Школьная олимпиада по химии 10 класс
олимпиадные задания по химии (10 класс) на тему

Шаронова Светлана Владимировна

Школьный этап олимпиад по химии 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_etap.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии 

2018-2019 учебный год 10 класс

Задание 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

Часть 1.

  1. В атоме железа распределение электронов по электронным слоям соответствует ряду чисел

1) 2; 14; 8; 2

2) 2; 4; 8; 6; 6

3) 2; 8; 14; 2

4) 2; 8; 8; 8

2.  У какого элемента наиболее выражены неметаллические свойства?

1) Be

2) B

3) Ca

4) Sr

  1. Соединениями с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связью являются соответственно

1) хлороводород и силан

2) фосфат натрия и нитрид калия

3) фосфин и водород

4) аммиак и сероуглерод

  1. В каких соединениях атомы хлора и алюминия имеют одинаковое значение степени окисления?

1) Сl2O и Al(NO3)3

2) НСlO2 и Na[Al(OH)4]

3) НСlO3 и АlСl3

4) NH4CIO4 и AI2(SO4)3

5. Основанием и кислотой соответственно являются

1) HNO3 и NH4Al(SO4)2

2) H2S и NaNO3

3) H2SO3 и Са(ОН)2

4) KOH и H4P2O7

6.  Окислительно-восстановительной является реакция

1) СаСO3 + SiO2 = CaSiO3 + СO2

2) BaSO3 = BaO + SO2

3) CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2 + K2SO4

4) CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu

7. Электролитической диссоциации фосфата натрия в водном растворе соответствует уравнение

1) Na3PO4 = Na+ + PO4-

2) Na3PO4 = Na+ + PO43-

3) Na3PO4 = 3Na+ + PO43-

4) Na3PO4 = 3Na+ + PO4-

8. При добавлении раствора нитрата калия к раствору хлорида цинка

1) выпадает осадок

2) выделяется газ

3) выпадает осадок и выделяется газ

4) видимых изменений не происходит

9. Кальций при обычных условиях вступает в реакцию с каждым из двух веществ:

1) кислородом и хлором

2) аргоном и углеродом

3) оксидом углерода(II) и оксидом железа(II)

4) хлоридом калия и нитратом меди(II)

10. Углекислый газ реагирует с каждым из двух веществ:

1) HNO3 и H2O

2) Са(ОН)2 и К2O

3) КОН и ВаСl2

4) H2SO4 и SiO2

11. С раствором гидроксида натрия реагирует вещество, формула которого

1) CuS

2) NO

3) Н3РO4

4) KNO3

12. Фосфат кальция можно получить при взаимодействии двух веществ:

1) гидроксида кальция и фосфата меди(II)

2) фосфата бария и кальция

3) хлорида кальция и фосфата натрия

4) фосфата натрия и карбоната кальция

13. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Серная кислота является смесью веществ.

Б. Угарный газ является чистым веществом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Оксид cepы(IV) проявляет окислительные свойства при взаимодействии с

1) оксидом натрия

2) водой

3) гидроксидом бария

4) йодоводородом

Задание 2.  При выполнении заданий 1 и 2 из предложенного перечня ответов выберите два правильных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. В порядке усиления неметаллических свойств расположены химические элементы следующих рядов:

1) N → С → О

2) Те → Se → S

3) Mg → Al → S

4) N → P → As

5) Si → В → Be

2. Атомы кислорода содержат молекулы

1) метана

2) ацетилена

3) этилового спирта

4) этана

5) уксусной кислоты

Задание 3.  При выполнении заданий 1 и 2 к каждому элементу первого первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 (по 1 баллу за каждый правильный ответ: 1 задание – 3 балла, 2 задание – 3 балла).

1. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА

А) Zn(OH)2(TB.) и NaOH(TB.)

Б) Zn(OH)2(TB.) и BaSO4(TB.)

В) Вг2(р-р) и FeCl3(p-p)

РЕАКТИВ

1) Н2O

2) NaOH(p-p)

3) Na2SO4(p-p)

                                                                  4) CO2(р-р)

2. Установите соответствие между простым веществом и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

А) кислород

Б) алюминий

В) сера

РЕАГЕНТЫ

1) Fe2O3, NaOH(р-р)

2) Fe, HNO3

3) HI, SO2

4) C2H5OH, Cl2

5) СаСl2, HCl

Задание 4.  При выполнении заданий 1 – 3 запишите развернутый ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12 (1 задание – 4 балла, 2 задание – 3 балла, 3 задание – 5 баллов).

1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Сu + NaNO3 + H2SO4 → CuSO4 + NO2 + Na2SO4 + H2O.

Определите окислитель и восстановитель.

2. Железную пластинку массой 50 г, содержащую 25 % нерастворимых в кислотах примесей, обработали избытком раствора концентрированной соляной кислоты. Какой объём водорода (н.у.) при этом выделится?

3. Даны вещества: растворы Cu(NO3)2, H2SO4, ZnCl2, KNO3, MgSO4, КОН. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии оксид магния. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Максимальное количество баллов за олимпиаду 36.

Ответы:  Максимальное количество баллов за олимпиаду 36.

Задание 1. 14 баллов – 1 балл за каждый ответ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ответ

3

2

3

2

4

4

3

8

1

2

3

3

2

4

 

Задание 2. 4 балла – по 2 балла за ответ.

1. 23

2. 35

Задание 3. 6 баллов – по 3 балла за ответ.

1. 122

2. 312

Задание 4.  Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12 (1 задание – 4 балла, 2 задание – 3 балла, 3 задание – 5 баллов).

  1. Cu0 + NaN+5O3 + H2SO4 → Cu+2SO4 + N+4O2 + Na2SO4 + H2O    (1)

Cu0 – 2е = Cu+2    1                                                                                      (1)

N+5 + 1е = N+4    2

N+5(HN+5O3) — окислитель                                                                      (1)

Cu0 — восстановитель

Молекулярное уравнение

Сu + 2NaNO3 + 2H2SO4 = CuSO4 + 2NO2 + Na2SO4 + 2H2O                 (1)

  1. 1) Уравнение реакции:

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2↑.                                                                       (1)

2) Рассчитываем количество вещества железа:

m(Fe)чист. = 50 • 75/100 = 37,5 г                                                         (1)

M(Fe) = 56 г/моль, n(Fe) = 37,5/56 ≈ 0,67 моль.

3) Рассчитываем объём Н2:

по уравнению реакции

n(H2) = n(Fe) = 0,67(моль)

V(H2) = 0,67 • 22,4 = 15,008 ≈ 15(л).                                                    (1)

3. Схема эксперимента MgSO4 → Mg(OH)2 → MgO                         (1)

1) MgSO4 + 2NaOH = Mg(OH)2↓ + Na2SO4                                             (1)

Mg2+ + 2OH-=Mg(OH)2                                                                                  (1)

Образуется осадок белого цвета. Реакция ионного обмена.

2) Mg(OH)2 = MgO + Н2O                                                                     (1)

При нагревании Mg(OH)2 разлагается и изменяется внешний вид осадка — он

уменьшается в объёме.

Указаны признаки                                                                                 (1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада по химии. 8 класс.

Задания и решения для 8 класса....

Школьная олимпиада по химии 10 класс.

данные   задания  могут  быть  использованы  для  проведения   школьной   олимпиады, а   так  же  на  уроках    для  любознат...

школьная олимпиада по химии 10 класс

В документе представлены 9 заданий с решениями, которые можно использовать для проведения школьного этапа олимпиады по химии в 10 классе....

Школьная олимпиада по химии 9-10 класс.

Данные   задания  можно  предложить  в  качестве   школьной   олимпиады,  а   так  же    учащимся   9-11 классов,  которые ...

Задания школьной олимпиады по химии для учащихся 11 класса

Задания для школьного тура олимпиады по химии для учащихся 11 класса содержат материал по курсам неорганической, органической и общей химии. К заданиям прилагаются ответы и критерии оценивания....

Школьная олимпиада по химии в 9-х, 11-х классах

Материал подобран для олимпиады 9-х и 11-х классов, с целью углубления и расширения знаний учащихся по химии. Материал способствует развитию логического мышления, математических способностей при решен...

Школьная олимпиада по химии 10 класс

Школьный тур олимпиад 10 класс...