рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс)
Рабочая программа по химии 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по химии 10 класс | 48.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего полного образования по химии, Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, автор Габриелян О.С., - М.: Дрофа, 2008; и Примерной программы среднего (полного) образования по химии.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебных блоков должно быть направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.
Ц е л и.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
∙ усвоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
∙ овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
∙ развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
∙ воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
∙ применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в учебном плане образовательного учреждения
В учебном плане образовательного учреждения на изучение химии в 10 классе отводится 70 часов, 2 часа в неделю. (1 час - федеральный компонент учебного плана и 1 час – школьный компонент учебного плана). Распределение часов по классам:
10 класс – 70 часов; 2 часа в неделю.
Всего 35 учебных недель.
Формы контроля знаний, умений, навыков: основная - контрольные работы, промежуточная – тест.
Контрольные работы: 5.
Практические работы: 8.
Планируемых лабораторных опытов: 15.
Количество планируемых демонстраций: 28.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Рабочая программа включает в себя 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, календарно - тематический план, учебно-методическое обеспечение, требования к уровню подготовки обучающихся.
Содержание учебного материала
- класс (70 часов, 2 часа в неделю)
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (15 ч).
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ. (5ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Тема 2. Строение и классификация органических соединений (8 ч).
Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические, (циклоалканы и арены) и гетероциклические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотосодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты.
Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК.
Положение теории А.М. Бутлерова о зависимости свойств веществ от их химического строения, взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.
Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия на примере алкенов и циклоалканов. Оптическая изомерия на примере аминокислот.
Тема 3. Химические реакции в органической химии (2 ч).
Типы химических реакций в органической химии. Понятие о реакциях замещения: галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения: гидратация, гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования): дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризация полимеров. Реакция изомеризации
Гомолитический и гетеролитческий разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле.
II. ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (53ЧАСА).
Тема 4.Углеводороды (18ч).
Строение молекул атомов, алкенов, алкинов, бензола.
Гомологические ряды, возможные виды изомерии и номенклатура алканов, алкенов, алкинов, аренов. Изменение физических свойств в гомологических рядах. Получение алканов ( синтез Вюрца, реакция Дюма), алкенов (внутренняя дегидратация спиртов), алкинов (пиролиз метана, карбидный способ), аренов (тримеризация ацителена).
Общее химическое свойство углеводородов – горения. Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, аренов (на примере бензола и толуола). Полимеризация стерола. Правило Марковникова.
Природные источники углеводородов. Первичная обработка нефти. Крекинг и риформинг.
Генетическая связь между основными классами углеводородов. Применение изученных представителей углеводородов.
Практические работы:
1.Определение водорода, углерода, хлора в органических соединениях. (Качественный анализ органических соединений).
2.Получение этилена и опыты с ним. ( П.З. по теме «Углеводороды»)
Демонстрации:
1. Шаростержневые модели этана, метана, пропана.
2. Определение качественного состава органических веществ.
3. Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия, щелочей и кислот.
4. Горение этилена.
5. Взаимодействие этилена с бромной водой.
6. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия.
7. Получение ацетилена карбидным способом.
8. Получение этилена.
9. Качественные реакции на кратные связи.
10. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях.
Тема 5. Кислородсодержащие соединения. (17 ч)
Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.
Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы.
Практические работы:
3.Свойства спиртов.
Демонстрации.
11. Выделение водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием).
12. Взаимодействие глицерина с натрием.
13. Получение сложных эфиров.
14. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол (с хлоридом железа (III) ).
15. Растворимость фенола в воде при различной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
Лабораторные опыты. 3. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II). 4. Взаимодействие фенола с бромной водой и с раствором щёлочи.
Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов.
Практические работы:
4. Свойства альдегидов и кетонов.
Демонстрации.
16. Реакция «серебряного зеркала».
Лабораторные опыты.
5. Качественные реакции на альдегиды (с аммиачными растворами оксида серебра и гидроксидом меди (II)).
6. Окисление спирта в альдегид.
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот.
Практические работы:
5. Свойства карбоновых кислот.
Лабораторные опыты.
7. Получение и свойства карбоновых кислот.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации - гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.
Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.
Демонстрации.
17. Химические свойства уксусной и муравьиной кислот.
18. Получение сложного эфира.
19. Коллекция масел.
Лабораторные опыты.
8. Растворимость жиров. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Омыление жиров. Сравнение свойств мыла и СМС.
Тема 6. Углеводы. (7 ч)
Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров.
Практические работы.
6.Свойства углеводов.
Демонстрации.
20. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревании.
21.Реакция «серебряного зеркала» глюкозы.
22. Гидролиз сахарозы, целлюлозы и крахмала.
23. Коллекция волокон.
Лабораторные опыты.
9. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II).
10.Взаимодействие крахмала с йодом.
11. Образцы природных и искусственных волокон.
Тема 7. Азотосодержащие соединения (8 ч)
Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола.
Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.
Белки - природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.
Практические работы.
7. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
8. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
Демонстрации.
24. Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора. Образование солей.
25. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и с бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем.
26. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
27. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков.
28. Коллекция «Волокна».
Лабораторные опыты.
12. Образцы синтетических волокон.
13. Растворение белков в воде. Коагуляция желатина спиртом.
14. Цветные реакции белков.
15. Обнаружение белка в молоке.
Тема 8 . Биологически активные вещества(4 ч)
Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.
Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.
Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.
Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения лекарственных форм.
III. Обобщение материала по курсу химии 10 класса (1 час).
Календарно – тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
I | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ | 15 | ||
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ. | 5 | |||
Урок 1 | Предмет органической химии. Техника безопасности в кабинете химии. | 1 | ||
Урок 2 | Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Демонстрации модели молекул изомеров органических соединений. | 1 | ||
Урок 3 | Строение атома углерода. Дем. модели молекул изомеров органических соединений. | 1 | ||
Урок 4 | Валентные состояния атома углерода. Дем. модели молекул. | 1 | ||
Урок 5 | Геометрия молекул органических веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. | 1 | ||
Тема 2. Строение и классификация органических соединений. | 8 | |||
Урок 6 | Классификация органических соединений. Лекция. | 1 | ||
Урок 7 | Классификация органических соединений. Практическое занятие. Дем. Образцы представителей разных органических веществ. | 1 | ||
Урок 8 | Основы номенклатуры органических соединений. | 1 | ||
Урок 9 | Изомерия и ее виды. Лекция. Дем. модели молекул. | 1 | ||
Урок 10 | Изомерия и ее виды. Решение упражнений. | 1 | ||
Урок 11 | Решение задач на вывод формул, выполнение упражнений. | 1 | ||
Урок 12 | Решение задач на вывод формул органических соединений. | 1 | ||
Урок 13. | Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация органических соединений» | 1 | ||
Тема 3. Химические реакции в органической химии | 2 | |||
Урок 14 | Анализ контрольной работы.Типы химических реакций в органической химии. Д. 1. обесцвечивание бромной воды этиленом, 2. Получение этилена. | 1 | ||
Урок 15 | Реакции замещения, присоединения, отщепления, изомеризации. | 1 | ||
Тема 4. Углеводороды | 18 | |||
Урок 16 | Алканы. Строение, номенклатура, получение, физические свойства. | 1 | ||
Урок 17 | Алканы. Химические свойства. Применение. | 1 | ||
Урок 18 | Практическая работа №1. Качественный анализ органических веществ. Т/Б | 1 | ||
Урок 19 | Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура, получение . | 1 | ||
Урок 20 | Алкены. Химические свойства. Применение.Дем. получение этилена реакцией дегидратации этанола. | 1 | ||
Урок 21 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены» | 1 | ||
Урок 22 | Алкины: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение | 1 | ||
Урок 23 | Алкины: свойства, применение | 1 | ||
Урок 24 | Алкадиены. | 1 | ||
Урок 25 | Арены. Бензол, строение. | 1 | ||
Урок 26 | Бензол, строение, свойства, получение. Дем. отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. | 1 | ||
Урок 27 | Циклоалканы. Дем. модели молекул. | 1 | ||
Урок 28 | Практическая работа № 2 по теме « Углеводороды». Т/Б | 1 | ||
Урок 29 | Вывод формул органических веществ по содержанию элементов и продуктам сгорания. | 1 | ||
Урок 30 | Решение задач на вывод формул. | 1 | ||
Урок 31 | Обобщение сведений об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. Дем. Нефть. Каменный уголь. | 1 | ||
Урок 32 | Решение задач и упражнений по теме: «Углеводороды». | 1 | ||
Урок 33 | Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды» | 1 | ||
Тема 5. Кислородсодержащие соединения | 17 | |||
Урок 34 | Анализ к/р.Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура. | 1 | ||
Урок 35 | Свойства, получение, применение одноатомных спиртов. Многоатомные спирты. Дем. этанол, натрий, фенолфталеин, стакан, фарфоровая чашка, пробирки, спички | 1 | ||
Урок 36 | Практическая работа №3 « Свойства спиртов». Т/Б | 1 | ||
Урок 37 | Фенолы. Строение, физические и химические свойства. Дем. коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественная реакция на фенол. | 1 | ||
Урок 38 | Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура, получение. | 1 | ||
Урок 39 | Химические свойства альдегидов и кетонов, применение. Дем. Метаналь, раствор CuSO4, NaOH, пробирки, спиртовка, спички. | 1 | ||
Урок 40 | Практическая работа № 4 по теме « Альдегиды и кетоны». Т/Б. | 1 | ||
Урок 41 | Повторение материала по теме « Спирты, альдегиды, кетоны, фенол, многоатомные спирты». | 1 | ||
Урок 42 | Упражнения в составлении реакций с участием спиртов, фенолов, альдегидов, генетической связи между классами органических соединений. | 1 | ||
Урок 43 | Контрольная работа № 3 по теме « Спирты, альдегиды и кетоны». | 1 | ||
Урок 44 | Анализ контрольной работы. Карбоновые кислоты: классификация, номенклатура, изомерия, | 1 | ||
Урок 45 | Одноосновные кислоты: муравьиная, уксусная. Свойства, получение. Дем. Образцы кислот. Лаб.опыт.Свойства уксусной кислоты. | 1 | ||
Урок 46 | Практическая работа № 5по теме « Карбоновые кислоты». Т/Б | 1 | ||
Урок 47 | Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе их свойств. Дем. Получение уксусно-этилового эфира. | 1 | ||
Урок 48 | Жиры. Состав, строение, классификация, физические, химические свойства. Жиры в природе, их роль. Понятие о СМС. Дем. Образцы продуктов переработки жиров (свечи, мыло, глицерин, олифа, маргарин, пищевые масла, лекарственные масла). | 1 | ||
Урок 49 | Решение задач и упражнений на составление уравнений реакций с участием карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, на генетическую связь между ними. | 1 | ||
Урок 50 | Контрольная работа № 4 по теме « Карбоновые кислоты, сложные эфиры». | 1 | ||
Тема 6.Углеводы. | 7 | |||
Урок 51 | Анализ контрольной работы. Понятие об углеводах, их состав и классификация. Дем. Образцы углеводов. | 1 | ||
Урок 52 | Моносахариды. Глюкоза. Физические, химические свойства. Строение глюкозы. Применение глюкозы. Дем. Глюкоза, раствор CuSO4, NaOH, спиртовка, спички, пробирки. | 1 | ||
Урок 53 | Фруктоза как изомер глюкозы, её свойства, биологическая роль. | 1 | ||
Урок 54 | Дисахариды, полисахариды. Целлюлоза. Физические и химические свойства. Превращение крахмала в организме. Дем. Крахмальный клейстер, раствор йода, вата, бумага. | 1 | ||
Урок 55 | Понятие об искусственных волокнах. | 1 | ||
Урок 56 | Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по теме «Кислородосодержащие органические соединения». | 1 | ||
Урок 57 | Практическая работа № 6 по теме: « Углеводы». Т/Б. | 1 | ||
Тема 7. Азотсодержащие соединения. | 8 | |||
Урок 58 | Амины. Понятие об аминах. | 1 | ||
Урок 59 | Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. Дем. а) взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. б) реакция анилина с бромной водой. | 1 | ||
Урок 60 | Аминокислоты. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Дем. Глицин, раствор CuSO4, NaOH, лакмус.
| 1 | ||
Урок 61 | Белки. Получение белков реакций поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений. Дем. Раствор куриного яйца, спиртовка, спички, CuSO4, NaOH, азотная кислота.Лаб. опыт. Свойства белков. | 1 | ||
Урок 62 | Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функция РНК и ДНК. Дем. Таблица, модель молекулы. | 1 | ||
Урок 63 | Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Т/Б | 1 | ||
Урок 64 | Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Т/Б | 1 | ||
Урок 65 | Контрольная работа № 5 по теме: « Углеводы. Азотсодержащие органические соединения». | 1 | ||
Тема 8. Биологически активные соединения. | 4 | |||
Урок 66 | Анализ контрольной работы. Витамины. Классификация, обозначения, нормы потребления. Авитоминоз. Гипервитаминоз, гиповитаминоз. Дем. Образцы витаминных препаратов. | 1 | ||
Урок 67 | Ферменты. Биологические катализаторы. Особенности строения и свойств. Значение в биологии и применение в промышленности. | 1 | ||
Урок 68 | Гормоны. Биологически активные вещества, выполняющие эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. | 1 | ||
Урок 69 | Лекарства. Химиотерапевтические препараты. Группы лекарств. Безопасные способы применения. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Дем. Коллекция лекарственных препаратов. | 1 | ||
Повторение | 1 | |||
Урок 70 | Генетические связи органических веществ. | |||
Итого: | 70часов. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения органической химии на базовом уровне обучающийся должен:
знать/понимать
- Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
- уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
- характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно – методическое обеспечение
Для обучающихся:
1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., ПономаревС.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2015
Для учителя:
1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2015
2.Стандарт основного общего образования по химии.
3. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.- 7-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.
4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2013.
5. Химия 10 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2013.
6. Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / - М.: Просвещение. 2014
Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й класс к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / - М.: Экзамен, 2013
7. Некрасова Л.И., Химия. 10 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2013.
8.Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...