Моделирование на уроках химии
статья по химии

Для облегчения слепым учащимся ориентации при построении формул на уроках химии я провожу  естественнонаучный практикум по моделированию молекул веществ. При конструировании  молекул  на уроках химии учащиеся  используют комплект лабораторного оборудования (3053RМ и 3054RМ) для моделирования молекул органических и неорганических веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_na_urokah_himii.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование на уроках химии

Процесс обучения детей с нарушением зрения химии – очень сложный и многогранный. В связи с ограничениями в использовании зрительного анализатора, трудностями визуального восприятия учебной информации и формирования правильных и адекватных представлений о химических объектах и явлениях, необходимо внедрять в учебный процесс коррекционно-педагогическую работу по исправлению вторичных отклонений в развитии школьников, специальные приёмы и  методы обучения.

Программа по химии требует от учителя тщательной отработки с учащимися понятия «химическая формула» как со стороны качественной, так и со стороны количественной характеристик. Как правило, на занятиях по теме «Химические формулы» у учащихся при полном отсутствии зрения возникают трудности при усвоении количественных понятий в свете атомно-молекулярного учения, различении коэффициентов и индексов, постановка цифровых и отличительных знаков химических элементов.  [1]

Для облегчения слепым учащимся ориентации при построении формул на уроках химии я провожу  естественнонаучный практикум по моделированию молекул веществ. При конструировании  молекул  на уроках химии учащиеся  используют комплект лабораторного оборудования (3053RМ и 3054RМ) для моделирования молекул органических и неорганических веществ.

На первом занятии я знакомлю учащихся с порядком расположения структурных моделей атомов и стержней,  символизирующих связи между атомами. Модели разных атомов, выполненных в виде маленьких сфер различного цвета, слепые учащиеся  различают по  количеству стержней (модели атомов H-1, O-2, N-3, C-4, P-5, S-6 и т.д.), учащиеся с остаточным зрением и цветоощущением -  по цвету (модели атомов H-белого, O-красного, N-синего, C-черного, P-фиолетового, S-жёлтого цвета и т.д.).   С помощью данного комплекта учащиеся моделируют молекулы веществ разных классов, изучают явление гомологии и изомерии, механизмы многих химических реакций. Молекулярные модели позволяют им наглядно ознакомиться со стехиометрической валентностью и пространственным расположением атомов, входящих в молекулы.

Планируя и организуя коррекционно-педагогическую работу, необходимо стараться сделать материал для слепых детей более доступным для восприятия, расширить возможности приобретения сенсорного опыта, уделять внимание руководству мыслительной деятельностью школьников.[2]  

В процессе моделирования ученики проделывают логические операции – сравнение и аналогию, анализ и синтез, систематизацию и обобщение.  

Составление моделей способствует у ученика развитию мотивационной сферы, интеллекта, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Список  литературы

  1. Тупоногов Б.К. Содержание и методы коррекционной работы на уроках биологии и химии в школе для слабовидящих детей. М., ИКП РАО. 1995 г.
  2.  Тупоногов Б.К.  Школьная тифлотехника на уроках химии. М., ВОС, 1979 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моделирование уроков химии с использованием ЦОР и компьютерных технологий»

Предложенная разработка уроков демонстрирует применение цифровых образовательных ресурсов на различных этапах урока, позволяет педагогу применять технологии проблемного обучения при изучении н...

Доклад на тему: «Педагогическое моделирование фрагментов урока: Игровые моменты на уроке музыки: «Игра везде и всюду»

Игра - одно из наиболее ярких и важных явлений в развитии человечества. Психологи и социологи давно занимаются изучением игр. Научные исследования, да и опыт любого человека доказывает, что игра заним...

Моделирование урока химии с использованием ЦОР и компьютерных технологий в условиях внедрения ФГОС ООО.

Технологии занимают большое место в жизни современного человека. Прогресс не стоит на месте.  И современное образование тоже развивается. Для построения современного урока учитель использует сред...

Интегрированный урок: «Химия + информатика» Общественный смотр знаний по теме «Первоначальные химические понятия, модели и моделирование»

Интегрированный урок: «Химия + информатика»Общественный смотр  знаний по теме «Первоначальные химические понятия, модели и моделирование» Цель предлагаемого смотра зн...

Метод моделирования на уроках химии

В статье рассказывается об использовании метода моделирования на уроках химии...

Моделирование на уроках химии

Презентация по химии...