Тема: "Химические уравнения" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)
Тема: "Химические уравнения"
Цель: научить учащихся составлять химические уравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.
Задачи:
- Образовательные:
- продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,
- ввести понятие «химическое уравнение»;
- научить учащихся составлять химические уравнения, уравнивать уравнения с помощью коэффициентов.
- Развивающие:
- продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
- воспитать умение работать в команде, группе.
- Воспитательная:
Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.
Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №
Тема: "Химические уравнения"
Цель: научить учащихся составлять химические уравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.
Задачи:
- Образовательные:
- продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,
- ввести понятие «химическое уравнение»;
- научить учащихся составлять химические уравнения, уравнивать уравнения с помощью коэффициентов.
- Развивающие:
- продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
- Воспитательная:
- воспитать умение работать в команде, группе.
Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.
Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Определение цели урока.
II. Повторение
1) На доске набор физических и химических явлений: испарение воды; фильтрование; ржавление; горение дров; скисание молока; таяние льда; извержение вулкана; растворение сахара в воде.
Задание:
Дать пояснение каждому явлению, назвать практическое применение данного явления в жизни человека.
2) Задание:
На доске нарисована капля воды. Создать полную схему превращения воды из одного агрегатного состояния в другое. Как называется данное явление в природе и каково его значение в жизни нашей планеты и всего живого?
III. Д/О «Горение бенгальских огней»
1. Что происходит с магнием, который составляет основу бенгальского огня ?
2. Что явилось основной причиной такого явления?
3. К какому типу относится данная химическая реакция?
4. Попробуйте схематично изобразить химическую реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.
– Предлагаю попробовать составить схему данной реакции:
Mg + воздух = другое вещество
– Как мы узнали, что получилось другое вещество? (По признакам химической реакции: изменение окраски, появление запаха.)
– Какой газ находится в воздухе, который поддерживает горение?(Кислород – О)
IV. Новый материал
Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.
Можно вспомнить понятия «уравнение», которое дается в математике. В чем суть самого уравнения? Что-то уравнивают, какие-то части.
Попробуем дать определение «химического уравнения», можно смотреть на схему и попытаться дать определение:
2Mg + О2 = 2 MgО
Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощь химических знаков, формул и коэффициентов.
Химические уравнения записываются на основе Закона сохранения массы вещества, открытого М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник стр. 96): «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её».
– Надо научиться уравнивать химические уравнения с помощью коэффициентов.
– Для того чтобы хорошо научиться составлять химические уравнения, нам необходимо вспомнить:
– Что такое коэффициент?
– Что такое индекс?
Не забываем алгоритм «Составление химических формул».
Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:
V. Составления химического уравнения
1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O2
2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты реакции: Al + O2 = Al2O3
3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем составляю конструкцию:
Al + O2 = Al2O3
2 /6 3
вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.
4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»
5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.
Al + 3O2 = 2Al2O3
6 = 6
6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al «1», а получилось «4», ищу НОК
Al + 3O2 = 2Al2O3
1 /4 4
4 = 4
4 Al + 3O2 = 2Al2O3
Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.
7. Читаю всю запись химического уравнения.
Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях, учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение задач, написание химических реакций.
VI. Задание на закрепление
Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)
Серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
Вода = водород + кислород
– Работает на доске один сильный ученик.
Zn + O2 = ZnO;
H2 + O2 = H2O;
Ba + O2 = BaO;
S + O2= SO2;
Na + O2 = Na2O2;
Fe + O2 = Fe3O4
– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.
Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.
VII. Подведение итогов урока
Вывод. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание: .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Химическое равновесие", 11 класс
Презентация может использоваться при обяснении нового материала по теме "Химическое равновесие".В конце презентации есть слайды с вопросами для закрепления материала....

Контрольная работа по теме "Химические реакции", 11 класс
Контрольная работа по теме "Химические реакции" предназначена для учащихся 11 классов (профильный уровень). 8 вариантов. Каждый вариант работы содержит по пять заданий....

Тест по теме "Химическая связь" 11 класс (базовый уровень)
Тест позволит выявить уровень развития умений учащихся по определению видов связей и составлению схем образования химических связей....

Урок-обобщение по химии в теме "Химические реакции" 8 класс
Подборка заданий по теме "Химические реакции" по УМК Новошинского/Новошинской. Применимы при повторении темы и подготовке к контрольной работе....

Презентация на тему: "Химическая связь" 11 класс
В данной презентации раскрыто понятие химической связи, ее виды и свойства...

Интегрированный урок (химия и география) по теме "Химическая география" (8 класс)
Данный ресурс содержит конспект урока, презентацию, маршрутный лист....

Самостоятельная работа по теме "Химические реакции" 11 класс.
Работа позволяет провести промежуточный контроль знаний обучающихся по теме "Химические реакции". Включены вопросы о классифкации, скорости ХР, химическом рановесии, ОВР....