ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЛЬЕФНО-ГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
статья по химии

Рельефно-графические пособия – один из важнейших факторов, который, компенсируя отсутствие зрительного опыта, способствует формированию у слепых правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире.         

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РЕЛЬЕФНО-ГРАФИЧЕСКИХ  ПОСОБИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ  

         Своеобразие восприятия слепыми окружающего мира накладывает определённый отпечаток на сферу их представлений,  воображения и образного мышления. Представления у слепых обеднены, фрагментарны и зависят от времени потери зрения, характера и степени дефекта. Чем раньше утрачено зрение, тем беднее и качественно и количественно представления; чем ниже острота зрения, тем труднее формируются и сохраняются представления.

        Рельефно-графические пособия – один из важнейших факторов, который, компенсируя отсутствие зрительного опыта, способствует формированию у слепых правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире.        

         Отдельные попытки использовать рельеф, рельефные изображения букв для индивидуального обучения слепых известны ещё с далёкой древности. По существу же начало истории создания учебных рельефно-наглядных пособий и их целенаправленного применения в практике обучения слепых следует отнести к последней четверти 18 века. Приступив в систематическому обучению группы слепых – Валентин Гаюи – основатель тифлопедагогики и первых в России и Франции учебных заведений для слепых – уделял внимание разработке и изготовлению рельефно-наглядных пособий, призванных компенсировать отсутствие зрения у его учеников [1].    

        Первые рельефные пособия по школьным дисциплинам учителя изготовляли вручную их плотной бумаги или картона. Постепенно технологии изготовления рельефных пособий совершенствовались. От изготовления вручную перешли к типографскому печатанию [2].  

        Начиная с 60-х годов на смену рельефным рисункам, схемам, чертежам и др. на бумаге приходят рельефные пособия, выполненные из пластика.[3].  

        Рельефно-графические изображения на полимерной плёнке (используется поливинилхлоридная  плёнка П-73ЭМ белая или прозрачная толщиной 0,2–0,45мм) с целью обеспечения наглядными пособиями учебный процесс в специальных учебных и просветительских учреждениях для слепых и слабовидящих Российской Федерации изготавливаются технологической лабораторией РГП, существующей на ИПТК (Издательский полиграфический тифлоинформационный комплекс)  «Логосвос».

Большую часть наглядных пособий составляют карты, схемы, чертежи и рисунки, изготавливаемые графическим способом с помощью рельефных гладких, точечных, штриховых и штрих-пунктирных линий.

Другие пособия представляют собой барельефные (до 2,5 см высотой) и горельефные (высотой более 2,5 см) изображения [4].  

Рельефные пособия по химии – вообще новая страница в тифлопедагогике, поскольку этот предмет долгое время считался недоступным для понимания слепыми и ненужным в общеобразовательном курсе специальных школ. Практика советской и российской специальной школы для слепых опровергла это утверждение, химия изучается незрячими успешно наравне с другими предметами.

        Рельефно-графические пособия по химии преследуют цель повышения уровня и эффективности преподавания  предмета в школах для слепых и слабовидящих, усиления практической направленности обучения и улучшения процессов формирования  прочных и глубоких знаний учащихся.

        В 1919 году в Германии комиссией по точным наукам разработаны «основы системы математических и химических обозначений для слепых». Эта система, вошедшая в тифлопедагогику под названием «Марбургская система», позволила изучать химию как учебный предмет в специальной школе для детей с аномалиями зрения, была введена единая унификация химических обозначений, определены правила и порядок химической записи.  В 1937 году комиссией были внесены существенные дополнения в Марбургскую систему, и в таком виде она существовала до 1964 года.

        Развитие науки, включение в школьную программу новых сведений и разделов способствовали дальнейшему совершенствованию системы. После ряда доработок комиссия при Центральном правлении ВОС подготовила новое пособие: «Система обозначений для слепых по математике, физике, астрономии и химии» (1975 г.) – которое действует и по настоящее время.  

        Введение единой системы рельефных обозначений, в частности, по химии позволило выпускать рельефные пособия с единой знаковой унификацией, особенно раздаточного дидактического материала [3].  

        Каковы же особенности восприятия незрячими рельефно-графических пособий? При выпадении зрения работа с рельефными пособиями выдвигает на первое место деятельность осязательного анализатора. Содержание и характер протекания осязательного восприятия зависят: от целевых установок, опыта и заинтересованности учащихся в процессе познания, наличия знаний, сформированности как общих, так и специальных приёмов и навыков самостоятельной работы, умения сочетать избирательность восприятия с общностью, волевого настроя и др.

        Особенность восприятия рельефных пособий слепыми диктует определённые требования к изготовлению специального наглядного материала. Остановимся на требованиях, предъявляемых к рельефно-плоскостному наглядному материалу (рисунки, схемы, чертеж, диаграммы и т.п.), поскольку этот материал наиболее широко распространён в школах для слепых и слабовидящих в качестве раздаточного дидактического материала.

        Чёткий рельеф. Под чёткостью рельефа понимается оптимальная выпуклость (не меньше 0,5мм и не выше 3-4мм) контурных и разграничительных линий, условных обозначений, которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для осязательного восприятия наглядного материала.

        Доступность нагрузки. В пособиях для слепых должны быть чётко выделены основные характерные признаки объекта, предмета, процессов, которые позволяют полно, объективно и научно характеризовать обследуемый материал.

        Нагрузка рельефного пособия даётся в прямой зависимости от возраста учащихся, техники владения осязательно-графическими навыками и степени изученности предмета.         При изучении начального курса химии в школе для слепых детей попутно с программным курсом этой дисциплины следует изучать основы химической символики рельефно-точечным шрифтом Брайля и специфику графического изображения химической посуды, приборов, оборудования, установок для опытов.

        Оптимальность размера. Наиболее оптимальная площадь осязательного восприятия рельефной схемы или рисунка определяется осязательной поверхностью ладони и растопыренных пальцев рук, большее по площади увеличение будет создавать определённый дискомфорт для осязательного восприятия. В случае, если не получается уложить весь материал, необходимый для изучения по предмету, в оптимальные размеры, диктуемые требованиями доступности и дидактическими задачами, приходится нарушать установленные размеры пособий.

        К примеру, при изучении периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева имеется возможность поэтапно рассматривать положение химических элементов в группах, подгруппах, периодах, рядах. Для этих целей используются схемы, удовлетворяющие оптимальным размерам, но дидактическая задача и методика работы предполагает отработку целостного понятия о периодическом законе и периодической системе химических элементов. На этих занятиях учащиеся должны обследовать таблицу целиком, сравнивать химические и физические свойства элементов в зависимости от их положения в периодической системе, решать задачи, выполнять упражнения.

        Объёмность изображения. Форма предмета, объекта должна передаваться не только контурной линией, но и иметь объёмные характеристики.

        Соблюдение формы и пропорций в изображениях. Для  формирования правильного представления об окружающих предмета важно соотнести форму и размер по масштабу.

        Поверхность рельефного пособия должна способствовать осязательному восприятию. Поверхность раздаточного материала должная быть гладкой, без технологических вмятин, вкраплений и выбоин.

        Окрашенность. Окрашенность рельефных пособий – одно из важнейших условий использования остаточного зрения, позволяющее рекомендовать рельефные пособия слабовидящим детям, которые вместе с остаточным зрительным восприятием активно применяют осязание при формировании представлений о предметах и явлениях.

        Унификация изображений. Условная сигнализация в большинстве случаев всегда присутствует в рельефных пособиях и помогает в процессе восприятия. Каждый условный сигнал сообщает слепому определённые свойства предмета или объекта. При создании рельефных схем химических установок для проведения опытов используются различные по длине и толщине рельефные линии. Штатив обозначался самой толстой линией (2 мм), химическая посуда – линией потоньше (1 мм), соединительные линии –самой тонкой линией (0,5 мм) и т.п.

        Пластичность и износостойкость материала. Материал, используемый для изготовления рельефных пособий должен быть износостойким, эластичным, приятным для осязания [3].  

        Практика обучения лиц с глубокими нарушениями зрения показала, что лучше всего в специальных школах проявили себя пособия барельефного типа, со ступенчатым объёмным рельефом и с цветовой унификацией.        

  1. Першин В.Г. Рельефная наглядность в системе обучения и эстетического воспитания лиц с нарушением зрения. М. -1985. Центральное полиграфическое УПП МГП ВОС
  2. Петров Ю.И., Руцкая Е.Н. Особенности восприятия рельефно-графических пособий незрячими. М. – 1993.ИПТК «Логос» ВОС.
  3. Тупоногов Б.К. Использование рельефно-графических пособий по биологии и химии. М.-1985. Центральное полиграфическое УПП МГП ВОС.

        Интернет-источники:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.

         Рзаботка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор ...

Дифференцированный подход в обучении химии

В работе раскрывается подход к дифференциации обучения, приводятся примеры и образцы заданий по определённым темам изучения химии...

Статья по теме "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий"

Творческая работа по теме:  "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий", 2007 г....

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.

Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии. В статье рассматриваются основные направления ...

Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"

Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....