Классификация и функции межпредметных связей в школьном обучении
статья по химии на тему
Статья о классификации и функциях межпредметных связей в школьном обучении. Пригодится всем, кто планирует использовать МС и кому потребуется литературная поддержка. Список литературы прилагается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_i_funktsii_mezhpredmetnyh_svyazey_v_shkolnom_obuchenii.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Фоменко В.М.
Классификация и функции межпредметных связей в школьном обучении
Межпредметные связи являются современным принципом школьного обучения. Через них проявляется связь предметов естественно-научного и гуманитарного циклов с трудовым обучением школьников. На сегодняшний день существует около 40 определений категории «межпредметные связи».
По определению Федорец Г. Ф.: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве». Усова А. В. даёт иное определение понятию: «межпредметные связи — дидактическое условие повышения научно-теоретического уровня обучения, развития творческих способностей учащихся, оптимизации процесса усвоения знаний, в конечном итоге, условие совершенствования всего учебного процесса». Таким образом, межпредметные связи рассматриваются в качестве дидактического условия, влияющего на содержание учебного материала, методы обучения и преподавания, а так же в качестве педагогической категории, требующей взаимосвязи между основным программным материалом и материалом смежных учебных дисциплин.
Химия обладает широким диапазоном межпредметных связей. Установление их в школьном курсе химии позволяет более полно изучить материал, усвоить научные понятия и законы, сформировать понимание взаимосвязи явлений общественных и природных, усовершенствовать организацию процесса, что, в конечном итоге, имеет значительное воспитательное значение. Внедрение межпредметных связей содействует повышению научного уровня знаний, развитию творческих возможностей учащегося и логического мышления; устраняет повторения при изучении материала смежных дисциплин, снижает нагрузку на учащихся и позволяет создать условия для формирования общеучебных умений и навыков для более эффективного их применения на практике. Межпредметные связи помогают учащемуся шире применять знания и умения при решении теоретических и практических задач как в учебной, так и во внеурочной деятельности, что закладывает фундамент для успешной их реализации и демонстрации в будущей рабочей, общественной и научной жизни закончивших общеобразовательные учреждения учащихся. Таким образом, межпредметные связи являются важным фактором в воспитании будущих полноценных членов общества.
Межпредметные связи можно классифицировать по разным признакам. По связям химии с предметами естественно-научного и прочих циклов можно различить:
- внутрицикловые межпредметные связи;
- межцикловые межпредметные связи.
При этом можно устанавливать связи на фактическом уровне: по использованию общих фактов, по сходству фактов разных учебных дисциплин. С другой стороны, связи также устанавливаются на понятийном и теоретическом уровнях. Примером первого могут служить одинаковые понятия, встречающися в курсе физики и химии (вещество, молекула, атом, объём, масса, энергия), географии и химии (органическое вещество, минерал, процесс). Данные связи в курсе химии — и общепредметные понятия как пример - чаще устанавливаются внутри естественнонаучного цикла, при этом просходит развитие понятия, углубление и конкретизация. Теоретические межпредметные связи определяются через развитие основных положений теорий и законов, изучаемых на уроках по предметам одного цикла. Классический пример теоретических межпредметных связей — это теория строения вещества, как связь физики и химии, и, при рассмотрении следствий, связи химии с биологией и географией. Внедрение межмпредметных понятий, углубление теоретического материала, установление связей между схожими дисциплинами - одна из сложнейших методических задач для учителя химии: здесь необходимо владеть содержанием программ других дисциплин, иметь связи с учителями-предметниками (что подразумевает сотрудничество с учителями физики, биологии, географии, математики; предложение и получении помощи в составлении учебного плана и планов уроков, включающих в себя межпредметные связи) и ознакомление с содержанием учебников по смежным дисциплинам.
В обучении химии функции межпредметных связей можно разделить на несколько групп:
- методологическая функция, с помощью которой происходит формирование диалектико-материалистических взглядов на общество и природу, развиваются современные представления об их развитии и взаимосвязи за счёт интеграции идей;
- образовательная функция, с помощью которой осуществляется развитие системности, осознанности, глубины и гибкости знаний у учащихся; и осуществляется процесс формирования химических и естественнонаучных понятий;
- развивающая функция (осуществляется содействие в развитии творческого и системного мышления учащихся, поощрению самостоятельной работы и применению полученных знаний на практике — в разных учебных дисциплинах и при решении разных задач бытового и учебного планов);
- воспитывающая функция межпредметных связей, с помощью которой реализуется комплексный подход к воспитанию;
- конструктивная функция межпредметных связей, с помощью которой совершенствуются содержание программного материала, методы и организация обучения.
Перед учителем химии ставится задача по разработке индивидуального или совместного с другими учителями-предметниками плана реализации межпредметных связей в курсе химии. Методика творческой работы учителя в этом плане проходит следующие этапы:
1. Изучение программы по химии, ее раздела “Межпредметные связи”, программ и учебников по другим предметам, дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;
2. Поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;
3. Разработка средств и приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках (формулировка межпредметных познавательных задач, домашних заданий, подбор дополнительной литературы для учащихся, подготовка необходимых учебников и наглядных пособий по другим предметам, разработка методических приемов их использования);
4. Разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения (обобщающих уроков с межпредметными связями, комплексных семинаров, экскурсий, занятий кружка, факультатива по межпредметным темам и т.д.);
5. Разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении (вопросы и задания на выявление умений учащихся устанавливать межпредметные связи).
Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:
- вопросы межпредметного содержания: воспроизведение знаний учащихся, полученных в других учебных дисциплинах и прежних темах при усвоении и применении нового материала;
- межпредметные задачи, требующие использования материалов из программ других дисциплин, общих знаний учащегося или составленные таким образом, чтобы перекликаться с соответствующим разделом курса другой дисциплины; подобные задачи содействуют более глубокому и осмысленному усвоению материала и применению полученных знаний вкупе со способностью выявлять причинно-следственные связи;
- домашнее задание: составление вопросов, задач, таблиц межпредметного характера; изготовление учащимся пособий, схем, написание отчётов и рефератов;
- наглядные пособия: составление обобщающих схем, таблиц, плакатов, диаграмм, моделей, позволяющих учащимся сопоставить знания из разных учебных дисциплин;
- химический эксперимент: составление курса работ, непосредственно связанных с другой нехимической дисциплиной, сочетание физических и хиимческих опытов, постановка целей с учётом интересов других дисциплин (биологии, географии).
Использование межпредметных связей в школьном курсе химии спровоцировало появление таких форм организации учебного процесса, как: урок с межпредметными связями, межпредметная экскурсия, комплексные семинар и экскурсия и т. п. Виды уроков с межпредметными связями могут быть крайне разнообразны: конференции, лекции, семинары, игры, консультации.
Список литературы:
1. Дидактические подходы к определению понятия «межмпредметные связи». Синяков Антон Петрович. - Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» Выпуск № 113 / 2009
2. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - СПб., 1994. - 250 с.
3. Усова А. В. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе // Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе: сб. науч. тр. Ч. 1 - Челябинск, 1973. - 54 с.
4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
5. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. - М., 1984г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи в профессиональном обучении
Интерес к проблеме межпредметных связей не случаен: современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания и методов обучения. Эти изменения вызваны важным...
Роль межпредметных связей в профессиональном обучении по профессии "Парикмахер"
Большое значение в освоении определенных профессиональных навыков и умений играет не только теоретические знания, получаемые из учебной литературы и лекционные занятия,но и понимание взаим...
Межпредметные связи в процессе обучения физики
В работе представлено методическое обоснование метапредметности естественных наук с приведением практических примеров (конспект урока, рабочая программа по биофизике)...
«Реализация межпредметных связей в процессе обучения, с целью развития мышления и усвоения знаний»
Сейчас много внимания уделяется социализации личности, её развитию. Один из социальных заказов общества – растить таланты. Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук – ...
Межпредметные связи в школьном курсе математики
Первая статья, опубликованная в Пензе....
Роль и значение реализации межпредметных связей в школьном курсе.
Согласно современным тенденциям развития содержания образования одним из направлений является интеграция - попытки поиска единства различных компонентов образования. Так же существует Государственный ...
Развитие межпредметных связей в процессе обучения физике, математике и информатике
Проблема взаимосвязи школьных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Межпредметные связи отражают единство средств и методики процесс...