школьная олимпиада по химии 10 класс
олимпиадные задания по химии (10 класс) по теме
В документе представлены 9 заданий с решениями, которые можно использовать для проведения школьного этапа олимпиады по химии в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
2012-2013 уч. год
10 класс
10-1 Какие газы можно получить, имея в своем распоряжении следующие вещества:
хлорид натрия, серную кислоту, нитрат аммония, воду, нитрит аммония, соляную кислоту, перманганат калия, гидроксид натрия, карбид алюминия, карбид кальция и сульфит натрия?
Напишите все уравнения возможных реакций, укажите условия их протекания.
10-2. В органических соединениях атом углерода называют первичным, вторичным, третичным или четвертичным в зависимости от того, с каким числом соседних углеродных атомов (с одним, двумя, тремя или четырьмя) он связан. В таблице приведены сведения о некоторых предельных углеводородах.
Алкан | Число первичных атомов | Число вторичных атомов | Число третичных атомов | Число четвертичных атомов |
А | 2 | 0 | 0 | 0 |
B | 2 | 1 | 0 | 0 |
C | 2 | 2 | 0 | 0 |
D | 3 | 0 | 1 | 0 |
E | 2 | 3 | 0 | 0 |
F | 3 | 1 | 1 | 0 |
G | 4 | 0 | 0 | 1 |
H | 5 | 0 | 1 | 1 |
Напишите структурные формулы углеводородов А–Н и приведите их названия.
10-3 В 1928 году американскому химику корпорации «Дженерал Моторс»
(«General Motors Research») Томасу Мидглей младшему удалось синтезировать и выделить в своей лаборатории химическое соединение, состоявшее на 23,53% из углерода, 1,96% водорода и 74,51% фтора. Полученный газ был в 3,52 раза тяжелее воздуха и не горел. Выведите формулу соединения, напишите структурные формулы органических веществ, соответствующих полученной молекулярной формуле, дайте им названия по номенклатуре ИЮПАК. Где применяются в наше время подобные соединения?
10-4 Для трех химических элементов А, В и С известно, что они принимают участие в следующих превращениях:
С2 + 3В2 2СВ3
4СВ3 + 5А2 4СА + 6В2А
4СВ3 + 3А2 = 2С2 + 6В2А
С2 + А2 = 2 СА
4СА2 + 2В2А + А2 = 4ВСА3
О каких элементах идет речь в задании? Запишите уравнения реакций.
10-5 При растворении 11,5 г смеси алюминия, магния и меди в соляной кислоте выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Нерастворившийся остаток переведен в раствор концентрированной азотной кислотой. При этом выделилось 4,48 л (н.у.) газа. Определите массовые доли (в%) компонентов исходной смеси.
10-6. В пяти пробирках находятся растворы гидроксида кальция, соляной кислоты, карбоната натрия, нитратов аммония и серебра. Предложите способ определения содержимого каждой пробирки, не прибегая к использованию других реактивов. Напишите уравнения протекающих реакций.
10-7. Смесь этана, этилена и ацетилена объемом 2,8 л (н.у.) может прореагировать с 17,4 г оксида серебра (в аммиачном растворе) или присоединить 28 г брома. Напишите уравнения реакций. Вычислите объемные доли углеводородов в исходной смеси.
10-8*. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: пропан → 2-хлорпропан → пропен → 1,2-дихлорпропан → пропин → → пропен → пропанол-2 → 2-бромпропан → 2,3-диметилбутан.
10-9*. Газ, выделившийся при действии 3,0 г цинка на 18,7 мл 14,6 %-ной (по массе) соляной кислоты (плотностью 1,07 г/мл), пропущен при нагревании над 4,0 г оксида меди (II). Определите, каким минимальным объемом 19,6 %-ной (по массе) серной кислоты (плотность 1,14 г/мл) надо обработать полученную смесь, чтобы выделить из нее металлическую медь.
Решения 10 класс
10-1
1) 2NaCl(тв.) + H2SO4 (конц.) Na2SO4 + 2HCl↑
или NaCl(тв.) + H2SO4 (конц.) NaHSO4 + HCl↑
NH4NO3 = N2O↑ + 2H2O
NH4NO2 = N2↑ + 2H2O
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑
2KMnO4 + 16HCl = 2KCl + 2MnCl2 + 5Cl2↑ + 8H2O
или 2NaCl + 2H2O 2NaOH + H2↑ + Cl2↑
Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3 + 3CH4↑
CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2H2↑
2H2O 2H2↑+ O2
NH4NO3 + NaOH = NaNO3 + NH3↑ + H2O
Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + SO2↑
За каждое уравнение реакции 1 балл
Итого: 10 баллов
10-2. Соединения:
А – СН3–СН3 этан
В – СН3–СН2–СН3 пропан
С – СН3–СН2–СН2–СН3 н-бутан
D – СН3–СН(СН3)–СН3 2-метилпропан (изобутан)
Е – СН3–СН2–СН2–СН2–СН3 н-пентан
F – СН3–СН(CH3)–СН2–СН3 2-метилбутан (изопентан)
G – СН3–С(CH3)2–СН3 2,2-диметилпропан (неопентан)
H – CH3–C(CH3)2–CH(CH3)–CH3 2,2,3-триметилбутан
За каждое правильно составленную структурную формулу – по 0,75 балла.
За каждое правильно составленное название соединения – по 0,5 балла.
Всего – 10 баллов.
10-3
Формула вещества CxHyFz - 1 балл
Относительная молекулярная масса 29*3,52=102 - 1 балл
x : y : z = 23,53/12 : 1,96/1 : 74,51/19 - 1 балл C : Н : F = 1 : 1 : 2 - 1 балл
Простейшая формула СНF2 Мr= 51 - 1 балл Отсюда истинная формула С2Н2F4 - 1 балл
Или: 12 x+ y+19 z=102 -1 балл
12 x – 23,53%
102 – 100% x =2
Y – 1,96%
102 – 100% y=2
19 z – 74,51%
102 – 100% z =4 расчеты - 1 балл
Отсюда формула С2Н2F4 - 1 балл Это фреон.
Возможны 2 структурных изомера: 1,1,2,2-тетрафторэтан
И 1,1,1,2-тетрафторэтан - каждая структурная формула и название по 1 баллу
(всего – 4 балла)
Области применения: в качестве рабочего вещества — хладагента в холодильной технике; раньше применялись в парфюмерии и медицине для создания аэрозолей;
в пожаротушении на опасных объектах (например, электростанции, корабли и т. д.);
как вспенивающий реагент при производстве полиуретановой продукции.
(хотя бы 1 пример) - 1 балл
Всего - 10 баллов
10-4
N2 + 3H2 2NH3
4NH3 + 5O2 4NO + 6H2O
4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O
N2 + O2 = 2NO
4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3
Составлена система уравнений с тремя неизвестными:
А – кислород, В – водород, С – азот.
За каждое уравнение реакции 1 балл
Всего – 5 баллов.
10-5
1) Медь не взаимодействует с соляной кислотой.
4,48 л
Cu + 4 HNO3 = Cu(NO3)2 +2NO2 + 2H2O
n(NO2) = 4,48/22,4 = 0,2 моль;
n(Cu) = 0,1 моль; m(Cu) = 64 x 0,1 = 6,4 г 1 балл
х моль 1,5 х моль
2) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
y моль y моль
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 2 балла
3) Определение количества вещества водорода: n(H2) = 5,6/22,4 = 0,25 моль; 1 балл
4) Составлена система с двумя неизвестными:
x + 1,5y = 0,25
24x + 27y = 5,1 2 балла
5) Решена система с двумя неизвестными (определены значения «х» и «y») 2 балла
х = 0,1; у = 0,1
6) Определены массы и массовые доли компонентов смеси.
m(Al) = 2,7г; m(Mg) = 2,4г 1 балл
ώ (Al) = 2,7/11,5 = 0,2348 или 23,48%
ώ(Mg) = 2,4/11,5 = 0,2087 или 20,87%. 1 балл
ώ (Cu) = 6,4/11,5 = 0,5565 или 55,65%
Итого: 10 баллов
10-6.
Для идентификации соединений в пяти пробирках необходимо провести реакции их попарного взаимодействия. Наблюдаемые в каждом случае эффекты следует занести в таблицу (сетку Плетнера), которую затем необходимо построчно сравнить с аналогичной таблицей эффектов попарного взаимодействия заданных веществ, составленной теоретически:
Аg NO3 | HCl | Na2CO3 | NH4NO3 | Сa(ОН)2 | |
Аg NO3 | а)↓ бел | б) ↓ бел | ––– | в)↓ сер | |
HCl | а)↓ бел | г)↑ СО2 | ––– | д)┼(нет призн) | |
Na2CO3 | б)↓ бел | г)↑ СО2 | е)↑ ? | ж)↓ бел | |
NH4NO3 | –––– | –––– | е)↑ ? | з)↑ NH3 | |
Сa(ОН)2 | в)↓ сер | д)┼ (нет призн) | ж)↓бел | з)↑ NH3 |
Уравнения реакций:
Д) 2 HCl + Сa(ОН)2 = СaCl 2 + 2 H2O; H+ + OH– = H2O
(нет внешнего эффекта).
З) 2NH4NO3 + Сa(ОН)2 = Сa(NO3)2 + 2NH3↑ + 2H2O;
NH4+ + OH– = NH3 + H2O
(выделяется газ с резким неприятным запахом).
Г) Na2CO3 + 2 HCl = 2NаCl + H2O + CO2↑;
CO32– + 2 H+ = H2O + CO2 (выделяется газ без запаха).
В) 2АgNO3 + Сa(ОН)2 = Сa(NO3)2 + 2АgОН (выпадает серый осадок).
Б) 2Аg NO3 + Na2CO3 = 2Nа NO3 + Аg2CO3 (выпадает белый осадок).
А) Аg NO3 + HCl = АgCl + Н NO3 (выпадает белый хлопьевидный осадок).
Е) возможно протекание реакции совместного гидролиза:
2 NH4NO3 + Na2CO3 = 2 NaNO3 + 2 NH3 + CO2 + H2O;
2 NH4+ + CO32– = 2 NH3 + CO2 + H2O, в результате чего содержимое пробирки будет пахнуть аммиаком.
Ж) Сa(ОН)2 + Na2CO3 = 2Nа ОН + СaCO3 (выпадает белый кристаллический осадок)
Проведем анализ полученной таблицы.
Комбинация «один осадок + один газ без запаха» соответствует пробирке с раствором соляной кислоты.
Комбинация «2 осадка (бел и сер) + один газ с резким неприятным запахом» отвечает пробирке с раствором гидроксида кальция.
Сочетание « 2 белых осадка + один газ без запаха + возможно, газ с резким неприятным запахом» дает пробирка с раствором карбоната натрия..
Три осадка образует нитрат серебра.
Только газ с резким неприятным запахом (один или два раза) выделяется из пробирки с раствором нитрата аммония.
При затруднении в идентификации содержимого отдельных пробирок можно использовать качественные реакции с участием веществ в уже известных пробирках.
Составление таблицы – 5 баллов.
Уравнения реакций – 8 баллов.
Указание на определение каждого из веществ – 5 баллов.
Всего – 18 баллов.
10-7. Уравнения реакций:
HC≡CH + Ag2O(аммиачн.р-р) → Ag–C≡C–Ag↓ + H2O (1)
CH2=CH2 + Br2 → CH2Br–CH2Br (2)
HC≡CH + 2Br2 → CHBr2–CHBr2 (3)
Реакция радикального бромирования этана не используется при решении этой задачи, поскольку представляет собой реакцию замещения, а не присоединения.
Количество вещества Ag2O: n(Ag2O) = 17,4 г / 232 г/моль = 0,075 моль.
Количество вещества Br2: n(Br2) = 28 г / 160 г/моль = 0,175 моль.
В соответствии с уравнением реакции (1) n(C2H2) = n(Ag2O) = 0,075 моль.
Объем ацетилена: V(C2H2) = 0,075 моль · 22,4 л/моль = 1,68 л.
В соответствии с уравнением реакции (3) с 0,075 моль ацетилена прореагирует 0,075 · 2 = 0,150 моль брома. Значит, в реакцию с этиленом вступает 0,175 – 0,150 = 0,025 моль Br2.
В соответствии с уравнением реакции (2) n(C2H4) = n(Br2) = 0,025 моль.
Объем этилена: V(C2H4) = 0,025 моль · 22,4 л/моль = 0,56 л.
Объем этана: V(C2H6) = 2,8 л – 1,68 л – 0,56 л = 0,56 л.
Объемные доли газов в смеси:
φ(С2Н2) = (V(C2H2) / V(смеси)) · 100%; φ(С2Н2) = (1,68/2,8) · 100% = 60%;
φ(С2Н4) = (V(C2H4) / V(смеси)) · 100%; φ(С2Н4) = (0,56/2,8) · 100% = 20%;
φ(С2Н6) = (V(C2H6) / V(смеси)) · 100%; φ(С2Н6) = (0,56/2,8) · 100% = 20%.
Уравнения реакций – 3 балла.
Рассуждения и расчеты – 7 баллов.
Всего – 10 баллов.
Итого за комплект заданий 10 класса – 73 балла.
10-8*. Уравнения реакций:
1. CH3–CH2–CH3 + Cl2 → CH3–CHCl–CH3 + HCl (hν, to)
2. CH3–CHCl–CH3 + KOH(спирт.р-р) → СН3–СН=СН2 + KCl + H2O
3. СН3–СН=СН2 + Cl2 → СН3–СНCl–СН2Cl
4. СН3–СНCl–СН2Cl + 2 KOH(спирт.р-р) → СН3–С≡СН + 2 KCl + 2 H2O
5. СН3–С≡СН + H2 → СН3–СН=СН2 (to, p, kt)
6. СН3–СН=СН2 + HOH → СН3–СН(OH)–СН3 (to, p, kt)
7. СН3–СН(OH)–СН3 + HBr → СН3–СНBr–СН3 + H2O (при to)
8. 2 СН3–СНBr–СН3 + 2 Na → СН3–СН(CH3)–CH(CH3)–СН3 + 2 NaBr
(рекция Вюрца)
За каждое правильно написанное уравнение реакции – по 1,25 балла.
Всего – 10 баллов.
10-9*. Уравнения реакций:
Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2 (1)
CuO + H2 = Cu + H2O (при to) (2)
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O (3)
Cu + H2SO4 (разб.) ≠
Количество вещества цинка: n(Zn) = 3,0 г / 65 г/моль = 0,046 моль.
Масса раствора HCl: m(р-ра HCl) = 18,7 мл · 1,07 г/мл = 20 г.
Масса HCl: m(HCl) = 20 г · 0,146 = 2,92 г.
Количество вещества HCl: n(HCl) = 2,92 г / 36,5 г/моль = 0,08 моль.
В соответствии с уравнением реакции (1) n(Zn) : n(HCl) = 1 : 2, поэтому в данном случае Zn взят в избытке, а HCl – в недостатке. Расчеты проводим по HCl.
По уравнению реакции (1): n(H2) = ½n(HCl); n(H2) = ½ · 0,08 моль = 0,04 моль.
Количество вещества CuO: n(CuO) = 4,0 г / 80 г/моль = 0,05 моль.
В соответствии с уравнением реакции (2) n(CuO) = n(H2), поэтому в данном случае CuO взят в избытке, а водород – в недостатке. Расчет ведем по Н2.
По уравнению реакции (2) с 0,04 моль Н2 прореагирует (и превратится в Сu) 0,04 моль CuO, а 0,05 – 0,04 = 0,01 моль CuO останется непрореагировавшим. Для растворения этого количества CuO в соответствии с уравнением реакции (3) потребуется такое же (0,01 моль) количество H2SO4.
Масса H2SO4: m(H2SO4) = 0,01 моль · 98 г/моль = 0,98 г.
Масса раствора H2SO4: m(раствора H2SO4) = 0,98 г / 0,196 = 5 г.
Объем раствора H2SO4: V(раствора H2SO4) = 5 г / 1,14 г/мл = 4,4 мл.
Уравнения реакций – 3 балла.
Рассуждения и расчеты – 7 баллов.
Всего – 10 баллов.
Как определять вещества и анализировать полученные результаты.
В четырёх пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. В вашем распоряжении имеется необходимое число пустых пробирок. Не пользуясь никакими другими реактивами, определите содержимое каждой из пробирок.
Решение
оригинальность предлагаемой задачи заключается в том, что для ее решения требуется мысленный эксперимент. В решениях таких задач обычно представлена таблица, иллюстрирующая возможность взаимодействия между веществами попарно, уравнения химических реакций и отдельные комментарии.
Проведём мысленный эксперимент. Рассмотрим содержимое пробирок. Вещества визуально неразличимы – это бесцветные прозрачные растворы. (Помните, что есть окрашенные растворы – Cu +2 (голуб.), Fe +2 (песочн.), Fe +3 (рыжеватого)
Составим таблицу возможных попарных взаимодействий веществ (табл. 2), в результате которых мы будем (или не будем) наблюдать определённые признаки реакций.
Таблица 1
BaCl2 | Na2CO3 | K2SO4 | HCl | |
BaCl2 | выпадает осадок ↓белого цвета | выпадает осадок ↓белого цвета | без изменений _____ | |
Na2CO3 | выпадает осадок ↓белого цвета | Без изменений _______ | выделяется газ ↑без цвета и запаха | |
K2SO4 | выпадает осадок ↓белого цвета | Без изменений ______ | Без изменений _____ | |
HCl | Без изменений ______ | Выделяется газ ↑без цвета и запаха | Без изменений ______ |
Уравнения реакций: (составим все возможные – см. таблицу)
BaCl2 + Na2CO3 = BaCO3↓ + 2NaCl; (1)
BaCl2 + K2SO4 = BaSO4↓ + 2KCl; (2)
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑ + H2O. (3)
Возьмём пробирку 1. Из остальных пробирок отольём примерно по 2 мл растворов в три пустые пробирки и добавим в каждую из них по 5–6 капель раствора из пробирки 1.и т.д. Рассмотрим 4 возможных варианта (см. табл.). Для наглядности в каждом случае приведены схемы распознавания веществ. В решении желательно изображать схему в виде представленной выше таблицы .
Описание рассуждений
Комбинация 2 белых осадка дает в-во хлорид бария
Один белый осадок и газ без цвета и запаха дает карбонат натрия
Один осадок (а в остальных пробирках видимых изменений нет) – сульфат калия
А один бесцветный газ – соляная кислота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-120900-1352055305.jpg)
Школьная олимпиада по химии 10 класс.
данные задания могут быть использованы для проведения школьной олимпиады, а так же на уроках для любознат...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-120900-1352055305.jpg)
Школьная олимпиада по химии 9-10 класс.
Данные задания можно предложить в качестве школьной олимпиады, а так же учащимся 9-11 классов, которые ...
Задания школьной олимпиады по химии для учащихся 11 класса
Задания для школьного тура олимпиады по химии для учащихся 11 класса содержат материал по курсам неорганической, органической и общей химии. К заданиям прилагаются ответы и критерии оценивания....
Школьная олимпиада по химии в 9-х, 11-х классах
Материал подобран для олимпиады 9-х и 11-х классов, с целью углубления и расширения знаний учащихся по химии. Материал способствует развитию логического мышления, математических способностей при решен...