рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по химии 9 класс | 52.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район
«ЦО№3»
Рассмотрена и принята на заседании Утверждаю.
педагогического совета Директор школы:
Протокол №________ ____________/ Барданова Л.В.\
от «____»___________20____г. Приказ №_______
от «_____»___________20_____г.
Рабочая программа
по химии
8-9 классы
учителя I квалификационной категории
Моховой Татьяны Васильевны
20____ - 20___ учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования по химии, авторской программы по химии О.С.Габриеляна / Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М .: Дрофа , 2014 – 63с/
Программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе.
Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Цели
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в учебном плане образовательного учреждения
В учебном плане образовательного учреждения на изучение химии в 8 - 9 классе отводится 140 часов, 70 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе. Из расчета – 2 учебных часа в неделю.
В 8 классе проводится:
контрольных работ – 4;
практических работ – 10.
В 9 классе проводится:
контрольных работ – 4;
практических работ - 14
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Содержание учебного материала 8 класс (70 часов).
Тема 1. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (12 часов).
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Взвешивание. Приготовление растворов.
Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Понятие о валентности.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Демонстрации:
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния.
Растворение веществ в различных растворителях.
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Лабораторные опыты:
1.Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
2.Разделение смесей.
3.Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
Практические работы.
1.Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
2.Очистка поваренной соли от примесей. Т./Б
Расчетные задачи:
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Тема 2.Строение атома. Химическая связь (10часов).
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Атомы химических элементов.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны и электроны). Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Тема 3. Вещество (18 часов).
Степень окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления). Бинарные соединения металлов и неметаллов, летучие водородные соединения.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). Аморфные вещества. Простые вещества металлы и неметаллы. Количество вещества. Молярный объём газов. Классы неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли.
Массовая и объёмная доли компонентов в смеси.
Демонстрации:
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Практическая работа:
3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Т/Б
Тема 4.Химическая реакция (15часов).
Химическая реакция. Отличие химических реакций от физических явлений. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Водород, физические и химические свойства, получение и применение.
Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.
Демонстрации:
Реакции, иллюстрирующие основные признаки химических реакций.
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты:
4.Взаимодействие оксида магния с кислотами.
5.Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
6.Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
Практические работы:
4. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой. И их описание. Т/Б
5. Признаки химических реакций. Т/Б
6. Получение кислорода и изучение его свойств. Т/Б
7. Получение водорода и изучение его свойств. Т/Б
Расчетные задачи: вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 5. Элементарные основы неорганической химии (13 часов).
Вода и ее свойства. Растворы. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе. Очистка воды. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли. Их классификация, свойства. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Демонстрации:
Взаимодействие натрия с водой.
Лабораторные опыты:
7.Растворение цинка в соляной кислоте.
Практические работы:
8.Условия протекания химических реакций до конца между растворами электролитов.Т/Б
9.Ионные реакции. Т/Б
10.Решение экспериментальных задач. Т/Б
Обобщение и повторение материала за курс 8 класса (2 часа).
Содержание учебного материала 9 класс (70 часов).
Тема 1. Элементарные основы неорганической химии. Металлы. 24 часа.
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Лабораторный опыт.
1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Общая характеристика щелочных металлов.
Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II- А группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Гидролиз солей.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты.
2. Ознакомление с образцами металлов.
З. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа.
5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fе3+.
Практические работы.
1. Осуществление цепочки химических превращений. Техника безопасности.
2. Определение % выхода продукта реакции. Техника безопасности.
3.Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. Техника безопасности.
4. Качественные реакции на ионы металлов. Техника безопасности.
Расчётные задачи.
Решение задач на % выхода продукта реакции.
Тема 2. Неметаллы 28 часов.
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений
в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты.
7. Качественная реакция на хлорид-ион.
8. Качественная реакция на сульфат-ион.
9. Распознавание солей аммония.
10. Получение углекислого газа и его распознавание.
11. Качественная реакция на карбонат-ион.
12. Ознакомление с природными силикатами.
13.Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. Практические работы.
5. Получение соляной кислоты и изучение её свойств. Качественная реакция на ион хлора. Техника безопасности.
6. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Техника безопасности.
7. Получение аммиака и изучение его свойств. Техника безопасности.
8. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». Техника безопасности.
9. Распознавание минеральных удобрений. Техника безопасности.
10. Получение оксида углерода IV и изучение его свойств. Техника безопасности.
Тема 3. Органические соединения (10часов)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты.
14. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди(II).
15.Взаимодействие глицерина с азотной кислотой.
16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.
17. Взаимодействие крахмала с иодом.
Практические работы:
11. Изготовление моделей молекул углеводородов. Техника безопасности.
12. Горение углеводородов. Обнаружение продуктов их горения. Техника безопасности.
Расчётные задачи.
Решение задач на определение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания.
Тема 4. Химия и жизнь (6 часов)
Химия и здоровье. Химия и пища. Химические вещества как поделочные и строительные материалы. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования химических веществ в повседневной жизни.
Практические работы.
13. Знакомство с образцами лекарственных препаратов. Техника безопасности.
14. Знакомство с образцами химических средств санитарии, гигиены. Техника безопасности.
Повторение курса химии 9 класса (2часа)
Решение задач и упражнений по курсу химии 9 класса.
Календарно – тематический план 8класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
Тема 1. | Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. | 12 | ||
1. | Химия – наука о веществах. Понятие о химическом элементе | 1 | ||
2. | Превращение веществ. Химическая символика. | 1 | ||
3. | Физические и химические явления. | 1 | ||
4. | П.Р.№1.Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории. Т/Б | 1 | ||
5. | Чистые вещества и смеси. | 1 | ||
6. | П.Р.№ 2. Очистка поваренной соли от примесей. Т/б. | 1 | ||
7. | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | ||
8. | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Закон постоянства состава веществ. | |||
9. | Понятие « валентность». | 1 | ||
10. | Определение валентности по формулам и составление формул по валентности. | 1 | ||
11. | Вычисление массовой доли химического элемента в соединении. Установление простейшей формулы вещества. | 1 | ||
12. | Обобщение материала по теме. | 1 | ||
Тема 2. | Строение атома. Химическая связь. | 10 | ||
13. | Основные сведения о строении атома. | 1 | ||
14. | Изотопы. | 1 | ||
15. | Строение электронных оболочек атома. | 1 | ||
16. | Периодическое изменение свойств элементов и простых веществ. | 1 | ||
17. | Ионы и ионная химическая связь. | 1 | ||
18. | Ковалентная связь между одинаковыми атомами неметаллов. | 1 | ||
19. | Ковалентная полярная связь. | 1 | ||
20. | Металлическая химическая связь. | 1 | ||
21. | Обобщение материала о строении атома. | 1 | ||
22. | Контрольная работа №1 по темам «Методы познания веществ и химических явлений. Элементарные основы химии». «Строение атома. Химическая связь». | 1 | ||
Тема 3. | Вещество. | 18 | ||
23. | Анализ к/р. Простые вещества металлы. | 1 | ||
24. | Простые вещества неметаллы. | 1 | ||
25. | Количество вещества. | 1 | ||
26. | Молярный объём газов. | 1 | ||
27. | Степень окисления. | 1 | ||
28. | Бинарные соединения металлов и неметаллов. | 1 | ||
29. | Оксиды и летучие водородные соединения | 1 | ||
30. | Основания. Индикаторы. Определение характера среды | 1 | ||
31. | Кислоты. Определение среды. | 1 | ||
32. | Соли. Номенклатура солей. | 1 | ||
33. | Представители класса солей. | 1 | ||
34. | Решение задач и упражнений. | 1 | ||
35. | Кристаллические решётки. Аморфные вещества. | 1 | ||
36. | Массовая объёмная доли компонентов в смеси. | 1 | ||
37. | Решение задач на нахождение массовой и объёмной доли компонента в смеси. | 1 | ||
38. | П.Р № 3. Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Т/б. | 1 | ||
39. | Обобщение по теме. | 1 | ||
40. | Контрольная работа № 2 по теме « Вещество». | 1 | ||
Тема 4. | Химические реакции | 15 | ||
41. | Анализ к/р. Отличие химических реакций от физических явлений. | 1 | ||
42. | П.Р.№ 4.Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой. И их описание. Т/б. | 1 | ||
43. | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | 1 | ||
44. | Типы химических реакций. | 1 | ||
45. | П.Р № 5.Признаки химических реакций. Т/б. | 1 | ||
46. | Расчёты по химическим уравнениям. | 1 | ||
47. | Расчёты по химическим уравнениям. | 1 | ||
48. | Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализ. | 1 | ||
49. | Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения. | 1 | ||
50. | Кислород. Свойства, получение, применение. | 1 | ||
51. | П.Р.№ 6. Получение кислорода и изучение его свойств. Т/б. | 1 | ||
52. | Водород. Свойства, получение. применение. | 1 | ||
53. | П.Р.№ 7.Получение водорода и изучение его свойств. Т/б. | 1 | ||
54. | Обобщение материала по теме « Химическая реакция». | 1 | ||
55. | Контрольная работа теме № 3 по теме « Химическая реакция». | 1 | ||
Тема 5. | Элементарные основы неорганической химии. | 13 | ||
56. | Вода и её свойства. Растворение. Растворимость веществ в воде. Электролитическая диссоциация. | 1 | ||
57. | Ионные реакции. | 1 | ||
58. | П.Р.№ 8. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. Т/б. | 1 | ||
59. | Оксиды, их классификация и свойства. | 1 | ||
60. | Кислоты, их классификация и свойства. | 1 | ||
61. | Основания, их классификация и свойства. | 1 | ||
62. | Соли, их классификация и свойства. | 1 | ||
63. | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | 1 | ||
64. | Окислительно – восстановительные реакции. | 1 | ||
65. | Решение задач и упражнений. | 1 | ||
66. | Контрольная работа №4 по теме «Элементарные основы неорганической химии». | 1 | ||
67. | Анализ к/р. П.Р.№ 9.Ионные реакции. Т/б. | 1 | ||
68. | П.Р.№ 10.Решение экспериментальных задач. Т/ б. | 1 | ||
69 | Обобщение материала за курс 8 класса. | 1 | ||
70 | Обобщение материала за курс 8 класса. | 1 |
Итого: 70 часов.
Календарно – тематический план 9 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
Тема 1. | Элементарные основы химии. Металлы. | 24 | ||
1. | Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Техника безопасности в химическом кабинете. | 1 | ||
2. | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 | ||
3. | Кислотно – основные свойства оксидов и гидроксидов. | 1 | ||
4. | Типы химических реакций. | 1 | ||
5. | Положение металлов а ПСХЭ Д.И.Менделеева. | 1 | ||
6. | Металлическая кристаллическая решётка. Металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. | 1 | ||
7. | Химические свойства металлов как восстановителей. | 1 | ||
8. | Получение металлов. Понятие о металлургии. Сплавы. | 1 | ||
9. | Коррозия металлов и способы защиты от неё. | 1 | ||
10. | П.Р..№ 1. Осуществление цепочки химических превращений. Т/б. | 1 | ||
11. | Решение задач на % выхода продукта реакции. | 1 | ||
12. | П.Р. № 2. Определение % выхода продукта реакции. Т./б. | 1 | ||
13. | Щелочные металлы. | 1 | ||
14. | Элементы II- А группы. | 1 | ||
15. | Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида . | 1 | ||
16. | Железо. Соединения железа, их свойства. | 1 | ||
17. | П.Р.№ 3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. Т/б. | 1 | ||
18. | П.Р.№ 4.Качественные реакции на ионы металлов. Т/б. | 1 | ||
19. | Обобщение материала о металлах. | 1 | ||
20. | Гидролиз солей. Лекция. | 1 | ||
21. | Гидролиз солей. | 1 | ||
22. | Решение задач и упражнений. | 1 | ||
23. | Решение расчётных задач по таме. | 1 | ||
24. | Контрольная работа №1 по теме « Элементарные основы химии. Металлы». | 1 | ||
Тема 2. | Неметаллы. | 28 | ||
25. | Анализ к.р. Общая характеристика неметаллов. | 1 | ||
26. | Химические элементы в живых организмах. Водород. | 1 | ||
27. | Галогены. | 1 | ||
28. | Соединения галогенов. | 1 | ||
29. | П.Р.№ 5. Получение соляной кислоты и изучение её свойств. Качественная реакция на ион хлора. Т/б. | 1 | ||
30. | Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов. | 1 | ||
31. | Кислород. | 1 | ||
32. | Сера. | 1 | ||
33. | Соединения серы. | 1 | ||
34. | Получение и применение серной кислоты. Охрана окружающей среды в сернокислотном производстве. | 1 | ||
35. | Химические свойства серной кислоты. | 1 | ||
36. | П.Р. № 6. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». Т/б. | 1 | ||
37. | Контрольная работа №2 по подтеме: « Подгруппа кислорода. Галогены». | 1 | ||
38. | Анализ к./р. Азот, его положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева. | 1 | ||
39. | Аммиак, соли аммония. | 1 | ||
40. | П.Р.№ 7.Получение аммиака и изучение его свойств. Т/б. | 1 | ||
41. | Кислородсодержащие соединения азота. Азотная кислота. | 1 | ||
42. | Фосфор его соединения. | 1 | ||
43. | П.Р.№ 8. Решение экспериментальных задач по теме « Подгруппа азота». Т/б. | 1 | ||
44. | Минеральные удобрения. П.Р.№ 9. Распознавание минеральных удобрений. Т/б. | 1 | ||
45. | Углерод. Аллотропные видоизменения углерода. Углерод как простое вещество. | 1 | ||
46. | Кислородные соединения кислорода. | 1 | ||
47. | П.Р.№10.Получение оксида углерода IV, и изучение его свойств. Техника безопасности. | 1 | ||
48. | Кремний и его соединения. Силикатная промышленность. | 1 | ||
49. | Повторение материала по теме « Неметаллы». | 1 | ||
50. | Решение задач и упражнений по теме « Неметаллы». | 1 | ||
51. | Контрольная работа №3 по теме « Неметаллы». | 1 | ||
52. | Анализ к. р. Работа над ошибками. | 1 | ||
Тема 3. | Органические вещества. | 10 | ||
53. | Предмет органической химии. Первоначальные сведения о строении органических веществ. | 1 | ||
54. | Углеводороды: метан, этан, этилен. Качественная реакция на этилен. | 1 | ||
55. | П.Р. № 11.Изготовление моделей молекул углеводородов. Т/б. | 1 | ||
56. | Спирты: метанол, этанол, глицерин. | 1 | ||
57. | Карбоновые кислоты: уксусная, стеариновая как представители кислородсодержащих соединений. | 1 | ||
58. | Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы. Качественная реакция на белки. | 1 | ||
59. | Полимеры. Представление о полимерах на примере полиэтилена. | 1 | ||
60. | П.Р.№ 12. Горение углеводородов. Обнаружение продуктов их горения. Т/б. | 1 | ||
61. | Решение задач на определение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания. | 1 | ||
62. | Контрольная работа №4 по теме « Органические вещества». | 1 | ||
Тема 4. | Химия и жизнь. | 6 | ||
63. | Анализ к/р. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. | 1 | ||
64. | Химия и пища. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. | 1 | ||
65. | Природные источники углеводородов: нефть, газ, каменный уголь. Их использование. | 1 | ||
66. | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования химических веществ в повседневной жизни. | 1 | ||
67. | П. Р.№13 « Знакомство с образцами лекарственных препаратов». Т/б. | 1 | ||
68. | П.Р.№14 «Знакомство с образцами химических средств санитарии гигиены». Т/б. | 1 | ||
69. | Повторение курса химии 9 класса. Решение задач и упражнений. Основные химические законы. | 1 | ||
70. | Решение расчётных комбинированных задач. | 1 | ||
Итого: | 70 часов. |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения химии ученик должен знать / понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно-методическое обеспечение
Для обучающихся:
1. Габриелян О.С. Химия. Учебник. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017. 266 с.
2. Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017– 223с.
Для учителя:
1. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017. 265 с.
2. Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017 – 223с.
3. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: - Дрофа, 2014 – 63с.
4. Настольная книга для учителя. Химия 8- 9 класс. / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова – М.: Дрофа, 2014 – 400 с.
5. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 класс / О.С. Габриелян – М. Дрофа, 2014. 350 с.
6. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8» и «Химия 9» / О.С. Габриелян, П.Н.Березкин – М.: Дрофа, 2014 – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...