План-конспект урока "Сероводород"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Образовательные:
– Закрепить знания учащихся по пройденной теме: аллотропия серы, физические и химические свойства, применение серы, нахождение в природе.
– Рассмотреть свойства соединения серы-сероводорода и её солей. – Рассмотреть влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека.
Развивающие:
– уметь составлять уравнения реакций в молекулярном виде и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов
Воспитательные:
– Нравственное и эстетическое воспитание учащихся к окружающей среде.
Оборудование:
- Учебник “Химия 9 класс” Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.
- Мультимедийный проектор.
- На столах учащихся реактивы для распознавания сульфид-ионов.
- Презентация к уроку.
- Ход урока
- 1. Организационный момент. Проверка домашнего задания\
Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучение соединений серы и познакомимся с такими соединениями, как сероводород, раствор которого в воде является сероводородной кислотой и солями сероводородной кислоты — сульфидами. Кроме того, на уроке мы продолжим отрабатывать написание ионных уравнений и вспомним свойства кислот. Ну и, конечно, выясним, насколько вы усвоили предыдущую тему -
Упражнение 5 (4 ученика готовятся у доски).
Фронтальная беседа:
– Опишите физические свойства серы.
– Поясните сущность аллотропии. Каковы причины аллотропии у серы? Каковы причины аллотропии у кислорода?
– В природе сера встречается где? Перечислите, какие природные соединения серы вы знаете?
Вопрос учащимся у доски:
– Какие степени окисления имеет сера в каждом из этих соединений?
– Как взаимодействует сера с металлами?
– Как взаимодействует сера с неметаллами?
– В каких случаях сера выступает как окислитель, а в каких– как восстановитель?
Задание всему классу: Напишите взаимодействие серы и водорода, укажите окислитель и восстановитель.
- 2. Изучение нового материала.
Просмотр видеоролик
Начертите в тетрадях следующую таблицу , которую мы будем заполнять по мере изучения данного вещества. При заполнении таблицы помогайте своему соседу по парте, если у него возникнут затруднения.
Заполнение таблицы:
Свойства | Сероводород |
Химическая формула вещества |
|
Тип химической связи |
|
Агрегатное состояние при н.у. |
|
Цвет |
|
Плотность по воздуху |
|
Запах |
|
Растворимость в воде (уравнение диссоциации) |
|
Физиологическое действие |
|
Нахождение в природе |
|
Получение в лаборатории (уравнение реакции) |
|
Окислительно-восстановительные свойства |
|
Кислотно-основные свойства |
|
Качественная реакция на сульфид -ионы |
|
Применение |
|
Загрязнение окружающей среды |
|
Вопрос:
– Какое вещество мы изучаем?
– Судя по названию, какова формула вещества?
- какую степень окисления имеет сера в этом соединении?
– Какая связь образуется?
Слайд. Молекулярная формула. Тип химической связи
Слайд. Нахождение в природе.
Вопрос:
– Сероводород легче или тяжелее воздуха? (Вычисление молекулярной массы).
Слайд. Определение плотности по воздуху
Демонстрация получения сероводорода.
Учитель вместе с учениками проговаривает физические свойства сероводорода:
Задание: напишите уравнение реакции получения сероводорода .
Слайд. Реакция получения сероводорода
Слайд. Физические свойства.
Учитель:
Итак, раствор сероводорода в воде- это очень слабая кислота. Давайте запишем уравнение диссоциации этой кислоты.
Слайд диссоциация.
Учитель: А теперь вспомним общие свойства кислот. С чем они взаимодействуют? Верно. И в конце урока вы запишете взаимодействия сероводородной кислоты со следующими веществами.
Слайд с заданием
Учитель: Мы выяснили, что сероводородная кислота очень слабая. А какова основность этой кислоты?
Да, и как двухосновная кислота она образует 2 ряда солей.
Слайд.
Учитель: H2S является сильным восстановителем. Например, при долгом стоянии на воздухе сероводородная вода мутнеет, это объясняется взаимодействием H2S с кислородом воздуха, при этом выделяется элементарная сера.
(Демонстрация заранее приготовленной сероводородной воды.)
H2S горит на воздухе голубым пламенем, при этом образуется сернистый газ, или оксид серы (IV).
- Закрепление.
Надеюсь, вы заполнили таблицу. А теперь с ее помощью вы ответите на некоторые вопросы.
Слайд. Водный раствор сероводорода проявляет свойства слабой кислоты.
Составьте уравнение её диссоциации.
Слайд. Уравнение диссоциации.
Учитель: Сероводородная кислота проявляет все общие свойства кислот.
Вопрос: Какие свойства кислот мы знаем?
Слайд. Свойства кислот
Дома составить уравнения всех перечисленных реакций. В молекулярном и ионном виде
Сероводородная кислота вступает со щелочами в реакцию нейтрализации, образует 2 ряда солей: гидросульфиды и сульфиды.
Слайд.
Учащиеся выполняют лабораторный опыт и записывают уравнение реакции. (если не успевают, то дописывают ионную реакцию дома. (Работа с таблицей растворимости)..
Вывод: В воде хорошо растворимы только сульфиды щелочных металлов, аммония. Сульфиды остальных металлов практически не растворимы в воде, они выпадают в осадок при введении в растворы солей металлов раствора сульфида аммония (NH4)2S. Многие сульфиды окрашены: CdS – ярко-желтый; CuS PbS – черные; SnS – оранжевый; HgS – красный.
Поэтому, реакции образования нерастворимых сульфидов можно использовать для обнаружения определенных ионов (т.е. они являются качественными).
Слайд. Влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека.
Слайд. Применение.
- Дом задание:
§11 стр34 №2 и составить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, про которых говорили на уроке. (Закончить заполнение таблицы).
Технологии:проблемное обучение Дьюи, ИКТ, элементы групповой работы,
Методики:Частично-поисковый метод обучения – Объяснительно – иллюстративный метод Исследовательский метод практический, лекционный, метод бес6еды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Планы на будущее"
План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса
План- конспект урока обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...