Классификация и функции межпредметных связей в школьном обучении
статья по химии на тему

Статья о классификации и функциях межпредметных связей в школьном обучении. Пригодится всем, кто планирует использовать МС и кому потребуется литературная поддержка. Список литературы прилагается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фоменко В.М.

Классификация и функции межпредметных связей в школьном обучении

        Межпредметные связи являются современным принципом школьного обучения. Через них проявляется связь предметов естественно-научного и гуманитарного циклов с трудовым обучением школьников. На сегодняшний день  существует около 40 определений категории «межпредметные связи».

По определению Федорец Г. Ф.: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве». Усова А. В. даёт иное определение понятию: «межпредметные связи — дидактическое условие повышения научно-теоретического уровня обучения, развития творческих способностей учащихся, оптимизации процесса усвоения знаний, в конечном итоге, условие совершенствования всего учебного процесса». Таким образом, межпредметные связи рассматриваются в качестве дидактического условия, влияющего на содержание учебного материала, методы обучения и преподавания, а так же в качестве педагогической категории, требующей взаимосвязи между основным программным материалом и материалом смежных учебных дисциплин.

Химия обладает широким диапазоном межпредметных связей. Установление их в школьном курсе химии позволяет более полно  изучить материал, усвоить научные понятия и законы, сформировать понимание взаимосвязи явлений общественных и природных, усовершенствовать организацию процесса, что, в конечном итоге, имеет значительное воспитательное значение.  Внедрение межпредметных связей содействует повышению научного уровня знаний, развитию творческих возможностей учащегося и логического мышления; устраняет повторения при изучении материала смежных дисциплин, снижает нагрузку на учащихся и позволяет создать условия для формирования общеучебных умений и навыков для более эффективного их применения на практике. Межпредметные связи помогают учащемуся шире применять знания и умения при решении теоретических и практических задач как в учебной, так и во внеурочной деятельности, что закладывает фундамент для успешной их реализации и демонстрации в будущей рабочей, общественной и научной жизни закончивших общеобразовательные учреждения учащихся. Таким образом, межпредметные связи являются важным фактором в воспитании будущих полноценных членов общества.

Межпредметные связи можно классифицировать по разным признакам. По связям химии с предметами естественно-научного и прочих циклов можно различить:

- внутрицикловые межпредметные связи;

- межцикловые межпредметные связи.

При этом можно устанавливать связи на фактическом уровне: по использованию общих фактов, по сходству фактов разных учебных дисциплин. С другой стороны, связи также устанавливаются на понятийном и теоретическом уровнях. Примером первого могут служить одинаковые понятия, встречающися в курсе физики и химии (вещество, молекула, атом, объём, масса, энергия),  географии и химии (органическое вещество, минерал, процесс). Данные связи в курсе химии — и общепредметные понятия как пример - чаще устанавливаются внутри естественнонаучного цикла, при этом просходит развитие понятия, углубление и конкретизация. Теоретические межпредметные связи определяются через развитие основных положений теорий и законов, изучаемых на уроках по предметам одного цикла. Классический пример теоретических межпредметных связей — это теория строения вещества, как связь физики и химии, и, при рассмотрении следствий, связи химии с биологией и географией. Внедрение межмпредметных понятий, углубление теоретического материала, установление связей между схожими дисциплинами -  одна из сложнейших методических задач для учителя химии: здесь необходимо владеть содержанием программ других дисциплин, иметь связи с учителями-предметниками (что подразумевает сотрудничество с учителями физики, биологии, географии, математики; предложение и получении помощи в составлении учебного плана и планов уроков, включающих в себя межпредметные связи)  и ознакомление с содержанием учебников по смежным дисциплинам.

В обучении химии функции межпредметных связей можно разделить на несколько групп:

 - методологическая функция, с  помощью которой происходит формирование диалектико-материалистических взглядов на общество и природу, развиваются современные представления об их развитии и взаимосвязи за счёт интеграции идей;

- образовательная функция, с помощью которой  осуществляется развитие системности, осознанности, глубины и гибкости знаний у учащихся; и осуществляется процесс формирования химических и естественнонаучных понятий;

- развивающая функция (осуществляется содействие в развитии творческого и системного мышления учащихся, поощрению самостоятельной работы и применению полученных знаний на практике — в разных учебных дисциплинах и при решении разных задач бытового и учебного планов);

- воспитывающая функция межпредметных связей,  с помощью которой реализуется комплексный подход к воспитанию;

 - конструктивная функция межпредметных связей, с помощью которой  совершенствуются содержание программного материала, методы и организация обучения.

Перед учителем химии ставится задача по разработке индивидуального или совместного с другими учителями-предметниками плана реализации межпредметных связей в курсе химии. Методика  творческой  работы  учителя  в этом плане проходит следующие этапы:

1. Изучение программы по  химии,  ее  раздела  “Межпредметные  связи”, программ и учебников по другим предметам,  дополнительной  научной,  научно-популярной и методической литературы;

2.  Поурочное  планирование  межпредметных  связей  с   использованием курсовых и тематических планов;

3. Разработка средств и приемов  реализации  межпредметных  связей  на конкретных  уроках   (формулировка   межпредметных   познавательных   задач, домашних заданий, подбор дополнительной литературы для учащихся, подготовка необходимых учебников и наглядных пособий по  другим  предметам,  разработка методических приемов их использования);

4.  Разработка  методики  подготовки  и  проведения  комплексных  форм организации  обучения   (обобщающих   уроков   с   межпредметными   связями, комплексных  семинаров,   экскурсий,   занятий   кружка,   факультатива   по межпредметным темам и т.д.);

5. Разработка приемов  контроля  и  оценки  результатов  осуществления межпредметных связей в обучении  (вопросы  и  задания  на  выявление  умений учащихся устанавливать межпредметные связи).

Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:

 - вопросы межпредметного содержания: воспроизведение знаний учащихся, полученных в других учебных дисциплинах и прежних темах при усвоении и применении нового материала;

 - межпредметные задачи, требующие использования материалов из программ других дисциплин, общих знаний учащегося или составленные таким  образом, чтобы перекликаться с соответствующим разделом курса другой дисциплины; подобные задачи содействуют более глубокому и осмысленному усвоению материала и применению полученных знаний вкупе со способностью  выявлять причинно-следственные связи;

 - домашнее задание: составление вопросов, задач, таблиц межпредметного характера; изготовление учащимся пособий, схем, написание отчётов и рефератов;

 - наглядные пособия: составление обобщающих схем, таблиц, плакатов, диаграмм, моделей, позволяющих учащимся сопоставить знания из разных учебных дисциплин;

 - химический эксперимент: составление курса работ, непосредственно связанных с другой нехимической дисциплиной, сочетание физических и хиимческих опытов, постановка целей с учётом интересов других дисциплин (биологии, географии).

Использование межпредметных связей в школьном курсе химии спровоцировало появление таких форм организации учебного процесса, как: урок с межпредметными связями, межпредметная экскурсия, комплексные семинар и  экскурсия и т. п. Виды уроков с межпредметными связями могут быть крайне разнообразны: конференции, лекции, семинары, игры, консультации.

Список литературы:

1. Дидактические подходы к определению понятия «межмпредметные связи». Синяков Антон Петрович. - Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» Выпуск № 113 / 2009

2. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения.  - СПб., 1994. - 250 с.

3. Усова А. В. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе // Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе: сб. науч. тр. Ч. 1 - Челябинск, 1973.  - 54 с.

4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

5. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. - М., 1984г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи в профессиональном обучении

Интерес к проблеме межпредметных связей   не случаен:  современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания и методов обучения. Эти изменения вызваны важным...

Роль межпредметных связей в профессиональном обучении по профессии "Парикмахер"

Большое значение  в освоении определенных профессиональных навыков и умений играет  не только теоретические знания, получаемые из учебной литературы и лекционные занятия,но и понимание взаим...

Межпредметные связи в процессе обучения физики

В работе представлено методическое обоснование метапредметности естественных наук с приведением практических примеров (конспект урока, рабочая программа по биофизике)...

«Реализация межпредметных связей в процессе обучения, с целью развития мышления и усвоения знаний»

Сейчас много внимания уделяется социализации личности, её развитию. Один из социальных заказов общества – растить таланты.  Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук – ...

Межпредметные связи в школьном курсе математики

Первая статья, опубликованная в Пензе....

Роль и значение реализации межпредметных связей в школьном курсе.

Согласно современным тенденциям развития содержания образования одним из направлений является интеграция - попытки поиска единства различных компонентов образования. Так же существует Государственный ...

Развитие межпредметных связей в процессе обучения физике, математике и информатике

Проблема взаимосвязи школьных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Межпредметные связи отражают единство средств и методики процесс...