Тема: «Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе». 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)
Тема: «Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе».
Девиз урока: «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия». (Я. Берцелиус).
Цель: сформулировать у учащихся представление о кислороде, изучить его свойства, дать общее понятие об оксидах, окислении, рассмотреть практическую значимость и применение.
Задачи:
Образовательные: изучить химические свойства кислорода, дать понятие об оксидах и окислении, познакомить с нахождением кислорода в природе и его применением.
Развивающие: развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой, развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.
Воспитательные: формирование основных мировоззренческих идеи материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание любви к окружающей среде, предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы: фронтальная при опросе, индивидуальная и самостоятельная при изучении нового материала.
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, демонстрационный.
Оборудование и реактивы: химический стакан, лучина, спички, прибор для собирания газа, рисунок, изображающий опыт Пристли, свеча, спиртовка, перманганат калия, ватка, штатив, пробирки, газовая трубка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
him_sv_kisloroda.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК №
Тема: «Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе».
Девиз урока: «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия». (Я. Берцелиус).
Цель: сформулировать у учащихся представление о кислороде, изучить его свойства, дать общее понятие об оксидах, окислении, рассмотреть практическую значимость и применение.
Задачи:
Образовательные: изучить химические свойства кислорода, дать понятие об оксидах и окислении, познакомить с нахождением кислорода в природе и его применением.
Развивающие: развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой, развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.
Воспитательные: формирование основных мировоззренческих идеи материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание любви к окружающей среде, предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы: фронтальная при опросе, индивидуальная и самостоятельная при изучении нового материала.
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, демонстрационный.
Оборудование и реактивы: химический стакан, лучина, спички, прибор для собирания газа, рисунок, изображающий опыт Пристли, свеча, спиртовка, перманганат калия, ватка, штатив, пробирки, газовая трубка.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Опрос:
Общие сведения о кислороде
Открытие кислорода
Физические свойства кислорода
Получение кислорода
III. Изучение нового материала (с использованием кластеров- опорных конспектов)
<Рисунок 1>
1. Химические свойства кислорода.
2. Окисление. Оксиды.
3. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Химические свойства. Кислород при нагревании энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяется теплота и свет. Такие реакции называют реакциями горения. Если опустить в сосуд с О2 тлеющий уголёк, то он раскаляется добела и сгорает. Чтобы определить, какое образовалось вещество, в сосуд наливают известковую воду. Она мутнеет, т.к. при горении угля образуется оксид углерода(IV):
t
С+О2 → CO2
Сера горит в кислороде ярким, синим пламенем с образованием газа с резким запахом - оксида серы (IV):
t
S+O2 → SO2
Фосфор Р сгорает в кислороде ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твёрдых частиц оксида фосфора(V):
t
4Р+5О2 → 2Р2О5
В О2 горят и такие вещества, которые обычно считают не горючими, например, железо. Если к тонкой стальной проволоке прикрепить спичку, зажечь её и опустить в сосуд с кислородом, то от спички загорится и железо. Горение железа происходит с треском и разбрасыванием ярких искр – расплавленных капель железной окалины Fe3O4. В этом соединении 2 атома железа трёхвалентны и один двухвалентен. Поэтому реакцию горения железа в кислороде можно выразить следующим уравнением:
t
3Fe+2O2 → FeO * Fe2O3 или (Fe3O4)
Горение – это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.
6.Окисление. Оксиды.
Понятие <<окисление >> является более общим, чем понятие <<горение>>. Взаимодействие вещества с кислородом относится к реакциям окисления. В большинстве случаях в этих реакциях образуются оксиды. Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним, из которых является кислород. Почти все химические элементы образуют оксиды, исключением являются лишь некоторые инертные элементы. Известны химические элементы, которые непосредственно с кислородом не соединяются. К ним относится золото Аu и некоторые другие. Оксиды этих элементов получают косвенным путём.
7.Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Используя дополнительную литературу, двое учащихся составляют сообщение о применении кислорода и круговороте его в природе. Еще двое учащихся, используя литературу [2], составляют доклады по темам:<<Ископаемый кислород>> и <<Кислород и жизнь>>.
IV. Закрепление.
Двое учащихся идут к доске и выполняют работы по карточкам № 1 и № 2 .
Карточка № 1.
Выпишите из предложенного перечня формулы оксидов:
SO3, Ca(OH)2, FeO, H2O, H2CO3 , Na2SO4, ZnO, KOH, P2O5, Fe3O4
Дайте названия.
Карточка № 2.
Составьте химические уравнения реакций между кислородом и следующими веществами:
Кальций Са, Литий Li, этан С2Н6.
Расставьте коэффициенты и дайте названия образовавшимся веществам.
Остальные учащиеся выполняют следующее задание:
I.Игра в «Крестики нолики»
Выйграшный путь в обоих случаях составляют формулы оксидов.
HNO3 SO2 SO3 KCIO3 ZnO Na2O
CO2 CuO - MnO NaOH SO2 H2SO4
O2 NaOH ZnSO4 Cu(OH)2 N2O3 CO2
II. Найдите в правом столбце названия оксидов, формулы которые приведены в левом столбце:
1. P2O5 а) оксид серы (IV)
2. CO2 Б) оксид фосфора (V)
3. SO2 в) оксид железа (II)
4. FeO г) оксид серы (VI)
5. K2O д) оксид меди (II)
6. CuO е) оксид углерода (II)
7. SO3 ж) оксид калия
8. CO з) оксид кальция
9. CaO и) оксид углерода (IV)
III. Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить и записать в приведенных карточках:
Число карточек равно числу оксидов
| Ca | O | O2 | C | S | Al2 | Mg | O3 | N | Fe2 |
Ответы: CaO, SO2, SO3, CO, CO2, Al2O3, MgO, NO, NO2, Fe2O3 – 10 оксидов.
Дополнительные вопросы: можно задать учащимся по ходу закрепления пройденного материала:
1) Назовите химический элемент, наиболее распространенный в земной коре? В состав, каких соединений входит этот элемент и каково его содержания в природе?
2) Как получают кислород в лаборатории?
3) Что такое катализаторы, и каково их значение в химических процессах?
4) Охарактеризуйте химические и физические свойства кислорода.
5) Какие процессы относятся к процессам окисления? Какие вещества называются оксидами?
V. Домашнее задание:
П. 24, упр. 4, т/з с. 83
Используемая литература.
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф. Г. Неорганическая химия: Учеб, для 8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2005.
2. Ходаков Ю.В. «Рассказы о веществах – невидимках» – М.: Просвещение, 2000.
3. Ходаков Ю.В. Неорганическая химия: Учеб, для 8 кл. сред. шк. –М.: Просвещение, 2000.
4.«Химия и жизнь» - журнал №3, 1992 г.
5.«Химия и жизнь» - журнал №5, 1992 г.
<Приложение 1>
Карточка №1.
Составьте формулы веществ, получающихся в результате реакций (валентности элементов указанны) и расставьте коэффициенты в уравнениях реакций (полужирным шрифтом указан готовый вариант ответа):
IV II III II
С+О2 → СО2 соединения 4AI + 3O2 → 2AI2O3 соединения
IV II
S + O2 → SO2 соединения 2H2S + 3O2 → 2SO2 + 2H2O замещения
V II
4P + 5O2 → 2P2O5 соединения 2HgО → 2Hg + O2 разложения
Определить тип химической реакции.
Карточка №2
Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций (полужирным шрифтом указан готовый вариант ответа):
1) 2H2O → 2H2 + O2
MnO2
2) 2H2O2 → 2H2O + O2
t
3) 2HgO → 2Hg + O2
MnO2
4) 2KCLO3 → 2KCI + 3O2
5) 2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2
Карточка №3
В каких уравнениях допущены ошибки при расстановке коэффициентов. Исправьте их.
А) 2C2H2 + 3O2 → 2CO2 + 2H2O
Б) 2FeCl2 + 3Cl2 → 2FeCl3
В) 4Al + 3O2 → 2Al2O3
Г) 2CrCl3 + Cr → 3CrCl2
Карточка №4
В каких уравнениях неправильно расставлены коэффициенты? Исправьте их.
А) 2ZnS + 3O2 → 2ZnO + 2SO2
Б) ZnS + 2HCl → ZnCl2 + H2S
В) 2Fe2O3 + 3H2 → 2Fe + 3H2O
Г) ZnO + 2NaOH → Na2ZnO2 + H2O
Карточка №5
Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ:
А) Cu(NO3)2 Mr[Cu(NO3)2]=Ar(Cu) + 2Ar(N) + 6Ar(O)= 64+14*2+16*6=188
Б) Al2O3 Mr(Al2O3)=2Al(Al) + 3Ar(O)=2*27+3*16=102
В) Na2SO4 Mr(Na2SO4)=2Ar(Na) + Ar(S) + 4Ar(O)= 2*23+32+4*16=142
<Приложение 2>
Лабораторные опыты:
1.Получение и свойства кислорода.
А) Соберите прибор, как показано на рисунке 24 страница 49 [1] и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты (стекловаты). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива, так что бы конец газоотводной трубки почти доходил до дна стакана или цилиндра, в котором будет собираться кислород. Сначала обогрейте всю пробирку. Затем постепенно передвигайте пламя от ее дна в сторону пробирки.
Полноту заполнения стакана (цилиндра) кислородом проверяйте тлеющей лучиной. Как только сосуд наполнится кислородом, закройте его картоном или стеклянной пластинкой.
Б) Соберите прибор, как показано на рисунке 25 (с.49 [1]) и проверьте его на герметичность. В сосуд с водой опрокиньте пробирку с водой (или цилиндр закрытый стеклянной пластинкой). Затем пробирку (цилиндр) с водой наденьте на конец газоотводной трубки и нагрейте пробирку с перманганатом калия. Когда сосуд заполнится кислородом, закройте его под водой стеклянной пластиной. Собранный кислород сохранить для следующих опытов.
2. Горение в кислороде угля.
Положите в железную ложечку кусочек древесного угля и раскалите его в пламени. Затем ложечку с тлеющим углем внесите в сосуд с кислородом и наблюдайте за происходящим. Когда горение прекратится, влейте в сосуд немного известковой воды и взболтайте, происходит помутнение.
CO2 + Ca(OH)2 → CaCO3 + H2O
Белый
осадок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии по теме "Круговорот кислорода в природе".8 класс
Интерактивная доска SMART Notebook...
Открытый урок химии в 8 классе по теме: "Свойства кислорода. Оксиды."
Тема: Свойства кислорода. Оксиды. Цель урока: Изучить физические и химические свойства кислорода. Уметь записывать уравнения реакций кислорода с фосфором, серой, железом. Дать понятие об оксидах. Умет...
Разработка урока по теме "Химические свойства кислорода.Применение кислорода" (по ФГОС нового поколения)
В работе представлены: цель урока, планируемые результаты и программа наблюдений для учащихся, которая включает задания для самостоятельной работы....
Презентаөия по теме "Химические свойства кислорода"
Данная презентация используется в 8 классе в теме "Кислород"...
Конспект урока по химии на тему "Химические свойства, получение и применение оксидов"
Планируемые результаты:Личностные:Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.Метапредметные:Научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным ...
"Свойства кислорода. Оксиды. Применение."
Презентация к уроку химии в 8 классе на тему "Свойства кислорода. Оксиды. Применение"...
Круговорот кислорода в природе.
Изучить круговорот кислорода в природе....