделение, выделение и концентрирование веществ в химическом анализе. | Разделение, выделение и концентрирование веществ в химическом анализе. | 2 | ||
Раздел 2. Методы анализа веществ | 66 | |||
Тема 1. Качественный анализ. Основные принципы. Особенности аналитических реакций и способы их выполнения | Содержание учебного материала | 10 | ||
| ||||
Лабораторно-практические занятия № 4 и 5 «Очистка веществ» | 4 | |||
ЛПЗ № 2 Решение практических задач «Эквивалентная концентрация растворов» | 2 | |||
ЛПЗ № 3 Расчетные задачи. Массовая доля веществ в растворах. | 2 | |||
Тема 2. Количественный анализ | Содержание учебного материала | 38 | ||
Предмет и методы количественного анализа. Задачи количественного анализа. Современная классификация методов количественного анализа. Химические методы анализа. 2.3. Точность и воспроизводимость количественных методов анализа. Лабораторное оборудование в количественном анализе: аналитические весы (и технические) и аналитические разновесы. Техника взвешивания и правила работы. Лабораторное оборудование и посуда. Сущность гравиметрического анализа и область его применения. Подготовка вещества к количественному анализу. Выбор величины навески. Растворение анализируемого вещества. Осаждение. Условия осаждения кристаллических и аморфных осадков. Фильтрование. Соосаждение. Промывание осадка. Высушивание и прокаливание осадка. Вычисления в гравиметрическом анализа. Титриметрический анализ. Принцип титриметрического анализа. Методы титриметрического анализа. Концентрация титрованнных растворов. Стандартные и стандартизованнные растворы. Измерительная посуда. Проверка её вместимости. Вычисления в титриметрическом анализе. Метод нейтрализации и выбор индикатора. Приготовление стандартного раствора гидроксида натрия. Сущность осадительного титрования. Стандртизация раствора нитрата серебра. Определение хлора по Мору и Фольгарду. Комплексометрическое титрование. Сущность хелатометрии. Индикаторы хелатометрии. | ||||
Лабораторно-практические занятия № 4, 5, 6, 7, 8, 9 | 14 | |||
ЛПЗ 4 Расчеты и методика определения общей жесткости воды. | 4 | |||
ЛПЗ 5 «Определение кальция и магния в водной вытяжке из почвы» (алгоритм) | 2 | |||
ЛПЗ 6 «Методы окислительно-восстановительного титрования. Перманганатометрия . Стандартизация раствора перманганата калия.» (алгоритм). | 2 | |||
ЛПЗ 7 «Определение железа двухвалентного в соли Мора (алгоритм)» | 2 | |||
ЛПЗ 8 «Йодометрическое титрование» (алгоритм). Индикатор раствор крахмала. Определение хлора в воде. | 2 | |||
ЛПЗ 9. «Дихроматометрическое титрование». Определение железа в растворах.(алгоритм работы) | 2 | |||
Раздел 3. Физико-химические методы анализа | 16 | |||
Тема 1. Общая характеристика инструментальных методов анализа. Оптические методы | Содержание учебного материала | 6 | ||
| ||||
Тема 2. Потенциометрический и хроматографический анализ | Содержание учебного материала | 10 | ||
Прямая потенциометрия и потенциометрическое титрование. Электроды и аппаратура. Определение концентрации водородных ионов в растворах. Определение содержания кислот в растворах (алгоритм). Хроматография: оборудование и общие принципы. Оборудование хроматографии и общие принципы работы. Обобщение и систематизация знаний. | ||||
Итого часов | 98 | |||
Учебная практика Виды работ:
Дифференцированный зачет | ||||
Производственная практика Виды работ:
Дифференцированный зачет | ||||
Всего по ПМ 01 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатории физико-химических методов анализа и технических средств измерения; аналитической химии; технического анализа и контроля производства.
Оснащение лаборатории физико-химических методов анализа и технических средств измерения:
технохимические весы;
аналитические весы;
пробоотборники;
набор ареометров;
пикнометр;
вольтамперометрический анализатор;
фотоколориметр;
рефрактометр;
микроскоп;
спектрофотометр;
вискозиметр;
прибор для определения вспышки по мартенс-пенскому;
муфельная печь;
сушильный шкаф;
центрифуга;
иономер;
pн-метр;
электроплитка;
потенциометрический титратор;
прибор для капиллярного электрофореза;
насос для отбора проб воздуха;
коллектор для отбора проб;
пылемер;
импинджеры для мокрого улавливания пыли;
электростатические преципитаторы;
газоадсорбционные трубки;
газоанализатор;
электроаспиратор;
дистиллятор;
бидистиллятор;
автоматический титратор;
бюретка для титрования;
штатив для титрования;
кюветы для образцов;
мешки для хранения газовых проб;
электроды;
приспособление для высушивания химической посуды;
пробки на разный объем (стеклянные, резиновые, корковые);
шпатели (на разную массу);
часовые стекла;
водяная баня;
песочная баня;
магнитные мешалки;
колбонагреватели;
нагревательный столик для планарной хроматографии;
камера для тонкослойной хроматографии;
капилляры для тонкослойной хроматографии;
наборы с пластинами для тонкослойной хроматографии;
Оснащение лаборатории аналитической химии:
вытяжной шкаф;
лабораторные столы;
химическая посуда гост 25336 «Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. типы, основные параметры и размеры»;
весы аналитические;
весы технические;
штативы металлические;
электроплитки;
муфельная печь;
центрифуга лабораторная;
Оснащение учебной лаборатории технического анализа и контроля производства:
вытяжной шкаф;
лабораторные столы;
химическая посуда по гост 25336 «посуда и оборудование лабораторные стеклянные. типы, основные параметры и размеры»;
набор ареометров;
рн-метр;
иономер-кондуктометр;
весы аналитические;
весы технические;
штативы металлические;
электроплитки;
шкаф сушильный;
электроаспиратор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- ГОСТ 31954-2012. Вода питьевая. Методы определения жесткости. Методы анализа. - Введ. 2013-09-05.- М.: Изд-во стандартов, 2013.- 12с.
- ГОСТ 14870 -77. Продукты химические. Методы определения воды. Методы анализа. - Введ. 2005-06-01.- М.: Изд-во стандартов, 2005.- 14с.
- ГОСТ 25794.1-83. Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для кислотно-основного титрования. - Введ. 1985-06-30.- М.: Изд-во стандартов, 1983.- 40с.
- ГОСТ Р 51000.4-2011. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий. - Введ. 2013-01-01.- М.: Изд-во стандартов, 1983.- 15с.
- Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. В 2 т. Т. 2 / Под ред. А. А. Ищенко. - Москва.: Академия, 2012. - 351 с.
- Аналитическая химия. Практикум : учебное пособие / А.И. Жебентяев, А.К. Жерносек, И.Е. Талуть. - Москва.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. Знание. 2013. - 429 с.
- Аналитическая химия. Химические методы анализа : учеб. пос. / А.И. Жебентяев, А.К. Жерносек и др. - 2-e изд., стер. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2014. - 542 с.
- Анализ загрязненной воды: Практическое руководство / Ю.С. Другов, А.А. Родин. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 678 с.
- Кристиан, Г. Аналитическая химия : В 2 т. Т. 1 / Г. Кристиан; пер. с англ. - Москва.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 623 с.
- Карпов, Ю. А. Методы пробоотбора и пробоподготовки / Ю. А. Карпов, А. П. Савостин. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 243 с.
- Основы безопасности труда в техносфере: Учебник / В.Л. Ромейко, О.П. Ляпина, В.И. Татаренко; Под ред. В.Л. Ромейко. - Москва.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 351 с.
- Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие / Т.Г. Феоктистова, О.Г. Феоктистова, Т.В. Наумова. - Москва.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 382 с.
Дополнительные источники:
- Булатов, М.И., Практическое руководство по фотоколориметрическим и спектрофотометрическим методам анализа. – Л.: Химия, 1986. – 376 с.
- Васильев, В.П. Аналитическая химия. Ч. 2. – М.: Дрофа, 2007. – 384 с.
- Васильев, В.П. Аналитическая химия: лабораторный практикум / В.П. Васильев, Р.П. Морозова, Л.А. Кочергина. – 3-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2006. – 414 с.
- Гольберт, К.А., Введение в газовую хроматографию. – М.: Химия, 1990. – 351 с.
- Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии : учебное пособие / Ю. А. Золотов, В. И. Вершинин. - М: Академия, 2007. - 464 с.
- Основы аналитической химии: в 2 кн. / под ред. Ю.А. Золотова. – М.: Высш. шк., 2004. – Кн. 1. – 359 с.; кн. 2. – 503 с.
- Золотов, Ю.А. Основы аналитической химии. Практическое руководство. – М.: Химия, 2001. – 463 с.
- Основы современного электрохимического анализа / Г.К. Будников, В.Н. Майстренко, М.Р. Вяселев. – М.: Мир: Бином: Лаборатория знаний, 2003. – 592 с.
- Отто, М. Современные методы аналитической химии: В 2-х томах. Т. 1 / М. Отто; под ред. А. В. Гармаша ; пер. с нем. - М. : Техносфера, М. 2006.- 416с.
2.3.Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности производится в соответствии с учебном планом по профессии 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям) и календарным графиком, утвержденным директором колледжа.
Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УПР. График освоения ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности предполагает последовательное освоение МДК 01.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов для проведения химического анализа, включающего в себя как теоретические, так и лабораторно-практические занятия.
Освоению ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности предшествует обязательное изучение учебных дисциплин ОДП.02 Химия, ОП.01 Общая и неорганическая химия.
При проведении лабораторно-практических работ проводится деление группы студентов на подгруппы, численностью не более 13 чел. Лабораторно-практические работы проводятся в специально оборудованных лабораториях физико-химических методов анализа и технических средств измерения; аналитической химии; технического анализа и контроля производства.
В процессе освоения ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у обучающихся. Сдача точек рубежного контроля является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.
С целью оказания помощи обучающимся при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические рекомендации.
С целью методического обеспечения прохождения учебной или производственной практики разрабатываются методические рекомендации для обучающихся.
При освоении ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации. График проведения консультаций размещен на входной двери каждого учебного кабинета и/или лаборатории.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности.
Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журналах теоретического и производственного обучения. Наличие оценок по точкам рубежного контроля является для каждого обучающегося обязательным. В случае отсутствия оценок обучающийся не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): Наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов. Опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ПО РАЗДЕЛАМ)
Профессиональные и общие компетенции, формируемые в рамках модуля | Оцениваемые знания, умения, действия | Методы оценки (указываются типы оценочных заданий и их краткие характеристики, например, практическое задание, в том числе ролевая игра, ситуационные задачи и др.; проект; экзамен, в том числе – тестирование, собеседование) | Критерии оценки |
Раздел 1. Правила охраны труда при работе в химической лаборатории, требования, предъявляемые к химическим лабораториям. | |||
ПК 1.1 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 09 ОК 10 | Знания Правила охраны труда при работе в химической лаборатории; правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты; правила хранения, использования, утилизации химических реактивов; правила охраны труда при оказании первой доврачебной помощи; правила охраны труда при работе с лабораторной посудой и оборудованием; правила охраны труда при работе с агрессивными средами и легковоспламеняющимися жидкостями; виды инструктажа; ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны; правила ведения записей в лабораторных журналах; требования, предъявляемые к химическим лабораториям. | Тестирование Устный опрос Экзамен | 90-100% правильных ответов – 5(отлично) 70-89% правильных ответов – 4(хорошо) 55-69% правильных ответов 3(удовлетворительно) Менее 55% - 2(не удовлетворительно) |
Умения Использовать средства индивидуальной защиты; использовать средства коллективной защиты; соблюдать правила пожарной безопасности; соблюдать правила электробезопасности; соблюдать правила хранения, использования и утилизации химических реактивов; оказывать первую доврачебную помощь при несчастных случаях; соблюдать безопасность при работе с лабораторной посудой и приборами; соблюдать правила охраны труда при работе с агрессивными средами; вести документацию в химической лаборатории; организовывать рабочее место в соответствии с требованиями нормативных документов и правилами охраны труда. | Защита лабораторно-практических работ | Экспертное наблюдение | |
Действия Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда; безопасная организация труда в условиях производства. | Защита лабораторно-практических работ | Экспертное наблюдение | |
ПК 1.2 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 09 ОК 10 | Знания Классификации химических реактивов; правил использования химических реактивов; посуды общего и специального назначения; правил мытья и сушки химической посуды; правил использования мерной посуды и е ее калибровки по ГОСТ 25794.1-83. «Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для кислотно-основного титрования» | Тестирование Устный опрос Экзаме | 90-100% правильных ответов – 5(отлично) 70-89% правильных ответов – 4(хорошо) 55-69% правильных ответов 3(удовлетворительно) Менее 55% - 2(не удовлетворительно) |
Умения Использовать химические реактивы; готовить химические реактивы; проводить очистку химических реактивов различными способами; использовать химическую посуду общего и специального назначения; использовать мерную посуду и проводить ее калибровку; осуществлять мытье и сушку химической посуды различными способами. | Защита лабораторно-практических работ | Экспертное наблюдение | |
Действия Работа с химической посудой, химическими реактивами; работа с лабораторным оборудованием. | Защита лабораторно-практических работ | Экспертное наблюдение | |
ПК 1.3 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 09 ОК 10 | Знания Основные приемы работы на аналитических и технических весах; приемы разделения веществ и ионов; способов выражения концентрации растворов; нормативных документов, используемых для приготовления растворов; правила приготовления и стандартизации растворов; нормативных документов, регламентирующих отбор проб; правила отбора проб жидких, газообразных и твердых веществ; этапов пробоподготовки; правил определения погрешности результата анализа. | Тестирование Устный опрос Экзамен | 90-100% правильных ответов – 5(отлично) 70-89% правильных ответов – 4(хорошо) 55-69% правильных ответов 3(удовлетворительно) Менее 55% - 2(не удовлетворительно) |
Умения Осуществлять работу на аналитических и технохимических весах; применять приемы разделения веществ и ионов; проводить весовые определения; проводить расчеты для приготовления растворов различных концентраций; осуществлять приготовление и стандартизацию растворов различной концентрации; определять плотность растворов кислот и щелочей; проводить отбор проб жидких, твердых и газообразных веществ; проводить пробоподготовку анализируемых объектов; проводить контроль точности испытаний. | Защита лабораторно-практических работ | Экспертное наблюдение | |
Действия Проведение основных приемов и операций в химической лаборатории. | Защита лабораторно-практических работ в том числе по учебной и производственной практике | Экспертное наблюдение |
[1]* Колонка указывается только для программы подготовки специалистов среднего звена
** Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций
Предварительный просмотр:
ГАПОУ «Оренбургский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора __________/_________ «____»_______2019 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2018/2019 учебный год
курс______________группа ______ ____________
по дисциплине: Аналитическая химия
для профессии: 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям)
преподаватель: Воробьева Л.К., Зайнутдинов Р.Р.
Количество часов по учебному плану ___________98_________________________часов
в том числе:
теоретические занятия ___________________________часов
практические занятия____ _______________________часов
курсовой проект __________________________________часов
учебная практика__________________________ ___ часов
производственная практика _________________________часов
самостоятельная учебная нагрузка__________________часов
Консультации__________________________________________________________часа
Согласовано методической цикловой комиссией дисциплин А и ОП
Протокол № _______ от «_____»_________2018
Председатель МЦК __________________Андрухива Т.Е.
Номер занятия | Темы | Наименование разделов, тем, МДК | Кол-во часов | Вид занятия | Учебно-наглядное оборудование занятия | Домашнее задание | Самостоятельная работа | |
Часы | Задание для самостоятельного изучения | |||||||
Аналитическая химия | 98 | |||||||
Раздел 1. Введение в аналитическую химию. Цели и задачи дисциплины. Теоретические основы аналитической химии. (24 часа) | 28 | |||||||
Тема 1. Введение в аналитическую химию. Основные законы химии. | 8 | |||||||
1 | 1-2 | Тема 1.1. Введение в аналитическую химию. Цели и задачи аналитической химии. Методы анализа веществ (качественный и количественный анализ). Современный этап развития аналитической химии и её история развития. Эколого-аналитический мониторинг окружающей среды. | 2 | Теоретическое | Схемы анализа веществ | Повторить виды и методы анализа веществ | ||
2 | 2-4 | Тема 1.2. Закон действия масс. Химическое равновесие. Протолитическая теория кислот и оснований (обмен протонов). Диссоциация воды. Водородный и гидроксильный показатели. Вычисление концентрации водородных ионов. | 2 | Теоретическое | Лабораторное титриметрическое оборудование | Вычисление констант равновесия в реакциях аналитической химии | ||
3 | 5-6 | Тема 1.3. Степень электролитической диссоциации. Константа слабого электролита. Сильные электролиты в растворах. Коэффициент активности и ионная сила раствора. | 2 | Теоретическое | Лабораторное титриметрическое оборудование | Расчет степени диссоциации веществ | ||
4 | 7-8 | Тема 1.4. Диссоциация воды. Водородный и гидроксильный показатели. Вычисление концентрации водородных ионов. | 2 | Теоретическое | Лабораторное титриметрическое оборудование | Реферат «pH воды» | ||
Тема 2. Химическое равновесие в гетерогенных системах. | 6 | |||||||
5 | 9-10 | Тема 2.1. Произведение растворимости с позиции теории равновесия. | 2 | Теоретическое | Лабораторное титриметрическое оборудование | Основы теория равновесия | ||
6 | 11-12 | Тема 2.2. Солевой эффект. Влияние одного иона на растворимость малорастворимого электролита. | 2 | Теоретическое | Лабораторное титриметрическое оборудование | Расчеты и значение констант равновесия (направление протекания реакций) | ||
7 | 13-14 | Тема 2.3.Условия образования осадка. Фракционное (дробное) осаждение ионов. Условия растворения осадков. Амфотерные гидроксиды в анализах. Направления протекания процессов. | 2 | Теоретическое | Лабораторное титриметрическое оборудование | Фактор пересчета. | ||
Лабораторно-практическое занятие | ||||||||
8 | 15-16 | ЛПЗ № 1 Решение практических задач. Расчет концентраций растворов: молярная и эквивалентная. Массовая доля растворов. Титр растворов: понятия и расчеты. Формулы и расчеты. | 2 | Практическое | Титровальное оборудование | Расчет концентраций растворов | ||
Тема 3. Комплексные соединения в химическом анализе | ||||||||
9 | 17-18 | Тема 3.1. Общая характеристика комплексных соединений. Константы нестойкости комплексных соединений. Обменные процессы в растворах комплексных соединений. | 2 | Теоретическое | Лабораторное титриметрическое оборудование | Изучение номенклатуры комплексных соединений | ||
10 | 19-20 | Тема 3.2. Внутрикомплексные соединения. Органические реагенты в химическом анализе. | 2 | Теоретическое | Лабораторное титриметрическое оборудование | Комплексные соли в качестве реагентов | ||
Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции в химическом анализе | ||||||||
11 | 21-22 | Тема 4.1. Окисление и восстановление как обмен электронов. | 2 | Теоретическое | Лабораторное титриметрическое оборудование | Составление уравнений ОВР | ||
12 | 23-24 | Тема 4.2. Окисление восстановление в химическом анализе | 2 | Теоретическое | Лабораторное титриметрическое оборудование | Расчеты факторов эквивалентности ОВР и расчет концентраций веществ | ||
13 | 25-26 | Тема 5. Коллоидные растворы в химическом анализе. Строение мицелл. | 2 | Теоретическое | Лабораторное титриметрическое оборудование | Составление схем мицелл | ||
14 | 27-28 | Тема 6. Разделение, выделение и концентрирование веществ в химическом анализе. | 2 | Теоретическое | Лабораторное титриметрическое оборудование | Бумажная хроматография как метод разделение веществ. Центрифугирование и фильтрование, как метод разделения веществ. | ||
Раздел 2. Методы анализа веществ | 66 | |||||||
Тема 1. Качественный анализ. Основные принципы. Особенности аналитических реакций и способы их выполнения | 10 | |||||||
15 | 29-30 | Тема 1.1. Ведение в качественный анализ. Особенности аналитических реакций и способы их выполнения | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование качественного анализа | Расчеты чувствительности качественных реакций | ||
16 | 31-32 | Тема 1.2. Качественные реакции как реакции между ионами. Требования к аналитическим реакциям, их чувствительность и селективность. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование качественного анализа | Расчеты чувствительности качественных реакций | ||
17 | 33-34 | Тема 1.3. Дробный и систематический анализ веществ. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование качественного анализа | Расчеты чувствительности качественных реакций | ||
18 | 35-36 | Тема 1.4. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева как основа аналитической классификации ионов. Групповые реагенты. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование качественного анализа | Расчеты чувствительности качественных реакций | ||
19 | 37-38 | Тема 1.5. Макро-, полумикро-, микро и ультрамикроанализ. Лабораторное оборудование и техника. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование качественного анализа | Реферат применение качественного анализа в экологии | ||
Лабораторные практические работы № 2 и № 3 | 4 | |||||||
20 | 39-40 | ЛПЗ № 2 Решение практических задач «Эквивалентная концентрация растворов» | 2 | Практическое | Лабораторное оборудование качественного анализа | Решение задач | ||
21 | 41-42 | ЛПЗ № 3 Расчетные задачи. Массовая доля веществ в растворах. | 2 | Практическое | Лабораторное оборудование качественного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
Тема 2. Количественный анализ | 38 | |||||||
22 | 43-44 | Тема 2.1. Предмет и методы количественного анализа. Задачи количественного анализа. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
23 | 45-46 | Тема 2.2. . Современная классификация методов количественного анализа. Химические методы анализа. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
24 | 47-48 | Тема 2.3. Точность и воспроизводимость количественных методов анализа. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
25 | 49-50 | Тема 2.4. Лабораторное оборудование в количественном анализе: технические весы и аналитические разновесы. Техника взвешивания и правила работы. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
26 | 51-52 | Тема 2.5. Лабораторное оборудование в количественном анализе: аналитические весы и аналитические разновесы. Техника взвешивания и правила работы | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
27 | 53-54 | Тема 2.6. Лабораторное оборудование и посуда | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
28 | 55-56 | Тема 2.7. Сущность гравиметрического анализа и область его применения. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
29 | 57-58 | Тема 2.8. Подготовка вещества к количественному анализу. Выбор величины навески. Растворение анализируемого вещества. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
30 | 59-60 | Тема 2.9. Осаждение. Условия осаждения кристаллических и аморфных осадков. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
31 | 61-62 | Тема 2.10.Фильтрование. Техника фильтрования. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
32 | 63-64 | Тема 2.11. Соосаждение. Промывание осадка. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
33 | 65-66 | Тема 2.12. Высушивание и прокаливание осадка. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
34 | 67-68 | Тема 2.13. Вычисления в гравиметрическом анализа. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
35 | 69-70 | Тема 2.14. Титриметрический анализ. Принцип титриметрического анализа. Методы титриметрического анализа. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Решение задач на способы выражения концентрации | ||
36 | 71-72 | Тема 2.15. Концентрация титрованнных растворов. Стандартные и стандартизованнные растворы. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Схемы и алгоритмы анализов | ||
37 | 73-74 | Тема 2.16. Измерительная посуда. Проверка её вместимости. Вычисления в титриметрическом анализе. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Схемы и алгоритмы анализов | ||
38 | 75-76 | Тема 2.17. Метод нейтрализации и выбор индикатора. Приготовление стандартного раствора гидроксида натрия. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Схемы и алгоритмы анализов | ||
39 | 77-78 | Тема 2.18. Сущность осадительного титрования. Аргентометрия. Стандртизация раствора нитрата серебра. Определение хлора по Мору и Фольгарду. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Схемы и алгоритмы анализов | ||
40 | 79-80 | Тема 2.19. Комплесометрическое титрование. Сущность хелатометрии. Индикаторы хелатометрии. Методы хелатометрического титрования. | 2 | Теоретическое | Лабораторное оборудование объемного анализа | Схемы и алгоритмы анализов | ||
Раздел 3. Физико-химические методы анализа. | 16 | |||||||
Тема 1. Общая характеристика инструментальных методов анализа. Оптические методы. | 6 | |||||||
41 | 81-82 | Тема 1.1.Оптические методы. Сущность колориметрии. Визуальные и фотоколориметрические. | 2 | Теоретическое | Схемы приборов | Задачи на закону Буге-Ламберта-Беера | ||
42 | 83-84 | Тема 1.2. Определение меди с помощью фотоколориметра (алгоритм) | 2 | Теоретическое | Схемы приборов | Задачи на закону Буге-Ламберта-Беера | ||
43 | 85-86 | Тема 1.3. Адсорбционный анализ. Сущность метода. Пламенная фотометрия и рефрактометрия. Окраска светофильтров. | 2 | Теоретическое | Схемы приборов | Задачи на закону Буге-Ламберта-Беера | ||
Тема 2. Потенциометрический и хроматографический анализ. | 10 | |||||||
44 | 87-88 | Тема 2.1. Прямая потенциометрия и потенциометрическое титрование. | 2 | Теоретическое | Схемы приборов: устройство приборов. | Построение интегральных и дифференциальных кривых титрования | ||
45 | 89-90 | Тема 2.2.Электроды и аппаратура. Определение концентрации водородных ионов в растворах. | 2 | Теоретическое | Схемы приборов: строение электродов. | Построение интегральных и дифференциальных кривых | ||
46 | 91-92 | Тема 2.3. Определение содержания кислот в растворах (алгоритм) | 2 | Теоретическое | Схемы приборов: устройство электрохимической ячейки. | Построение интегральных и дифференциальных кривых | ||
47 | 94-96 | Тема 2.4. Хроматография: оборудование и общие принципы. | 2 | Теоретическое | Схемы приборов для разных хроматографов | Построение интегральных и дифференциальных кривых | ||
48 | 97-97 | Тема 2.5. Оборудование хроматографии и общие принципы работы. Обобщение и систематизация знаний | 2 | Теоретическое | Схемы приборов | Построение интегральных и дифференциальных кривых титрования | ||
Итого часов | 98 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"
предпрофильная подготовка, элективный курс...
Программа по аналитической химии
Министерство образования Московской областиГБОУ СПО МО «Щелковский политехнический техникум» рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...
Программа учебной дисциплины "Основы аналитической химии"
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 111402 Обработка водных биоресурсов (базовая подготовка), вх...
Рабочая тетрадь по аналитической химии часть 1
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения практиченских и лабораторных работ по аналитической химии...
Рабочая программа "Основы аналитической химии"
Программа учебной дисциплины «Основы аналитической химии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего специального образования для специальности...
Рабочая программа дисциплины ОП.10 Аналитическая химия для специальности 33.02.01 Фармация
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 33.02.01 Фармация....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...