Домашний эксперимент по теме " Чистые вещества и смеси"
методическая разработка по химии (8 класс)
Домашний эксперимент позволяет обучающимся закрепить знания, полученные на уроках химии и развивает познавательный интерес к изучению химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashniy_eksperiment_po_teme_chistye_veshchestva_i_smesi.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Эксперимент 1. Домашняя хроматография
Цель :изучить метод хроматографии и использовать его для определения чистых веществ и смесей в домашних условиях.
Оборудование: стакан, полоска фильтровальной или промокательной бумаги, бриллиантовая зелень или настойка йода, водный раствор гуаши.
Ход работы
Разделите методом хроматографии на бумаге следующие смеси:
а) спиртовой раствор бриллиантовой зелени или йода,
б) водный раствор гуаши.
Методика проведения эксперимента:
Полоску из фильтровальной бумаги необходимо подвесить над сосудом со спиртовым раствором бриллиантовой зелени или йода так, чтобы бумага была погружена в раствор на 2-3 мм. Граница подъёма красящего вещества будет отставать от границы подъёма спирта и воды соответственно. Таким образом, происходит разделение двух веществ в составе однородных смесей:
а) спирта и бриллиантового зелёного, б) воды и красящего вещества. Включите полученные хроматограммы в свой отчёт о проделанной работе.
Ответьте на вопросы:
1.Объект вашего эксперимента относится к чистым веществам или смесям? Обоснуйте ваш ответ.
2.Какие чистые вещества и смеси есть у вас дома? Приведите примеры.
Составьте отчёт о проделанной работе и представьте его на уроке химии.
Домашний эксперимент 2.Способы разделения смеси.
Подготовка к эксперименту
Приготовьте смесь поваренной соли, земли и стружек, образующихся после заточки карандаша.
Цель : научиться разделять неоднородные смеси в домашних условиях.
Оборудование: поваренная соль, земля, карандаш, стакан, вода, фильтр, ложка, сковорода.
Ход работы
1.Приготовьте смесь, перемешав по одной чайной ложке поваренной соли, земли и карандашных стружек. Поместите смесь в стакан с водой.
2.Всплывшие древесные стружки удалите шумовкой и положите для сушки на лист бумаги. Изготовьте фильтр из бинта или марли, сложив 3-4 слоя, и не туго натяните его на другой стакан. Профильтруйте смесь. Фильтр с оставшейся землёй высушите, затем счистите её с фильтра. Отфильтрованную жидкость (фильтрат) перелейте из стакана в эмалированную миску или сковороду и выпарьте. Выделившиеся кристаллики соли соберите.
Ответьте на вопросы:
1.Изменилось ли количество веществ, входящих в смесь веществ до и после эксперимента? Сделайте вывод.
2.К каким смесям относится данная смесь? Почему?
3.На каких свойствах веществ основаны данные способы разделения смесей?
Зарисуйте или сфотографируйте ход эксперимента. Составьте отчёт о проделанной работе и представьте его на уроке химии.
Домашний эксперимент 3. Получение дистиллированной воды в домашних условиях.
Получить в домашних условиях 50 мл дистиллированной воды.
Цель эксперимента: научиться разделять однородные смеси методом дистилляции.
Оборудование: эмалированный чайник, две стеклянные банки.
Ход работы
1.Изучите инструкцию по технике безопасности и выполните эксперимент только в присутствии взрослых.
2.Опишите физические свойства водопроводной воды.
3.Налейте в эмалированный чайник на 1/3 объёма водопроводной воды и поставьте на газовую плиту так, чтобы носик чайника выступал за край плиты. Когда вода закипит, нацепите на носик чайника стеклянную банку-холодильник, под которую приспособьте вторую банку для сбора конденсата. Для того чтобы банка-холодильник не перегревалась, на неё можно класть смоченную холодной водой салфетку.
3.Соберите 50 мл.дистиллированной воды и опишите её физические свойства.
4.Сравните свойства водопроводной и дистиллированной воды.
Ответьте на вопросы:
1.Что представляет собой водопроводная вода?
2. Какими способами разделяют однородные смеси?
3.Что представляет собой дистиллированная вода? Где и в каких целях она используется?
Зарисуйте или сфотографируйте основные этапы своего эксперимента. Составьте отчёт о проделанной работе и представьте его на уроке химии.
Домашний эксперимент 4. Вещества на моей кухне.
Опишите вещества, которые есть на вашей кухне.
Цель эксперимента: научиться описывать свойства веществ и сравнивать их между собой.
Оборудование и вещества: стаканы, ложки, крахмал, сахар, поваренная соль, вода, питьевая сода, уксусная кислота.
Ход работы
1.Изучите инструкцию по технике безопасности при работе с уксусной кислотой. Выполняйте эксперимент только в присутствии взрослых.
2.Опишите физические свойства веществ, которые используют члены вашей семьи.
3.Сравните их физические свойства и запишите свои наблюдения в таблицу.
Вещества | Агрегатное состояние | Цвет | Запах | Вкус (осторожно!) | Растворимость в воде | Растворимость в растительном масле |
1. 2. 3. |
Ответьте на вопросы:
1.Каких свойства веществ лежат в основе их применения?
Зарисуйте или сфотографируйте основные этапы своего эксперимента. Составьте отчёт о проделанной работе и представьте его на уроке химии.
Домашний эксперимент 5.Значение смесей в жизни моей семьи.
Найдите смеси, которые есть на вашей кухне.
Цель эксперимента: научиться различать чистые вещества и смеси.
Оборудование и вещества: стаканы, ложки, крахмал, сахар, поваренная соль, вода, питьевая сода, уксусная кислота.
Ход работы
1.Повторите, чем отличается смесь от чистого вещества.
2.Оглянитесь вокруг и найдите дома смеси, которыми пользуетесь вы или члены вашей семьи. Опишите их и сфотографируйте.
Ответьте на вопросы:
1.Какие свойства смесей лежат в основе их применения?
2. Составьте отчёт об основных этапах своего домашнего эксперимента и представьте его на уроке химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Крестики-нолики" в 8-м классе на тему: "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей".
Урок расчитан на закрепление и повторение темы в игровой форме. Как в реальной игре "Крестики-нолики", здесь тоже учащиеся должны выстроить линию по горизонтали, по вертикали или по диагонали из четыр...
Разработка урока по теме "Чистые вещества и смеси.Способы разделения смесей." (8 класс)
Урок по теме «Чистые вещества и смеси. Способы ра...
Чистые вещества и смеси.Способы разделение смесей и их использование.
Конспект урока по теме "Чистые вещества и смеси"...
Конспект урока "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"
Цели урока:1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.2. Развивающая: Ф...
Презентация к уроку "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"
Цели урока:1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.2. Развивающая: Ф...
Чистые вещества и смеси.Состав смесей. Разделение смесей.
Презентация для 11 универсального класса....
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей...