Олимпиада по общей и неорганической химии
олимпиадные задания по химии

Гегечкори Ираида Александровна


Организатором Олимпиады является ГБПОУ ДЗМ МК №2. Олимпиада проводится по профилю, который соответствует общеобразовательному предмету "Химия". Основной задачей олимпиады является выявление и развитие творческих способностей и интереса к изучаемому предмету, а также популяризации научных знаний среди молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»

Гегечкори И.А.

Материалы олимпиады по химии

Учебная дисциплина «Химия»

34.02.01 Сестринское дело

Базовый уровень среднего профессионального образования

(уровень среднего профессионального образования)

1 курс

Москва

2018

Одобрено

ЦМК №1

Протокол №

от «     »                                  2018 г.

Председатель ЦМК №1

Якунина Н.Н./ _______________

                                     подпись

Составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рассмотрено и утверждено

Методическим советом ГБПОУ ДЗМ

«Медицинский колледж  №2»

Протокол №

от  «     »                            2018 г.

Согласовано

Начальник отдела организации

Образовательного процесса

Воронова Е.В./________________

                                подпись

Автор:   Гегечкори И.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Положение об олимпиаде……………………………………………………4
  • Общие положения и цели……………………………………………......4
  • Порядок проведения……………………………………………………...4
  • Организационный комитет……………………………………………....5
  • Методическая комиссия………………………………………………….5
  • Жюри……………………………………………………………………....5
  1. Задания олимпиады…………………………………………………………..6
  2. Эталоны ответов……………………………………………………………...7
  3. Список литературы…………………………………………………………..9

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЛИМПИАДЕ

1. Общие положения и цели

  • 1.1. Настоящее Положение об олимпиаде разработано в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 267 от 04.04.2014 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад» (в редакции приказа Министерства образования и науки РФ № 1563 от 10.12.2014).
  • 1.2. Основными целями Олимпиады являются:
  • выявление и развитие у обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы среднего общего образования, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
  • создание условий для поддержки одаренных детей;
  • распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;
  • профессиональная ориентация молодежи на ранних стадиях формирования личности.
  • 1.3. Организатором Олимпиады является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ДЗМ МК№2.
  • 1.4. Олимпиада проводится по профилям, которые соответствуют одному или нескольким общеобразовательным предметам или одному или нескольким специальностям и направлениям подготовки среднего специального образования.
  • 1.5. Рабочим языком Олимпиады является государственный язык Российской Федерации − русский язык.
  • 1.6. В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования.

2. Порядок проведения Олимпиады

  • 2.1 Участник Олимпиады должен ознакомиться с Положением об Олимпиаде, Порядком проведения олимпиады.
  • 2.2. Олимпиада состоит из двух этапов:
  • отборочного, проводимого в ходе учебных занятий и внеаудиторных занятий химического кружка;
  • основного, проводимого в очной форме в ГБПОУ ДЗМ МК №2, кабинет №314 «Химия».
  • 2.3. Сроки проведения отборочного и основного этапов Олимпиады определяются планами работы химического кружка и кабинета химии.
  • 2.4. В целях обеспечения соблюдения участниками Положения Олимпиады в помещении, где проводится основной этап Олимпиады, запрещается пользоваться мобильными устройствами, а также вести аудио-, фото- и видеозапись процесса проведения Олимпиады. Участники Олимпиады, не соблюдающие Положения Олимпиады, удаляются из аудитории. Работы участников, не соблюдающих Положение Олимпиады, аннулируются.
  • 2.5. Оргкомитет Олимпиады имеет право аннулировать работу участника Олимпиады в случае выявления заимствований или иных признаков несамостоятельного выполнения участником заданий Олимпиады.
  • 2.6. Результаты этапов Олимпиады подводятся по индивидуальным результатам участников Олимпиады.
  • 2.7. Победители Олимпиады определяются по результатам основного этапа Олимпиады. Победителями Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 1,2,3 степеней.

3. Организационный комитет Олимпиады

  • 3.1. Председателем Оргкомитета Олимпиады является представитель администрации ГБПОУ ДЗМ МК№2.
  • 3.2. Председатель Оргкомитета утверждает состав Оргкомитета из числа преподавателей и представителей администрации ГБПОУ ДЗМ МК№2, участвующих в организации и проведении Олимпиады.
  • 3.3. Оргкомитет Олимпиады осуществляет следующие функции:
  • формирует состав жюри Олимпиады;
  • осуществляет тиражирование заданий Олимпиады;
  • осуществляет шифровку (обезличивание) работ участников перед проверкой и расшифровку работ участников Олимпиады после проверки;
  • утверждает список победителей Олимпиады;
  • принимает решения по аннулированию работ участников Олимпиады, нарушивших Положение об Олимпиаде;
  • осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.

4. Методическая комиссия Олимпиады

  • 4.1. Для подготовки олимпиадных заданий формируется методическая комиссия Олимпиады из числа преподавателей ГБПОУ ДЗМ МК№2.
  • 4.2. Методическая комиссия Олимпиады осуществляет следующие функции:
  • разрабатывает задания Олимпиады;
  • определяет критерии и методики оценки выполненных олимпиадных заданий;
  • вносит в Оргкомитет Олимпиады предложения по совершенствованию организации Олимпиады;
  • осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.

5. Жюри Олимпиады

  • 5.1. Для проверки работ участников Олимпиады формируется жюри Олимпиады из числа преподавателей ГБПОУ ДЗМ МК№2.
  • 5.2. Жюри Олимпиады осуществляет следующие функции:
  • проверяет работы участников Олимпиады и оценивает другие виды испытаний участников Олимпиады при их наличии;
  • представляет в Оргкомитет Олимпиады предложения по присуждению дипломов Олимпиады;
  • вносит предложения по совершенствованию организации Олимпиады;
  • осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.

ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ

  1. Составьте электронные схемы строения атомов магния, кремния, серы. Что общего можно отметить в строении и чем они отличаются друг от друга? Как эти отличия влияют на свойства соответствующих веществ? (3 балла)

  1. Каждый человек употребляет в год около 6 кг соли NaCl. Рассчитайте, сколько хлора содержится в данной массе соли? (4 балла)

  1. В одном сосуде с водой прореагировало 4г натрия, а в другом — 3г калия. В каком случае получено больше водорода и на сколько? (4 балла)

  1. Имеются два изомерных соединения состава С3Н6О2. Одно из них взаимодействует с солями угольной кислоты, выделяя при этом оксид углерода (IV). Другое не реагирует с солями угольной кислоты, но при гидролизе образует метиловый спирт. Напишите структурные формулы обоих изомеров и дайте им названия.

            (4 балла)

  1. В склянках без надписей находятся растворы органических веществ: фенол, глицерин, ацетальдегид и этанол. Предложите способы определения этих веществ. Напишите уравнения реакций, укажите их признаки. (5 баллов)

  1. В трёх склянках без этикеток находятся растворы следующих веществ: серной кислоты, сульфата калия и карбоната калия. В какой последовательности можно определить указанные вещества, использовав дополнительно только один индикатор? Напишите краткие молекулярные и краткие ионные уравнения реакций. (5 баллов)

  1. Используя метод электронного баланса расставьте коэффициенты в следующих уравнениях и определите окислители и восстановители:

Na3AsO4 + KI + HCl → I2 + AsCl3 + NaCl + KCl + H2O

FeS2 + HNO3 → Fe(NO3)3 + H2SO4 + NO + H2O

(10 баллов)

  1. Приведите формулу и название вещества, которое представляет собой бесцветную жидкость с резким запахом, получается путем растворения газа в воде. Запах этой жидкости выводит больного из обморока, так как возбуждает дыхательный центр. (3 балла)

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Задание №1. (3 балла)

Магний, кремний и сера находятся в третьем периоде периодической таблицы Д.И. Менделеева. Это значит, что валентные электроны этих атомов находятся на третьем энергетическом уровне. С увеличением заряда ядра увеличивается и количество электронов на третьем уровне от магния к сере, при этом уменьшается радиус атома. В связи с этим металлические свойства будут ослабевать, а неметаллические, то есть способность принимать электроны, будут усиливаться от магния к сере.

Задание №2. (4 балла)

Молекула хлорида натрия имеет молекулярную массу 58,5г, которая состоит из 23г натрия и 35,5г хлора, следовательно, в 6 кг соли будет содержаться: (6000 x 35,5): 58,5 = 3641г хлора (3,6кг)

Задание №3. (4 балла)

При взаимодействии 4г натрия с водой образовалось (22,4 х 4): 23 = 3,89л водорода по уравнению реакции, а при взаимодействии 3г калия с водой: (3 x 22,4): 39 = 1,72л. Следовательно, при взаимодействии натрия с водой водорода образовалось больше на: 3,89 – 1,72 = 2,17л.

Задание №4. (4 балла)

  C3H6O2

  CH3CH2COOH – пропионовая кислота

  CH3 – C = O – (метилацетат) метиловый эфир уксусной кислоты

              |

             O – CH3

2CH3CH2COOH + Na2CO3 → 2CH3CH2COONa + H2O + CO2

CH3 – C = O + H2O  CH3COOH + CH3OH

            |

           O – CH3

Задание №5. (5 баллов)

  1. Фенол – с помощью хлорида железа (III):

6H5OH + FeCl3 → (C6H5O)3Fe + 3HCl

                              раствор фиолетового

                                                 цвета

  1. Этанол, глицерин и ацетальдегид различаются одним реактивом – свежеосажденным гидроксидом меди (II):

Глицерин при нормальных условиях образует ярко-синий раствор глицерата меди.

CH2 – OH                       CH2  –  O

 |                                       |             \

      CH – OH + Cu(OH)2 → CH – O – Cu + 2H2O

        |                                       |

       CH2 – OH                       CH2 – OH

       Ацетальдегид не образует раствор синего цвета при нормальных условиях, а при нагревании выпадает осадок красного цвета Сu2O.

       H3C – C = O + 2Cu(OH)2  H2C – C = O + Cu2O ↓ + 2H2O

                   |                                             |

                  H                                           OH

В склянке с этанолом никаких визуальных изменений не произойдет.

Задание №6. (5 баллов)

Определяем с помощью индикатора, где находится кислота. Ионы водорода изменяют окраску лакмуса в красный цвет: H2SO4 = 2H+ + SO42-

      Серная кислота не взаимодействует с сульфатом калия, но взаимодействует с карбонатом калия с образованием углекислого газа:

       K2CO3 + H2SO4 = K2SO4 + H2O + CO2

       CO32- + 2H+ = H2O + CO2

     Задание №7. (10 баллов)

  1. Na3AsO4 + KI + HCl → I2 + AsCl3 + NaCl + KCl + H2O

Уравнения электронного баланса:

После расстановки коэффициентов:

Na3AsO4 + 2KI + 8HCl = I2 + AsCl3 + 3NaCl + 2KCl + 4H2O

  1. FeS2 + HNO3 → Fe(NO3)3 + H2SO4 + NO + H2O

Уравнения электронного баланса:

      После расстановки коэффициентов:

FeS2 + 8HNO3 = Fe(NO3)3 + 2H2SO4 + 5NO + 2H2O

Задание №8. (3 балла)

Жидкостью является нашатырный спирт:

NH3 ∙ H2O (гидрат аммиака), которая получается при растворении аммиака (NH3) в воде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемов А.В. Школьные олимпиады. Химия. 8 – 11 классы / А.В. Артемов, С.С. Дерябина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2011
  2. Занимательные задачи по химии / под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010.
  3. Литвинова Т.В. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010.
  4. Алешин Г.Ю., Королев В.В., Чепига А.А. «Задачи химических турниров 8 – 11 классы». / под ред. Кузнецовой Л. – Изд.: Просвещение, 2018 г.
  5. Бойко Л.П., Иванова Е.А., Пильникова Н.Н. "Предметные олимпиады. 8-11 классы. Химия. ФГОС" / Ред.: Попова Г. П., Виноградова Е. А. – Изд.: Учитель, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Решение задач по общей и неорганической химии для учащихся 11 классов"

Элективный курс "Решение задач по общей и неорганической химии" позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения качественных и расчетных задач (типовых и комбинированных), а также у...

Презентация "Великие ученые общей и неорганической химии"

Первое знакомство с основными учеными-химиками...

Конспекты лекций по общей и неорганической химии

Конспекты лекций по общей и неорганической  химии предназначены для организации самостоятельной работы обучающихся при изучении нового материала и его закреплению....

Рабочая программа дисциплины ОП.08 Общая и неорганическая химия для специальности 33.02.01 Фармация

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 Фармация....

Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Общая и неорганическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501  «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...

Рабочая тетрадь по УД Химия (Раздел «Общая и неорганическая химия»)

Рабочая тетрадь по  учебной дисциплине Химия предназначена для организации самостоятельной работы обучающихся по изучению нового материала и его закреплению. Отдельные темы выделены на решение ра...

Тест по химии " Теоретические основы общей и неорганической химии"

Тесты по химии   для промежуточного контроля по разделу " Теоретические основы общей и неорганической химии"...