«Предельные одноатомные спирты»
методическая разработка по химии (10 класс)

Маличкина Алёна Михайловна

Методическая разработка урока по химии для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_spirty_s_tkm.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

Описание урока  использованием модели урока с применением ТРКМ

Автор: Маличкина Алёна Михайловна, УКП «Верхний Чов» ГОУ РК «Республиканский центр образования» , учитель химии

Оборудование:  проектор, презентация «Химические свойства спиртов», текст блеф-игры, текст личностной рефлексии «Вопросник», учебник;     программное обеспечение:   УМК  Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

Класс:  10, предмет – химия, тема  «Предельные одноатомные спирты».

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Обучающие: Обеспечение усвоения учащимися структуры одноатомных спиртов,  их свойств  и применение

Развивающие: Создать условия для развития критического мышления (умения анализировать, сравнивать, систематизировать)

Воспитывающие: воспитание веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности  

Ход урока: 1.Организационный момент (вступительное слово).

  1. Стадия вызова.

Пробуждение интереса.

Прием «Анаграмма». Назвать органические вещества, определить класс веществ:

1.НАБУТ                      2. ПОНПЕР       3.ТИНЕНП               4.ЭАОТНЛ

Ответ: 1-(бутан)  - алкан      2-(пропен) – алкен   3(пентин) – алкин      4 (этанол) - ?      

Что здесь лишнее? Почему?

Актуализация знаний. Слайд с изображением парфюмерных духов, спиртовой настойки лекарств, растворителя.

Что объединяет все эти изображения? Что у них общее?

Как вы думаете, о каком классе веществ пойдет речь? Принимаются все идеи!!!  

Итак, определим тему нашего урока.  Речь пойдёт о спиртах.

Приём  «Совместное планирование»  (Структурирование процесса изучения).

1. Составить рассказ о  спиртах, связав  эти изображения в одно целое.
2. Написать уравнения реакций,
 характеризующие свойства спиртов.

Подведём итог нашему рассуждению: Какую проблему нам предстоит решить на уроке?   - Что такое спирты? Какими свойствами обладают спирты?  Где применяются?

  1. Стадия осмысления.  

Предлагаю конкретизировать некоторые знания о спиртах и сыграть в игру. Приём блеф-игра “Верите ли вы, что…”

  1. Спирты - органические вещества.
  2. Они могут быть разными, например этиловый спирт, метиловый спирт.
  3. Спирты содержат гидроксильную группу.
  4. Гидроксильных групп может быть несколько.
  5. Спирты применяют в медицине, косметологии, парфюмерной и пищевой промышленности.
  6. Спирты жидкие.
  7. Они растворяются в воде.
  8. Этиловый спирт имеет запах.
  9. Спирты   горят, взаимодействуют с активными металлами.
  10. От молекул спиртов отщепляется вода.

Подведем итог: составим краткий устный рассказ  «то такое спирты?» (один из учеников)

Структура одноатомных спиртов.

Вы замечательно играли, поэтому я предлагаю усложнить задачу и провести мини исследование для выявления структуры молекулы одноатомных спиртов. Великий русский ученый А.М.Бутлеров доказал, что строение вещества обуславливает его свойства. Как вы думаете, отразится ли наличие гидроксильной группы на физические свойства спиртов? Какие атомы входят в состав функциональной группы спиртов?  Почему они называются одноатомными?

Конкретизирую учебную задачу: Изучить состав одноатомного спирта на примере этанола. Дать определение функциональной группе (презентация строения этилового спирта)

Вывод учащихся: Спирты, молекулы которых  содержат только одну  гидроксильную группу,   называют одноатомными.

Свойства одноатомных спиртов.

Форма организации работы: Совместная работа учащихся в парах.

Где можно найти исчерпывающую информацию о свойствах одноатомных спиртов?  Конечно в учебнике.

Для лучшего усвоения  информации о том, что такое одноатомные спирты и какие физические свойства характерны для одноатомных спиртов,  воспользуемся методом активного чтения с разметкой  (приём «инсерт»).

 «Физические свойства» на стр.84, При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы “Инсерт”.

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:

“V” – уже знал;        “+” – новое;      “ – ” – думал иначе;          “?” – не понял, есть вопросы.

 Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы “Инсерт”, количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

“V”
то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

“+”
если то, что вы читаете, является для вас новым;

“ – ”
если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

“?”
если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Следующий урок мы начнём с обсуждения результатов  использования метода активного чтения с разметкой.

Свойства одноатомных спиртов.

Для изучения химических свойств спиртов используем два источника информации:

1) предлагаю посмотреть презентацию «Химические свойства спиртов» и составить опорный конспект в виде таблицы.    Приём Составление концептуальной таблицы 

 (Свойства заполняются после просмотра презентации «Химические свойства спиртов» )

«Химические свойства спиртов»

Свойства спиртов

Исходные вещества

Продукты реакции

1.Взаимодействие с  Na

2.Взаимодействие с HBr

3. Отщепление воды

4.Реакция горения

5. Окисление спиртов

2) «Химические свойства» описаны на стр.85,  прочитайте текст полностью, и к тексту абзаца -

Химические свойства спиртов, обусловленные строением углеводородного радикала, различны и зависят от его природы. Так, все спирты горят, но характер горения зависит от величины углеводородного радикала. Непредельные спирты, содержащие в молекулах двойную связь, вступают в реакции присоединения: подвергаются гидрированию, реагируют с галогенами, обесцвечивая бромную воду, и т. д. Однако при наличии в молекулах нескольких различных групп атомов или функциональных групп у спиртов появляются качественно новые свойства, не характерные для каждой из этих групп в отдельности.

Составьте вопросы и сформулируйте вывод о связи структуры молекулы и свойств спиртов.

 Предполагаемые вопросы учащихся по тексту:

  • От чего зависят химические свойства спиртов?
  • Какие свойства спиртов обусловлены строением углеводородного радикала?
  • Чем можно объяснить нехарактерные для спиртов качественно новые свойства?

 Применение одноатомных спиртов.

Для того чтобы систематизировать знания о применении одноатомных спиртов предлагаю всем вместе  составить кластер.  Приём “Кластер”.

Применение спиртов

                                                             │                           │

                                                     этиловый                  метиловый

                               

  1. Рефлексия.

Приём кооперативной рефлексии «Итоговый круг» (каждый пятый из присутствующих (по списку или по расположению в классе) высказывается по результату коллективной работы в соответствии с планом структурирования процесса изучения). Можно предложить сразу оценить работу одноклассников

1. Составить рассказ о  спиртах, связав  эти изображения в одно целое.
2. Написать уравнения реакций, характеризующие свойства спиртов.

В заключении подведите личностные итоги целенаправленной работы по разным источникам с информацией о предельных одноатомных спиртах. Приём личностной рефлексии «Вопросник»

Поставьте знак рядом с тем высказыванием, которое вы считаете более верным для себя.

  • После урока стал(а) знать больше
  • Углубил(а) знания по теме, могу применить их на практике.
  • На уроке было над чем подумать
  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
  • На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил 5 плюсов, 4 плюса, 3 плюса.

Да, следовательно, вы можете назвать себя настоящими химиками-  мыслителями. Спасибо за работу!

Домашнее задание:  Обобщите информацию о химических свойствах одноатомных спиртов, на каких свойствах основано применение спиртов? (запишите возможные уравнения реакции на примере метилового спирта)

Итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кислородсодержащие органические соединения. Предельные одноатомные спирты.

В разработке представлены материалы для урока химии в 10 классе при изучении темы "Кислородсодержащие органические соединения. Предельные одноатомные спирты": ключевые моменты, используемые фо...

Предельные одноатомные спирты

Учебная презентация к уроку: функциональная группа, изомерия, свойства и получение спиртов....

презентация по химии по теме "Предельные одноатомные спирты"

данную презентацию можно использовать на уроках химии в 9 и 10 классе при изучении темы "Предельные одноатомные спирты"...

Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей № 47"г. Саратов. Подготовка ЕГЭ.. Химические свойства предельных одноатомных спиртов ( конспект лекции для учащихся )

Подготовка к ЕГЭ.Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Учащиеся воспользовшись предложенным конспектом смогут ответить на следующие вопросы:1. Какие типы химических реакций  будут х...

Тест по химии (10 класс) по теме: Предельные одноатомные спирты

Использование тестов на уроках химии занимает особое место в процессе внедрения новых технологий. Тестовая методика - универсальное средство оценивания предметных результатов учащихся. Тест способен о...

Урок химии в 10 классе "Свойства предельных одноатомных спиртов"

Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга, способствует интересу к учению. Использование ИТ позволяет учителю повысить эффективность урока, рационально использовать учебное время. Пра...

Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм

Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм...