рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
Программа рассмотрена на заседании УВЦ «Человек – Природа» Протокол № 1 от «28» августа 2018 года ______________________ руководитель УВЦ Крючкова В.В. | Согласовано. «28__» августа 2018 года ___________________ Зам.директора по УВР Предейн А.О. | Утверждаю. ______________________ Директор школы Белякова М.Н. Приказ № ____ «28» августа 2018 года |
Рабочая программа по химии
класс- 9-Б
учитель-Шкуратова М.Н.
срок реализации - 2018-2019 учебный год
количество часов в неделю- 2
количество часов в год – 70 часов
тип школы- с углублённым изучением отдельных предметов
особенность класса – общеобразовательный
автор программы- О.С.Габриелян
УМК – Химия. 9 класс. О.С.Габриелян.-М.,Дрофа. 2014г
Рабочая программа по химии для 9 класса обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее-ООП ООО).
Структура данной рабочей программы по химии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы по литературе к учебникам для 8-9 классов/ под редакцией: О.С.Габриелян.- М.,Дрофа. 2011г.
УМК: Учебник «Химия. 9 класс»: учебник для общеобразовательных организаций О.С.Габриелян -М., Дрофа. 2014г
Соответствует требованиям федерального государственного образователь-ного стандарта основного общего образования и учебному плану образовательного учреждения на 2018-2019 год.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю и 68 часов в год.
Планируемые результаты изучения предмета «Химия»
Ученик научится:
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
• описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;
• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
• осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций
Ученик получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники;
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Планируемые метапредметные результаты
изучения предмета «Химия»
Будут сформированы
1) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
2) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3) смысловое чтение;
4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Ученик получит возможность для формирования
1) умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
7) развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
8) развития экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
осмысления.
Планируемые личностные результаты освоения учебного
предмета «Химия»
Будут сформированы
1) гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; любовь к природе;
- ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- экологическое сознание; доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;
Ученик получит возможность для формирования
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2. Содержание учебного предмета «Химия»
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева (10 ч)
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации.
Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.
Лабораторные опыты.
1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.
5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.
6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
использовать при характеристике превращений веществ понятия: «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции», «скорость химической реакции», «катализатор»;
характеризовать химические элементы 1—3-го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов));
характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;
давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора;
объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций;
наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ).
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
составлять аннотацию текста;
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;
определять виды классификации (естественную и искусственную);
осуществлять прямое дедуктивное доказательство.
Тема 1. Металлы (14 ч)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.
Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 .
Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации.
Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты.
12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.
17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», использовать их при характеристике металлов; давать характеристику химических элементов-металлов (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида);
называть соединения металлов и составлять их формулы по названию;
характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов;
объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
описывать общие химические свойства металлов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления;
уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов;
устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами;
описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид-ионов;
экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»;
описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ); с помощью учителя отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
составлять рецензию на текст;
осуществлять доказательство от противного.
Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (2 ч)
1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;
наблюдать за свойствами металлов и их соединений и явлениями, происходящими с ними;
описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
делать выводы по результатам проведенного эксперимента.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента.
Тема 3. Неметаллы (25 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) какмера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород.Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
1 При двухчасовом планировании проводится только практическая работа 3
Вода.
Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов.
Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.
Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера.
Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот.
Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).
Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор.
Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод.
Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний.
Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации.
Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты.
20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка.
25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенид-ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30.Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.
40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды»;
давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения);
называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию;
характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов;
объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
описывать общие химические свойства неметаллов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления;
уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов;
устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами;
описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им химический эксперимент;
выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию ионов водорода и аммония, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, хлорид-, бромид-, иодид-ионов;
экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»;
описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
подтверждать аргументы фактами;
критично относиться к своему мнению;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
составлять реферат по определенной форме;
осуществлять косвенное разделительное доказательство.
Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч)
1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов».
2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».
4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода».
5. Получение, собирание и распознавание газов.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;
наблюдать за свойствами неметаллов и их соединений и явлениями, происходящими с ними;
описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
делать выводы по результатам проведенного эксперимента.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента.
1 При двухчасовом планировании проводятся только практические работы 1, 2 и 5.
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка
к государственной итоговой аттестации (ГИА) (10 ч)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.
Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие
границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксидыи гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен:
знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии; основные принципы и правила отношения к природе; основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением;
социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией;
испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; любовь к природе; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) — уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников; чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с миром веществ и их превращений; самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе;
признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;
осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты; готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;
проявлять: экологическое сознание; доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;
уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии; выполнять ретроспективную самооценку, заключающуюся в оценке процесса и результата изучения курса химии основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов;
строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и соответствие их
принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.
Отличительные особенности рабочей программы и авторской
Основное содержание авторской полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
В рабочую программу по химии внесены изменения по сравнению с авторской: из резерва добавлено 1 час на «Металлы» и добавлен 1час на Практикум 1 «Свойства металлов и их соединений». Основное отличие данной рабочей программы от авторской состоит в том, что в авторской программе практические работы сгруппированы в блоки - химические практикумы, которые проводятся после изучения нескольких разделов, а в рабочей программе эти же практические работы даются после изучения конкретной темы. Это позволяет лучше закрепить теоретический материал на практике и проверить практические умения и навыки непосредственно по данной теме. Чтобы провести практическую работу по когда-то изученной теме, требуется дополнительное время для повторения теоретических основ, что исключается в данной рабочей программе.
Раздел | Количество часов в авторской программе | Количество часов в рабочей программе |
1. Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 10 | 10 |
2.Металлы | 14 | 14 +1 +2+1 |
3.Практикум 1 «Свойства металлов и их соединений» | 2 | - |
4.Неметаллы | 25 | 25+3 |
5. Практикум 2 «Свойства неметаллов и их соединений» | 3 | - |
6.Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ГИА. | 10 | 10 |
Резерв | 6 | 4 |
Итого: | 70 | 70 |
Учебно-тематическое планирование
Распределение учебных часов по разделам программы
№ главы | Название главы | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 10 | №1 | ||
1. | Металлы | 18 | №1-3 | №2 |
3. | Неметаллы | 28 | №4-6 | №3 |
5. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ГИА. | 10 | №4 | |
6. | Резерв | 4 | ||
Итого | 70 | 6 | 4 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ
Номера уроков | Наименования разделов и тем | Планируемые результаты (предметные) | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохожде-ния |
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. (10ч.) | ||||
1 | Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева | Знать: характеристику химических элементов 1-3 периода по их положению ПСХЭ Д.И. Менделеева. Уметь: описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа | 03-07.09 | |
2 | Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления | Знать: называть общие химические свойства кислотных, основных оксидов, кислот, оснований и солей с позиции ТЭД; приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства: оксидов, кислот, оснований, солей; определять вещество – окислитель и вещество –восстановитель в ОВР; Уметь: прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав | 03-07.09 | |
3 | Амфотерные оксиды и гидроксиды | Знать: характеризовать химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; использовать при характеристике веществ понятие «амфотерность», проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; Уметь: осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека | 10-14.09 | |
4 | Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома | Знать: описывать и характеризовать табличную форму ПСХЭ Д.И. Менделеева; делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Уметь: применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ | 10-14.09 | |
5 | Химическая организация живой и неживой природы | Знать: характеризовать химический состав живой клетки; состав ядра, мантии земной коры; Уметь: объяснять мир с точки зрения химии | 17-21.09 | |
6 | Классификация химических реакций по различным основаниям 9 | Знать: устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые); | 17-21.09 | |
7 | Понятие о скорости химической реакции | Знать: называть факторы, влияющие на скорость химической реакции и объяснять их влияние на скорость химической реакции; называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия. Уметь: прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции; прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия | 24-28.09 | |
8 | Катализаторы | Знать: использовать при характеристике превращений веществ понятия «катализатор», «ингибитор», «антиоксиданты», проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств свойств веществ в процессе превращений, соблюдать правила ТБ и ОТ. Уметь: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни | 24-28.09 | |
9 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение» | Знать: обобщать знания и представлять их схем, таблиц, презентаций | 01-05.10 | |
10 | Контрольная работа№1 по теме «Введение» | Уметь: применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | 01-05.10 | |
Тема 2. Металлы(18ч.) | ||||
11 | Положение элементов-металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы | Знать: характеризовать металлы по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, описывать строение физические свойства металлов, объяснять зависимость свойств металлов от их положения ПСХЭ Д.И. Менделеева; Уметь: прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе. | 08-12.10 | |
12 | Химические свойства металлов | Знать: описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями, демонстрируемыми учителем, исследовать свойства веществ в ходе выполнения лабораторного опыта, делать выводы о закономерностях свойств металлов в периодах и группах. Уметь: прогнозировать химические свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе. | 08-12.10 | |
13 | Металлы в природе. Общие способы их получения | Знать: составлять уравнения реакций , лежащих в основе получения металлов. Уметь: приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения чугуна и стали. | 15-19.10 | |
14 | Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта | Знать решать расчетные задачи по уравнениям химических реакций, протекающих с участием металлов и их соединений. Уметь: решать олимпиадные задачи. | 15-19.10 | |
15 | Понятие о коррозии металлов | Знать использовать при характеристике металлов и их соединений понятия «коррозия металлов», «химическая коррозия», «электрохимическая коррозия», находить способы защиты металлов от коррозии. Уметь : применять знания о коррозии в жизни. | 22-26.10 | |
16 | Щелочные металлы: общая характеристика | Знать: давать характеристику щелочным металлам по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, исследовать свойства щелочных металлов – как простых веществ. Уметь: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни. | 22-26.10 | |
17 | Соединения щелочных металлов | Знать: характеризовать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов, составлять химические уравнения, характеризующие свойства щелочных металлов, решать «цепочки» превращений. Уметь: составлять «цепочки» превращений. | 05-09.11 | |
18 | Щелочноземельные металлы: общая характеристика | Знать: давать характеристику щелочноземельным металлам по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, характеризовать состав атомов, исследовать свойства щелочных металлов – как простых веществ. Уметь: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни | 05-09.11 | |
19 | Соединения щелочноземельных металлов | Знать: характеризовать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов, составлять химические уравнения, характеризующие свойства щелочных металлов, решать «цепочки» превращений. Уметь: составлять «цепочки» превращений | 12-16.11 | |
20 | Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия | знать: давать характеристику алюминия по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, характеризовать состав атома, характеризовать физические и химические свойства алюминия, объяснять зависимость свойств алюминия от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, объяснять причины химической инертности алюминия. Уметь: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни | 12-16.11 | |
21 | Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. | Знать: характеризовать физические и химические свойства оксида и гидроксида алюминия, составлять химические уравнения, характеризующие свойства алюминия, решать «цепочки» превращений. Уметь: составлять «цепочки» превращений | 19-23.11 | |
22 | Практическая работа №1 Осуществление цепочки химических превращений | Знать: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента. Уметь: осознавать необходимость соблметьюдения правил ТБ и ОТ для сохранения здоровья окружающих. | 19-23.11 | |
23 | Железо – элемент VIII группы побочной подгруппы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе. | Знать давать характеристику железа по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, характеризовать состав атома, характеризовать физические и химические свойства железа, объяснять зависимость свойств железа от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, исследовать свойства железа в ходе выполнения лабораторного опыта, описывать химический эксперимент. Уметь: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни | 26-30.11 | |
24 | Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды Fe +2 и Fe +3. | Знать: характеризовать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов железа, составлять химические уравнения, характеризующие свойства соединений железа, проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах катионов железа, решать «цепочки» превращений. уметь: составлять «цепочки» превращений, составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям | 26-30.11 | |
25 | Практическая работа №2 Получение и свойства соединений металлов | Знать: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента. Уметь осознавать необходимость соблюдения правил ТБ и ОТ для сохранения здоровья окружающих. | 03-07.12 | |
26 | Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов | Знать: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по 0307.12результатам эксперимента. Уметь: осознавать необходимость соблюдения правил ТБ и ОТ для сохранения своего здоровья и окружающих. | 03-07.12 | |
27 | Обобщение знаний по теме «Металлы» | Научатся: обобщать знания и представлять их схем, таблиц, презентаций | 10-14.12 | |
28 | Контрольная работа №2 по теме «Металлы» | Знать: применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | 10-14.12 | |
Тема 3. Неметаллы(28ч.) | ||||
29 | Общая характеристика неметаллов | давать определения понятиям «электроотрицательность» « аллотропия» характеризовать неметаллы по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, описывать строение физические свойства неметаллов, объяснять зависимость свойств неметаллов от их положения ПСХЭ Д.И. Менделеева; составлять названия соединений неметаллов по формуле и формул по названию, научатся давать определения «аллотропия», «аллотропные модификации». Уметь: прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе | 17-21.12 | |
30 | Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения | Знать: характеризовать строение неметаллов, общие химические свойства неметаллов, описывать общие химические свойства неметаллов с помощью языка химии, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства неметаллов их соединений Уметь: прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе | 17-21.12 | |
31 | Водород | Знать: характеризовать водород по его положению в ПСХЭ Д..И. Менделеева, характеризовать строение атома водорода, объяснять его возможные степени окисления, характеризовать физические и химические свойства водорода, объяснять зависимость свойств водорода от положения его в ПСХЭ Д.И. Менделеева, описывать лабораторные и промышленные способы получения водорода . Уметь: объяснять двойственное положение водорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева, грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни | 24-28.12 | |
32 | Вода | Знать : характеризовать строение молекулы водорода, физические и химические свойства воды, объяснять аномалии воды, способы очистки воды, применять в быту фильтры для очистки воды, правильно использовать минеральную воду, выполнять расчеты по уравнениям химических реакций, протекающих с участием воды. Уметь: объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе | 24-28.12 | |
33 | Галогены: общая характеристика | Знать: характеризовать строение молекул галогенов, описывать физические и химические свойства галогенов на основе наблюдений за их превращениями во время демонстрационных опытов, объяснять зависимость свойств галогенов их от положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять формулы соединений галогенов и по формулам давать названия соединениям галогенов Уметь: осознавать необходимость соблюдения правил экологической безопасности при обращении с галогенами | 10.01-11.01 | |
34 | Соединения галогенов | Знать: устанавливать связь между свойствами соединений и их применением, изучать свойства соединений галогенов в ходе выполнения лабораторных опытов , Уметь: использовать приобретенные компетенции при выполнении проектных работ по изучению свойств и способов получения и распознавания соединений галогенов | 10-11.01 | |
35 | Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов» | Знать: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента. Уметь: осознавать необходимость соблюдения правил ТБ и ОТ для сохранения своего здоровья и окружающих | 14-19.01 | |
36 | Кислород | Знать:характеризовать строение молекулы кислорода, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства кислорода, объяснять применение аллотропных модификаций кислорода, описывать лабораторные и промышленные способы получения кислорода . Уметь: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни | 14-19.01 | |
37 | Сера, ее физичекие и химические свойства | Знать:,характеризовать строение молекулы серы объяснять зависимость свойств серы от ее положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства серы, объяснять применение аллотропных модификаций серы Уметь: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни | 21-26.01 | |
38 | Соединения серы | Знать:,описывать свойства соединений серы, составлять уравнения реакций, соответствующих «цепочке» превращений Уметь: прогнозировать химические свойства веществ на основе их свойств и строения | 21-26.01 | |
39 | Серная кислота как электролит и ее соли | Знать:,описывать свойства серной кислоты, в ходе проведения лабораторных опытов , проводить качественную реакцию на сульфат – ион Уметь: характеризовать особые свойства концентрированной серной кислоты | 28-01.02 | |
40 | Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты | Знать: составлять уравнения ОВР с участием серной кислоты, описывать области применения серной кислоты Уметь: приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе производства серной кислоты | 28-01.02 | |
41 | Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | Знать: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента. Уметь: осознавать необходимость соблюдения правил ТБ и ОТ для сохранения своего здоровья и окружающих | 04-08.02 | |
42 | Азот и его свойства | Знать:,характеризовать строение атома и молекулы азота, объяснять зависимость свойств азота от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства азота Уметь: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни | 04-08.02 | |
43 | Аммиак и его соединения. Соли аммония | Знать: описывать свойства аммиака в ходе проведения лабораторных опытов, проводить качественную реакцию на ион -аммония Уметь: приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака | 11-15.02 | |
44 | Оксиды азота | Знать:,описывать свойства соединений азота, составлять уравнения реакций, соответствующих «цепочке» превращений Уметь: прогнозировать химические свойства веществ на основе их свойств и строения | 11-15.02 | |
45 | Азотная кислота как электролит, её применение | Знать:,описывать свойства азотной кислоты, в ходе проведения лабораторных опытов Уметь: составлять «цепочки» превращений по азоту | 18-22.02 | |
46 | Азотная кислота как окислитель, её получение | Знать :составлять уравнения ОВР с участием азотной кислоты, применять соли азотной кислоты в практической деятельности, проводить качественную реакцию на нитрат - ион Уметь: характеризовать особые свойства концентрированной азотной кислоты | 18-22.02 | |
47 | Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях | Знать: характеризовать строение атома фосфора, объяснять зависимость свойств фосфора от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства азота в результате проведения лабораторных опытов, проводить качественную реакцию на фосфат - ион Уметь: описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе | 25-01.03 | |
48 | Углерод | Знать: характеризовать строение атома углерода, объяснять зависимость свойств углерода от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства углерода Уметь: описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе | 25-01.03 | |
49 | Оксиды углерода | знать:,описывать свойства оксидов углерода, составлять уравнения реакций, соответствующих «цепочке» превращений . проводить качественную реакцию по распознаванию углекислого газа Уметь: прогнозировать химические свойства веществ на основе их свойств и строения | 04-08.03 | |
50 | Угольная кислота и её соли. Жесткость воды и способы её устранения | Знать:давать определения понятиям «жесткость воды» ,описывать свойства угольной кислоты, составлять уравнения реакций, соответствующих «цепочке» превращений , составлять названия солей угольной кислоты, проводить качественную реакцию на карбонат - ион Уметь: прогнозировать химические свойства веществ на основе их свойств и строения | 04-08.03 | |
51 | Кремний | Знать:,характеризовать строение атома кремния, объяснять зависимость свойств кремния от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства кремния Уметь: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни | 11-15.03 | |
52 | Соединения кремния | Знать:,описывать свойства оксида кремния, составлять уравнения реакций, соответствующих «цепочке» превращений . проводить качественную реакцию на силикат - ион Уметь: прогнозировать химические свойства веществ на основе их свойств и строения | 11-15.03 | |
53 | Силикатная промышленность | Знать: практическому применению соединений кремния Уметь: прогнозировать химические свойства веществ на основе их свойств и строения | 18-22.03 | |
54 | Практическая работа №6 Получение, собирание и распознавание газов | Знать: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента. Уметь: осознавать необходимость соблюдения правил ТБ и ОТ для сохранения своего здоровья и окружающих | 18-22.03 | |
55 | Обобщение по теме «Неметаллы» | Знать: обобщать знания и представлять их схем, таблиц, презентаций | 02-05.04 | |
56 | Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» | Знать: применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | 02-05.04 | |
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к итоговой аттестации (ГИА) (10ч.) | ||||
57 | Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома | Знать: обобщать информацию по теме в виде схем, выполнять тестовые задания | 08-12.04 | |
58 | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона | Уметь :обобщать информацию по теме в виде схем, выполнять тестовую работу, | 08-12.04 | |
59 | Уточнить т ему | Знать: обобщать информацию по теме в виде таблицы, выполнять тестовую работу | 15-19.04 | |
60 | Классификация химических реакций по различным признакам. | Знать: обобщать информацию по теме в виде схем, выполнять тестовые задания | 22-26.04 | |
61 | Скорость химических реакций | Уметь: обобщать информацию по теме в виде схем, выполнять тестовую работу | 22-26.04 | |
62 | Классификация неорганических веществ | Знать: обобщать информацию по теме в виде схем, выполнять тестовую работу | 29-03.05 | |
63 | Свойства неорганических веществ | Уметь: обобщать информацию по теме в виде схем, выполнять тестовую работу | 29-03.05 | |
64 | Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла | Знать: обобщать информацию по теме в виде схем, выполнять тестовую работу | 06-10.05 06-10.05 | |
65 | Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии | Уметь: обобщать информацию по теме в виде схем, выполнять тестовую работ | 13-17.05 | |
66 | Контрольная работа №4 Решение ГИА | Знать: применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | 13-17.05 | |
67-70 | Резерв-4часа | 20-24.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
для учителя:
1. Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл-М.:
Дрофа, 2005.
2 Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в школе.
9 кл. -М.: Дрофа, 2005.
3.. Лысова Г.Г, А.Г.Введенская .Настольная книга учителя.»Дрофа», Москва, 2007год.
4 Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 классе. Дидактические материалы. М..,Блик плюс ,2007год. .
5..Рудзитис Г.Е, Ф.Г. Фельдман Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004
интернет ресурсы:
1. http://www.chem.msu.su/rus - Химические наука и образование в России. В том числе:
2. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary - электронная библиотека по химии,
3. http://www.chem.msu.su/rus/school edu - Школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены.
4. http://www.xumuk.ru/ сайт о химии и для химиков
5. http://hemi.wallst.ru/ экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
6. http://www.chemistfy.ssu.samara.ru/ Органическая химия. Электронный учебник для средней школы.
7. http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
8. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
9. http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
10. http://him.1september.ru/ - «1 сентября». Все для учителя химии, http://news.1september.ru/fiz/1999/no37 2.htm
для учащихся:
1. Учебник по химии для 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
2. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. - М.: Дрофа, 2007.
3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. М.:Бликплюс,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...