Урок химия 8 класс "Химические формулы"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Урок на тему "Химические формулы. Простые и сложные вещества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_himicheskie_formuly.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
8 класс
«Химические формулы. Простые и сложные вещества»
Цель урока: Систематизировать знания учащихся об атомах и молекулах. Отметить важную роль М.В. Ломоносова в открытии закона. Познакомить обучающихся с понятиями: «химическая формула», «количественный и качественный состав вещества», «простые и сложные вещества».
Задачи урока:
- Актуализация знаний обучающимися основных положений атомно-молекулярного учения;
- Формирование умений проведения поиска, обработки, анализа и систематизации информации;
- Воспитание чувства патриотизма к Родине и русским ученым, на примере М. В. Ломоносова, внесшего значимый вклад в развитие мировой науки.
Ожидаемые результаты
Личностные: демонстрация интереса к изучению темы и осознание значимости темы урока.
Метапредметные
Регулятивные: умение определять последовательность действий, контролировать правильность своих действий; давать оценку своей деятельности и деятельности других учащихся.
Познавательные: умение анализировать и осуществлять поиск средств выполнения поставленной цели; использовать знаково-символические средства представления информации; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы;
Коммуникативные: умение сотрудничать в процессе работы в парах, четко выражать свои мысли.
Предметные: знание понятий: «атомы», «молекулы», «химическая формула», «количественный и качественный состав вещества», «простые и сложные вещества»;
Методы и технологии: Методы активного обучения (АМО), технология групповой деятельности.
Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
Оборудование
Таблица химических элементов Д.И. Менделеева, компьютер, проектор, электронные образовательные ресурсы, презентация, опорная схема, индивидуальные карточки, наборы для составления шаростержневых моделей химических веществ.
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Этап 1. Организационный | ||
Приветствие обучающихся, учитель задает цели и задачи, которые будут решаться на уроке и способствует позитивному настрою школьников на решение учебных задач. | Приветствуют учителя, готовятся к решению поставленных учителем задач | |
2 этап: Актуализация знаний обучающимися основных положений атомно-молекулярного учения | ||
Учитель: Представление о том, что вещество состоит из отдельных, очень малых частиц, - атомная гипотеза – возникло еще в Древней Греции. Древнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад высказал мысль о том, что все тела в природе состоят из мельчайших невидимых, непроницаемых, неделимых, вечно движущихся частиц – атомов. Учитель: Учение о молекулах и атомах было разработано в середине 18 века великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 – 1765 гг.) Он утверждал, что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят элементы (атомы). Многообразие веществ ученый прозорливо объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них. Учитель: Что мы можем сказать о М.В. Ломоносове? Кем он был? М.В. Ломоносов был естествоиспытателем, философом, поэтом, историком, географом, политическим деятелем. К сегодняшнему уроку вашим домашним заданием была подготовка группами произвольного состава (по 3-4 человека) информационных проектов о жизни и деятельности М.В. Ломоносова с представлением информации проекта в форме буклета. (Представление 2-3 буклетов) Учитель: Основной теорией химии, сохранившей свое значение и до наших дней является атомно-молекулярное учение. Атомно-молекулярное учение – это учение, в основу которого положено представление о том, что наименьшими структурными единицами веществ являются атомы и молекулы. Из атомов состоят: все металлы; многие неметаллы (инертные газы, С, Si, B, Se, As, Te). Из молекул состоят: все органические вещества; некоторые неорганические: простые газы (N2, H2, Cl2, F2), сложные (CO2, NO2, SO3, SO2). | Формирование ассоциативного ряда (воспроизведение имеющихся знаний по данной теме) Учащиеся называют основные смысловые единицы, свои предположения и ассоциации, связанные с темой урока. -Учащиеся высказывают свои мысли и суждения о великом русском ученом. -Учащиеся представляют классу информационные буклеты с презентацией на экране. Ученики класса прослушивают представляемую информацию, задают вопросы. Учащиеся записывают информацию в форме опорного конспекта. | |
Этап 3. Введение понятий «простое вещество» и «сложное вещество» через создание проблемной ситуации (работа в «исследовательской лаборатории») | ||
1. 2. | Работа по созданию первой модели: «простого вещества»: Учитель: - Чем отличаются друг от друга атомы разных видов? В ваших наборах атомы разных химических элементов отличаются еще и цветом. Модель атомов водорода – синего цвета, модели атомов кислорода, больших по размеру – красного цвета. -Состав любого вещества всегда одинаков независимо от способа его получения. -Как же можно выразить состав вещества при помощи химических знаков? Ведь во многих веществах атомы соединяются друг с другом. Например, газ, который поддерживает горение – кислород – состоит из молекул. Каждая его молекула состоит из двух атомов кислорода. Зная это, создайте модель молекулы кислорода, запишите химическую формулу кислорода. Работа по созданию второй модели: «сложного вещества»: Учитель: А сейчас, в своей исследовательской лаборатории, создайте модель молекулы воды, зная, что каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода (H2O). Запишем химическую формулу воды. - Попробуйте объяснить, что обозначает индекс? O2 ; H2O индекс - Поместите на поднос отдельно существующие атомы: - три атома водорода (3H) - четыре атома кислорода (4O) - Что в данном случае обозначает коэффициент? 3H; 4O коэффициент - А теперь прошу вас создать еще одну модель молекул воды. - Сколько молекул воды находится на вашем подносе? - Как это записать? - Что в данном случае обозначает коэффициент? - Значит, 3H 2H2O коэффициент может обозначать или количество одиночных атомов, или количество молекул. - Итак, выражение состава вещества при помощи химических знаков называется химической формулой. Учитель: О чем может рассказать химическая формула? На интерактивной доске появляются разные формулы веществ: H2O, O2, HCl, Сl2 Учитель: На какие 2 группы можно разделить предложенные формулы, исходя из состава веществ? - Дайте определение простых и сложных веществ. - На интерактивной доске вы видите химические формулы веществ, назовите формулы простых веществ: HNO3, H2, S, CaCO3 - Почему они относятся к простым веществам? - Сейчас из предложенного ряда формул назовите формулы сложных веществ H2SO4, P, AlCl3, Ca - Почему эти вещества являются сложными? | Ответы обучающихся: -Они отличаются размерами и массой. Учащиеся работают в парах: «Исследовательских лабораториях» (каждой паре выдан набор для составления шаростержневых моделей) Учащиеся строят модели по заданию учителя. Учащиеся строят модель простого вещества – кислорода и записывают формулу – O2 Учащиеся записывают формулу–H2O и строят модель сложного вещества - Индекс обозначает количество атомов, входящих в состав молекулы. Во время работы учащихся в «исследовательских лабораториях», на интерактивной доске также появляются цветные, отдельно существующие одиночные атомы. - Коэффициент обозначает количество одиночных, существующих отдельно друг от друга, атомов. Ответы учащихся: - Две - 2H2O - Количество молекул - О том, из каких атомов состоит молекула (это качественный состав вещества) и о том, в каком количестве атомы входят в состав молекулы (это количественный состав вещества). Учащиеся читают химическую формулу вещества и дают характеристику качественного и количественного состава данного вещества. - Простые (O2, Сl2) и сложные (H2O, HCl). - Простые вещества состоят из атомов одинаковых химических элементов, а сложные вещества состоят из атомов разных химических элементов. - H2, S Ответы учащихся - H2SO4, AlCl3 Ответы учащихся |
Этап 3. Первичное закрепление нового материала | ||
6. | Самостоятельная письменная работа 1. Что обозначают эти записи? 5Cl – H2O - Cl2 – 3H2O - 2Cl2- 4СO2 – 2. Как обозначить: три атома брома – две молекулы водорода – три молекулы метана (зная, что каждая молекула метана состоит из одного атома углерода и четырех атомов водорода) - | Учащиеся выполняют работу в тетрадях самостоятельно, осуществляют взаимопроверку и оценивают работу по листу самооценки работы группы (Приложение). |
Этап 5. Рефлексия | ||
Для письменного проведения рефлексии используется таблица «Плюс-Минус-Интересно». |
Приложение
Лист самооценки работы в паре с товарищем
Оцени свою работу и работу товарища
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе | ||
2. Выполнял свои обязанности | ||
3. Соблюдал культуру общения | ||
++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе | |
4.Оценка работы пары (поставить знак +) | ||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. _______ | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. _________ | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя. ___________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 10 классе на тему: "Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества через относительную плотность газов и плотность вещества (алкана)".
Разработка урока + презентация к уроку химии в 10 классе. В разработке есть: теоретический материал с подробным разбором задач, задачи к уроку, задачи для домашнего задания (индивидуально каждому учащ...
Урок химии в 8-м классе по теме: "Валентность. Определение валентности по формулам"
Урок химии в 8 классе по теме: "Валентность. Определение валентности по формулам"...
Контрольная работа по химии "Химические формулы" 8 класс
Контрольная работа по химии на тему "Химические формулы" 8 класс (По учебнику Г.Е. Рудзитис)...
урок химии 8 класс составление формул по валентности
Урок химии в 8 классе , по теме "Составление Формул по валентности"...
Разработка открытого урока по химии «Королевство формул».
Цели урока:Образовательная - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Соединения химических элементов»; уметь называть соединения изученных классов ; определить принадле...
Урок по химии "Составление формул бинарных соединений".
Урок по химии в 8 классе. Давно хотела попробовать уроки на опережение. В интернете информации мало, отовсюду понемногу - получилось вроде неплохо. Сужу по впечатлению от урока и от его результативнос...