Урок химии в 10 классе по теме "Жиры, строение и свойства"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Вид урока: интергированный урок химии с элементами краеведения.
Цели урока
- расширение и углубление знаний учащихся связанных с открытием жиров;
- развитие представлений о жирах как органических веществах, знакомство со строением и свойствами жиров;
- способствовать систематизации знаний о сложных эфирах;
- развивать умения и навыки работы с учебником, тетрадью, дополнительной литературой;
-способствовать воспитанию бережного отношения к химическим реактивам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiry_stroenie_i_svoystva.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
Тема урока: Жиры, строение и свойства
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Вид урока: интергированный урок химии с элементами краеведения.
Цели урока
- расширение и углубление знаний учащихся связанных с открытием жиров;
- развитие представлений о жирах как органических веществах, знакомство со строением и свойствами жиров;
- способствовать систематизации знаний о сложных эфирах;
- развивать умения и навыки работы с учебником, тетрадью,
дополнительной литературой;
-способствовать воспитанию бережного отношения к химическим реактивам.
Методы обучения: диалогическое изложение, межпредметная беседа, объяснение, химический эксперимент, демонстрация символико-графических средств наглядности, метод классификации.
Приёмы обучения: раскрытие причинно-следственных связей, организация акцентированных наблюдений, составление классификационных схем, обращение к жизненному опыту учащихся.
Средства обучения: причинно-следственные связи, внутрипредметные и межпредметные связи, оборудование и реактивы, мультимедийный проектор, компьютер.
Оборудование: стакан химический, спиртовка.
Реактивы: вода, масло растительное, жир свиной.
Ход урока:
- Оргмомент: 1 мин.
- Актуализация знаний и способов действий.
ЕГЭ - минутка
1.Задание «Соотнеси понятие»:
Понятие | Значение понятия |
Сложные эфиры | Расщепление сложных эфиров при действии воды называется? |
Реакция этерификации | Реакция взаимодействия карбоновых кислот и спиртов с образованием побочного вещества воды называется? |
Реакция гидролиза | Вещества, имеющие общую формулу R – COOR1, где R и R1 -радикалы |
2.Назовите следующие вещества по систематической номенклатуре:
CH3COOCH3 C2 H5 COOCH3 CH 3COO C3 H7 CH3 COO C 4H9
- Изучение нового материала и способов действий.
Сегодня мы перенесемся в Париж. Начало 19 века. Сделано великое открытие, о котором вы непременно должны узнать.
ПОЧТЕННЕЙШИЕ ГОСПОДА! Вы сегодня получите редкую возможность, прослушать лекцию выдающегося химика (учитель одевает шапочку магистра) в Парижском университете.
« Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться
За дело нужно просто взяться»
И.А. Крылов.
Итак, берёмся за дело. Как вы думаете, что на уроке мы будем изучать? Для этого возьмем белый лист бумаги, свернём его пополам, положим семя подсолнечника и надавим. Что вы можете наблюдать?
На бумаге образовалось пятно жира. Итак, что нам предстоит изучить на уроке? Правильно - жиры. Открыли тетради и записали тему урока: «Жиры, открытие, строение и свойства»
Нам предстоит познакомиться с великим открытием жиров, узнать их строение и свойства, выяснить значение жиров в природе и жизни человека.
Из курса биологии вы знаете, что жиры вместе с белками и углеводами составляют основную часть пищи. С жирами человек получает жирорастворимые витамины: А, Д, Е. При этом сами жиры способствуют более полному использованию этих витаминов организмом.
Человеческий организм постоянно себя перестраивает. Из различных веществ пищи – живые существа строят свои клетки. За 8 лет состав атомов человека почти полностью меняется, но при этом каждый из нас остаётся самим собой.
Так, что же это за вещества такие – жиры?
Мы говорим спокойно – жир, а, между прочим, он эфир
Эфир кислот и глицерина. Такая вот у нас картина.
Прослушав это четверостишье, попробуйте дать определение жирам.
Жиры – это смесь сложных эфиров трехатомного спирта глицерина и высших карбоновых кислот. Общая формула жиров
CH2 – OCOR1
CH – OCOR2
CH2 – OCOR3
Такое строение жиров было доказано путём их расщепления в начале 19 века выдающимся французским химиком Шеврелем, с которым вы непременно познакомитесь.
Господа! Прошу вас по ходу доклада ученого конспектировать важные научные факты.
В роли Шевреля ученик.
Уважаемые коллеги, я, Мишель Эжен Шеврель, французский химик-органик родился в Анже в 1786г, член Парижской Академии наук, профессор лицея Карла Великого, руководитель лаборатории Гобеленовских мануфактур в Париже. Все мои научные работы посвящены химии жиров. В 1817 г установил строение жиров. Обрабатывая щелочью растительные и животные жиры, заметил, что, масса продуктов реакции при омылении жиров превышала массу исходных веществ, то есть жира. Сформулировал вывод, что при омылении жиров происходит присоединение воды. Запишите химическую реакцию (ученик записывает у доски).
CH2 – OCOR1 CH2- OH
CH – OCOR + 3 NaOH = CH –OH + 3 RCOONa
CH2 – OCOR3 CH2- OH
Жир глицерин соль карбоновых кислот
При расщеплении жира было получено три кислоты: две твердые – стеариновая и пальметиновая, а одна жидкая – олеиновая.
Таким образом, был установлен секрет строения жира.
Жиры – это смесь сложных эфиров трехатомного спирта глицерина и высших карбоновых кислот
Учитель. В 1825г Мишель Эжен Шеврель взял патент на производство стеариновых свечей, что положило начало новой эре в истории освещения.
Откройте рабочую тетрадь с элементами краеведения, раздел «Жиры» и назовите фамилию ученого, который так же установил формулу жира.
Первый синтез жиров был произведен в 1854г французским химиком Марселеном Бертло. Им была проведена обратная реакция. Нагреванием в запаянных трубках глицерина с высшими кислотами был получен жир.
CH2- OH СН2 – ОСОR1
CH –OH + 3 R 1-3COОН = СН - ОСОR2 + 3H2 O
CH2- OH СН2 – ОСОR3
Из лекции великого ученого, сейчас выясним, что вы знали о жирах до и после лекции.
что знал? что узнал?
Сравнительная характеристика жиров
свойства | жиры | |
1 происхождение | животные | растительные |
2 агрегатное состояние | твердые | жидкие |
3 примеры (использую приём аналогии на доске картинки по которым школьники называют жиры) | Говяжий жир Бараний жир Свиной жир Птичий жир | Подсолнечное масло Конопляное масло Хлопковое масло Горчичное масло (масло добывают из семян растений) |
4 исключения | Рыбий жир (жидкий) | Кокосовое и пальмовое масло(твёрдое) |
5Химический состав | С 17Н 35СООН стеариновая кислота С 15Н 31СООН пальметиновая кислота предельные кислоты | С 17Н 33СООН олеиновая кислота С 17Н 31СООН линоленовая кислота непредельные кислоты |
6. наличие сигма связи | Одна сигма связь, связи насыщены до предела | Одна двойная связь, связи ненасыщенны. |
7отношение к кислороду воздуха | Могут прогорать | 1. невысыхающие масла(оливковое и миндальное масло) 2. высыхающие масла(конопляное, льняное; в тонком слое образуют плёнку, что используется в производстве линолеума и клеёнки) 3.полувысыхающие масла(подсолнечное, хлопковое используется в производстве олифы) |
Показ презентации «Подсолнечное масло». Краеведческая страничка.
Физические свойства жиров изучаются при выполнении лабораторного опыта (отношение масла к воде)
Откройте учебник, самостоятельно разберитесь с химическими свойствами жиров и запишите в тетрадь реакцию омыления и гидролиза жиров.
Задание №6 (рабочая тетрадь)
Прочтите отрывок из произведения Ж. Верна «Таинственный остров», и выполните задание.
«…В то время как завершался этот процесс, Сайрес Смит организовал другие работы. Его товарищи помогали ему с отменным усердием, можно сказать с азартом. Пекроф с Набом сняли с дюгоня жир и собрали его в большие глиняные кувшины. Из этого жира, подвергнув его омылению, надо было выделить глицерин…»
Проведите реакцию омыления любого жира (ученик работает у доски)
CH2 – OCOС 17Н35 CH2- OH
CH – OCOС 17Н35 +3NaOH = CH – OH +3 C 17H 35COOH
CH2 – OCO С 17Н35 CH2 - OH
тристеарин глицерин
Скажите, какие продукты получаются при гидролизе жира? (глицерин, и высшие карбоновые кислоты).
Реакция гидрогенизации – это превращение жидких непредельных масел, растительного происхождения в твёрдые жиры животного происхождения. Сущность реакции идет в присоединении водорода по двойным связям в присутствии катализатора никеля – реакция Фокина
Напишите эту реакцию на примере триолеина.
CH2 – OCOС17 Н33 СН2 – ОСОС 17Н35
CH – OCO С17 Н33 + 3 Н2 = СН – ОСО С 17Н35
CH2 – OCO С17 Н33 СН2 –ОСОС 17Н35
триолеин тристеорин
Скажите, какую функцию выполняют жиры в организме человека?
- энергетическая функция ( при их окислении выделяется в два раза больше энергии, чем при окислении белков и углеводов);
- запасающая функция ( из 10 кг жира можно получить 11 кг воды, этим свойством пользуются медведи во время зимней спячки);
- защитная функция (подкожная жировая клетчатка предохраняет внутренние органы от ушибов).
Первичное закрепление.
Выполнение тестовой работы - задание № 5 из рабочей тетради с элементами краеведения по теме «Жиры».
Организуется взаимопроверка
Подведение итогов, задается домашнее задание.
Домашнее задание конспект и & учебника, задание № 1, 2 из рабочей тетради по краеведению.
Рефлексия. Продолжение заполнение ассоциативной схемы.
что узнал нового на уроке.
ЖИРЫ
ПОЖЕЛАНИЕ: Хочешь стать разумным, начни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ТКМ на уроках химии.Тема занятия « Влияет ли строение вещества на его физические свойства?» 11 класс
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.Кри...
План-конспект урока химии 9 класс по теме "Общие химические свойства металлов"
Разработка урока с применением ЭОР...
Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований
урок химии 8 класс ТЕМА № 5. «Основные классы неорганических веществ...
Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"
Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"...
Урок химии 10 класс «Алканы; состав, строение, изомерия, номенклатура, получение.»
Цели:познакомить учащихся с особенностями строения, гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алканов, их получением...
Технологическая карта урока химии в 9 классе "Подгруппа кислорода. Строение атома, свойства и применение серы".
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.Цель урока: создать условия для изучения строения атома серы, ее физических и химических свойств, опираясь на алгоритмы ...
урок химии в 10 классе "Глюкоза, ее строение и свойства"
Вывод структурной формулы нового вещества производят учащиеся проблемно-исследовательским методом, что позволяет получить прочные знания, учит школьников мыслить, искать и находить ответы на поставлен...