Олимпиада по общей и неорганической химии
олимпиадные задания по химии
Организатором Олимпиады является ГБПОУ ДЗМ МК №2. Олимпиада проводится по профилю, который соответствует общеобразовательному предмету "Химия". Основной задачей олимпиады является выявление и развитие творческих способностей и интереса к изучаемому предмету, а также популяризации научных знаний среди молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиада по общей и неорганической химии | 42.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы |
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2» Гегечкори И.А. |
Материалы олимпиады по химии
Учебная дисциплина «Химия»
34.02.01 Сестринское дело
Базовый уровень среднего профессионального образования
(уровень среднего профессионального образования)
1 курс
Москва
2018
Одобрено ЦМК №1 Протокол № от « » 2018 г. Председатель ЦМК №1 Якунина Н.Н./ _______________ подпись | Составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело |
Рассмотрено и утверждено Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2» Протокол № от « » 2018 г. Согласовано Начальник отдела организации Образовательного процесса Воронова Е.В./________________ подпись | |
Автор: Гегечкори И.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2» |
СОДЕРЖАНИЕ
- Положение об олимпиаде……………………………………………………4
- Общие положения и цели……………………………………………......4
- Порядок проведения……………………………………………………...4
- Организационный комитет……………………………………………....5
- Методическая комиссия………………………………………………….5
- Жюри……………………………………………………………………....5
- Задания олимпиады…………………………………………………………..6
- Эталоны ответов……………………………………………………………...7
- Список литературы…………………………………………………………..9
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЛИМПИАДЕ
1. Общие положения и цели
- 1.1. Настоящее Положение об олимпиаде разработано в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 267 от 04.04.2014 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад» (в редакции приказа Министерства образования и науки РФ № 1563 от 10.12.2014).
- 1.2. Основными целями Олимпиады являются:
- выявление и развитие у обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы среднего общего образования, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
- создание условий для поддержки одаренных детей;
- распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;
- профессиональная ориентация молодежи на ранних стадиях формирования личности.
- 1.3. Организатором Олимпиады является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ДЗМ МК№2.
- 1.4. Олимпиада проводится по профилям, которые соответствуют одному или нескольким общеобразовательным предметам или одному или нескольким специальностям и направлениям подготовки среднего специального образования.
- 1.5. Рабочим языком Олимпиады является государственный язык Российской Федерации − русский язык.
- 1.6. В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования.
2. Порядок проведения Олимпиады
- 2.1 Участник Олимпиады должен ознакомиться с Положением об Олимпиаде, Порядком проведения олимпиады.
- 2.2. Олимпиада состоит из двух этапов:
- отборочного, проводимого в ходе учебных занятий и внеаудиторных занятий химического кружка;
- основного, проводимого в очной форме в ГБПОУ ДЗМ МК №2, кабинет №314 «Химия».
- 2.3. Сроки проведения отборочного и основного этапов Олимпиады определяются планами работы химического кружка и кабинета химии.
- 2.4. В целях обеспечения соблюдения участниками Положения Олимпиады в помещении, где проводится основной этап Олимпиады, запрещается пользоваться мобильными устройствами, а также вести аудио-, фото- и видеозапись процесса проведения Олимпиады. Участники Олимпиады, не соблюдающие Положения Олимпиады, удаляются из аудитории. Работы участников, не соблюдающих Положение Олимпиады, аннулируются.
- 2.5. Оргкомитет Олимпиады имеет право аннулировать работу участника Олимпиады в случае выявления заимствований или иных признаков несамостоятельного выполнения участником заданий Олимпиады.
- 2.6. Результаты этапов Олимпиады подводятся по индивидуальным результатам участников Олимпиады.
- 2.7. Победители Олимпиады определяются по результатам основного этапа Олимпиады. Победителями Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 1,2,3 степеней.
3. Организационный комитет Олимпиады
- 3.1. Председателем Оргкомитета Олимпиады является представитель администрации ГБПОУ ДЗМ МК№2.
- 3.2. Председатель Оргкомитета утверждает состав Оргкомитета из числа преподавателей и представителей администрации ГБПОУ ДЗМ МК№2, участвующих в организации и проведении Олимпиады.
- 3.3. Оргкомитет Олимпиады осуществляет следующие функции:
- формирует состав жюри Олимпиады;
- осуществляет тиражирование заданий Олимпиады;
- осуществляет шифровку (обезличивание) работ участников перед проверкой и расшифровку работ участников Олимпиады после проверки;
- утверждает список победителей Олимпиады;
- принимает решения по аннулированию работ участников Олимпиады, нарушивших Положение об Олимпиаде;
- осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.
4. Методическая комиссия Олимпиады
- 4.1. Для подготовки олимпиадных заданий формируется методическая комиссия Олимпиады из числа преподавателей ГБПОУ ДЗМ МК№2.
- 4.2. Методическая комиссия Олимпиады осуществляет следующие функции:
- разрабатывает задания Олимпиады;
- определяет критерии и методики оценки выполненных олимпиадных заданий;
- вносит в Оргкомитет Олимпиады предложения по совершенствованию организации Олимпиады;
- осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.
5. Жюри Олимпиады
- 5.1. Для проверки работ участников Олимпиады формируется жюри Олимпиады из числа преподавателей ГБПОУ ДЗМ МК№2.
- 5.2. Жюри Олимпиады осуществляет следующие функции:
- проверяет работы участников Олимпиады и оценивает другие виды испытаний участников Олимпиады при их наличии;
- представляет в Оргкомитет Олимпиады предложения по присуждению дипломов Олимпиады;
- вносит предложения по совершенствованию организации Олимпиады;
- осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.
ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ
- Составьте электронные схемы строения атомов магния, кремния, серы. Что общего можно отметить в строении и чем они отличаются друг от друга? Как эти отличия влияют на свойства соответствующих веществ? (3 балла)
- Каждый человек употребляет в год около 6 кг соли NaCl. Рассчитайте, сколько хлора содержится в данной массе соли? (4 балла)
- В одном сосуде с водой прореагировало 4г натрия, а в другом — 3г калия. В каком случае получено больше водорода и на сколько? (4 балла)
- Имеются два изомерных соединения состава С3Н6О2. Одно из них взаимодействует с солями угольной кислоты, выделяя при этом оксид углерода (IV). Другое не реагирует с солями угольной кислоты, но при гидролизе образует метиловый спирт. Напишите структурные формулы обоих изомеров и дайте им названия.
(4 балла)
- В склянках без надписей находятся растворы органических веществ: фенол, глицерин, ацетальдегид и этанол. Предложите способы определения этих веществ. Напишите уравнения реакций, укажите их признаки. (5 баллов)
- В трёх склянках без этикеток находятся растворы следующих веществ: серной кислоты, сульфата калия и карбоната калия. В какой последовательности можно определить указанные вещества, использовав дополнительно только один индикатор? Напишите краткие молекулярные и краткие ионные уравнения реакций. (5 баллов)
- Используя метод электронного баланса расставьте коэффициенты в следующих уравнениях и определите окислители и восстановители:
Na3AsO4 + KI + HCl → I2 + AsCl3 + NaCl + KCl + H2O
FeS2 + HNO3 → Fe(NO3)3 + H2SO4 + NO + H2O
(10 баллов)
- Приведите формулу и название вещества, которое представляет собой бесцветную жидкость с резким запахом, получается путем растворения газа в воде. Запах этой жидкости выводит больного из обморока, так как возбуждает дыхательный центр. (3 балла)
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Задание №1. (3 балла)
Магний, кремний и сера находятся в третьем периоде периодической таблицы Д.И. Менделеева. Это значит, что валентные электроны этих атомов находятся на третьем энергетическом уровне. С увеличением заряда ядра увеличивается и количество электронов на третьем уровне от магния к сере, при этом уменьшается радиус атома. В связи с этим металлические свойства будут ослабевать, а неметаллические, то есть способность принимать электроны, будут усиливаться от магния к сере.
Задание №2. (4 балла)
Молекула хлорида натрия имеет молекулярную массу 58,5г, которая состоит из 23г натрия и 35,5г хлора, следовательно, в 6 кг соли будет содержаться: (6000 x 35,5): 58,5 = 3641г хлора (3,6кг)
Задание №3. (4 балла)
При взаимодействии 4г натрия с водой образовалось (22,4 х 4): 23 = 3,89л водорода по уравнению реакции, а при взаимодействии 3г калия с водой: (3 x 22,4): 39 = 1,72л. Следовательно, при взаимодействии натрия с водой водорода образовалось больше на: 3,89 – 1,72 = 2,17л.
Задание №4. (4 балла)
C3H6O2
CH3CH2COOH – пропионовая кислота
CH3 – C = O – (метилацетат) метиловый эфир уксусной кислоты
|
O – CH3
2CH3CH2COOH + Na2CO3 → 2CH3CH2COONa + H2O + CO2↑
CH3 – C = O + H2O CH3COOH + CH3OH
|
O – CH3
Задание №5. (5 баллов)
- Фенол – с помощью хлорида железа (III):
3С6H5OH + FeCl3 → (C6H5O)3Fe + 3HCl
раствор фиолетового
цвета
- Этанол, глицерин и ацетальдегид различаются одним реактивом – свежеосажденным гидроксидом меди (II):
Глицерин при нормальных условиях образует ярко-синий раствор глицерата меди.
CH2 – OH CH2 – O
| | \
CH – OH + Cu(OH)2 → CH – O – Cu + 2H2O
| |
CH2 – OH CH2 – OH
Ацетальдегид не образует раствор синего цвета при нормальных условиях, а при нагревании выпадает осадок красного цвета Сu2O.
H3C – C = O + 2Cu(OH)2 H2C – C = O + Cu2O ↓ + 2H2O
| |
H OH
В склянке с этанолом никаких визуальных изменений не произойдет.
Задание №6. (5 баллов)
Определяем с помощью индикатора, где находится кислота. Ионы водорода изменяют окраску лакмуса в красный цвет: H2SO4 = 2H+ + SO42-
Серная кислота не взаимодействует с сульфатом калия, но взаимодействует с карбонатом калия с образованием углекислого газа:
K2CO3 + H2SO4 = K2SO4 + H2O + CO2↑
CO32- + 2H+ = H2O + CO2↑
Задание №7. (10 баллов)
- Na3AsO4 + KI + HCl → I2 + AsCl3 + NaCl + KCl + H2O
Уравнения электронного баланса:
После расстановки коэффициентов:
Na3AsO4 + 2KI + 8HCl = I2 + AsCl3 + 3NaCl + 2KCl + 4H2O
- FeS2 + HNO3 → Fe(NO3)3 + H2SO4 + NO + H2O
Уравнения электронного баланса:
После расстановки коэффициентов:
FeS2 + 8HNO3 = Fe(NO3)3 + 2H2SO4 + 5NO + 2H2O
Задание №8. (3 балла)
Жидкостью является нашатырный спирт:
NH3 ∙ H2O (гидрат аммиака), которая получается при растворении аммиака (NH3) в воде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Артемов А.В. Школьные олимпиады. Химия. 8 – 11 классы / А.В. Артемов, С.С. Дерябина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2011
- Занимательные задачи по химии / под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010.
- Литвинова Т.В. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010.
- Алешин Г.Ю., Королев В.В., Чепига А.А. «Задачи химических турниров 8 – 11 классы». / под ред. Кузнецовой Л. – Изд.: Просвещение, 2018 г.
- Бойко Л.П., Иванова Е.А., Пильникова Н.Н. "Предметные олимпиады. 8-11 классы. Химия. ФГОС" / Ред.: Попова Г. П., Виноградова Е. А. – Изд.: Учитель, 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Решение задач по общей и неорганической химии для учащихся 11 классов"
Элективный курс "Решение задач по общей и неорганической химии" позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения качественных и расчетных задач (типовых и комбинированных), а также у...
Презентация "Великие ученые общей и неорганической химии"
Первое знакомство с основными учеными-химиками...
Конспекты лекций по общей и неорганической химии
Конспекты лекций по общей и неорганической химии предназначены для организации самостоятельной работы обучающихся при изучении нового материала и его закреплению....
Рабочая программа дисциплины ОП.08 Общая и неорганическая химия для специальности 33.02.01 Фармация
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 Фармация....
Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Общая и неорганическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501 «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...
Рабочая тетрадь по УД Химия (Раздел «Общая и неорганическая химия»)
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Химия предназначена для организации самостоятельной работы обучающихся по изучению нового материала и его закреплению. Отдельные темы выделены на решение ра...
Тест по химии " Теоретические основы общей и неорганической химии"
Тесты по химии для промежуточного контроля по разделу " Теоретические основы общей и неорганической химии"...