Профориентационная работа через предмет
статья по химии (11 класс)
Предварительный просмотр:
Профориентационная работа через предмет.
(составила учитель химии и биологии МБОУ СОШ №1 п.г.т. Каа-Хем
Ооржак Алена Алексеевна)
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются ученики – это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем мне стать?" задает себе каждый из них.
В связи с этим одной из целей работы учителя предметника должна быть оказание помощи ученикам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий, создать условия для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно – ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности.
Ведущее направление профориентации школьников -профориентация через учебный предмет Обеспечивая помощь учащимся в сознательном выборе профессии, учитель предметник должен:
- знакомить учащихся с различными видами труда и профессиями;
- изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся;
- формировать у школьников общественнозначимые мотивы выбора профессии;
- консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.
Этапами работы учителя -предметника:
- выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал. Определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующих содержанию той или иной темы.
- подбор соответствующих наглядных пособий.
- изучение литературы об основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету.
- изучение интересов и склонностей учащихся, фиксирование результатов, обсуждение их с учащимися и классными руководителями.
- индивидуальная работа с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям.
- обновление материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.
- углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.
Ежегодно я провожу анкетирование среди учащихся интересующих их профессий. Анализ анкет позволяет ранжировать полученные результаты по типам специальностей.
Наиболее востребованными среди учащихся МБОУ СОШ №1 п.г.т Каа-Хем являются следующие профессии: врачи, фармацевты, медицинские работники, ландшафтные дизайнеры, экологи, психологи в структурных подразделениях.
Исходя из полученных результатов, на уроках биологии и химии я создаю условия для формирования профессиональной направленности подростков, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Реализуя технологию деятельностного метода обучения, при отборе содержания учебного материала руководствуюсь основными принципами: научность и доступность, наглядность, интерактивность, учет индивидуальных особенностей, ориентация на развитие мышления и открытый диалог учителя с учащимися. При этом, я использую в своей педагогической деятельности следующие методы и формы: беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом; - решение различного рода задач с практическим содержанием; - участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях; экскурсии на предприятия; - встречи со специалистами; - проведение тематических, литературно-художественных вечеров, устных журналов, круглых столов; домашних экспериментов и лабораторных работ.
Домашний эксперимент и лабораторная работа в домашних условиях как вид самостоятельной работы обучающихся применяются мной с целью выявления склонностей учащихся к изучению химии и биологии, развития их интереса к науке, совершенствования химического и биологического образования, воспитания потребности в самообразовании. Кроме того, при выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения. Этот метод как никакой другой способствует повышению интереса к химическому обучению. Домашний эксперимент, проведение лабораторных работ и практических работ позволяет попробовать практическим путем свои силы в таких профессиях, как лаборант и фармацевт.
Я активно приобщаю учащихся к исследовательской и проектной деятельности, что позволяет создавать условия для развития познавательного интереса школьников к химии и биологии. На протяжении нескольких лет учащиеся выполняют исследовательские работы и проекты, где применяют знания, полученные на уроках химии, биологии например, «Жевательная резинка польза или вред», «Дрожжи – биологические организмы», «Насвай – опасно для жизни», «Влияние спиртных напитков на денатурацию белка», «Энергетические напитки за или против», «Числа Фиббоначи в анатомии», «Зевота».
Таким образом, становление учащихся, как личность, их профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс в жизни каждого молодого человека. Для выбора специальности подростку, его самоопределению в жизни необходима информация о мире в целом, о возможных профессиях и требованиям, предъявляемым к каждой из них, о себе самом, своих способностях, интересах, возможностях, медицинских противопоказаниях. Необходимо постоянно расширять кругозор обучающихся, знакомить с разными видами трудовой деятельности, создавать условия для самоопределения. И тогда каждый учащийся сделает правильный выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-30973-1351619677.jpg)
Формирование здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла (из опыта работы).
Обобщён опыт работы по формированию здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/04/picture-157395-1354596016.jpg)
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-434189-1396977020.jpg)
Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"
Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/01/picture-137471-1527837208.jpg)
План работы профориентационной работы 2016-2017 учебный год
План посещение школы и подготовки материалов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-1169372-1569914370.jpg)
Профориентационная работа школьного библиотекаря через социальное проектирование.
Номинация «Пропаганда профессии педагога». Социальный проект «Учитель вечен на земле.»С самого раннего детства девчонки и мальчишки мечтают и размышляют, кем же они будут, когд...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/09/picture-1276689-1602251479.jpg)
«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»
Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/23/picture-1308539-1684815104.jpg)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается вопрос профоориентации в МКОУ "Специальная школа № 80". Делимся опытом своей работы....