Школьная олимпиада по химии 10 класс
олимпиадные задания по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии
2018-2019 учебный год 10 класс
Задание 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Часть 1.
- В атоме железа распределение электронов по электронным слоям соответствует ряду чисел
1) 2; 14; 8; 2
2) 2; 4; 8; 6; 6
3) 2; 8; 14; 2
4) 2; 8; 8; 8
2. У какого элемента наиболее выражены неметаллические свойства?
1) Be
2) B
3) Ca
4) Sr
- Соединениями с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связью являются соответственно
1) хлороводород и силан
2) фосфат натрия и нитрид калия
3) фосфин и водород
4) аммиак и сероуглерод
- В каких соединениях атомы хлора и алюминия имеют одинаковое значение степени окисления?
1) Сl2O и Al(NO3)3
2) НСlO2 и Na[Al(OH)4]
3) НСlO3 и АlСl3
4) NH4CIO4 и AI2(SO4)3
5. Основанием и кислотой соответственно являются
1) HNO3 и NH4Al(SO4)2
2) H2S и NaNO3
3) H2SO3 и Са(ОН)2
4) KOH и H4P2O7
6. Окислительно-восстановительной является реакция
1) СаСO3 + SiO2 = CaSiO3 + СO2
2) BaSO3 = BaO + SO2
3) CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2 + K2SO4
4) CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu
7. Электролитической диссоциации фосфата натрия в водном растворе соответствует уравнение
1) Na3PO4 = Na+ + PO4-
2) Na3PO4 = Na+ + PO43-
3) Na3PO4 = 3Na+ + PO43-
4) Na3PO4 = 3Na+ + PO4-
8. При добавлении раствора нитрата калия к раствору хлорида цинка
1) выпадает осадок
2) выделяется газ
3) выпадает осадок и выделяется газ
4) видимых изменений не происходит
9. Кальций при обычных условиях вступает в реакцию с каждым из двух веществ:
1) кислородом и хлором
2) аргоном и углеродом
3) оксидом углерода(II) и оксидом железа(II)
4) хлоридом калия и нитратом меди(II)
10. Углекислый газ реагирует с каждым из двух веществ:
1) HNO3 и H2O
2) Са(ОН)2 и К2O
3) КОН и ВаСl2
4) H2SO4 и SiO2
11. С раствором гидроксида натрия реагирует вещество, формула которого
1) CuS
2) NO
3) Н3РO4
4) KNO3
12. Фосфат кальция можно получить при взаимодействии двух веществ:
1) гидроксида кальция и фосфата меди(II)
2) фосфата бария и кальция
3) хлорида кальция и фосфата натрия
4) фосфата натрия и карбоната кальция
13. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Серная кислота является смесью веществ.
Б. Угарный газ является чистым веществом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Оксид cepы(IV) проявляет окислительные свойства при взаимодействии с
1) оксидом натрия
2) водой
3) гидроксидом бария
4) йодоводородом
Задание 2. При выполнении заданий 1 и 2 из предложенного перечня ответов выберите два правильных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1. В порядке усиления неметаллических свойств расположены химические элементы следующих рядов:
1) N → С → О
2) Те → Se → S
3) Mg → Al → S
4) N → P → As
5) Si → В → Be
2. Атомы кислорода содержат молекулы
1) метана
2) ацетилена
3) этилового спирта
4) этана
5) уксусной кислоты
Задание 3. При выполнении заданий 1 и 2 к каждому элементу первого первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 (по 1 баллу за каждый правильный ответ: 1 задание – 3 балла, 2 задание – 3 балла).
1. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
ВЕЩЕСТВА
А) Zn(OH)2(TB.) и NaOH(TB.)
Б) Zn(OH)2(TB.) и BaSO4(TB.)
В) Вг2(р-р) и FeCl3(p-p)
РЕАКТИВ
1) Н2O
2) NaOH(p-p)
3) Na2SO4(p-p)
4) CO2(р-р)
2. Установите соответствие между простым веществом и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА
А) кислород
Б) алюминий
В) сера
РЕАГЕНТЫ
1) Fe2O3, NaOH(р-р)
2) Fe, HNO3
3) HI, SO2
4) C2H5OH, Cl2
5) СаСl2, HCl
Задание 4. При выполнении заданий 1 – 3 запишите развернутый ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12 (1 задание – 4 балла, 2 задание – 3 балла, 3 задание – 5 баллов).
1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
Сu + NaNO3 + H2SO4 → CuSO4 + NO2 + Na2SO4 + H2O.
Определите окислитель и восстановитель.
2. Железную пластинку массой 50 г, содержащую 25 % нерастворимых в кислотах примесей, обработали избытком раствора концентрированной соляной кислоты. Какой объём водорода (н.у.) при этом выделится?
3. Даны вещества: растворы Cu(NO3)2, H2SO4, ZnCl2, KNO3, MgSO4, КОН. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии оксид магния. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Максимальное количество баллов за олимпиаду 36.
Ответы: Максимальное количество баллов за олимпиаду 36.
Задание 1. 14 баллов – 1 балл за каждый ответ.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 8 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 |
Задание 2. 4 балла – по 2 балла за ответ.
1. 23
2. 35
Задание 3. 6 баллов – по 3 балла за ответ.
1. 122
2. 312
Задание 4. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12 (1 задание – 4 балла, 2 задание – 3 балла, 3 задание – 5 баллов).
- Cu0 + NaN+5O3 + H2SO4 → Cu+2SO4 + N+4O2 + Na2SO4 + H2O (1)
Cu0 – 2е = Cu+2 1 (1)
N+5 + 1е = N+4 2
N+5(HN+5O3) — окислитель (1)
Cu0 — восстановитель
Молекулярное уравнение
Сu + 2NaNO3 + 2H2SO4 = CuSO4 + 2NO2 + Na2SO4 + 2H2O (1)
- 1) Уравнение реакции:
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2↑. (1)
2) Рассчитываем количество вещества железа:
m(Fe)чист. = 50 • 75/100 = 37,5 г (1)
M(Fe) = 56 г/моль, n(Fe) = 37,5/56 ≈ 0,67 моль.
3) Рассчитываем объём Н2:
по уравнению реакции
n(H2) = n(Fe) = 0,67(моль)
V(H2) = 0,67 • 22,4 = 15,008 ≈ 15(л). (1)
3. Схема эксперимента MgSO4 → Mg(OH)2 → MgO (1)
1) MgSO4 + 2NaOH = Mg(OH)2↓ + Na2SO4 (1)
Mg2+ + 2OH-=Mg(OH)2 (1)
Образуется осадок белого цвета. Реакция ионного обмена.
2) Mg(OH)2 = MgO + Н2O (1)
При нагревании Mg(OH)2 разлагается и изменяется внешний вид осадка — он
уменьшается в объёме.
Указаны признаки (1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная олимпиада по химии. 8 класс.
Задания и решения для 8 класса....
Школьная олимпиада по химии 10 класс.
данные задания могут быть использованы для проведения школьной олимпиады, а так же на уроках для любознат...
школьная олимпиада по химии 10 класс
В документе представлены 9 заданий с решениями, которые можно использовать для проведения школьного этапа олимпиады по химии в 10 классе....
Школьная олимпиада по химии 9-10 класс.
Данные задания можно предложить в качестве школьной олимпиады, а так же учащимся 9-11 классов, которые ...
Задания школьной олимпиады по химии для учащихся 11 класса
Задания для школьного тура олимпиады по химии для учащихся 11 класса содержат материал по курсам неорганической, органической и общей химии. К заданиям прилагаются ответы и критерии оценивания....
Школьная олимпиада по химии в 9-х, 11-х классах
Материал подобран для олимпиады 9-х и 11-х классов, с целью углубления и расширения знаний учащихся по химии. Материал способствует развитию логического мышления, математических способностей при решен...
Школьная олимпиада по химии 10 класс
Школьный тур олимпиад 10 класс...
- Мне нравится (1)